05.07.2010 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № *

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 5 июля 2010 года

Первомайский районный суд г. Кирова

в составе председательствующего судьи Ординой Н.Н.,

при секретаре Виноградовой А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Вылегжаниной Е.Г. к ООО «РЭО-Сервис», МО «Город Киров» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Вылегжанина Е.Г. обратилась в суд с иском, в котором указала, что в 1987 г. государственным предприятием «К*» ей было предоставлено койко-место в комнате №* общежития по адресу*. В 1998 г. в связи с улучшением жилищных условий АО «К*» ей предоставило комнату №* в общежитии по адресу*, в которой истица с сыном В* проживает по настоящее время.

Занимаемое жилое помещение является частью многоквартирного жилого дома, имеющего статус общежития, принадлежащего в настоящий момент на праве собственности ООО «РЭО-Сервис», до 1992 г. общежитие принадлежало ГП «К*». Согласно плану приватизации ГП «К*», утвержденному решением Комитета по управлению имуществом Кировской области № 835 от 14.12.1992 г. общежитие, расположенное по адресу*, было включено в уставный капитал ОА «К*», правопреемником которого является ОАО ШК «А*». В декабре 1999 г. здание общежития было передано в уставный капитал ООО ФИК «В*», с апреля 2000 года собственником здания является ООО «РЭО-Сервис».

Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992г. № 721, запрещено стоимость указанных объектов (жилой фонд) включать в уставный капитал акционерного общества.

В силу п. 1 Указа Президента РФ № 8 от 10.01.1993г. «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, в состав приватизируемого имущества в федеральной собственности не может быть включен жилищный фонд, находящийся в ведении этих предприятий, в т.ч. и общежития.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», а также ст. 9 Закона РФ «Об общих основах федеральной жилищной политики в РФ» при переходе государственных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в их ведении, должен быть передан в ведение органов местного самоуправления с сохранением прав граждан на приватизацию жилых помещений.

В связи с тем, что ОАО «К*» приобрело объект недвижимости – здание общежития по адресу* на основании ничтожной сделки приватизации, оно не могла отчуждать его кому бы то ни было, так как согласно ст. 209 ГК РФ.

Поэтому сделка по приватизации в части включения спорного объекта недвижимости в уставной капитал ОАО «К*» является ничтожной с момента её заключения и в соответствии со ст. 167 ГК РФ не влечет юридических последствий, передача общежития в собственность ответчика препятствует реализации права истца на приватизацию.

Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предполагает создание гражданам равных условий для реализации права на приобретение в собственность бесплатно жилых помещений в домах государственного и муниципального жилого фонда. То обстоятельство, что здание общежития не было передано в муниципальную собственность, а с членами семьи истца не был заключен договор социального найма на занимаемое помещение, не может препятствовать реализации права истца на приватизацию, так как она гарантировано Законом и не может быть поставлено в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.

На основании изложенного просит, признать за собой право собственности в порядке приватизации на изолированное жилое помещение – комнату №*, жилой площадью 12,8 кв.м., встроенный шкаф площадью 0,9 кв.м, находящиеся соответственно под №* и №* на третьем этаже девятиэтажного кирпичного здания по поэтажному плану технического паспорта по адресу*.

В судебном заседании истица Вылегжанина Е.Г. исковые требования поддержала.

Представители ответчиков ООО «РЭО-Сервис», МО «Город Киров» в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом, причина не явки не известна.

Представители третьих лиц Департамента государственной собственности Кировской области, Агентства по управлению федеральным имуществом Кировской области, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Территориального управления по Первомайскому району администрации г. Кирова в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом, причина неявки не известна.

Представитель третьего лица МУ «Центр недвижимости г. Кирова» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил отзыв, согласно которому считают, что исковые требования следует удовлетворить.

Управление Росреестра по Кировской области ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ОАО «Шинный комплекс «Амтел-Поволжье» (ранее ОАО «Кировский шинный завод») в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил отзыв, в котором указал, что заявленное требование о признании права собственности фактически является требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки, так как право на приватизацию может возникнуть только после признания общежития* государственной или муниципальной собственностью, то есть после применения последствий ничтожной сделки в виде двусторонней реституции. Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, предусмотренный п. 1 ст. 181 ГК РФ истек. Следовательно, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Третье лицо Вылегжанин П.Г. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, представил отзыв, согласно которому исковые требования Вылегжаниной Е.Г. поддерживает, от участия в приватизации спорного жилого помещения отказывается.

Выслушав мнение истицы о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся ответчиков и третьих лиц, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков и третьих лиц в порядке заочного производства.

Суд, выслушав доводы истицы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 2,3 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии со ст. 1 Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 03.07.1991 г. № 1531-1 (в ред. Законов РФ от 05.06.92 N 2930-1) приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г. № 1541-1 с последующими изменениями и дополнениями – приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения - по месту бронирования жилых помещений.

Согласно ст. 2 названного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статья 18 указанного закона предусматривает, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Указом Президента РФ от 01.07.1992г. № 721 было утверждено Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа.

Абзацем 2 п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом президента РФ от 01.07.1992 г. № 721 установлено, что стоимость объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иных объектов, для которых предусмотрены ограничения или установлен особый режим приватизации, не включается в уставный капитал акционерного общества.

В силу п.1 Указа Президента РФ № 8 от 10.01.1993г. «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, в состав приватизируемого имущества не может быть включен жилищный фонд, находящийся в ведении этих предприятий, в т.ч. и общежития.

Анализируя положения указанного законодательства, суд приходит к выводу о том, что передача зданий общежитий государственных предприятий в уставный капитал создаваемых в процессе приватизации акционерных обществ не допускалась.

Статьей 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из буквального смысла ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу указанного Федерального закона приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статья 4 данного Закона в данном случае применению не подлежит. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

В судебном заседании установлено, что здание по адресу*, решением исполнительного комитета Первомайского районного совета народных депутатов № 346 от 16.03.1989 г. общежитие* признано семейным общежитием.

Согласно выписке из плана приватизации ГП «К*», утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Кировской области № 835 от 14.12.1992 г., общежитие, расположенное по адресу*, было включено в уставный капитал ОАО «К*», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.10.1999 г. сделана запись №*.

Договором №* от* ОАО «К*» передал в собственность ООО ФИК «В*» общежитие, расположенное по адресу*, на основании договора от*, заключенного между ООО ФИК «В*» и ООО «РЭО-Сервис», и соответствующего акта приема-передачи от* здание указанного общежития перешло к последнему.

На основании соглашения о разделе имущества от* право собственности на помещение общежития, площадью 4327,9 кв.м. зарегистрировано за ООО «РЭО-Сервис», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.01.2007г. сделана запись №*.

В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Исходя из смысла указанной нормы, а так же в связи с тем, что в результате действий государственного органа создано новое юридическое лицо, которое приобрело право собственности на переданное ему имущество, суд приходит к выводу о том, что приватизация ГП Кировский шинный завод является сделкой и отклоняет доводы представителей ООО «К*» об ином порядке рассмотрения данного спора.

Таким образом, сделка приватизации в части передачи спорного объекта недвижимости в уставный капитал ОАО «К*» является ничтожной, поскольку противоречит действовавшему на момент ее совершения законодательству.

В силу п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В связи с тем, что ОАО «К*» приобрело объект недвижимости – здание общежития по адресу* на основании ничтожной сделки приватизации, оно не могло отчуждать его кому бы то ни было, так как исключительно собственнику принадлежит право распоряжения принадлежащим ему имуществом (ст. 209 ГК РФ).

Сделки, совершенные ООО ФИК «В*» и ООО «РЭО-сервис» по передаче здания общежития являются ничтожными в силу ст. 209 ГК РФ.

Государственная регистрация вещного права ответчика, произведенная по порочным основаниям не является доказательством наличия данного права в соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, сделка приватизации находящегося в федеральной собственности жилого здания, а так же последующие сделки по его отчуждению являются недействительными в силу ничтожности.

Наличие государственной регистрации права собственности на здание общежития у ООО «РЭО-Сервис» существенного значения не имеет, поскольку судом констатирована незаконность нахождения указанного здания общежития в собственности частного предприятия.

Срок исковой давности к данным правоотношениям судом не может быть применен, в связи с тем, что согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Из пояснений истицы судом установлено, что в 1987 г. государственным предприятием «К*» ей предоставлено койко-место в комнате №* общежития по адресу*, что также подтверждается, сведениями о месте жительства истицы в медицинской справке от* (л.д.12), справкой ОАО ШК «А*», согласно которой до февраля 1997 года Вылегжанина Е.Г. проживала в общежитии па адресу*.

Согласно справке ОАО «ШК «Амтел-Поволжье» решением администрации, профкома и жилищно-бытовой комиссии ОАО «К*» от* (протокол №*) истице предоставлена комната в общежитии по адресу: г. Киров, ул. Свободы, 11. В материалах дела имеется копия договора найма от*, заключенного между АО «К*» и Вылегжаниной Е.Г. по условиям которого Вылегжаниной Е.Г. предоставлено для проживания с семьей из 2 человек комната площадью 12, 8 кв.м., в общежитии по адресу* (л.д. 15).

Суду представлена справка Кировского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», в соответствии с которой за Вылегжаниной Е.Г. недвижимого имущества по праву собственности не зарегистрировано.

Кроме того, в материалах гражданского дела имеется Сообщение Управления Росреестра по Кировской области об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним от*, согласно которому, в ЕГРП права Вылегжаниной Е.Г. не зарегистрированы.

При таких обстоятельствах, на основании изложенных выше положений закона, Вылегжанина Е.Г. имеет право приобрести спорную жилую комнату в собственность в порядке приватизации.

Тот факт, что ранее истице была предоставлено койко-место в общежитии по адресу*, а впоследствии комната №* в общежитии по адресу* никем не оспаривается.

Согласно выписке из плана приватизации ГП «К*», утвержденного решением Комитета по управлению имуществом Кировской области № 835 от 14.12.1992 г., общежитие, расположенное по адресу*, было включено в уставный капитал ОАО «К*», а так же из уточненного перечня зданий и сооружений, учтенных в уставном капитале ОАО «К*» по состоянию на 01.07.1992 г. следует, что здание* являлось общежитием, принадлежало ГП «К*», и в последствии было включено в уставной капитал ОАО «К*».

Исходя из того, что был осуществлен переезд из одного помещения в общежития в другое, после приватизации государственного предприятия, когда общежитие было передано в уставной капитал акционерного общества, суд считает необходимым применять ст. 7 ФЗ РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие ЖК РФ», поскольку право пользования жилым помещением возникло у Вылегжаниной Е.Г. до передачи общежитий в уставный капитал. Смена гражданами помещений в общежитии не может влиять на их право приватизировать комнату в собственность. При этом суд полагает, что дата переезда правового значения не имеет.

Как следует из технического паспорта помещения общежития* комната с инвентаризационным номером* (что соответствует фактическому номеру*), является изолированным жилым помещением, площадь комнаты составляет – 12,8 кв. м. В указанной комнате имеется встроенный шкаф с инвентаризационным номером* согласно данным технического паспорта, площадью 0,9 кв.м.

Оснований не доверять данным технического паспорта у суда не имеется, поэтому требования истицы к ООО «РЭО-Сервис» о признании права собственности на указанное жилое помещение и встроенный шкаф подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 6 ст. 25 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» после государственной регистрации права собственности на квартиру орган кадастрового учета снимает с учета комнаты в такой квартире на основании документа, содержащего сведения об указанной регистрации и поступившего в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

В соответствии с ч. 7 ст. 27 указанного закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.

Как следует из ч. 4 ст. 45 данного закона, при включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня присвоения данного номера представляет документ о таком объекте недвижимости в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации. Если при этом ранее учтенным объектом недвижимости является объект недвижимости, который указан в части 9 статьи 25 настоящего Федерального закона и право собственности, на который зарегистрировано с учетом установленных статьей 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" особенностей, орган кадастрового учета в срок не более чем три рабочих дня со дня завершения включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости сведений и документов о таком объекте недвижимости направляет кадастровый паспорт такого объекта недвижимости в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании ч. 2 ст. 47 указанного ФЗ кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Таким образом, технический паспорт здания общежития от 2006 г. может быть применен для технической идентификации помещений.

Часть 4 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяет требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав: кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, а планы другого недвижимого имущества - соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Форма представляемого в соответствии со статьей 25.3 настоящего Федерального закона технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядок его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Поскольку из материалов дела следует, что имеется только технический паспорт на все здание общежития, на комнату технического (кадастрового) паспорта нет, решение является основанием для постановки указанной комнаты (помещения) на кадастровый учет и изготовления на комнату технического (кадастрового) паспорта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, 235 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Признать за Вылегжаниной Е.Г. в порядке приватизации право собственности на изолированное жилое помещение – комнату №*, жилой площадью 12,8 кв.м. и встроенный шкаф, площадью 0,9 кв.м., расположенные на *-м этаже здания общежития* с инвентаризационными номерами согласно данным технического паспорта соответственно* и*.

Решение является основанием для постановки указанных помещений на кадастровый учет и изготовления технического (кадастрового) паспорта.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Первомайский районный суд г. Кирова по истечение срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения либо в тот же срок со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения.

Судья Ордина Н.Н.