Муравьев - Военный комиссариат Кировской области - о взыскании компенсации за наем жилого помещения



Дело № 11-АП-72/2012

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    02 апреля 2012 года                        г. Киров

    Первомайский районный суд г. Кирова в составе

председательствующего судьи – Фокиной Т.В.

при секретаре – Мезенцевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу военного комиссариата Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 67 Кировской области от 27 февраля 2012 года,

У С Т А Н О В И Л:

Муравьев Е.В. обратился к мировому судье с иском к Военному комиссариату Кировской области, в котором просил взыскать с военного комиссариата Кировской области денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за период с 26 января 2011 года по 26 января 2012 г. в сумме 43200 рублей, затраты по уплате государственной пошлины в сумме 1496 рублей.

Решением мирового судьи судебного участка № 67 от 27 февраля 2012 года с Военного комиссариата Кировской области в пользу Муравьева Е.В. взыскана денежная компенсация за наем жилого помещения в размере 43200 рублей, уплаченная госпошлина в размере 1496 рублей.

Военный комиссариат Кировской области, не согласившись с решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой указал, что мировым судьей неверно истолкованы нормы законодательства. Заявитель уволен с военной службы и военнослужащим не является (при этом основание для увольнения в данном случае не играет роли). Изменяя в судебном порядке основание увольнения, заявитель не требовал восстановить его на работе и не изъявлял желания служить дальше. Заявитель только 27 августа 2010 года признан нуждающимся в получении жилья и поставлен на очередь нуждающихся в жилплощади жилищной комиссией военного комиссариата Кировской области. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 № 3-П речь идет именно о категории граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и об отнесении к этой же категории граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, но уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты. Обязательным условием возникновения права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, является постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. Муравьев Е.В. до 01 января 2005 года не был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также не является военнослужащим, то и данные правоотношения по оплате найма (поднайма) на него не распространяются. На основании изложенного просит отменить решение мирового судьи судебного участка № 67 Кировской области от 27.02.2012 по делу № 2-711/12 полностью и принять по делу новое решение.

В судебное заседание представитель заявителя жалобы военного Комиссариата Кировской области по доверенности Шуклина О.А. требования жалобы поддержала.

Истец Муравьев Е.В. требования жалобы не признал, просил в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Муравьев Е.В. является майором запаса, проходил военную службу по контракту с {Дата} по {Дата} и с {Дата} по {Дата}, перед увольнением проходил военную службу по контракту в военном комиссариате (Данные деперсонифицированы) Кировской области в должности (Данные деперсонифицированы) с {Дата}. За всё время военной службы в Вооруженных Силах РФ в установленном порядке жильем обеспечен не был.

Приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от {Дата} {Номер} досрочно уволен с военной службы в запас (Данные деперсонифицированы)), что также установлено кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 26 января 2010 года.

Протоколом заседания жилищной комиссии военного комиссариата Кировской области от {Дата} {Номер} жилищная комиссия военного комиссариата Кировской области признала истца нуждающимся в получении жилья и поставила на очередь нуждающихся в жилплощади военнослужащих военного комиссариата Кировской области.

Так как Муравьев не имел жилья, то 26 января 2010 года он с гражданином Муравьевым В. В. заключил договор найма жилого помещения по адресу: {Адрес}, сроком на 1 год, за плату для проживания, при этом истец обязан выплачивать собственнику жилого помещения плату за пользование квартирой ежемесячно 3600 рублей.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

На основании п. 2.1 указанной статьи обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

    В обоснование своих требований ответчик ссылается на п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и Постановление Конституционного Суда РФ от 03 февраля 2010 года № 3-П.

    Согласно п. 14 ст. 15 указанного выше закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.02.2012 N 3-П абзац второй пункта 14 статьи 15 в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 года и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года, признан не соответствующим Конституции РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 N 5-П пункт 14 статьи 15 (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в той мере, в какой на его основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет, признан не соответствующим Конституции РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

При таких обстоятельствах применение ответчиком указанных положений со ссылкой на то, что истец был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, незаконно, ссылка на Постановление Конституционного Суда РФ от 03 февраля 2010 года № 3-П является необоснованной. Исходя из действующих норм, граждане, поступившие на военную службу до 1 января 2005 года и принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после этой даты, имеют возможность получения социальной поддержки на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года.

Как следует из материалов дела, Муравьев Е.В. был принят на военную службу {Дата}, т.е. до {Дата}, имеет общую продолжительность военной службы более {Дата}, уволен с военной службы (Данные деперсонифицированы) Исходя из указанного следует, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением, однако не обеспечен им до настоящего времени.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи, о том, что Муравьев Е.В. обладает правом получения денежной компенсации за счет средств федерального бюджета, в связи с чем у мировым судьей исковые требования удовлетворены законно и обоснованно.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения мирового судьи судебного участка № 67 Кировской области.

Руководствуясь ст.ст. 331, 334 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка № 67 Кировской области от 27 февраля 2012года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу военного комиссариата Кировской области – без удовлетворения.

В соответствии со ст. 329 ГПК РФ определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Федеральный судья                     Т.В. Фокина