18.05.2011 Татаринов А.А. к КОГУ `УСЗН в г. Кирове`, Департаменту социального развития Кировской области об оспаривании действий, бездействий



Дело № 2-1685/11Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ18 мая 2011 года г.Киров

Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Ждановой Е.А.

при секретаре Двоеглазовой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Татаринова А.А. к КОГУ «УСЗН в г.Кирове», Департаменту социального развития Кировской области об оспаривании действий, бездействия,

у с т а н о в и л:

Татаринов А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Департамента социального развития Кировской области. Указал, что как ветеран боевых действий по Федеральному закону «О ветеранах», Закону Кировской области «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета» имеет право на получение социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. В ответ на поданное в Департамент социального развития Кировской области заявление Татаринова А.А. от * о предоставлении меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья * КОГУ «УСЗН в г.Кирове» письменно уведомило заявителя о решении комиссии по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению граждан жильем от *, которым Татаринову А.А. отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Данный отказ Татаринов А.А. считает незаконным, полагая, что решение принято неуполномоченным на то органом – комиссией КОГУ «УСЗН в г.Кирова», а не Департаментом социального развития Кировской области. Оснований для отказа в выдаче свидетельства заявителю не имелось. В связи с изложенным Татаринов А.А. просит суд признать незаконным решение об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, обязать Департамент социального развития Кировской области принять соответствующее законодательству решение.

В судебном заседании 16.05.2011 заявитель Татаринов А.А., его представитель Зырянов К.В. уточнили заявленные требования, просят суд признать незаконным бездействие Департамента социального развития
Кировской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению Татаринова А.А. от * о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, обязать Департамент социального развития Кировской области принять положительное решение о выдаче истцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения; признать незаконным действие КОГУ "УСЗН в г.Кирове", выразившееся в незаконном принятии решения об отказе в выдаче свидетельства. Дополнили, что по законодательству принятие решений о выдаче (или отказе в выдаче) свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения входит в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, к которым КОГУ «УСЗН в г. Кирове» не относится, следовательно, принимать решения по вопросам, отнесенным к ведению органов исполнительной власти Кировской области, не уполномочено. Приняв решение № * от *, КОГУ «УСЗН в г. Кирове» совершило незаконное действие. Кроме того, Законом в качестве основания для принятия решения об отказе в выдаче Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не предусмотрено невключение в список граждан - получателей меры социальной поддержки на соответствующий год.

В судебном заседании 18.05.2011 представители Татаринова А.А. по доверенностям Никулин А.Н., Зырянов К.В. поддержали заявленные уточненные требования.

Представитель ответчика Департамента социального развития Кировской области по доверенности Рычкова И.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном отзыве заявленные требования не признала, указала, что согласно статье 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций. Сводный реестр граждан - получателей данной меры социальной поддержки ведется департаментом на основании полученных от органов местного самоуправления области списков граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями. В соответствии со статьей 4 Закона № 32-30 Сводный реестр сформирован в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. По сведениям органов местного самоуправления Татаринов А.А. состоит на учете с *, исходя из чего он включен в Сводный реестр граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем под номером *. Учитывая, что в 2011 г. размер субвенции, поступившей из федерального бюджета, составляет 54978500 рублей, а переходящий остаток с 2010 года - 12082300 рублей, приказом главы департамента от 14.02.2011 № 43 утвержден список граждан - получателей меры социальной поддержки в 2011 году в количестве 150 человек, вставших на учет до 1989 г., в который Татаринов А.А. не включен. Предоставление истцу социальной выплаты вне очереди повлечет нарушение установленного законом порядка и ущемление прав иных граждан, стоящих в очереди. В то же время ответчик не оспаривает право Татаринова А.А. на получение социальной помощи на приобретение жилого помещения и не отказывает ему в выдаче свидетельства в порядке очередности. В соответствии с Указом Губернатора Кировской области от 26.02.2008 № 17 «О системе органов социальной защиты населения Кировской области» департамент социального развития Кировской области - орган исполнительной власти отраслевой компетенции и его подведомственные кировские областные государственные учреждения (управления социальной защиты населения в муниципальных образованиях) образуют систему органов социальной защиты населения Кировской области. Участие подведомственных департаменту учреждений социальной защиты населения области в предоставлении данной государственной услуги необходимо в целях обеспечения доступности и оперативности ее предоставления, поскольку Сводный реестр и список получателей меры социальной поддержки включает граждан, проживающих на территории всех муниципальных образований Кировской области.

Представитель соответчика КОГУ «УСЗН в г.Кирове» по доверенности Костина С.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что в силу ст.ст. 6, 12, 13, 14, 29 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» приказом главы департамента социального развития Кировской области от 14.01.2011 № 8 утвержден Административный регламент департамента социального развития Кировское области предоставления государственной услуги по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранам войны, в соответствии которым государственная услуга предоставляется органом исполнительной власти Кировской области - департаментом социального развития Кировской области с участием подведомственных ему областных государственных учреждений социальной защиты населения области. Департамент организует выполнение на территории области законодательства по предоставлению государственной услуги, учреждения социальной защиты населения принимают документы и обеспечивают процедуру предоставления государственной услуги. В соответствии со ст. 4 Закона Кировской области № 32-30 департаментом социального развития Кировской области на основании полученных от органов местного самоуправления области списков граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, формируются и ведутся Сводный реестр граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджете. Сводные реестры формируются в той же хронологической последовательности, по какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления области. Исходя из общего размера средств субвенций из федерального бюджета, предусмотренных для Кировской области на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем в текущем году, на основании Сводных реестров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Кировской области, установленной в соответствии с федеральным законодательством, департамент социального развития Кировской области формирует список граждан – получателей социальной выплаты в очередном году и список граждан - получателей единовременной денежной выплаты или социальной выплаты в очередном году. Граждане уведомляются о включении их в соответствующие списки. Татаринов А.А. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, распоряжением администрации Первомайского района г. Кирова от 29.03.2004 № 102. Приказом департамента социального развития Кировской области от 14.02.2011 № 43 утвержден список граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета на 2011 год, в который вошли граждане, вставшие на учет до 01.02.1989, в связи с чем Татаринову А.А. было отказано в выдаче свидетельства в текущем году. При формировании списка получателей на соответствующий год, в который будут включены граждане, вставшие на учет нуждающихся в жилом помещении в 2004 году, истец будет об этом уведомлен в письменной форме.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Татаринов А.А. состоит на учете по улучшению жилищных условий с * как ветеран боевых действий (л.д.9 – копия удостоверения серии * от *) и включен в Сводный реестр граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем под номером *.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в качестве меры социальной поддержки предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 23.2 указанного Закона Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций, зачисляемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ, в частности, Законом Кировской области от 01.08.2006 № 32-30 "О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета" Статьей 3 данного Закона ветеранам боевых действий мера социальной поддержки по обеспечению жильем предусматривается в форме социальной выплаты. Право гражданина на получение социальной выплаты удостоверяется "Свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения".

Руководствуясь указанными нормативными правовыми актами, Татаринов А.А. * обратился в Департамент социального развития Кировской области с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья (л.д.10). * КОГУ «УСЗН в г.Кирове» письменно уведомило заявителя о решении комиссии по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению граждан жильем от *, которым Татаринову А.А. отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д.11).

С указанным решением Татаринов А.А. не согласен, в связи с чем обратился в суд с иском (с учетом уточнений) о признании незаконным бездействия Департамента социального развития Кировской области, выразившегося в непринятии решения по заявлению Татаринова А.А. от * о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, обязании Департамент социального развития Кировской области принять положительное решение о выдаче Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения; признании незаконным действия КОГУ "УСЗН в г.Кирове", выразившееся в незаконном принятии решения об отказе в выдаче Свидетельства.

С доводами истца о том, что решение принято неуполномоченным на то органом суд не соглашается по следующим основаниям.

В соответствии с Указом Губернатора Кировской области от 26.02.2008 № 17 «О системе органов социальной защиты населения Кировской области» департамент социального развития Кировской области - орган исполнительной власти отраслевой компетенции и его подведомственные кировские областные государственные учреждения (управления социальной защиты населения в муниципальных образованиях) образуют систему органов социальной защиты населения Кировской области.

Уставом, утвержденным приказом от 26.12.2007 № 260, установлено, что КОГУ «УСЗН в г. Кирове», созданное в соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 24.12.2007 № 566, является некоммерческой организацией, служащей для обеспечения полномочий департамента социального развития Кировской области по решению практических задач в сфере социальной поддержки населения и координации деятельности учреждений социального обслуживания в муниципальных образованиях. Учреждение находится в ведомственной подчиненности департамента социального развития Кировской области, является частью системы органов социальной защиты Кировской области. Для достижения цели - реализации мероприятий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005 (п.2.1) - КОГУ «УСЗН в г. Кирове» осуществляет проведение работы с отдельными категориями граждан по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет федерального бюджета (л.д.51-54).

Приказом департамента социального развития Кировской области от 16.08.2006 № 93 (с дополнениями и изменениями) утвержден Порядок организации работы по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидии, в соответствии с которым управления социальной защиты населения в муниципальных образованиях уведомляют граждан в письменной форме о включении их в список получателей социальной выплаты в текущем году, проверяют их право на получение социальной выплаты, осуществляют вручение Свидетельств, отслеживают срок их действия, осуществляют перечисление денежных средств социальной выплаты продавцу по договору купли-продажи жилого помещения (л.д.20-26).

В целях реализации указанного приказа КОГУ «УСЗН в г. Кирове» издан приказ от 09.01.2008 № 8 «Об организации работы по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидии», которым закреплен порядок работы по предоставлению данной меры социальной поддержки в учреждении и создана комиссия для решена вопросов по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению граждан жильем (л.д.27).

В силу статей 6, 12, 13, 14, 29 ФЗ от 27.07.2010 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» приказом главы департамента социального развития Кировской области от 14.01.2011 № 8 утвержден Административный регламент департамента социального развития Кировской области предоставления государственной услуги по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранам войны, в соответствии которым государственная услуга предоставляется органом исполнительной власти Кировской области - департаментом социального развития Кировской области с участием подведомственных ему областных государственных учреждений социальной защиты населения области. Департамент организует выполнение на территории области законодательства по предоставлению государственной услуги, учреждения социальной защиты населения принимают документы и обеспечивают процедуру предоставления государственной услуги.

В соответствии с пунктом 1.6 постановления Правительства Кировской
области от 17.07.2007 N 100/309 «Об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг» административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг утверждаются руководителем соответствующего органа исполнительной власти области. Административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг подлежат опубликованию в соответствии с законодательством РФ о доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно статье 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться несколькими способами, в том числе размещением государственными органами информации о своей деятельности в сети Интернет. В соответствии с вышеуказанным данный административный регламент размещен на официальном сайте Правительства области 14.01.2011.

В связи тем, что КОГУ «УСЗН в г. Кирове» находится в ведомственной подчиненности департамента социального развития Кировской области, является частью системы органов социальной защиты Кировской области, в соответствии с приказом департамента социального развития Кировской области от 16.08.2006 № 93 (с последующими дополнениями и изменениями) уведомляет граждан в письменной форме о включении их в список получателей социальной выплаты в текущем году, проверяют их право на получение социальной выплаты, осуществляют вручение Свидетельств, отслеживают срок их действия, суд приходит к выводу, что, принимая решение от * № *, КОГУ «УСЗН в г. Кирове» действовало в рамках предоставленных полномочий.

Статьей 4 Закона Кировской области № 32-ЗОопределно, что департаментом социального развития Кировской области на основании полученных от органов местного самоуправления области списков граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, формируется и ведется Сводный реестр граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Сводный реестр формируется в той же хронологической последовательности, по
какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления области.

Исходя из общего размера средств субвенций из федерального бюджета, предусмотренных для Кировской области на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем в текущем году, на основании Сводных реестров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Кировской области, установленной в соответствии с федеральным законодательством, департамент социального развития Кировской области формирует список граждан – получателей социальной выплаты в очередном году и список граждан - получателей единовременной денежной выплаты или социальной выплаты в очередном году.

Следовательно, право на получение Свидетельства в текущем, году имеет
определенное количество граждан, стоящих в начале Сводного реестра, на
удовлетворение потребностей которых, в соответствии с установленными нормативами, из федерального бюджета выделены денежные средства.

Татаринов А.А. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, распоряжением администрации Первомайского района г. Кирова от * № *. Приказом департамента социального развития Кировской области от * № * (л.д.73-82) утвержден список граждан - получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета на 2011 год, в который вошли граждане, вставшие на учет до 01.02.1989, в связи с чем Татаринову А.А. отказано в выдаче Свидетельства в текущем году. Однако, представителями ответчиков не оспаривалось по существу право Татаринова А.А. на получение данной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья в порядке очередности.

Как следует из пояснений истца, в связи с тем, что им подано заявление о выдаче Свидетельства, не зависимо от его очереди при наличии его права на получение, Департамент социального развития не мог отказать ему в выдаче Свидетельства.

Суд не может согласиться с данными доводами поскольку, как указывалось ранее, Сводный реестр формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления области. Предоставление субсидий производится в соответствии с данным реестром, то есть в хронологическом порядке, следовательно, произвольное нарушение данного порядка будет являться нарушением действующего законодательства со стороны ответчика, а также нарушением прав и законных интересов остальных граждан, состоящих в Сводном реестре до Татаринова А.А. Требование заявителя о получении свидетельства во внеочередном порядке не соответствует ч.3 ст.17 Конституции РФ, предусматривающей невозможность осуществления прав и свобод гражданин, если это нарушает права и свободы других лиц. Статья 7 Закона Кировской области № 32-ЗО, предусматривающая порядок выдачи свидетельства и основания для отказа в его выдаче, на которую ссылается Татаринов А.А., подлежит применению в системном единстве с положениями статьи 4 данного Закона.

Исходя из изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований Татаринова А.А.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных Татариновым А.А. требований отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, то есть 23 мая 2011 года.

Федеральный судья Е.А.Жданова