Дело № 2-104/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2011 года г.Киров
Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Ждановой Е.А.
при секретаре Двоеглазовой В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рычкова Е.М. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Кирове Кировской области о назначении досрочной трудовой пенсии,
у с т а н о в и л:
Рычков Е.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Кирове Кировской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Указал, что решением Управления ПФ РФ в г.Кирове от <данные деперсонифицированы> <данные деперсонифицированы> ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не включены периоды работы: с <данные деперсонифицированы> по <данные деперсонифицированы>, с <данные деперсонифицированы> по <данные деперсонифицированы>, с <данные деперсонифицированы> по <данные деперсонифицированы> в должности маляра в ОАО «Кировский завод «Маяк», так как правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку 2 раздел ХХХШ "Общие профессии", позиция 23200000-13450 пользуются маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Занятость истца на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в течение полного рабочего дня документально не подтверждена. Кроме того, установлены периоды отвлечений от работы 1 мес. 26 дней: в 1978 г. - 27 дней, 1981 г. - 3 день, в 1982 г. - 1 день, в 1983 г. -1 день (гособязанность), в 1988 г. - 9 дней командировки, в 1977 г. - 15 дней оплаты по среднему; и работы в течение неполной рабочей недели: с <данные деперсонифицированы> по <данные деперсонифицированы> - 831 день, с <данные деперсонифицированы> по <данные деперсонифицированы> - 23 дня, с <данные деперсонифицированы> по <данные деперсонифицированы> - 63 дня, с <данные деперсонифицированы> по <данные деперсонифицированы> (отсутствует количество рабочих дней). Рычков Е.М. считает выводы УПФ РФ в г.Кирове необоснованными, просит признать решение Управления ПФ РФ г.Кирове от <данные деперсонифицированы> <данные деперсонифицированы> незаконным, обязать УПФ РФ в г.Кирове включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости спорные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с <данные деперсонифицированы>, то есть с момента обращения в УПФ за назначением пенсии.
В судебном заседании Рычков Е.М. поддержал требования и доводы иска, не оспаривал периоды отвлечений от работы 1 мес. 26 дней и работы в течение неполной рабочей недели: с <данные деперсонифицированы> по <данные деперсонифицированы> - 831 день, с <данные деперсонифицированы> по <данные деперсонифицированы> - 23 дня, с <данные деперсонифицированы> по <данные деперсонифицированы> - 63 дня, с <данные деперсонифицированы> по <данные деперсонифицированы> (отсутствует количество рабочих дней) в спорные периоды работы. Дополнительно пояснил, что в спорные периоды работал фактически маляром полный рабочий день, с применением красок не ниже 3 класса опасности. Штукатуром не работал.
Представитель ГУ УПФ РФ в г.Кирове по доверенности Баталова Н.Ю. иск не признала, полагая решение УПФ РФ в г.Кирова от <данные деперсонифицированы> <данные деперсонифицированы> законным и обоснованным.
Представитель третьего лица ОАО «Кировский завод «Маяк» Лебедева Е.В. иск Рычкова Е.М. поддержала. Пояснила, что занятость истца на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в течение полного рабочего дня подтверждена документально. Переименование должности Рычкова Е.М. «маляр» на «маляр строительный» связано с изменением в штатном расписании, фактически должностные обязанности истца не изменились.
Заслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам - мужчинам по достижению возраста 55 лет и женщинам по достижению возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Мужчинам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
На основании п. 2 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ Списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости назначаются Правительством РФ. В силу Разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 5 и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. В соответствии с п.«б» ч.1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.10.1991 N 10. При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Согласно Списка № 2 раздела XXIII «Общие профессии» (позиция 23200000-13450) производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту по старости на льготных условиях, право на льготное пенсионное обеспечение может быть предоставлено малярам, занятым на работах с веществами класса опасности не ниже 3-го.
Одно из условий для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, которое следует установить - это занятость в профессии маляр в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается - выполнение работы, предусмотренной Списком № 2, не менее 80% рабочего времени (Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 и Разъяснение Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29). Кроме того, необходимо документальное подтверждение занятости в должности маляра с веществами не ниже 3 класса опасности полный рабочий день. Только при наличии совокупности данных условий работник будет иметь право на вышеуказанную пенсию.
Основными документами, подтверждающими периоды работы по трудовому договору, являются документы, выдаваемые работодателями. (п.4 раздела 1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002). На основании п.6 раздела 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Решением <данные деперсонифицированы> от <данные деперсонифицированы> Управления ПФ РФ в г. Кирова Кировской области Рычкову Е.М. отказано в назначении трудовой пенсии по старости связи с отсутствием специального стажа. В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Рычкову Е.М. не зачтен период работы с 13.02.1975 по 27.04.1990 в должности маляра ремонтно-строительного цеха в ОАО «Кировский завод «Маяк», т.к. с 16.02.1988 присвоена профессия штукатура (протокол № 1 от 1.02.1988), что является основанием предполагать, как указывает представитель ответчика, работу Рычкова Е.М. в спорный период в должности штукатура; кроме того, занятость на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в течение полного рабочего дня документально не подтверждена.
Действительно запись № 7 в трудовой книжки Рычкова Е.М. указывает, что истцу 16.02.1988 (протокол № 1) присвоена вторая профессия штукатура 3 разряда. В то же время, из трудовой книжки на имя истца, а также иных представленных письменных документов, показаний допрошенных в суде свидетелей не следует, что Рычков Е.М. работал в должности штукатура, в том числе по совместительству, в оспариваемый период. Напротив, истец работал в должности маляра в течение полного рабочего дня, о чем свидетельствуют следующие письменные документы: трудовая книжка истца (записи за №№ 4-8 - 13.02.1975 Рычкову Е.М. установлен второй разряд маляра, 22.11.1978 он переведен маляром 3 разряда, 01.01.1988 в связи с введением новых тарифных условий оплаты труда истцу установлен 3 разряд маляра ремонтно-строительного цеха, 28.04.1990 переведен плотником 2 разряда); архивная справка ОАО «Кировский завод «Маяк» № 181-07-09-292 от 06.12.2010; личная карточка формы Т-2 на имя Рычкова Е.М.; приказ № 1144 от 16.10.1974 о приеме Рычкова Е.М. в Кировский завод «Маяк» учеником маляра; протоколы квалификационной комиссии № 1 от 13.02.1974 и № 1 от 22.11.1978 о присвоении соответственно 2 и 3 разряда маляра; лицевые счета за указанный период.
Допрошенные свидетели свидетель 2 , свидетель 1 в судебном заседании пояснили, что Рычков Е.М. в период с 13.02.1975 по 27.04.1990 иных обязанностей и должностей, в том числе штукатура, кроме маляра, не занимал и не исполнял.
В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Рычкову Е.М. не зачтены периоды работы с 15.04.1994 по 26.08.1998, с 30.11.1999 в должности маляра строительного ремонтно-строительного цеха в ОАО «Кировский завод «Маяк», т.к. наименование должности «маляр строительный» Списками не предусмотрена, а также занятость истца на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в течение полного рабочего дня документально не подтверждена.
Как пояснила представитель ГУ УПФ РФ в г.Кирове по доверенности Баталова Н.Ю., работа в должности маляра строительного не предусмотрена Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, которая дает право на назначение досрочной трудовой пенсии. Должность «маляр строительный» согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 № 243, предполагает выполнение, помимо чисто малярных, других отделочных работ.
Однако свидетели свидетель 2 , свидетель 1 , работавшие совместно с Рычковым Е.М. в оспариваемые периоды в ремонтно-строительном цехе ОАО «Кировский завод «Маяк» (что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями трудовых книжек), пояснили, что, несмотря на указание в трудовой книжке, что Рычков Е.М. работал в должности маляра строительного, его фактические должностные обязанности не изменились, он работал маляром в течение полного рабочего дня с 8 до 17 час., занимаясь окраской цехов, иных закрытых помещений, в работе применял нитрокраски, получал за вредный характер работы защитные средства, спецодежду, дополнительные отпуска - 3 дня, молоко.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства подтвержден факт выполнения Рычковым Е.М. в период с 15.04.1994 по 26.08.1998, с 30.11.1999 обязанностей маляра в течение полного рабочего дня.
Занятость Рычкова Е.М. на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в течение полного рабочего дня в периоды с 13.02.1975 по 27.04.1990, с 15.04.1994 по 26.08.1998, с 30.11.1999 по 20.09.2000 в должности маляра в ОАО «Кировский завод «Маяк» подтверждается письменными материалами дела. Из протоколов анализа воздушной среды № 664 от 16.12.1989, № 231 от 01.07.1980, № 114 от 26.07.2000 судом установлено, что в даты замеров при работе Рычковым Е.М. красками ПФ-115, МЛ-12 «белая ночь», растворителями (бензином, уайт-спиритом, растворителем № 646) в закрытых помещениях превышена в воздухе допустимая концентрация вредных веществ ксилола, углеводородов нефти, бензина, уайт-спирита (при допустимой концентрации мг/куб.м ксилола - 50 мг/куб. м, углеводород нефти - 300,0 мг/куб.м 16.12.1989 - 1200 мг/куб.м ксилола, 800 мг/куб.м - углеводородов нефти; 26.07.2000 - 900 мг/куб.м ксилола, 1100 мг/куб.м - углеводородов нефти; 01.07.1980- 1600 мг/куб.м бензина, 1200 мг/куб.м. уайт-спирит).
Согласно карточкам складского учета материалов Рычковым Е.М. в оспариваемые периоды в работе использовались краски: эмаль ПФ-115, НЦ-25, ксилол нефтяной и растворители № 646, ацетон, при применении которых, исходя из справки ООО «Кировкраски» № 21-03/9 от 28.01.2009, в воздух выделяются вещества, относящиеся не ниже 3 класса опасности.
Из лицевых счетов на Рычкова Е.М. за рассматриваемые периоды следует, что за работу в должности маляра в течение полного рабочего дня с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности получал дополнительный отпуск и доплату за питание.
ОАО «Кировский завод «Маяк», осуществляя персонифицированный учет, сообщала о рабочих местах, имеющих право на досрочную трудовую пенсию. Так, 28.04.1993 утвержден зам. гл. инженера по реконструкции ОАО «Кировский завод «Маяк» Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей работников, которым установлено льготное пенсионное обеспечение по цеху № 7 на 01.04.1993, предусматривает профессию «маляр», с указанием вредных веществ - ксилол, толуол, с которыми работает маляр и которые в соответствии с Межгосударственным стандартом системы стандартов безопасности труда, общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ГОСТ 12.1.005-88, утвержденными и введенными в действие постановлением Госстрандарта СССР от 29.09.1988 № 3388, относятся непосредственно к третьему классу опасности.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что факт выполняемой истцом работы в должности маляра с применением веществ не ниже 3 класса опасности в течение полного рабочего дня в периоды, указанные в иске, доказан письменными материалами дела и показаниями свидетелей, поэтому спорные периоды подлежат включению в специальный стаж Рычкова Е.М., необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды отвлечения 1 мес. 26 дней от основной работы: в 1978 г. - 27 дней, 1981 г. - 3 день, в 1982 г. - 1 день, в 1983 г. -1 день (гособязанность), в 1988 г. - 9 дней командировки, в 1977 г. - 15 дней оплаты по среднему; и работы в течение неполной рабочей недели: с 15.04.1994 по 26.08.1998 - 831 день, с 30.11.1999 по 31.12.1999 - 23 дня, с 01.01.2000 по 30.06.2000 - 63 дня, с 01.07.2000 по 20.09.2000 (отсутствует количество рабочих дней). Доказательств, подтверждающих занятость истца на работах с вредными условиями труда в данные периоды, не имеется, Рычковым Е.М. не оспаривается.
С учетом включения спорных периодов общий специальный стаж Рычкова Е.М. составит 17 лет 9 мес. 12 дней при требуемом 12 лет 6 месяцев, что является достаточным для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно ст. 19 Федерального Закона № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия подлежит назначению с 15.09.2010 года, то есть со дня обращения Рычковым Е.М. в УПФР с заявлением о ее назначении.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Кирове Кировской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы Рычкова Е.М.:
с 13.02.1975 по 27.04.1990, с 15.04.1994 по 26.08.1998, с 30.11.1999 по 20.09.2000 в должности маляра в ОАО «Кировский завод «Маяк», за исключением периодов отвлечений от работы 1 мес. 26 дней и работы в течение неполной рабочей недели: с 15.04.1994 по 26.08.1998 - 831 день, с 30.11.1999 по 31.12.1999 - 23 дня, с 01.01.2000 по 30.06.2000 - 63 дня, с 01.07.2000 по 20.09.2000 (отсутствует количество рабочих дней).
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Кирове Кировской области назначить Рычкову Е.М. досрочную трудовую пенсию по старости с 15 сентября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме, то есть с 17 января 2010 года.
Федеральный судья Е.А. Жданова