Дело № 2-2246/11 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Киров 05 июня 2011 года Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Никонова К.Ф., при секретаре Меркиной С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косарева С.Н. к Администрации г. Кирова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Косарев С.Н. обратился в суд с иском к администрации г. Кирова в котором указал, что он является собственником 23/100 доли в праве общей долевой собственности в коммунальной квартире <Адрес обезличен> <Адрес обезличен>, данное жилое помещение перешло по наследству от его брата Косарева В.Н. Заключением межведомственной комиссии № 110 от 15.08.2008 вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Его брату в рамках программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования рынка жилья» было выделено на переселение жилое помещение в доме <Адрес обезличен> Мостовицкой г. Кирова
На основании изложенного просит обязать администрацию г. Кирова предоставить ему благоустроенное жилое помещение в г. Кирове по договору социального найма общей площадью не менее 16,9 кв.м. общей площади жилого помещения.
Истец Косарев С.Н. и его представитель Барышникова Н.В. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель Администрации г. Кирова Шевелев М.Г. по доверенности с заявленными требованиями не согласен.
Суд, выслушав мнение участников процесса, изучив представленные материалы, приходит к следующему выводу.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону <Номер обезличен> (л.д. 9), свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 10) Косарев С.Н. является собственником 23/100 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <Адрес обезличен>.
Заключением межведомственной комиссии № 152 от 15.08.2008 (л.д. 13) дом по адресу: <Адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как следует из ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В определении Конституционного суда РФ от 05.03.2009 № 376-О-П установлено, что п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Из вышеназванного положения следует, что жилое помещение во внеочередном порядке может быть представлено лицам, лишившимся своих жилых помещений.
Из представленных материалов следует, что Косарев С.Н. жилого помещения, собственником которого он является, не лишался, дом существует и в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу.
В ст. 32 ЖК РФ определен порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В ч. 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Так же в п. 20 данного Постановления разъяснено, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Согласно ч.8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Исходя из вышеназванных положений суд приходит к выводу о том, что ст.ст. 86, 89 ЖК РФ, регламентирующие внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в данном случае применены быть не могут, поскольку законодательством предусмотрен иной порядок обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений, а именно при отказе собственника жилого помещения осуществить снос или реконструкцию жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, орган местного самоуправления вправе изъять указанное помещение с установлением выкупной цены, либо по соглашению сторон предоставить иное жилое помещение взамен изымаемого, при этом суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку на орган местного самоуправления, в данном случае, только возлагается обязанность по выплате выкупной цены.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Косарева С.Н.
Руководствуясь ст.ст. 191, 197, 198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Первомайский районный суд г. Кирова в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда.
Федеральный судья: К.Ф. Никонов