по заявлению Гусейновой А.К. об оспаривании решения УФМС об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в РФ



Дело № 2-183/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2011 года г.Киров

Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Ждановой Е.А.

при секретаре Двоеглазовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Госуйновой А.К. о признании незаконным решения УФМС РФ по Кировской области от 11.11.2010 об отказе в выдаче разрешения на временное проживание Гусейновой А.К. на территории РФ,

у с т а н о в и л:

Гусейнова А.К. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения УФМС по Кировской области от 11.11.2010 об отказе в выдаче ей разрешения на временное проживание на территории РФ. Указала, что является гражданкой Республики Азербайджан, 20.08.2010 прибыла в РФ на постоянное проживание с целью получения гражданства РФ, встала на регистрационный учет по месту пребывания по адресу: <данные деперсонифицированы>А, адрес предполагаемого места жительства: <данные деперсонифицированы> 24.09.2010 она обратилась в УФМС по Кировской области с заявлением <данные деперсонифицированы> о выдаче разрешения на временное проживание. Заключением УФМС по Кировской области от 11.11.2010 ей отказано в выдаче РВП на основании п.4 ч.1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» по причине сообщения ложных сведений о месте пребывания, за что дважды (27.01.2010, 01.11.2010) была привлечена к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ. С решением УФМС по Кировской области не согласна, просит признать его незаконным и отменить, обязать УФМС по Кировской области выдать ей разрешение на временное проживание, поскольку ее супруг лицо 1 и четверо детей являются гражданами РФ, постоянно проживают на территории РФ, указанным решением осуществляется вмешательство в ее семейную жизнь.

В судебном заседании заявитель Гусейнова А.К. с участием переводчика лицо 3 поддержала свои требования. Дополнительно пояснила, что въехала на территории РФ в 1994 году с супругом супруг , 1965 г.р., и детьми - ребенок 1, <данные деперсонифицированы> г.р., ребенок 2 , <данные деперсонифицированы> г.р., ребенок 3 , <данные деперсонифицированы> г.р., стали проживать в принадлежащей на праве собственности в квартире по адресу: <данные деперсонифицированы>. Также имелась в собственности вторая квартира по адресу: <данные деперсонифицированы>. На территории РФ <данные деперсонифицированы> родился сын Гусейнова А.К. Аскархан. Супруг заявителя лицо 1 , брак с которым заключен в 1988 году, проживает в РФ с 1985 года, гражданство получил автоматически в 1992 году. С 1994 года заявитель проживает в РФ как гражданка Республики Азербайджан. Она в течение последних 3 лет и до настоящего времени была зарегистрирована по адресу: <данные деперсонифицированы> в доме, принадлежащем лицо 2 Насибу Магару оглы, в то же время с семьей фактически проживала по адресу: <данные деперсонифицированы> на сьемной квартире. В настоящее время семья Гусейнова А.К. проживает по <данные деперсонифицированы>» в собственном 4-этажном доме, первый этаж которого занимает магазин «Алла». В данном доме заявитель зарегистрироваться не могла, поскольку он имел статус объекта незавершенного строительства. В Армении Гусейнова А.К. не имеет места жительства, она признана беженкой. Сейчас сделала загранпаспорт на 5 лет, обращалась с заявлением о предоставлении вида на жительство, но в связи с нечитаемым свидетельством о заключении брака, испорченным детьми, ей отказали. Имеет намерение постоянно проживать на территории РФ и получить гражданство РФ.

Представитель Управления Федеральной миграционной службы по Кировской области по доверенности Жуйкова А.И. доводы заявления Гусейнова А.К. не признала, считая заключение УФМС по Кировской области от 11.11.2010 об отказе Гусейновой А.Г. в выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ законным и обоснованным.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст.ст. 6-7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года. Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения; неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ.

Согласно п.17 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 № 789, территориальный орган Федеральной миграционной службы рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия предусмотренных статьей 7 Закона № 115-ФЗ оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание, для чего направляет запросы в соответствующие органы внутренних дел, безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы. Указанные органы в 2-месячный срок представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче заявителю разрешения на временное проживание. По результатам рассмотрения территориальный орган Федеральной миграционной службы принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения на временное проживание.

В ходе судебного разбирательства установлено, что гражданка Республики Азербайджан Гусейнова А.К., <данные деперсонифицированы> г.р., 20.08.2010 прибыла на территорию РФ в Кировскую область, встала на регистрационный учет по месту пребывания по адресу: <данные деперсонифицированы>, адрес предполагаемого места жительства: <данные деперсонифицированы>. 24.09.2010 Гусейнова А.К. подала заявление в УФМС по <данные деперсонифицированы> о выдаче разрешения на временное проживание, указав в нем адрес проживания: <данные деперсонифицированы> (л.д.28-31).

В соответствии с п. 17 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в 2010 году проведена проверка фактического проживания Гусейнова А.К. в квартире по адресу: <данные деперсонифицированы>. Согласно рапорту инспектора ОУФМС России по Кировской области в Слободском районе лицо 4 (л.д.36) указанное домовладение принадлежит гражданину лицо 2 . На момент проверки дома никого не было, дом имеет нежилой вид. Из объяснений жителей деревни и сожительницы гр. лицо 2 следует, что гражданка Республики Азербайджан Гусейнова А.К. по данному адресу не проживает.

Постановлениями от 27.01.2010 и 01.11.2010 Гусейнова А.К. привлечена к административной ответственности по ст. 18.8 ч.1 КоАП РФ за нарушение правил режима проживания в РФ: 27.01.2010 - зарегистрирована по адресу: <данные деперсонифицированы>, фактически проживала: <данные деперсонифицированы>; 01.11.2010- не встала на миграционный учет в течение трех рабочих дней со дня прибытия по новому месту пребывания по адресу: <данные деперсонифицированы> (л.д.32-41).

Изложенные факты заявитель в суде не оспаривала, указывая, что не могла проживать по месту регистрации по уважительным причинам.

Заключением УФМС по Кировской области от 11.11.2010 Гусейнова А.К. отказано в выдаче разрешения на временное проживание на основании п.4 ч.1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» по причине сообщения ею ложных сведений о месте пребывания и неоднократного привлечения ее к административной ответственности за нарушения правил пребывания иностранных граждан на территории РФ (л.д.26-27), о чем она получила уведомление <данные деперсонифицированы> от <данные деперсонифицированы>.

Как установлено судом, Гусейнова А.К. состоит с 1988 года в зарегистрированном браке с супруг, 1965 г.р. (л.д.15), от брака имеет четверых детей - ребенок 1 , <данные деперсонифицированы> г.р., ребенок 2 , <данные деперсонифицированы> г.р., ребенок 3 , <данные деперсонифицированы> г.р., лицо 5 , <данные деперсонифицированы> г.р. (л.д.16-18, 70). Супруг и дети являются гражданами РФ. ФИО29, <данные деперсонифицированы> г.р., лицо 5 , <данные деперсонифицированы> г.р., обучаются в МОУ «Лицей № 21 г. Кирова» в 10в и 7д классах соответственно, что подтверждается справками (л.д.14), ФИО30 - на факультете лингвистики ВятГГУ (дневная форма обучения - л.д.14). Выдворение как следствие отказа в выдаче разрешения на временное проживание Гусейнова А.К. на территории РФ не будет соответствовать интересам ее семьи, способствовать сохранению семейных отношений.

Допрошенный в качестве свидетеля лицо 1 , супруг заявителя, дал показания, аналогичные пояснениям Гусейнова А.К. Дополнительно пояснил, что собственники квартиры по адресу: <данные деперсонифицированы>, отказали в регистрации Гусейнова А.К., зарегистрироваться по адресу: <данные деперсонифицированы> Гусейнова А.К. не имели возможности, поскольку дом, значащийся в ЕГРПН как незавершенный строительством объект, принадлежащий на праве собственности лицо 1 , имеет статус нежилого помещения. Указанные доводы свидетеля подтверждаются письменными материалами дела: копями технического паспорта и свидетельства о государственной регистрации права от <данные деперсонифицированы> (л.д.61,63).

21.01.2011 Гусейнова А.К. поставлена на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <данные деперсонифицированы>. Суд находит причины непроживания заявителя по месту регистрации в д.Харинцы уважительными, вынужденными, вызванными объективными обстоятельствами. Тяжелых последствий в результате совершения Гусейнова А.К. нарушений правил пребывания иностранных граждан в РФ не наступило.

Конституционный Суд РФ в Определении от 02.03.2006 № 55-0 «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав п. 7 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (ст. 55 ч. 3 Конституции РФ), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней).

Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.

Оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ как противоправное деяние, а именно: как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы РФ, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции РФ требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд РФ, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Поскольку отказ в выдаче разрешения на временное проживание или аннулирование ранее выданного разрешения за неоднократные нарушения установленного порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ в отношении иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданкой Российской Федерации и имеющего ребенка, влечет его обязанность в течение 15 дней добровольно покинуть Россию, что представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение, которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, такие меры могут быть применены уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личности правонарушителя и характера совершенного административного правонарушения, т.е. степени его общественной опасности.

Принимая во внимание степень тяжести совершенных административных правонарушений, личность правонарушителя, учитывая, что Гусейнова А.К. состоит в браке с гражданином России, имеет четверых детей-граждан РФ, ведет достойный образ жизни, нарушение режима пребывания на территории РФ (проживание не по месту регистрации) вызвано объективными причинами (невозможностью зарегистрироваться по месту пребывания по месту постановки на миграционный учет по адресу: <данные деперсонифицированы>), оценивая доказательства в их совокупности, суд считает, что обжалуемое решение УФМС по Кировской области, как принятое без учета требований справедливости и соразмерности, подлежит признанию незаконным. УФМС РФ по Кировской области обязано выдать Гусейнова А.К. разрешение на временное проживание на территории РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 256,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы РФ по Кировской области от 11 ноября 2010 года об отказе в выдаче разрешения на временное проживание Гусейновой А.К. на территории РФ.

Обязать УФМС РФ по Кировской области выдать Гсейновой А.К. разрешение на временное проживание на территории РФ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме, то есть 01 февраля 2011 года.

Федеральный судья Е.А. Жданова