Дело № 2-754/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2011 годаг.Киров
Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Ждановой Е.А.
при секретаре Двоеглазовой В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мехдиева М.Ф. об оспаривании решения УФМС по Кировской области,
у с т а н о в и л:
Мехдиев М.Ф обратился в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС России по Кировской области от <...> о неразрешении въезда в РФ. Указал, что данным решением УФМС ему, гражданину Азербайджанской Республики, закрыт въезд в РФ сроком на 3 года до 06.11.2013 в связи с неоднократным привлечением к административной ответственности за совершение административных правонарушений на территории РФ, а именно: 30.12.2009 (дважды), 04.10.2010, 26.10.2010 (дважды) по фактам совершения административных правонарушений, предусмотренных по ст. 18.8 ч. 1, 19.27 ч.1 КоАП РФ. Заявитель въехал на территорию РФ 17.09.2010 легально через КПП «Илек». По его мнению, принятое УФМС решение от 03.12.2010 о неразрешении въезда на срок 3 года не отвечает нормам международного права, принципам разумности и справедливости, потому подлежит отмене.
В судебном заседании Мехдиев М.Ф. , его представитель по доверенности Урванцев В.Г. поддержали заявленные требования. Мехдиев М.Ф. пояснил, что родился и проживал постоянно до 2000 года в <...>, в 2000 году приехал в <...> из Азербайджана к родственникам, проживал временно, занимался поставкой фруктов, последние 6 лет проживает в <...> по временной прописке (миграционной карте) на 2-3 месяца. Заявитель разрешение на временное проживание, вид на жительство не имеет. В <...> у него остались жена, брак с которой не расторгнут, и трое сыновей, 20, 23, 25 лет. По утверждению Мехдиев М.Ф. , с ними отношений он не поддерживает. В России проживает фактически в брачных отношениях с Вылегжаниной Е.М., с которой имеют общего сына Мехдиев М.Ф. Али Мирзага оглы, <...> г.р., в отношении которого установлено отцовство заявителя. В течение 10 лет жил вместе с Вылегжаниной М.Ф. в п. Верхошижемье (в частном деревянном доме), потом у родственников в <...> в районе кинотеатра Дружба, затем снимали квартиры на ул.Луганская, Ульяновская, пр. Строителей, Горбачева, в Лянгасово, на срок от 3 месяцев до 1 года. Сейчас снимают квартиру по адресу: <...>. По указанным выше адресам был зарегистрирован временно на 2-3 месяца. Сын ходит 3 года в детский сад № 151, обслуживается в поликлинике в районе Юго-Западного рынка <...>. Разрешение на работу заявитель не имеет, занимается поставками фруктов и овощей. Вылегжанина Е.М. не работает, вместе с сыном находятся у него на иждивении. Вылегжанина Е.М. и сын Мехдиев являются гражданами РФ, отказываются выезжать в Республику Азербайджан, поскольку престарелая бабушка Вылегжаниной Е.М., проживающая п. Верхошижемье, нуждается в уходе. Административный штраф уплатил один, в совершении административных правонарушений раскаивается. Считает, что принятым УФМС решением нарушаются его права на семью, участие в воспитании и содержании сына.
Представитель ответчика УФМС России по Кировской области по доверенности Жуйкова А.И. заявленные требования не признала, считает заключение УФМС по Кировской области от 03.12.2010 о неразрешении Мехдиев М.Ф. въезда в РФ сроком на 3 года законным и обоснованным.
Заслушав объяснения участников процесса, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований Мехдиев М.Ф.
Согласно ч. 4 ст. 26 Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Управления ФМС по Кировской области от 03.12.2010 Мехдиеву М.Ф. , <...> г.р., гражданину Республики Азербайджан, неразрешен въезд в Российскую Федерацию сроком на 3 года, до 06.11.2013 (л.д.10). Основанием для принятия данного решения явилось привлечение Мехдиев М.Ф. к административной ответственности за совершение административных правонарушений на территории РФ, а именно: 30.12.2009 (дважды), 04.10.2010, 26.10.2010 (дважды) по фактам совершения административных правонарушений, предусмотренных по ст. 18.8 ч. 1 (не встал на миграционный учет по истечение трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания; уклонялся от выезда из РФ), 19.27 ч.1 КоАП РФ (представил подложный документ – незаконно полученную миграционную карту серии <...> от <...>). Указанные постановления заявителем не оспаривались, из назначенных штрафов уплачен лишь один. Суд полагает, что совершенное Мехдиев М.Ф. правонарушение – представление подложной миграционной карты, является по степени тяжести тяжким, опасным, злостным, умышленным. Мехдиев М.Ф. совершал повторные правонарушения, не вставая вовремя на миграционный учет по месту пребывания, не уплачивал своевременно назначенные штрафы, уклонялся от выезда из РФ. Никаких уважительных причин, каким-либо образом смягчающих вину, оправдывающих совершение указанных действий, заявитель суду не назвал.
Суд приходит к выводу о том, что у УФМС по Кировской области имелись достаточные правовые основания для принятия решения о неразрешении въезда в РФ Мехдиев М.Ф.
На основании Положения о УФМС России по Кировской области, утвержденного приказом ФМС России от 02.12.2005 № 138, территориальный орган осуществляет в соответствии с законодательством РФ реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, и миграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, проставляет отметку о запрещении въезда в РФ в документе, удостоверяющим личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Пунктом 13.7 указанного Положения делегировано полномочие Управлению ФМС России по Кировской области осуществлять меры по недопущению въезда в РФ иностранных граждан по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Данное положение об УФМС России по Кировской области согласуется с положением о Федеральной Миграционной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928, содержащим аналогичные нормы. Таким образом, суд приходит к выводу, что решение о неразрешении Мехдиев М.Ф. въезда в РФ принято полномочным лицом.
Вместе с тем, Закон не содержит нормы о том, на какой срок иностранному гражданину может быть закрыт въезд в РФ. При решении вопроса о продолжительности закрытия въезда в РФ Мехдиев М.Ф. следовало исходить из следующего.
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционный Суд РФ в Определении от 02.03.2006 № 55-0 «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав п. 7 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» указывал, что исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан,должноотвечать требованиям справедливости,соразмерности конституционно закрепленным целям (ст. 55 ч. 3 Конституции РФ), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней).
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ как противоправное деяние, а именно: как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы РФ, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции РФ требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд РФ, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Неразрешение въезда в РФ за неоднократные нарушения установленного порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ в отношении иностранного гражданина представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение, которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, такие меры могут быть применены уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личностиправонарушителя и характера совершенного административного правонарушения, т.е. степени его общественной опасности.
Нельзя не учитывать, что наличие у иностранного гражданина и лица без гражданства семьи в РФ налагает на него определенные обязательства и что их одномоментное прекращение способно негативно отразиться на членах его семьи (среди которых российские граждане), которые могут нуждаться в личном уходе (в связи с болезнью, обучением и воспитанием), материальной поддержке, в погашении в их интересах финансовых и иных обязательств (Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 № 1317-О-П).
Из пояснения заявителя Мехдиев М.Ф. , подтвержденных показаниями допрошенной в качестве свидетеля Вылегжаниной Е.М. (с которой заявитель находится в близких отношениях), семья заявителя состоит из Вылегжаниной Е.М. и их малолетнего сына Мехдиев , <...> г.р. (в отношении которого установлено отцовство Мехдиев М.Ф. ), граждан РФ. Все они проживают в г.Кирове РФ, находятся на иждивении Мехдиева М.Ф. Вылегжанина Е.М. не работает, вместе с сыном Мехдиевым А.М. не имеют возможности выехать вместе с заявителем в Республику Азербайджан, поскольку престарелая бабушка Валегжаниной Е.М., проживающая п. Верхошижемье, нуждается в уходе. Мехдиев М.Ф. с рождения сына по настоящее время занимался его воспитанием, содержанием, водил в детский сад, в поликлинику, занимался с ним в выходные дни. Выезд Мехдиев М.Ф. в Азербайджан негативно повлияет на семейные отношения, воспрепятствует осуществлению заявителем родительских обязанностей.
Принимая во внимание тяжесть совершенных административных правонарушений, степень общественной опасности наступивших последствий, личность правонарушителя, оценивая доказательства в их совокупности, суд считает, что обжалуемое решение УФМС по Кировской области, как принятое без учета требований справедливости и соразмерности, подлежит изменению путем снижения заявителю срока неразрешения въезда в РФ.
Вместе с тем, при определении Мехдиев М.Ф. срока неразрешения въезда в РФ, суд учитывает и то, что Мехдиев М.Ф. жил на протяжении 10 лет в РФ временно, периодами по 2-3 месяца, выезжал в Азербайджан, где у него есть супруга и сыновья. Он не оформлял разрешение на временное проживание в РФ, получал разрешение на работу лишь 1 раз на 1 год, которое уже истекло. Как пояснил суду Мехдиев М.Ф. , он занимается поставками фруктов и овощей, получает доход, на который живет его семья, однако, никаких документов на право занятия предпринимательской деятельностью у него нет. Вылегжанина Е.М. не смогла назвать суду причины, по которым она не может работать, чтобы обеспечивать себя и сына, ничем не подтвердила свою нетрудоспособность. Брак с ней у Мехдиев М.Ф. не заключен. Отцовство в отношении Мехдиев М.Ф. Али установлено лишь <...>, после подачи рассматриваемого заявления в суд.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым снизить срок неразрешения Мехдиев М.Ф. в РФ с трех лет до 1 года 6 месяцев, т.е. до <...>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Управления ФМС по Кировской области от 03.12.2010 о неразрешении Мехдиеву М.Ф въезда в Российскую Федерацию изменить, снизить срок неразрешения въезда в Российскую Федерацию Мехдиеву М.Ф. с трех лет до 06.11.2013 до 1 года 6 месяцев до 06.05.2012.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 22 марта 2011 года.
Федеральный судьяЕ.А.Жданова