Дело № 2-293/11Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ27 января 2011 года г.Киров
Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Ждановой Е.А.
при секретаре Двоеглазовой В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мамедова А.Н. об оспаривании решения УФМС по Кировской области,
у с т а н о в и л:
Мамедов А.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС России по Кировской области от <...> о неразрешении въезда в РФ. Указал, что решением УФМС России по Кировской области от 09.12.2010 ему, гражданину Азербайджанской Республики, закрыт въезд в РФ сроком на 3 года до 13.08.2013 в связи с неоднократным привлечением к административной ответственности за совершение административных правонарушений на территории РФ, а именно: 08.02.2010 и 02.08.2010 по фактам совершения административных правонарушений, предусмотренных по ст. 18.8 ч. 1 КоАП РФ. Считает данное решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку въехал на территорию РФ 04.07.2010 легально через КПП «Илек». Решение о неразрешении въезда от 09.12.2010 утверждено начальником УФМС России по Кировской области, которому такое право законом не предоставлено. Кроме того, по мнению Мамедова А.Н., принятое УФМС решение от 09.12.2010 о неразрешении въезда на срок 3 года не отвечает принципам разумности и справедливости.
В судебном заседании заявитель Мамедов А.Н., его представитель по ордеру адвокат Лапехин А.В. уточнили требования: просят суд изменить решение УФМС по Кировской области, снизить срок неразрешения Мамедову А.Н. въезда в РФ, установленного решением УФМС 09.12.2010, с 3 лет до 9 месяцев, то есть до 13.05.2011.
Мамедов А.Н. в ходе судебного разбирательства пояснил, что в 2009 году приехал в г.Киров из Азербайджана с женой и детьми на постоянное место жительства. Проживал по месту регистрации: <...>, с женой и детьми и также собственником данной 2-комнатной квартиры лицо 1 и его супругой Светланой. Поскольку проживать двумя семьями в одной квартире было неудобно, Мамедов А.Н. снял квартиру по адресу: <...>, расположенную в доме по соседству и периодически проживал в этой квартире. Против его регистрации в квартире по <...> возражал собственник данного жилого помещения. Впоследствии Мамедов А.Н. зарегистрировался по адресу: <...>, проживал по указанному адресу с семьей около 4 месяцев 2010 года, потом переехал в квартиру по адресу: <...>, вместе с семьей. На миграционный учет по данному адресу вовремя не встал, поскольку не знал такого требования законодательства РФ. С привлечением его к административной ответственности согласен, все штрафы им уплачены. В совершении административных правонарушений Мамедов А.Н. раскаялся. Его супруга лицо 2 и трое несовершеннолетних детей, граждане Азербайджана, 20.11.2009 получили разрешение на временное проживание в РФ сроком до 20.11.2012. В декабре 2010 года вынужденно выехали из <...> обратно в Азербайджан в связи с болезнью родителей, имеют намерение вместе с Мамедовым А.Н. возвратиться в ближайшее время в г.Киров для постоянного проживания на территории РФ. Неразрешение въезда в РФ Мамедову А.Н. на 3 года заявитель считает наказанием, несоразмерным тяжести совершенных им правонарушений, степени их общественной опасности.
Представитель ответчика УФМС России по Кировской области по доверенности Жуйкова А.И. заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что Законом срок для неразрешения въезда не установлен, УФМС предоставлена альтернатива. Санкция статей за административные правонарушения предусматривает выдворение. В п. 4 ст. 26 Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» указано, что если гражданин совершил 2 и более административных правонарушения, УФМС имеет право закрыть въезд иностранному гражданину в РФ.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований Мамедова А.Н.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Управления ФМС по Кировской области от 09.12.2010 Мамедову А.Н. , <...> г.р., гражданину <...>, неразрешен въезд в Российскую Федерацию сроком на 3 года, до 13.08.2013 (л.д.8-9). Основанием для принятия данного решения явилось привлечение Мамедова А.Н. в период с февраля по август 2010 года к административной ответственности за совершение административных правонарушений на территории РФ, а именно: 08.02.2010 и 02.08.2010 по фактам совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.8 ч. 1 КоАП РФ, за нарушение режима пребывания в РФ (проживание не по месту регистрации, несвоевременная постановка на миграционный учет по месту пребывания). Данное решение о неразрешении въезда от 09.12.2010 утверждено начальником УФМС России по Кировской области.
Суд не может согласиться с доводами Мамедова А.Н. о том, что УФМС России не правомочен принимать решение о неразрешении въезда в РФ.
В соответствии с положением об УФМС России по Кировской области, утвержденным приказом ФМС России от 02.12.2005 № 138, территориальный орган осуществляет в соответствии с законодательством РФ реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, и миграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, проставляет отметку о запрещении въезда в РФ в документе, удостоверяющим личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Пунктом 13.7 указанного Положения делегировано полномочие Управлению ФМС России по Кировской области осуществлять меры по недопущению въезда в РФ иностранных граждан по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Данное положение об УФМС России по Кировской области согласуется с положением о Федеральной Миграционной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928, содержащим аналогичные нормы. Таким образом, суд приходит к выводу, что решение о неразрешении Мамедову А.Н. въезда в РФ было принято полномочным лицом.
В соответствии с ч. 4 ст. 26 Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ.
Как установлено судом из постановлений по делам об административных правонарушениях, Мамедов А.Н. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ 08.02.2010 и 02.08.2010. Указанные постановления заявителем не оспаривались, назначенные штрафы им уплачены. Суд полагает, что у УФМС по Кировской области имелось правовое основание для принятия решения о неразрешении въезда в РФ Мамедову А.Н.
Вместе с тем, Закон не содержит нормы о том, на какой срок иностранному гражданину может быть закрыт въезд в РФ.
При решении вопроса о продолжительности закрытия въезда в РФ Мамедову А.Н. следовало исходить из следующего.
Конституционный Суд РФ в Определении от 02.03.2006 № 55-0 «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав п. 7 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» указывал, что исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (ст. 55 ч. 3 Конституции РФ), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней).
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ как противоправное деяние, а именно: как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы РФ, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции РФ требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд РФ, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принимая во внимание тяжесть совершенных административных правонарушений, личность правонарушителя, учитывая, что назначенные административные наказания в виде штрафов Мамедовым А.Н. исполнены своевременно и в полном объеме, нарушение режима пребывания на территории РФ (проживание не по месту регистрации) вызвано объективными причинами (невозможностью без согласия собственника жилого помещения встать на регистрационный учет по месту жительства), оценивая доказательства в их совокупности, суд считает, что обжалуемое решение УФМС по Кировской области, как принятое без учета требований справедливости и соразмерности, подлежит изменению путем снижения заявителю срока неразрешения въезда в РФ с трех лет до 13.08.2013 до 9 месяцев до 13.05.2011.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Управления ФМС по Кировской области от 09.12.2010 о неразрешении Мамедову А.Н. въезда в Российскую Федерацию изменить, снизить срок неразрешения въезда в Российскую Федерацию Мамедову А.Н. с трех лет до 13.08.2013 до 9 месяцев до 13.05.2011.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 01 февраля 2011 года.
Федеральный судья Е.А.Жданова