Дело № 2-414/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2011 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Никонова К.Ф., при секретаре Максимовой Ю.М. рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Петухова В.А. к Администрации г. Кирова о выделении на праве собственности земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Петухов В.А. обратился в суд с иском к администрации г. Кирова, в котором указал, что является майором внутренней службы УВД Кировской области, ветераном труда. Уволен из органов внутренних дел РФ по ст. 58 п. «е» Положения о службе в органах внутренних дел РФ (сокращение штатов). <Дата обезличена> он обратился в ТУ администрации г. Кирова по Октябрьскому району с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное строительство в <Адрес обезличен>. Из ответа ТУ следовало, что необходимо обратится в администрацию г. Кирова. 17.09.2009 обратился в администрацию г. Кирова с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное хозяйство в <Адрес обезличен>. Из Управления градостроительства и архитектуры г. Кирова поступил ответ, где указан порядок принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду на основании ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ. Но в соответствии со ст. 12 ФЗ № 76 от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке выделять земельные участи для строительства индивидуальных жилых домов.
На основании изложенного просит обязать администрацию МО «г. Киров» выделить истцу, как гражданину, уволенному с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, участок на праве собственности, относящийся к категории земли населенных пунктов в составе жилых зон, для индивидуальной жилой застройки в черте г. Кирова.
Истец Петухов В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель администрации г. Кирова Танасиенко П.А. с заявленными требованиями не согласен.
Суд, заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статья 8 ГК РФ определяет основания возникновения и прекращения гражданских прав, указывая, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Как следует из материалов дела, Петухов В.А. являлся майором внутренней службы УВД Кировской области, выслуга лет в календарном исчислении составляет 20 лет 3 месяца 15 дней, в льготном - 23 года 05 месяцев 29 дней (л.д. 15).
Петухов В.А. обратился в администрацию г. Кирова с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в <Адрес обезличен>.
Письмом Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Кирова (л.д. 11-12) Петухову В.А. разъяснен порядок приобретения прав на земельные участки для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ.
Петухов В.А. с указанным письмом не согласен, указывает, что на основании положений ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ему должен быть предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 2 ст. 17 ФЗ от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от 20.07.2004) военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, за три года до увольнения с военной службы по возрасту, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.
Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства - по нормам, установленным органами местного самоуправления, но не менее 0,10 гектара в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 гектара в сельской местности.
В силу п. п. 10 ст. 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ...", вступившим в законную силу с 01.01.2005 г. вышеуказанные положения ст. 17 ФЗ "О статусе военнослужащих" утратили силу.
Согласно п. 12 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1.2 ст. 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В ч. 2.1 ст. 30 ЗК РФ установлено исключение из указанного порядка.
Оснований для применения в данном случае положений ч. 2.1 ст. 30 ЗК РФ не имеется.
Вместе с тем из содержания п. 12 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не вытекает обязанность органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ по предоставлению земельных участков указанной категории граждан в собственность бесплатно при том, что по смыслу ч. 2 ст. 28 ЗК РФ о наличии такой обязанности должно быть прямое указание закона.
Кроме того, в отношении военнослужащих с 1 января 2005 года органы местного самоуправления не обязаны, а вправе выделять земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
Сам по себе факт обращения Петухова В.А. в Администрацию г. Кирова с заявлением о предоставлении земельного участка не порождает у него права на испрашиваемый земельный участок и не предусматривает обязанности органа местного самоуправления бесплатно предоставить земельный участок, а является лишь основанием для принятия и рассмотрения заявления, принятия по нему какого-либо решения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что согласно ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для жилищного строительства в собственность или в аренду осуществляется исключительно по результатам торгов, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права на получение земельного участка в собственность без торгов.
Данное обстоятельство не лишает истца права участвовать в проводимых Администрацией г. Кирова торгах (конкурсах, аукционах) по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Руководствуясь ст.ст. 191, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Первомайский районный суд г. Кирова в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда.
Федеральный судья К.Ф. Никонов