Дело № 2-830/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 апреля 2011 годаг. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова в составе председательствующего судьи Суркова Д. С.
при секретаре Горбушиной У.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировской области к Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кировской области,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Кировской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к РФ в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Кировской области, в котором указал, что прокуратурой области проведена проверка по факту негативного воздействия на окружающую среду продуктами горения лигнина, расположенного на земельном участка с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, разрешенный вид использования – для размещения золоотвала <<Название завода>>. Решением арбитражного суда Кировской области от <Дата обезличена> ФГУП <<Название завода>> признан несостоятельным (банкротом). С момента ликвидации данного государственного предприятия и до настоящего времени золо (шламо) отвалы никем не эксплуатируются, мероприятия по его содержанию не проводятся. В соответствии с ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» земельные участки по адресу: <Адрес обезличен>, занятые объектами недвижимости ФГУП <<Название завода>>», находившимися до его приватизации в собственности РФ, отнесены к собственности РФ. Дальнейшее нахождение золоотвала в условиях, оказывающих негативное воздействие горящего лигнина и других расположенных на них отходов, на атмосферный воздух, причиняет ущерб окружающей среде, что может привести к ухудшению состояния здоровья граждан. Просит признать незаконным бездействие РФ в лице ТУ ФА по управлению федеральным имуществом в Кировской области в части длительного непринятия мер по охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения при владении земельным участком кадастровый номер <Номер обезличен>, местоположение - <Адрес обезличен>; возложить на РФ в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Кировской области обязанность по рекультивации земельного участка, кадастровый номер – <Номер обезличен>, местоположение – <Адрес обезличен>, разрешенный вид использования – для размещения золоотвала, площадь 315366,0 кв.м.
В судебном заседании прокурор Шибанова Н.Е., уточнила заявленные требования, просила признать незаконным бездействие Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Кировской области в части длительного непринятия мер по охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения при владении земельным участком кадастровый номер – <Номер обезличен>, местоположение – <Адрес обезличен>, возложить на РФ в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Кировской области обязанность по разработке проекта рекультивации земельного участка кадастровый номер – <Номер обезличен>, местоположение – <Адрес обезличен>; разрешенный вид использования – для размещения золоотвала, площадь – 315366,0 кв.м.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Кировской области по доверенности Дудоладов Р.В. заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Представители третьего лица Управления Росприроднадзора по Кировской области по доверенностям: Лопатин В.Г., Мошонкин А.П., Бердников А.В. исковые требования прокурора поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме. Бердников А.В. в судебном заседании пояснил, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проекта рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Проект рекультивации разрабатывается собственником. Только после исследований земельного участка можно принять решение о методе, способе рекультивационных работ.
Мошонкин А.П. в суд представил письменный отзыв, в котором указал, что спорный земельный участок ранее принадлежал ООО <<Название завода>> ими должна была быть проведена корректировка проекта, должны быть разработаны мероприятия по восстановлению природной среды. Работа не была выполнена. В соответствии со ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды» собственник несет ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Данный земельный участок находится в собственности РФ в лице ТУ Росимущества.
Представитель третьего лица ООО <<Название завода>> по доверенности Иванов М.Ю., просил отказать в удовлетворении заявленных требований, суду представил письменный отзыв, в котором указа, что при удовлетворении исковых требований прокурора и при отсутствии государственной программы мероприятий и запланированных бюджетных расходов не приведет к принятию реальных мер по обеспечению экологического благополучия населения.
Представитель администрации г. Кирова о дате и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки не известны.
Суд, заслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно временному свидетельству на право бессрочного (постоянного) пользования землей от <Дата обезличена>, выданного землепользователю <<Название завода>>, земельный участок по адресу: <Адрес обезличен> предоставлен для размещения золоотвала <<Название завода>>.
На <Дата обезличена> земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, был закреплен за ФГУП <<Название завода>> вид разрешенного использования – для нужд промышленности.
Решением арбитражного суда Кировской области от <Дата обезличена> года ФГУП <<Название завода>> признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Как следует из протокола заседания комитета кредиторов ФГУП <<Название завода>> от <Дата обезличена>, было принято решение о списании по акту основных средств, в том числе золоотвала, который использовался для утилизации жидких отходов производства, с 2000 года не использовался, для использования в других целях не подлежал, реализовать его не представлялось возможным.
Определением арбитражного суда Кировской области от <Дата обезличена> года конкурсное проихзводство завершено, юридическое лицо ликвидировано, о чем налоговым органом <Дата обезличена> внесена запись в ЕГРЮЛ.
Как следует из распоряжения Правительства РФ от 26.12.2005 года №2310-р, у Российской Федерации возникло право собственности на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, площадью 31,5366 га.
Право собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, площадью 31,5366 га, земли поселений, разрешенное использование – для размещения золоотвала <<Название завода>> подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <Дата обезличена>.
Согласно ч.2 ст.9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Из ст.214 ГК РФ следует, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса: органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании п.1 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кировской области, утв. приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 №49, аналогичные функции возложены на данный территориальный орган Росимущества в отношении федерального имущества, расположенного на территории Кировской области. В соответствии с п.4.3 указанного положения Территориальное управление осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использование по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно п.3 ст.209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с п.3 ст.261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Пунктом 6 ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Таким образом, Российская Федерация, как собственник земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, обязана проводить рекультивацию данного земельного участка и осуществлять мероприятия по охране данного земельного участка.
Доводы прокурора о том, что с 2006 года с наступлением пожароопасного периода контролирующими органами фиксируются возгорания расположенных на указанном земельном участка отходов деятельности ФГУП <<Название завода>> (лигнина) подтверждаются представленными доказательствами.
В мае 2010 года Управление Роспотребнадзора информировало прокуратуру г.Кирова о том, что в адрес управления поступают многочисленные жалобы от населения г.Кирова на загрязнение атмосферного воздуха продуктами горения шламоотвала, расположенного в районе ООО <<Название завода>> (<Адрес обезличен>). Впервые возгорание было зафиксировано в июне 2006 года и повторяется ежегодно с наступлением теплого периода года, вызывая ухудшение качества атмосферного воздуха и тем самым создавая угрозу здоровья населения г.Кирова.
В сентябре 2010 года Управление Роспотребнадзора информировало прокуратуру г.Кирова о том, что в июле-августе 2010 года проведено 328 исследование проб атмосферного воздуха в жилой застройке северо-западного района г.Кирова на содержание окислов азота, углерода, серы, аммиака, сероводорода, формальдегида, фенола, взвешенных веществ, из них с превышением 14 исследований (4,27%). Обнаружено превышение предельно-допустимых концентраций сероводорода в 1,25 раз, аммиака – от 1,48 до 2,25 раз, взвешенных веществ от 1,42 до 2,36 раз, формальдегида – от 1,1 до1,33 раз, фенола – до 2,35 раз, азота диоксида до 1,08 раз. В связи с необходимостью установления источника загрязнения атмосферного воздуха Управление Роспотребнадзора по Кировской области направило письмо в Управление Росприроднадзоа по Кировской области.
Данные о проведенных исследованиях подтверждаются протоколами лабораторных испытаниях от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена>.
В июле 2010 года ООО <<Название завода>> информировала прокуратуру г.Кирова о том, что наблюдается тревожная экологическая опасность в виде загрязнения и задымления атмосферного воздуха от очагов загорания на землях золоотвала (шламонакопителя). <Дата обезличена> работниками ООО <<Название завода>> при обследовании земель было обнаружено 10 очагов возгорания.
В рамках производственного контроля <Дата обезличена> и <Дата обезличена> лабораторией ООО <<Название завода>> проведены лабораторные исследования атмосферного воздуха на локальных очистных сооружениях, расположенных в непосредственной близости от очагов горения лигнина, размещенного на золоотвале, при этом измеренные фоновые значения концентраций аммиак и формальдегида превысили результаты измерений от самих источников.
Согласно акту осмотра территории шламоотвала от <Дата обезличена> установлено, что при осмотре земельного участка выявлено: тление отходов в четырех точках.
Суд приходит к выводу, что доводы прокурора о том, что причиной ухудшения качества атмосферного воздуха северо-западной части г. Кирова явилось в том числе и его загрязнение продуктами горение лигнина, что не только оказывает негативное воздействие на окружающую среду, но и создает угрозу здоровья населения.
Вместе с тем право гражданина на благоприятную окружающую среду гарантировано ст.42 Конституции РФ.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека: а также ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно ст.3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии с п.4 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 23.02.1994 года 3140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Как установлено судом, золоотвал (шламонакопитель) площадью 31,54 га выведен из эксплуатации, в настоящее время не используется по назначению, в пожароопасный период расположенные на указанном земельном участке отходы (лигнин) горят, таким образом, земельный участок должен быть рекультивирован.
Исходя из ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что непринятие собственником – Территориальным управлением Росимущества по Кировской области – мер по охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения при владении земельным участком с кадастровым номером <Номер обезличен>, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, следовательно, иск заместителя прокурора Кировской области подлежит удовлетворению
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора Кировской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кировской области в части непринятия мер по охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения при владении земельным участком с кадастровым номером <Номер обезличен>, по адресу: <Адрес обезличен>.
Возложить на Российскую Федерацию в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кировской области обязанность по организации разработки проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, по адресу: <Адрес обезличен>, и обязанности организовать проведение его рекультивации.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение десяти дней после принятия мотивированного решения суда, то есть с 11 апреля 2011 года.
Федеральный судьяД. С. Сурков