12.01.2010 прокурор г. Кирова к администрации г. кирова о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов



Дело № 2-275/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2011 года г. Киров

Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Никонова К.Ф., при секретаре Баданиной Н.В. с участием прокурора Берижицкой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора г. Кирова о признании незаконным бездействия Администрации г. Кирова, выразившегося в неисполнении законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, возложении обязанности создать квоту для приема на работу инвалидов

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Кирова, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации г. Кирова, в котором указал, что прокуратурой г. Кирова была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о социальной защите инвалидов. Среднесписочная численность работников администрации МО «г. Киров» составляет 417 человек. Действующими нормативно-правовыми актами установлена квота в организациях для приема инвалидов к среднесписочной численности работников. Администрацией г. Кирова требования закона не выполняются, по состоянию на 25.11.2010 не создано ни одного рабочего места для инвалидов. В соответствии с требованиями закона в администрации г. Кирова должна быть установлена квота для приема на работу инвалидов в количестве 13 человек.

На основании изложенного просит признать незаконным бездействие администрации МО «г. Киров», выразившегося в неисполнении требований федерального и регионального законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов. Обязать администрацию МО «г. Киров» в месячный срок со дня вступления решения в законную силу создать квоту для приема на работу инвалидов в количестве 13 человек.

Помощник прокурора г. Киров Берижицкая Н.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель администрации г. Киров Малых С.А. с заявленными требованиями не согласен.

Суд, выслушав мнение участников процесса, изучив представленные материалы, приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 20 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

В соответствии со ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В ст. 2 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дано понятие органа местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В ст. 34 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 определена структура органа местного самоуправления, а именно структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В ст. 37 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме того в ст. 29 Устава МО «г. Киров», утвержденного решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 N 42/19 определено, что Администрация города Кирова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области.

Таким образом, из вышеназванных положений следует, что администрация МО «г. Киров» является органом местного самоуправления осуществляющая исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения, является специфическим субъектом гражданско-правовых отношений, действующим от имени и в интересах публичного образования и не является организацией (коммерческой либо не коммерческой) в смысле предусмотренном ГК РФ.

Кроме того понятие организации как таковой в законе отсутствует и при буквальном толковании закона суд приходит к выводу о том, что требования ст.ст. 20, 21 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 не могут быть распространены на органы местного самоуправления.

В то же время Администрация МО «г. Киров» не обладает правом самостоятельно принимать решения о численности работников, поскольку в соответствии с Распоряжением Правительства Кировской области от 09.11.2007 N 487 «О Методике расчета предельной штатной численности работников органов местного самоуправления муниципальных образований» штатная численность администрации МО «г. Киров» определяется Правительством Кировской области. Поскольку у Администрации МО «г. Киров» отсутствует право определять штатную численность работников, следовательно, у Администрации МО «г. Киров» отсутствует право и возможность устанавливать квоты в соответствии со ст. 21 ФЗ №181-ФЗ от 24.11.1995.

В ч. 1 ст. 2 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» дано понятие муниципальной службы - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В ст. 2 Закона Кировской области от 30.06.2003 N 174-ЗО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области» дано понятие квоты - минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

Исходя из данного понятия суд приходит к выводу о том, что на данные рабочие места могут быть приняты и инвалиды.

Однако в ст. 13 ФЗ № 25-ФЗ от 02.03.2007 установлено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того в ст. 17 ФЗ №25-ФЗ от 02.03.2007 определено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Решением Кировской городской Думы от 22.12.2008 N 23/24 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы муниципального образования «Город Киров».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что проведение конкурса на замещение должности муниципальной службы в МО «г. Киров», где оцениваются профессиональные качества претендентов, а так же соответствие претендентов квалификационным требованиям к должности, в том числе и состояние здоровья претендента, не может обеспечить прием на вакантные должности именно инвалидов.

Исходя из вышеизложенного, при отсутствии незаконного бездействия Администрации г. Кирова суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы в Первомайский районный суд г. Кирова в течение 10 дней после суда изготовления мотивированного решения.

Федеральный судья К.Ф. Никонов