2-1583/11 иск прокурора Первомайского района г. Кирова к Администрации г. Кирова, МОЙ Детский Дом №1 о возложении обязанности по финансированию мер по устранению нарушений в сфере пожарной безопасности



Дело № 2-1583/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2011 года                                                                                     г. Киров

Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Никонова К.Ф., при секретаре Баданиной Н.В. с участием прокурора Коробовой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Первомайского района г. Кирова к муниципальному образованию «город Киров», Управлению образования Администрации г. Кирова, МОУ Детский Дом №1 «Надежда» о возложении обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности и устранении допущенных нарушений правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района г. Кирова, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МО «г. Киров», МОУ Детский дом №1 «Надежда», Управлению образования администрации г. Кирова в котором указал, что проверкой проведенной прокуратурой Первомайского района г. Кирова совместно с ОГПН Первомайского района г. Кирова 30.03.2011 в помещениях МОУ Детский дом № 1 «Надежда»г. Кирова установлено 81 нарушение требований и норм пожарной безопасности. Установлено, что на рушения пожарной безопасности в помещениях детского дома не устранены, что создает угрозу жизни и здоровью малолетних воспитанников дома, граждан, посещающих общеобразовательное учреждение. Здание МОУ Детского дома №1 «Надежда» г. Кирова по адресу: г. Киров, ул. Заречная, 5, находится в муниципальной собственности, передано МОУ в оперативное управление. МОУ Детский дом №1 «Надежда» г. Кирова является муниципальным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансируется из местного бюджета, источников дополнительного образования не имеет. Учредителем МОУ является МО «г. Киров», в лице администрации г. Кирова. Согласно п. 4.1.4 договора о взаимоотношениях между учредителем и муниципальным образовательным учреждением от 01.09.2007, учредитель обязан финансировать мероприятия, связанные с соблюдением противопожарных норм и требований. Устранение нарушений в сфере пожарной безопасности находится в ведении руководителя МОУ Детского дома №1 «Надежда» г. Кирова, финансирование предложенных к исполнению мероприятий находится в ведении администрации МО «г. Киров».

На основании изложенного просит возложить на МО «г. Киров» в лице администрации МО «г. Киров» обязанность по финансированию мероприятий, связанных с устранением нарушений в сфере законодательства о пожарной безопасности в МОУ Детский дом №1 «Надежда» выполнив определенные действия.

Прокурор Первомайского района г. Кирова уточнил заявленные требования просит обязать муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации муниципального образования «Город Киров» выделить управлению образования администрации г. Кирова необходимые денежные средства для проведения мероприятий, связанных с устранением нарушений в сфере законодательства то пожарной безопасности в МОУ Детский дом №1 «Надежда» г.Кирова, за исключением устраненных нарушений на момент рассмотрения дела судом.

Обязать управление образования администрации г. Кирова
перечислить выделенные муниципальным образованием «Город Киров» в
лице администрации муниципального образования «Город Киров» денежные
средства для проведения мероприятий, связанных с устранением нарушений
в сфере законодательства о пожарной безопасности, указанных в п.1), МОУ
Детский дом №1 «Надежда» г.Кирова.

Обязать МОУ Детский Дом №1 «Надежда» г. Кирова устранить нарушения требований и норм пожарной безопасности, указанны в п. 1 искового заявления.

Помощник прокурора Первомайского района г. Кирова Коробова О.О. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчиков администрации г. Кирова Карандин В.В. по доверенности и Управления образования администрации г. Кирова Семакин Д.Л. по доверенности с заявленными требованиями не согласны.

Представитель ответчика МОУ Детский дом №1 «Надежда» в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Суд, выслушав мнение участников процесса, изучив представленные материалы, приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что 30.03.2011 прокурором Первомайского района г. Кирова проведена проверка в отношении МОУ Детский дом №1 «Надежда» г. Кирова, эксплуатирующего здание школы по адресу: г. Киров, ул. Заречная, 5. В ходе проверки был выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности.

29.04.2011 государственным инспектором г. Кирова (по Первомайскому району) по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности Первомайского района г. Кирова в отношении МОУ Детский дом №1 «Надежда» вынесено предписание №157/1/98 в котором в срок до 01.06.2012 на последнего возложена обязанность устранить выявленные в результате проверки нарушения п.3, 36, 41, 51, 53, 60 ППБ 01-03, п. 3.17, 3.9, 4.1, 5.1 НПБ 104-03, п. 5.14*, 5.18*, 6.1, 6.13*, 6.16, 6.25*, 6.27, 6.28*, 6.32*, 7.1, 7.4, 7.8, 7.12*, 7.13 7.15, 8.9 СНиП 21-01-97*, п. 4.4 НПБ 151-2000, п. 12.18, 12.41 НПБ 88-2001, п. 7.62 СНиП 23-05-95, п. 4.3 СП 31-110-2003, п. 2.1.3 ППБ 101-89, п. 2.1.21, 7.1.37, 7.3.65 табл. 7.3.10, 7.3.12, 7.4.32 т. 7.4.3 ПУЭ, п. 14 табл. 3 НПБ 110-03, СО 153-34.21.122-2003, п. 2.12.17, п. 2.7.16 ПТЭЭП, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89.

Согласно ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», в организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Таким образом, администрация муниципального учреждения детский дом № 1 «Надежда» обязана осуществлять деятельность учреждения с соблюдением требований правил пожарной безопасности, в связи с чем обязанность по устранению допущенных нарушений возлагается на данное юридическое лицо.

Из ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений, финансированию муниципальных учреждений.

Сторонами не оспаривается, что МОУ Детский дом №1 «Надежда» является муниципальным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учредителем учреждения является МО «г. Киров» (п. 1.3 Устава), финансируется из местного бюджета, источников дополнительного финансирования не имеет (п. 5.2 Устава) (л.д. 13-14).

Из п. 4.1.4 Договора о взаимоотношениях между учредителем и МОУ от 01.09.2007 (л.д. 15-16) следует, что финансировать мероприятия, связанные с подготовкой к учебному году и соблюдением санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных норм и требований охраны труда и техники безопасности, капитальный, текущие ремонты и обслуживание наружных коммуникационных сетей в пределах утвержденных смет расходов.

В соответствии со ст.6 БК РФ - распорядитель бюджетных средств - орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Получатель бюджетных средств - орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Бюджетное учреждение - муниципальное учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

В силу ст. 16, 52 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа в числе прочего относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пп.2 п.4 ст.22 Устава МО «Город Киров», утверждённого Решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 года №42/19 «Об уставе муниципального образования «Город Киров» - в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Представительный орган муниципального образования "Город Киров" - городская Дума.

В силу п.4 ст. 29 Устава администрация города Кирова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области.

Исходя из вышеизложенного судом установлено, что законодательством обязанность по финансированию проведению работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности возложена на администрацию муниципального образования «Город Киров».

В то же время наличие в администрации г. Кирова такого структурного подразделения, как Управление образования администрации г. Кирова не исключает обязанности муниципального образования разрешать вопросы местного значения в области финансирования муниципальных учреждении.

Требования прокурора Первомайского района г Кирова о возложении обязанности по финансированию проведения работ, связанных с устранением нарушений в сфере законодательства о пожарной безопасности, изложенные в п.п. 2, 7, 10, 12, 13, 15, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 44, 45, 49, 52, 57, 60 уточненных требований, в части расширения лестничных маршей и дверных проемов, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

При рассмотрении дела установлено, что в ходе проверки Учреждения на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности выявлено несоответствие проектного решения здания, построенного в 1961 году, требованиям СНиП 21-01-97*, введенных в действие с 01.01.1998.

Частью 4 статьи 4 Технического регламента о пожарной безопасности установлено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего регламента не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Учитывая, что положения закона имеют большую юридическую силу, суд приходит к выводу, что применение СНиП 21-01-97* после вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о пожарной безопасности» подлежит применению с учетом положений части 4 статьи 4 Технического регламента. При этом обязанность доказывания критериев отнесения нарушений требований пожарной безопасности к нарушениям, создающим угрозу жизни и здоровью людей, возложена на истца.

Доказательств того, что существующая в здании система путей эвакуации и ее пропускная способность не достаточна для обеспечения безопасности находящихся в здании людей истцом не представлено. Поскольку истцом не представлено доказательств в подтверждение обоснованности заявленных требований в указанной части, суд приходит к выводу, что данные требования удовлетворению не подлежат.

Кроме того, исходя из даты ввода здания в эксплуатацию (1961 год) и даты вступления в силу СНиП 21-01-97* (01.01.1998) суд приходит к выводу о том, что данные строительные нормы и правила не могут быть применены к зданиям, оконченным строительством до 01.01.1998, поскольку иное толкование указанных норм права приведет к возникновению обязанности собственников таких зданий произвести в них реконструкцию (капитальный ремонт) с целью приведения в соответствие с нормами СНИП, что фактически нарушает их права, предусмотренные ст. 209 ГПК РФ по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим на праве собственности имуществом. При этом полномочий давать обязательные для собственников указания по проведению капитального ремонта (реконструкции, перепланировке) объектов недвижимости контролирующие органы в сфере пожарной безопасности не имеют.

Кроме того суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования истца, изложенного в п. 58 уточненных требований, а именно предусмотреть мероприятия по защите карниза кровли здания с помещениями прачечной и гаража в месте сопряжения со стенами, обеспечивающие нераспространение пожара между частями здания, поскольку указанное требование не конкретизировано, в части какие именно мероприятия по защите необходимо провести, отсутствие конкретной формулировки исковых требований в этой части лишает ответчиков возможности определить объем необходимых работ и размер финансирования их проведения.

Требование истца, изложенное в п. 56 уточненных требований удовлетворению не подлежит, поскольку установлено, что ответчиком указанное требование исполнено до судебного разбирательства.

В то же время суд удовлетворяет требования истца изложенные в п.п. 1,3,4,5,6,8,9,14,17,18,19,22,23,30,33,34,42,43,46,47,48,50,51,54,55,59,61 уточненных требований и возлагает обязанность на МО «г. Киров» профинансировать, а МОУ Детский Дом №1 «Надежда» провести работы по устранению указанных нарушений требований пожарной безопасности.

Кроме того суд возлагает обязанность на МОУ Детский дом №1 «Надежда» устранить нарушения правил пожарной безопасности, не требующие финансирования, а именно изложенные в п.п. 41, 53 уточненных исковых требований.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования УДОВЛЕТВОРИТЬ ЧАСТИЧНО.

Обязать муниципальное образование «Город Киров» профинансировать проведение работ по устранению следующих нарушений правил пожарной безопасности в МОУ Детский дом № 1 «Надежда»:

  1. Провода и кабели соединительных линий системы оповещения и управления эвакуацией проложить в соответствии с требованиями п. 3.9 НПБ 104-03.
  2. Устранить горючие материалы на полу, потолке и стенах путей эвакуации в соответствии с п. 53 ППБ 01-03.
  3. заменить все пожарные шкафы в здании детского дома в соответствии с требованиями НПБ 151-2000.
  4. установить ручные пожарные извещатели в коридоре третьего этажа у эвакуационных выходов на высоте 1,5 метра (группы «Рябинки» и «Колокольчик»).
  5. Установить световые табло с надписью «Выход» системы оповещения людей о пожаре над эвакуационными выходами в боковые лестничные клетки на всех этажах детского дома.
  6. Электрические кабели для освещения боковых лестничных клеток проложить в соответствии с требованиями п. 5.18* табл. 4, п. 7.12* СНиП 21-01-97*.
  7. Установить аварийное освещение в помещениях раздевальных, кухни и прачечной.
  8. Настенные звуковые оповещатели людей о пожаре в коридорах групп «Василек», «Колокольчик», «Одуванчик», «Вишенка» расположить к потолку на расстоянии не менее 150 мм.
  9. В музыкальном зале устранить повреждение розетки.
  10. Соединения электропроводов в складском помещении кастелянши у светильника, в помещении сушилки у светильника и в гараже у светильника выполнить с опрессовкой, сваркой, пайкой или сжимов.
  11. Помещения музея Детского дома и игротерапии оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.
  12. Точечный пожарный извещатель в кабинете ингалятория установить под перекрытием на расстоянии не менее 0,1 м.
  13. Установить двери и дверные коробкив соответствии с требуемым пределом огнестойкости в складском помещении, помещении пищеблока, костюмерной.
  14. Установить в гараже электросветильники и электрооборудование соответствующее классу зоны по ПУЭ.
  15. Помещение гаража оборудовать системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией согласно НПБ 104-03.

Обязать МОУ Детский дом № 1 « Надежда» устранить следующие нарушения правил пожарной безопасности:

Провода и кабели соединительных линий системы оповещения и управления эвакуацией проложить в соответствии с требованиями п. 3.9 НПБ 104-03.

Устранить горючие материалы на полу, потолке и стенах путей эвакуации в соответствии с п. 53 ППБ 01-03.

Заменить все пожарные шкафы в здании детского дома в соответствии с требованиями НПБ 151-2000.

Установить ручные пожарные извещатели в коридоре третьего этажа у эвакуационных выходов на высоте 1,5 метра (группы «Рябинки» и «Колокольчик»).

Установить световые табло с надписью «Выход» системы оповещения людей о пожаре над эвакуационными выходами в боковые лестничные клетки на всех этажах детского дома.

Электрические кабели для освещения боковых лестничных клеток проложить в соответствии с требованиями п. 5.18* табл. 4, п. 7.12* СНиП 21-01-97*.

Установить аварийное освещение в помещениях раздевальных, кухни и прачечной.

Настенные звуковые оповещатели людей о пожаре в коридорах групп «Василек», «Колокольчик», «Одуванчик», «Вишенка» расположить к потолку на расстоянии не менее 150 мм.

В музыкальном зале устранить повреждение розетки.

Соединения электропроводов в складском помещении кастелянши у светильника, в помещении сушилки у светильника и в гараже у светильника выполнить с опрессовкой, сваркой, пайкой или сжимов.

Помещения музея Детского дома и игротерапии оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

Точечный пожарный извещатель в кабинете ингалятория установить под перекрытием на расстоянии не менее 0,1 м.

Установить двери и дверные коробки в соответствии с требуемым пределом огнестойкости в складском помещении, помещении пищеблока, костюмерной.

Установить в гараже электросветильники и электрооборудование соответствующее классу зоны по ПУЭ.

Помещение гаража оборудовать системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией согласно НПБ 104-03.

В противопожарном разрыве между зданиями Детского дома и прачечной не допускать стоянку автотранспорта.

Увеличить расстояние от светильника до хранящихся товаров в складском помещении для хранения моющих средств до 0,5 метра.

В удовлетворении остальных требований ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи жалобы (представления) через Первомайский районный суд г. Кирова в течение 10 дней после изготовления мотивированного решения суда.

Федеральный судья                                                       К.Ф. Никонов