2-1879/11 иск Фоминых В.И. к ООО РЭО Сервис, МО г. Киров о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № 2-1879/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров                                                                                       15 июня 2011 года

Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Никонова К.Ф. при секретаре Баданиной Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоминых В.И. к ООО «РЭО-Сервис», Администрации г. Кирова о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Фоминых В.И. обратился в суд с иском к ООО «РЭО-Сервис», администрации г. Кирова в котором указал, что в 1989 г. ему было предоставлено жилое помещение – комната <Номер обезличен> в <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>. Занимаемое жилое помещения является частью многоквартирного жилого дома, имеющего статус общежития, принадлежащего в настоящий момент на праве собственности ООО «РЭО-Сервис», до 1992 г. общежитие принадлежало ГП «Кировский шинный завод». Согласно плану приватизации ГП «Кировский шинный завод», утвержденному решением Комитета по управлению имуществом Кировской области № 835 от 14.12.1992 г. общежитие, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, было включено в уставный капитал ОАО «Кировский шинный завод», правопреемником которого является ОАО ШК «Амтел-Поволжье». В декабре 1999 г. здание общежития было передано в уставный каптал ООО ФИК «Вятский фондовый дом-2», а позднее – ООО «РЭО-Сервис».

Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 № 721, запрещено стоимость объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иных объектов (жилой фонд) включать в уставный капитал акционерного общества.

В силу п.1 Указа Президента РФ № 8 от 10.01.1993г. «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, в состав приватизируемого имущества в федеральной собственности не может быть включен жилищный фонд, находящийся в ведении этих предприятий, в т.ч. и общежития.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в их ведении, должен быть передан в ведение органов местного самоуправления с сохранением прав граждан на приватизацию жилых помещений.

Таким образом, сделка приватизации в части включения спорного объекта недвижимости в уставной капитал АО «Кировский шинный завод», является ничтожной, так как противоречит действовавшему на момент ее совершения законодательству. Поскольку ОАО «КШЗ» приобрело объект недвижимости – здание общежития по адресу: <Адрес обезличен> на основании ничтожной сделки приватизации, оно не могла отчуждать его кому бы то ни было, так как согласно ст. 209 ГК РФ исключительно собственнику принадлежит право распоряжения принадлежащим ему имуществом. Сделки совершенные ООО ФИК «Вятский фондовый дом-2» и ООО «РЭО-Сервис» по передаче являются ничтожными по тем же основаниям.

Ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предполагает создание гражданам равных условий для реализации прав на приобретение в собственность бесплатно жилых помещений в домах государственного и муниципального жилого фонда.

Тот факт, что здание общежития не было передано в муниципальную собственность, а с ними не был заключен договор социального найма, не может препятствовать реализации права на приватизацию комнаты.

На основании изложенного просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на изолированное жилое помещение – комнату <Номер обезличен> жилой площадью 19,8 кв.м., находящуюся на третьем этаже девятиэтажного кирпичного здания по поэтажному плану технического паспорта по адресу: <Адрес обезличен>.

В судебном заседании Фоминых В.И. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представители ответчика ООО «РЭО-Сервис», третьего лица Управления Росреестра по Кировской области, ТУ по Первомайскому району администрации г. Кирова в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия.

Представители ответчика администрации г. Кирова, третьих лиц ОАО «Шинный комплекс «Амтел-Поволжье» (ранее ОАО «Кировский шинный завод»), Департамента государственной собственности Кировской области, Федерального агентства по Управлению государственным имуществом, представитель ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Кировский филиал в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом причина неявки неизвестна.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

     Согласно ч. 2,3 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии со ст. 1 Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 03.07.1991 г. № 1531-1 (в ред. Законов РФ от 05.06.92 N 2930-1) приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

    В соответствии со ст. 1 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г. № 1541-1 с последующими изменениями и дополнениями – приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

    Согласно ст. 2 названного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

    Статья 18 указанного закона предусматривает, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

    Указом Президента РФ от 01.07.1992 № 721 было утверждено Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа.

    Абзацем 2 п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом президента РФ от 01.07.1992 № 721 установлено, что стоимость объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иных объектов, для которых предусмотрены ограничения или установлен особый режим приватизации, не включается в уставный капитал акционерного общества.

    В силу п.1 Указа Президента РФ № 8 от 10.01.1993 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, в состав приватизируемого имущества не может быть включен жилищный фонд, находящийся в ведении этих предприятий, в т.ч. и общежития.

    Анализируя положения указанного законодательства, суд приходит к выводу о том, что передача зданий общежитий государственных предприятий в уставный капитал создаваемых в процессе приватизации акционерных обществ не допускалась.

Статьей 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

    Из буквального смысла ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу указанного Федерального закона приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статья 4 данного Закона в данном случае применению не подлежит. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

    В судебном заседании установлено, что здание по адресу: <Адрес обезличен>, является общежитием, что подтверждается техническим паспортом (л.д.22-25), решением исполнительного комитета Первомайского районного совета народных депутатов № 346 от 16.03.1989 г. (л.д.31) общежитие № 4 Кировского шинного завода по <Адрес обезличен> <Номер обезличен> признано семейным общежитием.

    Согласно выписке из плана приватизации ГП «Кировского шинного завода» (л.д. 32) общежитие, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, было включено в уставный капитал ОАО «Кировский шинный завод». Договором № 401470 от 15.11.1999 г. (л.д.41-42) ОАО «Кировский шинный завод» передал в собственность ООО ФИК «Вятский фондовый дом - 2» общежитие, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, на основании договора от 15.02.2000 г., заключенного между ООО ФИК «Вятский фондовый дом-2» и ООО «РЭО-Сервис» (л.д. 43-44), здание указанного общежития перешло последнему.

    Согласно справке Департамента государственной собственности Кировской области от 10.10.2007 г. (л.д.33) здание общежития, расположенное по адресу: <Адрес обезличен> не числится в реестре областной собственности.

    В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Исходя из смысла указанной нормы, а так же в связи с тем, что в результате действий государственного органа создано новое юридическое лицо, которое приобрело право собственности на переданное ему имущество, суд приходит к выводу о том, что приватизация ГП Кировский шинный завод является сделкой.

    Таким образом, сделка приватизации в части передачи спорного объекта недвижимости в уставный капитал ОАО «Кировский шинный завод» является ничтожной, поскольку противоречит действовавшему на момент ее совершения законодательству.

    В силу п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

    В связи с тем, что ОАО «Кировский шинный завод» приобрело объект недвижимости – здание общежития по адресу: <Адрес обезличен> на основании ничтожной сделки приватизации, оно не могло отчуждать его кому бы то ни было, так как исключительно собственнику принадлежит право распоряжения принадлежащего ему имущества (ст. 209 ГК РФ).

    Сделки, совершенные ООО ФИК «Вятский фондовый дом – 2» и ООО «РЭО-сервис» по передаче здания общежития являются ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ, как не соответствующие положениям ст. 209 ГК РФ.

    Государственная регистрация вещного права ответчика, произведенная по порочным основаниям не является доказательством наличия данного права в соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Таким образом, сделка приватизации находящегося в федеральной собственности жилого здания, а так же последующие сделки по его отчуждению являются недействительными в силу ничтожности.

    Доводы о наличии государственной регистрации права собственности на здание общежития у ООО «РЭО-Сервис» существенного значения не имеют, поскольку судом констатирована незаконность нахождения указанного здания общежития в собственности частного предприятия.

Из пояснений Фоминых В.И. установлено, что в 1989 г. ГП «КШЗ» в общежитии по адресу: <Адрес обезличен> ему была предоставлена комната <Номер обезличен>. Указанный факт подтверждается копией ордера № 68 от 28.02.1989 (л.д.17). Данный факт подтверждается договором найма жилого помещения в общежитии от 24.02.1989 (л.д.19).

В настоящее время Фоминых В.И. проживает в комнате <Номер обезличен> (инвентаризационный номер – 17 согласно техпаспорту), расположенной на 3-м этаже здания общежития по адресу: <Адрес обезличен>, зарегистрирован по адресу: <Адрес обезличен>, общ.

Согласно выписке из лицевого счета Фоминых В.И. за март 2011 г. (л.д. 25) установлено, что в комнате <Номер обезличен> проживают 3 человек.

Фоминых Л.Н. и Корякин С.В., проживающие в комнате <Номер обезличен> совместно с Фоминых В.И., от участия в приватизации отказались (л.д. 30).

    Суду также представлено сообщение УФРС по Кировской области от 12.11.2009 (л.д.26) и справка ФГУП «Ростехинвентаризация» от 20.11.2009 (л.д. 29) в соответствии, с которыми Фоминых В.И. приватизированной квартиры не имеет и право на приватизацию не использовал.

    Вместе с тем, как следует из технического паспорта помещения общежития по <Адрес обезличен> комната с инвентаризационным номером <Номер обезличен> (что соответствует фактическому номеру <Номер обезличен>) является изолированной, ее площадь составляет –19,8 кв.м.

При таких обстоятельствах, на основании изложенных выше положений закона, истец имеет право приобрести спорную жилую комнату в собственность в порядке приватизации.

    Оснований не доверять данным технического паспорта у суда не имеется, поэтому требования Фоминых В.И. к ООО «РЭО-Сервис» о признании права собственности на жилое помещение подлежат удовлетворению.

    Согласно ч. 6 ст. 25 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» после государственной регистрации права собственности на квартиру орган кадастрового учета снимает с учета комнаты в такой квартире.

    В соответствии с ч. 7 ст. 27 указанного закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.

Как следует из ч. 4 ст. 45 данного закона, при включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.

     На основании ч. 2 ст. 47 указанного ФЗ Кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Таким образом, технический паспорт здания общежития от 2006 г. может быть применен для технической идентификации помещений.

Часть 4 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяет требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав: кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, а планы другого недвижимого имущества - соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Форма представляемого в соответствии со статьей 25.3 настоящего Федерального закона технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядок его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Поскольку установлено, что имеется только технический паспорт на все здание общежития, на комнату технического (кадастрового) паспорта нет, решение является основанием для постановки указанной комнаты (помещения) на кадастровый учет и изготовления на комнату технического (кадастрового) паспорта.

руководствуясь ст.ст.194-198, 233, 237 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

    Исковые требования удовлетворить.

    Признать за Фоминых В.И. право собственности в порядке приватизации на изолированное жилое помещение – комнату жилой площадью 19,8 кв.м., расположенную на 3-м этаже здания общежития по <Адрес обезличен> с инвентаризационным номером <Номер обезличен> согласно данным технического паспорта.

    Решение является основанием для постановки указанной комнаты (помещения) на кадастровый учет и изготовления на комнату технического (кадастрового) паспорта.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы в Первомайский районный суд г. Кирова в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда.

Федеральный судья                            К.Ф. Никонов