Дело № 2-1089/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2011 годаг. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова в составе
председательствующего судьи – Фокиной Т.В.
при секретаре – Мезенцевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Домнина Н.П. к Территориальному управлению администрации г. Кирова по Первомайскому району об оспаривании решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении
У С Т А Н О В И Л:
Домнин Н.П. обратился в суд с иском об оспаривании решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование требований истец указал, что он является ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны. С <Дата обезличена> он зарегистрирован и проживает у своей дочери по адресу: <Адрес обезличен>, жилое помещение имеет общую площадь 65,2 кв.м. Решением Администрации Первомайского района города Кирова от <Дата обезличена> Домнин Н.П. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за <Номер обезличен> по списку инвалидов Великой Отечественной войны. После получения Письма из Департамента социального развития Кировской области от <Дата обезличена>, в котором сообщалось, что Домнин Н.П. в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 включен в список граждан, имеющих право на получение субсидии на приобретение жилья, ветеран обратился в Администрацию Первомайского района г. Кирова за получением справки о нуждаемости в улучшений жилищных условии. В соответствии с выпиской из протокола N <Номер обезличен> заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от <Дата обезличена>, утвержденной распоряжением заместителя главы администрации г. Кирова начальника ТУ по Первомайскому району <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, Домнин Н.П. был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 6 ЖК РФ. С указанным решением истец не согласен по следующим основаниям. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ обязательным условием снятия с учета является наличие оснований для снятия с учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, однако из оспариваемого распоряжения не понятно, что же конкретно является основанием для снятия с учета. Ответчиком пропущен 3-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 56 ЖК РФ для направления решения о снятии с учета гражданину. Как следует из текста выписки из протокола <Номер обезличен> решение о снятии Домнина Н.П. с учета принято <Дата обезличена>, утверждено только <Дата обезличена> и направлено еще позднее. Истец полагает, что на момент снятия с учета имел право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как при расчете уровня обеспеченности его жилой площадью согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ необходимо учитывать, что по смыслу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ Домнин Н.П. является членом семьи только своей дочери ФИО7, которой принадлежит только ? доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение. При этом Домнин Н.П. не является членом семьи своей внучки ФИО3, которой также принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру и не является членом семьи его внучки ФИО9 и мужа внучки ФИО10, зарегистрированных в указанной квартире. Следовательно, при расчете уровня обеспеченности истца жилой площадью, исходя из нормы, установленной распоряжением главы администрации г. Кирова от 30.05.2005 г. № 2656 «О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ», не могут учитываться жилые помещения, принадлежащие его внучке площадью 36,9 кв.м. и 13,5 кв.м. и для решения вопроса об обеспеченности Домнина Н.П. жильем необходимо учитывать только принадлежащую его дочери ФИО7 В то же время правом пользования указанной жилплощадью помимо ФИО1 и его дочери ФИО7 обладают члены семьи ФИО7 - ее дочери ФИО3 и ФИО4, всего 4 человека (включая Домнина Н.П.). Таким образом, на одного члена семьи истца приходится 8.15 кв. м. и Домнин Н.П. обеспечен жильем менее установленной учетной нормы. На основании изложенного, просит признать незаконным распоряжение заместителя главы администрации г. Кирова, начальника территориального управления по Первомайскому району <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, которым утвержден протокол <Номер обезличен> заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от <Дата обезличена> в части отказа Домнину Н.П. в предоставлении справки о том, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и снятии с учета нуждающихся по п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ; обязать администрацию Первомайского района города Кирова восстановить Домнина Н.П. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по списку инвалидов Великой Отечественной войны с даты снятия его с учета, т.е. с <Дата обезличена>, обязать администрацию Первомайского района города Кирова выдать справку о том, что Домнина Н.П. нуждался в улучшении жилищных условий по состоянию на момент обращения за указанной справкой, то есть на <Дата обезличена>
В судебное заседание истец Домнин Н.П. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, для участия в судебном заседании направил своего представителя.
Представитель истца по доверенности Домнин С.А. доводы иска поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Симонова Н.Л. исковые требования не признала в полном объеме, пояснив, что Домнин Н.П. <Дата обезличена> был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма как инвалид ВОВ с составом семьи 5 человек (он, дочь ФИО7, зять ФИО8, внучка ФИО3, внучка ФИО9), которые были зарегистрированы в 3-комнатной квартире площадью 63,5/38,1 кв.м, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>. Собственником квартиры являлся ФИО8 Муж внучки ФИО10 был зарегистрирован в 3-комнатной квартире площадью 62,1/37,7 кв.м. по адресу: <Адрес обезличен>. <Дата обезличена> в Территориальное управление администрации г. Кирова по Первомайскому району обратилась ФИО7 с просьбой выдать ей справку о том, что её отец Домнин Н.П. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для предоставления в отдел Управления социальной защиты населения в г. Кирове для получении субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Из заявления следует, что заявитель имеет состав семьи 5 человек (он, дочь, 2 внучки, муж внучки), зарегистрированных по адресу: <Адрес обезличен>. После смерти ФИО8 право собственности на квартиру по наследству перешло в равных долях по ? ФИО7 и ФИО3, в собственности ФИО11 имеется жилое помещение площадью 13,5 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес обезличен> <Адрес обезличен> а также квартира площадью 36,9 кв.м., расположенная по адресу: <Адрес обезличен> Исходя из положений ч. 2 ст. 51, п.п. 1, 2 ст. 50, п. 5 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, а также распоряжения главы администрации г. Кирова от 30.05.2005г. № 2656 «О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ», семья заявителя обеспечена жилым помещением свыше нормы, на долю каждого члена семьи приходилось по 22,78 кв.м., в связи с чем, Домнин Н.П. на законных основаниях снят с учета в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и ст. 17 Закона Кировской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Кировской области» от 02.08.2005 № 349-ЗО. Доводы заявителя о том, что были нарушен 3-дневный срок направления решения заявителю, не соответствуют действительности. Выписка из протокола была выдана заявителю на руки <Дата обезличена>, сразу после утверждения протокола заседания общественной комиссии заместителем главы администрации города, начальником территориального управления <Дата обезличена> в соответствии с п. 4.9 Положения об общественной комиссии по жилищным вопросам. Доводы Домнина Н.П. о том, что членом его семьи является только дочь – ФИО12 не соответствуют действительности. <Дата обезличена> ФИО1 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 5 человек и на момент обращения за выдачей справки указывалось, что семья заявителя состоит из 5 человек. В квартире ФИО1 зарегистрирован в качестве члена семьи, в связи с чем, все зарегистрированные в квартире лица имеют равные права на пользование жилым помещением. В соответствии с нормами Закона Кировской области от 01.08.2006 № 32-ЗО «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета» расходование денежных средств является целевым. Кроме того, полагает, что заявителем пропущен 3-месячный срок обращения в суд за оспариванием решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, установленного ст. 256 главы 25 ГПК РФ. С учетом изложенного, просит в удовлетворении требований отказать.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что Домнин Н.П. является ветераном Великой Отечественной войны (л.д. <Номер обезличен>).
<Дата обезличена> Домнин Н.П. с составом семьи 5 человек (он, дочь ФИО7, зять ФИО8, внучка ФИО3, внучка ФИО9) был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма как инвалид Великой Отечественной Войны.
<Дата обезличена> дочь заявителя ФИО7 обратилась в Территориальное управление администрации г. Кирова по Первомайскому району с заявлением о выдаче справки о постановке её отца Домнина Н.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для предоставления в отдел Управления социальной защиты населения в г. Кирове для получении субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Из представленных ею документов было установлено, что истец и его семья в составе 5 человек (он, дочь ФИО7, внучка ФИО3, внучка ФИО9, муж внучки ФИО10) проживают в квартире, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>, площадью 63,5/38,1 кв.м. Указанная квартира принадлежит на праве собственности в равных долях по ? ФИО7 и ФИО3 Кроме того, в собственности ФИО9 имеется жилое помещение площадью 13,5 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес обезличен> <Адрес обезличен> (л.д. <Номер обезличен>), а также квартира площадью 36,9 кв.м., расположенная по адресу: <Адрес обезличен> (л.д. <Номер обезличен>).
Исходя из вновь установленных обстоятельств, решением общественной комиссии по жилищными вопросам от <Дата обезличена>, утвержденным распоряжением зам.главы администрации г. Кирова, начальника территориального управления по Первомайскому району <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, Домнин Н.П. был снят с учета нуждающихся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. В выдаче справки Домнину Н.П. также было отказано.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов великой отечественной войны 1941-1945 г.г.» предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов их семей, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».
Статья 14 ФЗ «О ветеранах» предусматривает в качестве меры социальной поддержки инвалидов войны обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьи 3, 4 Закона Кировской области от 04.05.2007 г. № 104-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Кировской области по договорам социального найма» предусматривает предоставление жилых помещений инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, проживающим на территории области и признанным нуждающимися в жилых помещениях. При этом предусмотрено, что основанием для предоставления жилых помещений является постановка на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Таким образом, обязательным условием для предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем является наличие нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст.ст. 6 - 8 Закона Кировской области от 04.05.2010г. № 104-ЗО, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за счет жилищного фонда области, признаются граждане, указанные в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относящиеся к категориям, установленным статьей 3 настоящего Закона (далее - нуждающиеся в жилых помещениях). При этом, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном Законом Кировской области от 02.08.2005 г. № 349-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Кировской области».
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела судом установлено, что Домнин Н.П. с <Дата обезличена> как член семьи собственника зарегистрирован по месту жительства и фактически проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>, площадью 63,5/38,1 кв.м., собственником которой являются в равных долях по ? его дочь ФИО7 и внучка ФИО3
По указанному адресу также зарегистрированы как члены семьи ФИО7: дочь ФИО3, дочь ФИО9, зять ФИО10 Однако, как установлено из пояснений представителя заявителя и показаний свидетеля ФИО9, фактически в данной квартире проживают трое человек- заявитель ФИО1, его дочь ФИО7 и внучка ФИО3
В собственности ФИО9 имеется жилое помещение площадью 13,5 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес обезличен> <Адрес обезличен> (л.д. <Номер обезличен>), а также квартира площадью 36,9 кв.м., расположенная по адресу: <Адрес обезличен> (л.д. <Номер обезличен>).
Что также подтверждается показаниями ФИО9, допрошенной в качестве свидетеля, из её показаний также следует, что в настоящее время они с мужем проживают в квартире по <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>
Частью 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ и ст. 6 Закона Кировской области от 02.08.2005 г. № 349-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Кировской области» установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст.ст. 5 Закона Кировской области от 04.05.2010г. № 104-ЗО в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная органом местного самоуправления по месту постоянного жительства гражданина, претендующего на признание нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии с Распоряжением главы администрации г. Кирова от 30.05.2005 № 2656 «О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ» учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 9 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно положениям ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что на каждого члена семьи Домнина Н.П. приходится более 9 кв.м. общей площади всех жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности. Таким образом, оснований для состояния на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со ст. 14 ФЗ «О ветеранах», п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ Домнин Н.П. не имеет. Других оснований для постановки его на учет судом не установлено.
Как следует из справки о составе семьи (л.д. 36) все лица, зарегистрированные по месту жительства в квартире по адресу: <Адрес обезличен> состоят в различной степени родства, вселены как члены семьи. При постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, указанные лица заявлялись как члены семьи заявителя и с учетом данных лиц, было принято решение о нуждаемости Домнина Н.П. в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма.
При таких условиях, судом признаются надуманными доводы истца и его представителя о том, что уровень обеспеченности Домнина Н.П. в жилом помещении необходимо рассчитывать исходя из предположения о том, что он является членом семьи только своей дочери ФИО7 и обладает правом пользования только принадлежащей ей долей в праве общей долевой собственности на квартиру, правом пользования которой обладают также другие члены семьи ФИО7 Указанный подход не основан на законе, противоречит ст. 31 Жилищного кодекса РФ, ст. 292 Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из материалов дела следует, что обжалуемое решение было принято <Дата обезличена>, учреждено <Дата обезличена>, выдано на руки представителю заявителя <Дата обезличена> (л.д. <Номер обезличен>). С заявлением об оспаривании принятого решения Домнин Н.П. обратился только в марте 2011 г., т.е. с пропуском предусмотренного законом трехмесячного срока. Уважительных причин, являющихся основанием для восстановления пропущенного срока судом не установлено.
Поскольку у заявителя отсутствуют основания для восстановления его на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, то соответственно отсутствуют основания для выдачи ему справки о том, что он нуждался в улучшении жилищных условий по состоянию на момент обращения за указанной справкой, то есть на <Дата обезличена> В этой части требования Домнина Н.П. также не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований Домнина Н.П.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Домнина Н.П. к Территориальному управлению администрации г. Кирова по Первомайскому району об оспаривании решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Первомайский районный суд г. Кирова.
Срок для обжалования исчислять с 29 марта 2011 года, т.е. с момента изготовления решения в окончательной форме.
Федеральный судьяТ.В. Фокина