Дело № 2-1111/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2011 годаг.Киров
Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Ждановой Е.А.
при секретаре Двоеглазовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аббасова Э.М. о признании незаконным решения УФМС РФ по Кировской области от 08.02.2011 об аннулировании разрешения на временное проживание на территории РФ,
у с т а н о в и л:
Аббасов Э.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Кировской области от 08.02.2011 об аннулировании разрешения на временное проживание на территории РФ. Указал, что 11.01.2011 ему, как гражданину Азербайджанской Республики, во исполнение решения Первомайского районного суда г. Кирова от 17.11.2010 УФМС России по Кировской области восстановило ранее выданное 22.06.2009 разрешение на временное проживание на территории РФ, сроком до 22.06.2012. Однако, заключением УФМС по Кировской области от 08.02.2011 разрешение на основании п.7 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» аннулировано в связи с тем, что заявитель в течение одного года со дня выдачи разрешения на временное проживание неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства в РФ в части обеспечения режима пребывания иностранных граждан в РФ, а именно: 06.09.2010, 06.12.2010 по фактам совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 18.8 ч.1 и 18.10 КоАП РФ. С данным решением заявитель не согласен, в связи с чем просит его отменить и обязать УФМС восстановить ему разрешение на временное проживание. Аббасов Э.М. приехал в г. Киров на постоянное место жительства вместе с родителями в 2000 году в возрасте 9 лет, до 2009 года проживал без регистрации вместе с дядей Алвердиевым В.Г. по адресу: <...>. Родители уехали в 2003 году обратно в Азербайджан. Заявитель учился и закончил среднюю общеобразовательную школу № 21 г. Кирова, затем поступил в колледж МФЮА, где учился 2 года на дневном отделении, в настоящее время находится в академическом отпуске. В период проживания обучения в г. Кирове до достижения совершеннолетнего возраста Аббасов Э.М. фактически проживал с дядей и старшим братом (гражданами РФ), которые являются для него фактически членами семьи. В Азербайджане заявитель не проживает уже 10 лет, возвращаться туда не намерен, желает остаться в РФ на постоянное место жительства. Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Кирова от 17.11.2010. Кроме того, решением УФМС к Аббасову Э.М. за те же административные правонарушения применена мера наказания в виде неразрешения въезд в Российскую Федерацию сроком на 3 года, до 17.09.2013. Считает, что решение от 08.02.2011 принято УФМС без учета принципов справедливости и соразмерности.
В судебном заседании Аббасов Э.М. , его представитель адвокат по ордеру Лапехин А.В. поддержали требования и доводы заявления. Аббасов Э.М. дополнительно пояснил, что он дважды привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений в сфере миграционного законодательства РФ: 06.09.2010 по ст. 18.10 КоАП РФ (осуществление трудовой деятельности без разрешения). Первое нарушение допущено в связи с тем, что он с момента получения РВП 22.06.2009 в срок до 22.08.2010 не подал уведомление о подтверждении своего проживания в РФ, тем самым нарушил требования п.9 ст. 6 Федерального закона № 1115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». Аббасов Э.М. указывает, что уведомление он представил, но с задержкой срока всего на неделю - 31.08.2010. 16.12.2010 Аббасов Э.М. привлечен к административной ответственности за осуществление трудовой деятельности в период с июня 2009 года по 01.06.2010 без разрешения на работу. УФМС данное правонарушение выявило при рассмотрении в суде спора в ноябре 2010 года, однако разрешение на работу заявитель получил 01.06.2010, по трудовому договору работает по настоящее время. В совершении обоих административных правонарушений заявитель свою вину признал, раскаялся, штрафы оплатил полностью, своевременно, новых административных правонарушений после восстановления РВП 11.01.2011 не допускал. Намерен продолжить учебу в МФЮА, подать документы на восстановление в июне 2011 года.
Представитель УФМС России по Кировской области по доверенности Кадочников А.В. требования Аббасов Э.М. не признал, считает решение УФМС от 08.02.2011 об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ законным и обоснованным.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В ходе судебного разбирательства установлено, что гражданин Азербайджанской Республики Аббасов Э.М. , <...> г.р., прибыл в безвизовом порядке на территорию РФ в г.Киров в 2009 году на постоянное место жительства. 22.06.2009 заявителю Управлением ФМС по Кировской области выдано разрешение на временное проживание в РФ сроком до 22.06.2012.
Поскольку заявитель в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством РФ порядке в течение 180 суток и не получал доходов в размерах, позволяющих содержать себя, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, на основании п. 8 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ и п.28 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание 27.09.2010 УФМС аннулировало Аббасову Э.М. разрешение на временное проживание в РФ.
Решением Первомайского районного суда г. Кирова от 17.11.2010, оставленным без изменения 28.12.2010 Судебной коллегией по гражданским делам Кировского областного суда, решение УФМС по Кировской области от 27.09.2010 об аннулировании РВП Аббасову Э.М. на территории РФ признано незаконным; суд обязал УФМС РФ по Кировской области восстановить Аббасову Э.М. разрешение на временное проживание на территории РФ (л.д.9-13).
Во исполнение указанного решения суда от 17.11.2010 УФМС России по Кировской области решением от 11.01.2011 Аббасову Э.М. восстановлено ранее выданное 22.06.2009 разрешение на временное проживание на территории РФ (л.д.36).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от <...> № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ.
Поскольку заявитель в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание неоднократно (дважды) привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства в РФ в части обеспечения режима пребывания иностранных граждан в РФ, а именно: 06.09.2010, 06.12.2010 по фактам совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 18.8 ч.1 и 18.10 КоАП РФ, решением Управления Федеральной миграционной службы по Кировской области от 08.02.2011 Аббасов Э.М. аннулировано разрешение на временное проживание на территории РФ (л.д. 8, 35).
Данное решение УФМС суд признает незаконным, необоснованным, подлежащим отмене. При решении вопроса об аннулировании РВП Аббасов Э.М. УФМС по Кировской области не учло следующее:
Конституционный Суд РФ указал в Определении от 02.03.2006 № 55-0 «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав п.7 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», что, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан,должноотвечать требованиям справедливости,соразмерности конституционно закрепленным целям (ст.55 ч.3 Конституции РФ), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека, п.3 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п.2 ст.10 и п.2 ст.11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п.3 ст.2 Протокола N 4 к ней).
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ как противоправное деяние, а именно: как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы РФ, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции РФ требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд РФ, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Поскольку отказ в выдаче разрешения на временное проживание или аннулирование ранее выданного разрешения за неоднократные нарушения установленного порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ в отношении иностранного гражданина влечет его обязанность в течение 15 дней добровольно покинуть Россию, что представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение, которой гарантируется ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, такие меры могут быть применены уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личностиправонарушителя и характера совершенного правонарушения, то есть степени его общественной опасности.
В ходе судебного разбирательства нашли подтверждения факты привлечения Аббасов Э.М. к административной ответственности за совершение административных правонарушений в сфере миграционного законодательства РФ, а именно: 06.09.2009 по ст. 18.10 КоАП РФ (осуществление трудовой деятельности без разрешения – л.д.23). Постановления от 06.09.2009, 16.12.2010 заявителем не оспаривались, назначенные штрафы им уплачены.
Между тем, из пояснений заявителя, что подтверждено письменными материалами дела и показаниями свидетеля Алвердиева В.Г., что членами семьи заявителя являются его дядя Алвердиев В.Г. и старший брат Аббасов Я.М., граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ; Аббасов Э.М. обучается дневном отделении в МФЮА, находится в академическом отпуске, в июня 2011 года собирается восстановиться в учебе; в Азербайджанской Республике заявитель фактически не проживает уже 10 лет, возвращаться туда не намерен, желает остаться в РФ на постоянное место жительства.
По административным правонарушениям Аббасов Э.М. пояснил, что он с момента получения РВП 22.06.2009 в срок до 22.08.2010 не подал уведомление о подтверждении своего проживания в РФ, тем самым нарушил требования п.9 ст. 6 Федерального закона № 1115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». В то же время сразу в день составления протокола об административном правонарушении 31.08.2010 Аббасов Э.М. представил необходимое уведомление в УФМС, то есть нарушил срок лишь на неделю. Свою вину в нарушении признал, раскаялся, штраф уплатил своевременно.
16.12.2010 Аббасов Э.М. привлечен к административной ответственности за осуществление трудовой деятельности в период с июня 2009 года по 01.06.2010 без разрешения на работу. УФМС данное правонарушение выявило при рассмотрении в суде спора в ноябре 2010 года (из пояснений Аббасова Э.М. и свидетелей). Однако, на день составления протокола об административном правонарушении 30.11.2010 Аббасов Э.М. уже полгода работал по разрешению на работу и трудовому договору. Нарушение было добровольно им устранено. Он получил разрешение на работу еще 01.06.2010, заключил трудовой договор в установленном законом порядке. Назначенный постановлением от 06.12.2010 штраф уплатил своевременно.
После восстановления РВП 11.01.2011 никаких новых административных правонарушений не допускал.
Решением Управления ФМС по Кировской области от 25.02.2011 о Аббасову Э.М. не разрешен въезд в РФ сроком на 3 года до 17.09.2013 в связи с неоднократным привлечением к административной ответственности за совершение тех же административных правонарушений на территории РФ, что послужили основанием для аннулирования РВП. Данное решение УФМС решением суда от 06.04.2011 изменено, снижен срок неразрешения въезда в Российскую Федерацию Аббасову Э.М. с трех лет до 17.09.2013 до 9 месяцев - до 17.06.2011. Тем самым Аббасов Э.М. уже понес ответственность за совершение административных правонарушений на территории РФ.
Принимая во внимание небольшую тяжесть совершенных административных правонарушений, незначительную степень общественной опасности наступивших последствий, фактическое устранение допущенных нарушений Аббасовым Э.М., его личность, оценивая доказательства в их совокупности, суд считает, что обжалуемое решение УФМС по Кировской области от 08.02.2011, как принятое без учета требований справедливости и соразмерности, подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 256,258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы РФ по Кировской области от 08.02.2011 об аннулировании разрешения на временное проживание Аббасова Э.М. на территории РФ.
Обязать УФМС РФ по Кировской области восстановить Аббасову Э.М. разрешение на временное проживание на территории РФ.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме, то есть с 11 апреля 2011 года.
Федеральный судьяЕ.А.Жданова