Дело № *
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2010 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова в составе
председательствующего судьи – Фокиной Т.В.
при секретаре – Вилисовой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перетягиной О.Д. к Территориальному управлению администрации г. Кирова по Первомайскому району о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения и постановке на учет,
У С Т А Н О В ИЛ :
Перетягина О.Д. обратилась в суд с иском к территориальному управлению администрации г. Кирова по Первомайскому району о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения и постановке на учет.
В обоснование требований указала, что она является ветераном Великой Отечественной войны. В январе 2010 г. она подала заявление в территориальное управление по Первомайскому району о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В настоящее время она временно проживает у родственников по адресу*, а зарегистрирована по адресу*, в комнате принадлежащей ее сыну. Какого-либо жилья на праве собственности или по договору социального найма, она не имеет. Решением Общественной комиссии по жилищным вопросам от* ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещении на условиях договора социального найма на основании ст. 53 ЖК РФ. Однако заявитель с данным решением не согласен, поскольку ранее предоставленная ей квартира* была продана в 1995г., квартира* принадлежит родственникам супруги сына. Дом* принадлежит сыну заявителя и не пригоден к проживанию. Считает, что срок, установленный ст. 53 ЖК РФ истек и она имеет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма.
На основании изложенного Перетягина О.Д. просит признать незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам от* и обязать поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В судебное заседание истец не явилась, просит дело рассмотреть в ее отсутствие. Представители истца по доверенности Перетягин В.И. (он же третье лицо по иску Перетягиной О.Д.) и Козлов С.Б. доводы иска поддержали в полном объеме.
Представитель территориального управления администрации г. Кирова по Первомайскому району по доверенности Л* с иском не согласна, указав в представленном отзыве, что 25.01.2010 г. Перетягина О.Д. обратилась в территориальное управление администрации г. Кирова по Первомайскому району с заявлением о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения и постановке на учет. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от* ей было отказано на основании ст.ст. 51, 53, 54 ЖК РФ. Из содержания приложенных к заявлению Перетягиной О.Д. документов следовало, что Перетягина М.В. и Перетягина С.Д. зарегистрировались по адресу* непосредственно перед подачей заявления о постановке на учет. До указанного периода они были зарегистрированы в 2-комнатной благоустроенной квартире по адресу*. Кроме того, комиссией было учтено, что Перетягин В.И. является собственником жилого дома*. Ранее Перетягина О.Д. состояла на учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и проживала по адресу*. решением Кировского городского совета народных депутатов от* №* ей на состав семьи 2 человека была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу*. В настоящее время она проживает вместе с внучкой в трехкомнатной квартире по адресу*. Считает, что Перетягина М.В. и Перетягина С.В., зарегистрирововавшись 25.12.2009 г. по адресу*, искусственно создали нуждаемость по обеспеченностью общей площадью и ухудшили свои жилищные условия. Если бы такие действия не были ими произведены, то оснований для признания Перетягиной О.Д. нуждающейся в жилом помещении не имелось бы. На основании изложенного, просит в удовлетворении требований отказать.
Третьи лица администрация г. Кирова, Перетягина М.В. и Перетягина С.В. в суд не явились, просят дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Перетягина О.Д., * г.р., является ветераном Великой Отечественной войны (л.д. 15).
25 января 2010 г. Перетягина О.Д. обратилась в территориальное управление администрации г. Кирова по Первомайскому району с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет по Закону Кировской области от 04.05.2007 № 104-ЗО как участника Великой отечественной войны.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от*., утвержденного распоряжением заместителя главы администрации г. Кирова, начальника территориального управления по Первомайскому району №* от* Перетягиной О.Д. было отказано в постановке на учет в виду совершении действий, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилых помещениях и не истечения пятилетнего срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ (л.д. 64).
Реализация мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» осуществляется в пределах субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета. Согласно ст.3 Закона Кировской области от 01.08.2006 № 32-ЗО «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета» предоставление участникам Великой Отечественной войны меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность (далее - социальная выплата) или в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - единовременная денежная выплата).
В силу ст.ст.3,5 Закона Кировской области от 04.05.2007 № 104-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Кировской области по договорам социального найма» жилые помещения предоставляются участникам Великой Отечественной войны, проживающим на территории области и признанным нуждающимися в жилых помещениях. На основании ст.5 Закона в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная органом местного самоуправления по месту постоянного жительства гражданина, претендующего на признание нуждающимся в жилом помещении. Распоряжением главы администрации г.Кирова от 30.05.2005 № 2656 «О мерах по реализации жилищного кодекса РФ» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. В ст.6 Закона указано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за счет жилищного фонда области, признаются граждане, указанные в ст.51 ЖК РФ и относящиеся к категориям, установленным ст.3 настоящего Закона (далее - нуждающиеся в жилых помещениях).
В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании Закона № 104-ЗО, осуществляется в порядке, установленном Законом Кировской области от 02.08.2005 № 349-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Кировской области".
Согласно ч.5 ст.8 Закона № 104-ЗО при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Судом установлено, что Перетягина О.Д. зарегистрирована в жилом помещении, жилой площадью 21,3 кв.м., расположенном по адресу*. Фактически проживает по адресу* (без регистрации).
Как установлено судом из пояснений Перетягина В.И., проживание его матери Перетягиной О.Д. в квартире* носит временный характер, проживает с разрешения ее внучки П*, однако разрешение собственника квартиры на проживание Перетягиной О.Д. не получено.
Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу* принадлежит на праве собственности сыну заявителя – Перетягину В.И.
По данному адресу, согласно справке МУП РИЦ участок №*, также зарегистрированы: собственник Перетягин В.И. (дата регистрации*), его супруга Перетягина М.В. (дата регистрации*) и его дочь Перетягина С.В. (дата регистрации*) – л.д. 68.
В своих возражениях представитель ответчика указывает на то, что после переезда в комнату*, Перетягина М.В. и Перетягина С.В. были зарегистрированы в двухкомнатной квартире по адресу*, поэтому данное жилое помещение также должно учитываться при определении уровня обеспеченности жильем Перетягиной О.Д.
Однако суд не может согласиться с данным доводом по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии со ст. 6 Закона Кировской области от 02.08.2005 № 349-ЗО, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Однако, Перетягина М.В. и Перетягина С.В. снялись с регистрационного учета по адресу* и выехали на постоянное место жительство в другое жилое помещение* (л.д. 65), в связи с чем утратили право пользования данной квартирой. Других жилых помещений в собственности либо занимаемых на условиях договора социального найма они не имеют. По этим основаниям суд считает, что квартира по адресу* не должна учитываться при определении уровня обеспеченности жильем Перетягиной О.Д.
Доказательств того, что Перетягина О.Д. приобрела право пользование квартирой* в судебном заседании не представлено, поэтому суд считает, что данное жилое помещение также не должно учитываться при определении уровня обеспеченности жильем Перетягиной О.Д.
Также суд считает, что при определении уровня обеспеченности жильем не должен учитываться жилой дом*, принадлежащий на праве собственности сыну заявительницы Перетягину В.И., поскольку данный жилой дом, согласно справке *сельского совета Кировской области разрушен и не пригоден к проживанию (л.д. 32,33).
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. В соответствии с ч.6 ст.8 Закона Кировской области № 104-ЗО при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за 5 лет, предшествовавших предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что решением Кировского городского совета народных депутатов от* №* была предоставлена двухкомнатная квартира*(л.д. 75), которая согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.06.2010 г. была отчуждена в январе 1995 г. В настоящее время, пятилетний срок, установленный ст. 53 Жилищного кодекса РФ, истек.
Регистрация Перетягиной О.Д. в жилом помещении по адресу* была произведена 12.09.2008 г., регистрация по данному адресу Перетягиной М.В. и Перетягиной С.В. была произведена*.
Суд не может расценить постановку на регистрационный учет по месту жительства Перетягиной М.В. и Перетягиной С.В. как действия, совершенные с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку это противоречило бы основам начала семейного законодательства (ст. 1 Семейного кодекса РФ) и нарушало бы право на совместное проживание детей и их родителей.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова…», по смыслу ст.53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что со стороны заявителя были совершены умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, судом установлено не было.
С учетом изложенного, суд считает, что решение общественной комиссии по жилищным вопросам от*, утвержденное распоряжением заместителя главы администрации г. Кирова, начальника территориального управления по Первомайскому району №* от* об отказе Перетягиной О.Д. в постановке на учет в качестве нуждающейся в представлении жилого помещения является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам от*, утвержденное распоряжением заместителя главы администрации г. Кирова, начальника территориального управления по Первомайскому району №* от* об отказе Перетягиной О.Д. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать территориальное управление администрации г. Кирова по Первомайскому району поставить на учет Перетягину О.Д. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Первомайский районный суд г. Кирова.
Срок для обжалования исчислять с 18 июля 2010 года, т.е. с момента изготовления решения в окончательной форме.
Федеральный судья Т.В. Фокина