Дело № 2-842/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2011 годаг.Киров
Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Ждановой Е.А.
при секретаре Двоеглазовой В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шафиева Э.З. об оспаривании решения УФМС по Кировской области,
у с т а н о в и л:
Шафиев Э.З. в лице своего представителя по доверенности Лапехина А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС России по Кировской области от 16.12.2010 о неразрешении въезда в РФ. Указал, что данным решением УФМС ему, гражданину Азербайджанской Республики, закрыт въезд в РФ сроком на 3 года до 30.10.2012 в связи с неоднократным привлечением к административной ответственности за совершение административных правонарушений на территории РФ. Считает данное решение незаконным, не отвечающим принципам разумности и справедливости, потому подлежащим отмене. Кроме того, решение о неразрешении въезда от 16.12.2010 утверждено начальником УФМС России по Кировской области, которому такое право законом не предоставлено.
В судебном заседании представитель Шафиев Э.З. по доверенности Лапехин А.В. изменил требования. Пояснил, что Шафиев Э.З. с семьей длительное время проживал в РФ, в 2008 г. получил разрешение на временное проживание в РФ. Поскольку проживал без регистрации в квартире, расположенной по соседству с квартирой, в которой был зарегистрирован, за представление заведомо ложных сведений о месте жительства РВП было аннулировано. Затем Шафиев Э.З. проживал в РФ временно по миграционной карте, выезжая каждые 3 месяца. Дети заявителя обучались в школе <Номер обезличен> <Адрес обезличен>. Супруга и дети Шафиев Э.З. являются гражданами Азербайджанской Республики, на миграционном учете в РФ не состояли. В настоящее время все они выехали за пределы РФ, живут в Азербайджанской Республике, но имеют намерение вернуться в РФ, дети продолжить обучение в образовательных учреждениях г.Кирова, Шафиев Э.З. - свою предпринимательскую деятельность. Шафиев Э.З. в 2009 году трижды был привлечен к административной ответственности за непредставление уведомления о своем проживании в РФ. Уведомление он должен был представить в срок до <Дата обезличена>, но забыл. Между тем, за одно и то же правонарушение его привлекли три раза, что по нормам КоАП РФ недопустимо. Срок правонарушения является пресекательным, нарушение не является длящимся. В совершении административного правонарушения Шафиев Э.З. раскаялся, назначенные штрафы им уплачены. Неразрешение въезда в РФ на 3 года Шафиев Э.З. считает наказанием, несоразмерным тяжести совершенных им правонарушений, степени их общественной опасности.
В связи с изложенным заявитель просит изменить решение УФМС, снизить срок неразрешения въезда в РФ с 3 лет до 1 года 6 месяцев, то есть до 30.04.2011.
Представитель ответчика УФМС России по Кировской области по доверенности Кадочников А.В. заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Принятое УФМС решение считает законным, обоснованным и справедливым.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Управления ФМС по Кировской области от 16.12.2010 Шафиеву Э.З. , <Дата обезличена> г.р., гражданину Азербайджанской Республики, неразрешен въезд в Российскую Федерацию сроком на 3 года, до 30.10.2012 (л.д.18). Основанием для принятия данного решения явилось привлечение Шафиев Э.З. к административной ответственности за совершение административных правонарушений на территории РФ, а именно:
20.07.2009 постановлением начальника ОУФМС в Ленинском районе г.Кирова Шафиев Э.З. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 за то, что имея РВП от 11.03.2008, своевременно (до 11.05.2009) не подал уведомление о подтверждении своего проживания в РФ, чем нарушил п.9 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». Назначен штраф в размере 2000 руб. В протоколе от 16.07.2009 Шафиев Э.З. в объяснениях, указал, что согласен с выявленным правонарушением (л.д.18-20).
19.10.2009 постановлением начальника ОУФМС в Ленинском районе г.Кирова Шафиев Э.З. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 за то, что имея РВП от 11.03.2008, своевременно (до 11.05.2009) не подал уведомление о подтверждении своего проживания в РФ, чем нарушил п.9 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Назначен штраф в размере 2000 руб. В протоколе от 08.10.2009 Шафиев Э.З. в объяснениях, указал о своем согласии с выявленным правонарушением (л.д.27-31).
03.11.2009 постановлением начальника ОУФМС в Ленинском районе г.Кирова Шафиев Э.З. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 за то, что имея РВП от 11.03.2008, своевременно (до 11.05.2009) не подал уведомление о подтверждении своего проживания в РФ, чем нарушил п.9 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Назначен штраф в размере 2000 руб. В протоколе от 30.10.2009 Шафиев Э.З. в объяснениях, указал о своем согласии с выявленным правонарушением (л.д.22-26).
Указанные постановления вступили в законную силу, заявителем не оспаривались.
Суд полагает, что в отношении Шафиев Э.З. имелись правовые основания для принятия решения о неразрешении ему въезда в РФ.
Данное решение о неразрешении Шафиев Э.З. въезда в РФ 16.12.2010 утверждено начальником УФМС России по Кировской области.
Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что УФМС России не правомочно принимать решение о неразрешении въезда в РФ.
В соответствии с положением об УФМС России по Кировской области, утвержденным приказом ФМС России от 02.12.2005 № 138, территориальный орган осуществляет в соответствии с законодательством РФ реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, и миграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, проставляет отметку о запрещении въезда в РФ в документе, удостоверяющим личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Пунктом 13.7 указанного Положения делегировано полномочие Управлению ФМС России по Кировской области осуществлять меры по недопущению въезда в РФ иностранных граждан по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Данное положение об УФМС России по Кировской области согласуется с положением о Федеральной Миграционной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928, содержащим аналогичные нормы. Таким образом, суд приходит к выводу, что решение о неразрешении Шафиеву Э.З. въезда в РФ утверждено начальником УФМС по Кировской области в пределах предоставленных законодательством полномочий.
Вместе с тем, Закон не содержит нормы о том, на какой срок иностранному гражданину может быть закрыт въезд в РФ. При решении вопроса о продолжительности закрытия въезда в РФ Шафиев Э.З. следовало исходить из следующего.
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционный Суд РФ в Определении от 02.03.2006 № 55-0 «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав п. 7 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» указывал, что исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан,должноотвечать требованиям справедливости,соразмерности конституционно закрепленным целям (ст. 55 ч. 3 Конституции РФ), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней).
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ как противоправное деяние, а именно: как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы РФ, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции РФ требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд РФ, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Неразрешение въезда в РФ за неоднократные нарушения установленного порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ в отношении иностранного гражданина представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение, которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, такие меры могут быть применены уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личностиправонарушителя и характера совершенного административного правонарушения, т.е. степени его общественной опасности.
Как следует из материалов дела, разрешение на временное проживание в РФ Шафиев Э.З. было выдано 11.03.2008 сроком до 11.03.2011, Аннулировано 12.11.2009 (л.д.54).
В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» временно проживающий в РФ гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в РФ с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.
Таким образом, Шафиев Э.З. должен был подать уведомление о подтверждении своего проживания в РФ с приложением не позднее 11.05.2009, однако этого не сделал. Сотрудникам УФМС Шафиев Э.З. пояснил, что забыл об этой обязанности. За указанное нарушение требований Закона Шафиев Э.З. фактически привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ три раза: 20.07.2009, 19.10.2009 и 09.11.2009. Постановления вступили в законную силу. Вопросы о законности и обоснованности вынесенных постановлений о привлечении Шафиев Э.З. к административной ответственности не могут являться предметом рассмотрения и разрешения в порядке гражданского судопроизводства в рамках настоящего дела.
В то же время, оценивая обоснованность принятого УФМС решения от <Дата обезличена>, суд считает необходимым учесть следующее.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в данном случае заключалось в невыполнении в установленный срок до 11.05.2009 обязанности иностранного гражданина представить в УФМС уведомление о подтверждении своего проживания в РФ. В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
На основании изложенного суд полагает, что правонарушение, допущенное Шафиев Э.З. не являлось длящимся.
Тот факт, что после привлечения его к административной ответственности 20.07.2009 Шафиев Э.З. так и не представил уведомление о подтверждении проживания в РФ не образует нового состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ. Никакого нового срока для представления уведомления о подтверждении проживания после 11.05.2009 УФМС Шафиев Э.З. не устанавливало и устанавливать было не вправе. Повторное наложение штрафа за одно и то же правонарушение противоречит принципу недопустимости повторного привлечения к ответственности за совершение одного и того же правонарушения (ч.5 ст.5.1 КоАП РФ).
Из пояснений представителя заявителя Лапехина А.В., письменных материалов дела следует, что дети Шафиева Г.Э. и Шафиева Г.Э. в период с 2002 по 2004, с 2007 по 2009 годы обучались в МОУ СОШ № 32 г.Кирова, вынуждены были прекратить обучение в связи с аннулированием их отцу Шафиев Э.З. разрешения на временное проживание в РФ. Семья Шафиев Э.З. намерена вернуться в РФ, продолжить учебе и работу в г.Кирове.
Назначенные административные наказания в виде штрафов Шафиев Э.З. исполнены.
Принимая во внимание тяжесть совершенных административных правонарушений, степень общественной опасности наступивших последствий, личность правонарушителя, оценивая доказательства в их совокупности, суд считает, что обжалуемое решение УФМС по Кировской области, как принятое без учета требований справедливости и соразмерности, подлежит изменению путем снижения заявителю срока неразрешения въезда в РФ с трех лет до 30.10.2012 до 1 года 6 месяцев, то есть до 30.04.2011.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Управления ФМС по Кировской области от 16.12.2010 о неразрешении Шафиеву Э.З. въезда в Российскую Федерацию изменить, снизить срок неразрешения въезда в Российскую Федерацию Шафиеву Э.З. с трех лет до 30.12.2012 до 1 года 6 месяцев до 30.04.2011.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 04 апреля 2011 года.
Федеральный судьяЕ.А.Жданова