ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Первомайский районный суд г. Кирова в составе председательствующего судьи Суркова Д.С., при секретаре Горбушиной У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нововятского района г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц к УФПС Кировской области - филиалу ФГУП «Почта России», Администрации МО г.Киров о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Нововятского района г. Кирова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая, что "№ отделения" отделение почтовой связи, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, является структурным подразделением Кировского почтамта УФПС Кировской области - филиала ФГУП «Почта России» и имеет своим назначением предоставление населению услуг почтовой связи на обслуживаемой территории Нововятского района г. Кирова. Таким образом, данный объект относится к объектам социальной инфраструктуры. Однако здание, в котором расположено помещение почтового отделения, арендуемое у МО «Город Киров», не оборудовано необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов: при входе отсутствует пандус и поручни, в результате чего доступ инвалидов к данному объекту социальной инфраструктуры ограничен. Несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст.ст. 7, 18, 19, 45 Конституции РФ. На основании изложенного просит возложить обязанность на администрацию МО «город Киров» и Кировский почтамт Управления федеральной почтовой связи Кировской области - филиал ФГУП «Почта России» обязанность создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию "№ отделения" почтового отделения, расположенному по адресу: <Адрес обезличен>, а именно, оборудовать его пандусом и поручнями с учетом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Определением Первомайского районного суда г. Кирова от 08 августа 2011 года произведена замена ответчика Кировский почтамт УФПС Кировской области надлежащим ответчиком - УФПС по Кировской области - филиал ФГУП «Почта России». В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Нововятского района г. Кирова Иванов А.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика УФПС по Кировской области - филиал ФГУП «Почта России» по доверенности Мартемьянова А.А. заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что ФГУП «Почта России» не является федеральным органом исполнительной власти, не является собственником помещений, следовательно, у ответчика не возникает обязанности устанавливать пандусы за счет собственных средств. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Киров» на основании доверенности Алейникова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в материалах дела не представлено доказательств того, что у граждан-инвалидов отсутствует возможность попасть в здание ФГУП «Почта России». Между администраций МО «Город Киров» и ФГУП «Почта России» заключен договор аренды, в соответствии с условиями данного договора на арендатора возложена обязанность по проведению текущего ремонта. Если же установка пандусов относится к капитальному ремонту, стоимость будет компенсирована арендатору в счет арендной платы. Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, предоставили отзыв, в котором указали, что занимаемые отделениями почтовой связи помещения не являются собственностью ФГУП «Почта России», следовательно, у предприятия не возникает обязанности по установлению пандусов. Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Ст. 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно п. 1.4 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения, подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Пунктом 3.32 данных СНиП предусмотрено установление ограждений с поручнями вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 метров. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 метров, у лестниц - на высоте 0,9 метров, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 метров. В соответствии со ст.ст. 4, 6, 52 Градостроительного кодекса РФ нормы СП, СНиП являются обязательными к применению. Таким образом, действующим законодательством предусмотрено создание надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здания и помещения, в том числе объекты социальной инфраструктуры, включая обустройство входа в здания пандусами для подъезда на инвалидных колясках и поручнями. Исходя из положений ст. 3 Федерального закона № 176-ФЗ от 17 июля 1999 года почтовая связь в Российской Федерации является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества, содействует укреплению социально-политического единства Российской Федерации, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан, позволяет создать необходимые условия для осуществления государственной политики в области формирования единого экономического пространства, способствует свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности. Почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам. Пунктом 2 раздела 5 Постановления Правительства РФ от 17 марта 2011 года № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» предусмотрено обязательное оборудование объектов почтовой связи пандусами и другими специальными устройствами с целью обеспечения их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Ст. 14 Федерального закона «О почтовой связи» указывает на то, что основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются: оказание услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи. В силу ст. 46 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями услугами связи, в том числе к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи. Таким образом, организации почтовой связи (операторы связи) обязаны в силу закона оказывать услуги почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи, в том числе и инвалидов, и создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями услугами связи, а именно, отделениям почтовой связи, непосредственно оказывающим услуги почтовой связи гражданам. В судебном заседании установлено, что почтовое отделение связи <Номер обезличен>, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, является структурным подразделением Кировского почтамта УФПС Кировской области - филиала ФГУП «Почта России» и имеет своим назначением предоставление населению услуг почтовой связи на обслуживаемой территории <Адрес обезличен>. Таким образом, суд приходит к выводу, что данный объект является объектом социальной инфраструктуры. Из материалов дела следует, что помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен> находится в собственности муниципального образования «город Киров». Ответчик ФГУП «Почта России» арендует у ответчика администрации муниципального образования «город Киров» по договору аренды <Номер обезличен> от <Дата обезличена> помещения по вышеуказанному адресу (л.д. 6 - 11). В нарушение норм действующего законодательства о социальной защите населения, отделение почтовой связи, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, не оборудовано необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов: при входе отсутствует пандус и поручни, в результате чего доступ инвалидов к данному объекту социальной инфраструктуры ограничен. Доказательств технической невозможности установления пандуса и поручней на входе в здание по адресу: <Адрес обезличен>, суду не представлено. При таких обстоятельствах, требования прокурора Нововятского района к ФГУП «Почта России» о возложении обязанности создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию "№ отделения" почтового отделения, расположенному по адресу: <Адрес обезличен>, а именно, оборудовать его пандусом и поручнями с учетом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. При принятии решения суд не учитывает доводы представителя третьего лица Управления Федерального казначейства по Кировской области о том, что обязанность по установлению пандусов лежит на собственнике помещения, а именно: администрации муниципального образования «Город Киров», по следующим основаниям. В соответствии со ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Работы по оборудованию крыльца пандусами и поручнями к помещениям ответчика относятся к реконструкции входной группы. Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении норм технической эксплуатации жилищного фонда» устройство пандусов предусматривается при производстве капитального ремонта. Кроме того, из заключенного между администрацией муниципального образования «город Киров» и ФГУП «Почта России» договора аренды <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, арендатор обязался производить за свой счет ремонт фасада здания пропорционально занимаемой площади, а также текущий и капитальный ремонт помещения (здания) и инженерных коммуникаций, находящихся в помещении (здании). После проведения капитального ремонта или перепланировки жилого помещения (здания) арендатор обязан в 30-дневный срок произвести за свой счет инвентаризацию помещения и предоставить арендодателю справку из Бюро технической инвентаризации (п. 2.2.7); стоимость произведенного капитального ремонта помещения (здания) по решению комиссии может быть возмещена арендатору в сумме фактических затрат, в пределах согласованной сметы расходов и только при наличии: предварительного согласования арендодателя на проведение капитального ремонта; утвержденного арендодателем перечня предстоящих работ и сметы расходов; акта выполненных работ; документов о фактических затратах на проведение капитального ремонта (п. 2.2.8). В связи с указанными обстоятельствами, требования к администрации муниципального образования «город Киров» удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 235 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Нововятского района г. Кирова удовлетворить частично. Обязать УФПС Кировской области - филиал ФГУП «Почта России» создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к зданию "№ отделения" почтового отделения, расположенному по адресу <Адрес обезличен>, оборудовать его пандусом и поручнями с учетом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. В удовлетворении остальной части требований истцу отказать. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Первомайский районный суд г. Кирова с момента вынесения решения в мотивированной форме, т.е. с 15 августа 2011 г. Судья Сурков Д.С.