О понуждении к исполнению требований законодательства о социальной помощи инвалидов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Первомайск «16» июля 2010 года.

Первомайский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Фешина Н.Г.,

при секретаре Петруниной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района к ОАО «Транспневматика» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной помощи инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Первомайского района обратился в суд с исками к ОАО «Транспневматика» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной помощи инвалидов. В своём заявлении указал, что прокуратурой Первомайского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе данной проверки выявлены нарушения действующего законодательства в ОАО «Транспневматика».

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 9 указанного закона, реабилитация инвалидов -система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию.

Статья 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда в том числе путем установления в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов и др.

Статья 21 указанного Федерального закона устанавливает, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Статья 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие' места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В части 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлена обязанность работодателей, ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В статье 13 указанного закона предусмотрено, что квоты для приема на работу инвалидов являются дополнительной гарантией занятости.

Среднесписочная численность работников ОАО «Транспневматика» составляет ..... человек, из которых ..... являются инвалидами.

В нарушение указанных требований законодательства в ОАО «Транспневматика» не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Часть 2 ст. 7 Конституции РФ гарантирует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.

В части 3 ст. 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы.

Правило 7 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993 года) предписывает, что инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда.

Таким образом, ответчиком нарушаются конституционные права инвалидов, не обеспечиваются установленные законом государственные гарантии и меры, направленные на обеспечение нормальной жизнедеятельности инвалидов.

Споры по вопросам предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Первомайского района Алёшков А.А. поддержал заявленные требования по основаниям указанным в заявлении.

Представитель ОАО «Транспневматика» Столярова Н.С. в судебном заседании требования прокурора Первомайского района признала в полном объёме и пояснила, что в связи с отменой п.а ч.3 Закона НО «О квотировании рабочих мест» квота для трудоустройства инвалидов увеличилась и составляет 2%, то есть ..... места, а работают ..... инвалида. Требуется увеличить квоту на ..... рабочих места. В настоящее время среднесписочный состав работающих составляет ..... работающих. В связи с тем, что на предприятии завезено новое оборудование, в результате чего произойдёт сокращение штата работников предприятия. Для этого необходимо будет установить квоту для трудоустройства инвалидов относительно нового среднесписочного состава. А потому она иск прокурора Первомайского района признаёт в полном объёме и просит предоставить им срок для устранения нарушения закона в 3 месяца.

В силу ч.1 ст. 173 ГПК РФ - Заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

2. Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон.

3. При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого судом мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, в защиту государственных и общественных интересов освобождаются от оплаты госпошлины, которую надлежит в силу ст.103 ГПК РФ взыскать с ответчика в доход государства в размере ..... рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Принять признание ответчиком исковых требований прокуролра Первомайского района, поскольку данное признание не нарушает законных интересов третьих лиц и соответствует требованиям закона.

Иск прокурора Первомайского района Нижегородской области к ОАО «Транспневматика» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной помощи инвалидов - удовлетворить.

Обязать ОАО «Транспневматика» устранить нарушение закона путем выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в трёхмесячный срок.

Взыскать с ОАО «Транспневматика» в доход государства государственную пошлину в размере ..... рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в 10-дневный срок через Первомайский районный суд.

Федеральный судья: Фешин Н.Г.

Копия верна