02.08.2010 об оспаривании решения УФМС



Дело №*

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 августа 2010 года г. Киров

Первомайский районный суд г. Кирова в составе

председательствующего судьи – Фокиной Т.В.

при секретаре – Филимоновой О.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Курбонова М.О. об оспаривании решения УФМС России по Кировской области,

У С Т А Н О В И Л:

Курбонов М.О. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС России по Кировской области.

В обоснование требований указал, что заключением УФМС России по Кировской области от* было аннулировано выданное ему разрешение на временное проживание на основании п.п. 8, 14 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», так как он в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временно проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством РФ порядке в течение 180 суток и не получал доход в размерах, позволяющих содержать себя, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, а также не представил в установленный срок свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. С данным решением заявитель не согласен, поскольку в Кирове он проживает более 10 лет, состоит в браке с гражданкой РФ Х*, от совместного брака имеют двоих несовершеннолетних детей. Согласно трудового договора №* от* он оказывал услуги штукатура, получив аванс, он отчитался перед налоговой инспекцией, о чем свидетельствует декларация от 06.05.2010 г. В начале июня 2010 г. им была получена оставшаяся часть заработка, в связи с чем им была подана повторная декларация от 07.06.2010 г., по которой его доход составил 45000 руб. Кроме дохода от трудовой деятельности, он имеет счет в Сбербанке РФ на сумму 40000 руб., также на лицевом счете жены имеется 20013,31 руб. Ее общий доход по месту работы составил 31257,54 руб. Помимо этого, он занимается предпринимательской деятельностью и имеет дополнительный доход. За май 2010 г. его заработок составил 18000 руб. Таким образом, размер доходов позволяет содержать семью, не прибегая к помощи государства. Согласно ст. 6 (пункт 9) ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» он должен был в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание лично подать в территориальный орган УФМС России уведомление о подтверждении своего проживания в РФ с приложением правки о доходах, копии налоговой декларации и иного документа, подтверждающего размер и источник дохода. Для подтверждения свого проживания, заявитель 07.06.2010г. прибыл в отделение УФМС России по Кировской области, но необходимые для подтверждения документы, у него не приняли, не смотря на то, что сроки подачи отчетности были соблюдены. Отказ был мотивирован со ссылкой на аннулирование временного разрешения. 06.08.2009 г. он был постановлен на учет в налоговом органе с присвоением номера налогоплательщика, но до момента получения уведомления от 24.05.2010г. считал, что предоставил он предоставил копию документа, подтверждающего факт постановки на учет. На основании изложенного, просит признать недействительным заключение УФМС России по Кировской области от 26.05.2010 г. об аннулировании выданного разрешения на временное проживание в РФ и обязать ответчика восстановить выданное ранее разрешение на временное проживание в РФ.

В судебном заседании Курбонов М.О. и его представитель по доверенности Яхъяев И.С. доводы заявления поддержали в полном объеме.

Представитель УФМС России по Кировской области по доверенности Мигушина Е.А. с иском не согласна, указав в представленном отзыве, что разрешение на временное проживание аннулировано по двум самостоятельным основаниям. Во-первых, заявитель не представил вовремя копию свидетельства о постановке в налоговый орган на учет. Во-вторых, не имеет достаточных средств для существования. Курбонов М.О. въехал на территорию РФ 02.03.2009 г., последний день подачи копии свидетельства о постановке на учет в налоговый орган – 21.03.2010г. Об этой дате заявитель был предупрежден письменно. Кроме того, заявителем в отделение УФМС была предоставлена декларация о доходах только за 2009г. На момент аннулирования разрешения на временное проживание, Курбонов М.О. в официально зарегистрированном браке не состоял. За продлением срока подачи отчетности Курбонов М.О. также не обращался. На основании изложенного, просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Заключением УФМС России по Кировской области от 14.05.2009 г. Курбонову М.О., гражданину республики Таджикистан, было разрешено временное проживание на территории РФ (л.д. 62-63).

В соответствии с п. 9 ст. 6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.

При наличии уважительных причин указанное уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание с приложением документов, перечисленных в абзаце первом настоящего пункта, а также документов, подтверждающих невозможность подать указанное уведомление в установленный срок.

О данной обязанности Курбонов М.О. был предупрежден лично под роспись, о чем свидетельствует его расписка от 22.05.2009 г. (л.д. 69).

Уведомлением от 11.05.2010 г. Курбонов М.О. подтвердил свое проживание на территории РФ и представил сведения о своем доходе в 2009г.

В соответствии с Заключением УФМС России по Кировской области от* ранее выданное Курбонову М.О. разрешение на временное проживание было аннулировано на основании п.п. 8 и 14 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Основанием для аннулирования временного разрешения послужило не предоставление в УФМС России по Кировской области сведений о постановке Курбонова М.О. на налоговый учет и не осуществление трудовой деятельности в установленном законодательством РФ порядке в течение 180 суток и не получение доходов в размерах, позволяющих содержать себя, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума (л.д. 60-61).

В соответствии с пунктом 8 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Как следует из материалов дела, Курбонов М.О. прибыл на территорию РФ 21.03.2009г., о чем свидетельствует миграционная карта (л.д. 68). Однако судом установлено, что фактически Курбонов М.О. проживает на территории РФ с 2000 г.

Согласно копии трудового договора от* Курбонов М.О. работал в 2009г. в качестве штукатура у физического лица О*(л.д. 14).

Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц от 06.05.2010г., доход Курбонова М.О. по трудовому договору от* составил 6666,66 руб. (л.д. 40-44). Кроме того, согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц от 07.06.2010г., доход Курбонова М.О. по трудовому договору от* составил 45000 руб. (л.д. 45-47). Таким образом, общая сумма дохода Курбонова М.О. по трудовому договору от* составила 51666,66 руб.

Также судом установлено, что Курбонов М.О. получает доход от ведения личного подсобного хозяйства и занятием животноводством, который в соответствии с пунктом 6 Правил определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина или лица без гражданства, должен учитываться при определении среднемесячного дохода. Факт получения дохода от данных видов деятельности подтверждается как пояснениями Курбонова М.О., так и показаниями свидетелей Х* (К*) и К*, оснований не доверять которым у суда не имеется и не опровергается материалами дела.

14 апреля 2010 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 22).

Также согласно справке Кировского отделения №* Сбербанка РФ на имя Курбонова М.О. открыт счет по вкладу №*, с остатком вклада в сумме 40000 руб. (л.д. 25)

С 2000г. Курбонов М.О. совместно проживает Х*, брак с которой зарегистрирован 19.07.2010г., от брака имеет двоих несовершеннолетних детей 2003 и 2006 г.р. (л.д. 17, 20, 78). Супруга заявителя и его несовершеннолетние дети являются гражданами Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Х* (после заключения брака – К*) работает в МОУ детский сад №* с 21.04.2008 г. по настоящее время ее среднемесячная заработная плата составляет около 4500 руб. Кроме того, на ее имя открыт вклад, сумма вклада составляет 20013 руб. 31 коп. (л.д. 27-28).

Суд соглашается с доводами представителя УФМС России по Кировской области Мигушиной Е.А. в том, что до заключения брака в установленном законом порядке УФМС не вправе было учитывать доходы Х* при определении размера среднедушевого дохода семьи. Однако, судом установлено, что фактически Курбонов М.О. и Х* проживают с 2000 г., ведут совместное хозяйство, воспитывают общих несовершеннолетних детей. Доход данной семьи (как до заключения брака, так и после заключения брака) составляли общие доходы Курбонова М.О. и Х*, доходы от ведения личного подсобного хозяйства и предпринимательской деятельности, которые превышали установленный законом прожиточный минимум и позволяют семье содержать себя, не прибегая к помощи государства.

Кроме того, основанием для аннулирования ранее выданного разрешения на временное проживание является не представление в установленный срок документов, указанных в пункте 5 статьи 6.1 настоящего Федерального закона (пункт 14 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

Согласно материалам дела, Курбонов М.О. был поставлен на налоговый учет 06 августа 2009 г. (л.д. 29).

Пунктом 5 статьи 6.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» предусмотрено, что иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание:

1) документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), - в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание;

2) свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 5 ст. 6.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» свидетельство о постановке на учет в налоговом органе должно быть представлено Курбоновым М.О. до 21.03.2010г. (то есть в течение одного года со дня въезда на территорию РФ). Согласно заключению УФМС России по Кировской области от* свидетельство о постановке на учет в налоговом органе Курбоновым М.О. не предоставлено до настоящего времени, при этом, как указывает заявитель, принять копию данного свидетельства в УФМС отказались, сославшись на аннулирование разрешения на временное проживание.

Однако при принятии решения об аннулировании разрешения на временное проживание миграционным органом не были приняты во внимание личность Курбонова М.О., его семейное положение и интересы его несовершеннолетних детей, являющихся гражданами РФ, а также нормы международного права о правах человека.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 2 марта 2006г. № 55-0 «по жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российское Федерации» исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к ней).

Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.

Оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно: как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Поскольку отказ в выдаче разрешения на временное проживание или аннулирование ранее выданного разрешения за неоднократные нарушения установленного порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданкой Российской Федерации и имеющего ребенка, влечет его обязанность в течение 15 дней добровольно покинуть Россию, что представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение, которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, такие меры могут быть применены уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личности правонарушителя и характера совершенного административного правонарушения, т.е. степени его общественной опасности.

Судом установлено, что ранее Курбонов М.О. нарушений миграционного законодательства, в частности режима пребывания на территории РФ, не допускал, к административной и иным видам ответственности не привлекался, ведет достойный образ жизни, что подтверждается характеристикой Вятского Муфтията (л.д. 77). Обязательство по постановке на учет в налоговый орган выполнил своевременно, что подтверждается свидетельством о постановке на учет.

Таким образом, суд считает, что обжалуемое решение УФМС по Кировской области принято без учета требований справедливости и соразмерности, следовательно, его нельзя признать законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным заключение УФМС России по Кировской области от* об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, выданное на имя Курбонова М.О.

Обязать УФМС России по Кировской области восстановить разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации, выданное на имя Курбонова М.О.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Первомайский районный суд г. Кирова.

Срок для обжалования исчислять с 08 августа 2010 года, т.е. с момента изготовления решения в окончательной форме.

Федеральный судья Т.В. Фокина