Дело № 2-811/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 февраля 2011 года г. Киров Первомайский районный суд г. Кирова в составе судьи Финченко М.С., при секретаре Серегиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муравьева Е.В. к военному комиссариату Кировской области о признании решения военного комиссара Кировской области об отказе в выплате денежной компенсации незаконным, У С Т А Н О В И Л : Муравьёв Е.В. обратился в суд с иском, в котором указал, что является майором запаса, проходил военную службу по контракту с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, перед увольнением проходил военную службу по контракту в военном комиссариате Нолинского и Немского районов Кировской области в должности начальника 2 отделения призыва с <Дата обезличена>. За все время военной службы истец жильем обеспечен не был. <Дата обезличена> истец был уволен в запас в связи о организационно-штатными мероприятиями, <Дата обезличена> истец обратился с рапортом о постановке его и его сына на очередь для получения жилой площади. Решением жилищной комиссии военного комиссариата Кировской области истцу было отказано в постановке на очередь, в связи с тем, что истцом не представлены документы на сына. <Дата обезличена> истцом подан рапорт о признании его нуждающимся в получении жилья и постановке на очередь нуждающихся в жилплощади военнослужащих. <Дата обезличена> жилищная комиссия признала истца нуждающимся в получении жилья и поставила на очередь нуждающихся в жилплощади военнослужащих. Так как истец не имел жилья, то <Дата обезличена> заключил договор найма жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> сроком на 1 год с ежемесячной оплатой в размере <Иные данные> рублей. <Дата обезличена> истец направил ответчику рапорт с просьбой выплатить денежную компенсацию за поднаем жилья, ему <Дата обезличена> было отказано на том основании, что истец состоит в списках нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту службы, а не в муниципальном образовании. Истец считает указанное решение ответчика нарушающим его права и просит признать его незаконным, обязать ответчика устранить допущенные им нарушения закона по вопросу выплаты истцу денежной компенсации за поднаем жилого помещения согласно договору от <Дата обезличена>, взыскать с ответчика в пользу истца уплаченную госпошлину в размере <Иные данные> рублей. В судебном заседании истец Муравьёв Е.В. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Представитель ответчика по доверенности Шуклина О.А. иск не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление. Суд, заслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что приказом командующего войсками Приволжско-уральского военного округа от <Дата обезличена> <Номер обезличен> истец был досрочно уволен с военной службы в запас на основании п.п. «в» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», приказом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> с этого дня исключен из списков личного состава военного комиссариата и всех видов обеспечения. Истец обжаловал указанные приказы, решением Кировского гарнизонного военного суда от <Дата обезличена> в удовлетворении заявления истца было отказано, кассационным определением от <Дата обезличена> судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда названные приказы в части досрочного увольнения истца с военной службы в связи с невыполнением условий контракта признаны незаконными, было изменено основание увольнения истца, сделана ссылка на п.п. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Согласно выписке из приказа командующего войсками Приволжско-уральского военного округа от <Дата обезличена> <Номер обезличен> майор Муравьев Е.В. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). В период судебных разбирательств по поводу признания незаконным основания увольнения истца им <Дата обезличена> был подан рапорт о постановке его и его сына на очередь для получения жилой площади. Решением жилищной комиссии военного комиссариата Кировской области от <Дата обезличена> истцу было отказано в постановке на очередь, в связи с тем, что истцом не представлены документы на сына. <Дата обезличена> истцом был подан рапорт о признании его нуждающимся в получении жилья и постановке на очередь нуждающихся в жилплощади военнослужащих. Решением жилищной комиссии военного комиссариата Кировской области от <Дата обезличена> истцу было отказано, указанное решение было отменено решением Кировского гарнизонного военного суда от <Дата обезличена>. В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии военного комиссариата Кировской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> истец был признан нуждающимся в получении жилья и поставлен на очередь нуждающихся в получении жилплощади военнослужащих военного комиссариата Кировской области. <Дата обезличена> истцом был подан рапорт о выплате денежной компенсации за поднаем жилья с <Дата обезличена> с ежемесячной суммой оплаты в размере <Иные данные> рублей в месяц. Согласно представленному договору найма жилого помещения от <Дата обезличена> истец снимает квартиру по адресу: <Адрес обезличен> сроком на 1 год. Письмом от <Дата обезличена> военным комиссариатом Кировской области истцу было отказано в предоставлении компенсации на том основании, что истец состоит в списках нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту службы, а не в муниципальном образовании. В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона. Указанной нормой (абз. 2 п. 14 ст. 15) также предусмотрено, что при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. С учетом вышеизложенных положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением. Поскольку судом установлено и ответчиком не оспаривается, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением, однако не обеспечен им до настоящего времени, суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение указанной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета. Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления). Суд полагает, что увольнение признанного нуждающимся в жилом помещении истца без предоставления жилого помещения имело место с сохранением обязанности обеспечить его жилым помещением по последнему перед увольнением месту военной службы, и не установлено законных оснований для отказа истцу в получении компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до обеспечения его жилым помещением. При этом в случае отказа истцу в иске будет иметь место неравенство положения истца, по месту службы состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении с 2009 года уволенного без предоставления жилого помещения, по сравнению с положением тех военнослужащих, которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях в связи с избранием нового места жительства при увольнении, что в данном случае, недопустимо. Действительно пунктом 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам. Однако решением Военной коллегии Верховного Суда РФ от 5 сентября 2008 г. N ВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-566, пункт 4 настоящего Положения признан не действующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 г., которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам. Учитывая изложенное, суд признает исковые требования истцаМуравьёва Е.В. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Признать решение военного комиссара Кировской области об отказе в выплате Муравьеву Е.В. денежной компенсации за поднаём жилого помещения незаконным. Обязать военного комиссара Кировской области устранить допущенные нарушения по вопросу выплаты Муравьеву Е.В. денежной компенсации за поднаём жилого помещения по договору от <Дата обезличена>. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья - М.С. Финченко