О признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения



Гр.дело № 2-2825/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17.09. 2010 г.

Первомайский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики

в составе:

председательствующего – судьи Алабужевой С.В.,

при секретаре – Султановой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации города Ижевска о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по УР,

Установил:

Администрация г. Ижевска обратилась в суд с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по УР, указав в обоснование, что Предписанием Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № Главе Администрации «МО город Ижевск» ФИО3 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести качество воды в разводящей водопроводной сети г.Ижевска Удмуртской Республики в соответствие с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.», а именно - устранить запах питьевой воды в разводящей водопроводной сети г.Ижевска.

Администрация города Ижевска с указанным предписанием не согласна по следующим основаниям: законодательством Удмуртской Республики органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов образованных на территории Удмуртской Республики, не наделялись отдельными государственными полномочиями Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Таким образом, Администрация г. Ижевска не осуществляет полномочия субъекта Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, следовательно, не может нарушить требования, установленные статьей 6 ФЗ №52-ФЗ.

Администрацией города Ижевска эксплуатация централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не осуществляется.

Просит признать незаконным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по УР от ДД.ММ.ГГГГ №.

В судебном заседании представитель Администрации г. Ижевска Корытцев А.Е. на доводах заявления настаивает, просит признать незаконным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по УР от ДД.ММ.ГГГГ №. Также пояснил, что Администрация г. Ижевска не имеет право вмешиваться в хозяйственную деятельность <данные изъяты>. Администрация г. Ижевска осуществляет организацию деятельности, контролирует использование собственности по назначению. Поэтому предписание адресовано не тому лицу. Администрация не участвует в потребительских правоотношениях, поставкой воды не занимается, поэтому предписание незаконно. Возложена незаконная обязанность, не предусмотрена законом. Кроме того, Администрация привлечена к административной ответственности. Составлен протокол об административном правонарушении, хотя Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР было известно, что предписание обжаловано в суд.

Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР Лихачева А.В., Дмитриев В.Р., действующие на основании доверенности, с заявлением не согласны, пояснили, что выдавая предписание, было предписано устранить выявленные нарушения. Какие меры должен был предпринять заявитель в предписании не указано. В соответствии со ст. 50, 51 ФЗ-52 установлено, что главный санитарный врач полномочен выдавать предписания. Считают, что срок, указанный в предписании - это разумный срок для исполнения предписания. Также считают, что предписание выдано надлежащему лицу, именно должностному лицу. Выдано предписание в адрес ФИО3. Из содержания письменного возражения на заявление Администрации г. Ижевска следует, что по результатам лабораторных испытаний (протоколы исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) качество исследованных проб воды не соответствует требованиям НД: СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.». Предписанием Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести качество воды в разводящей водопроводной сети г. Ижевска Удмуртской Республики в соответствие с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.», а именно - устранить запах питьевой воды в разводящей водопроводной сети г. Ижевска. В соответствии с п.1 ст.34, п.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Согласно ст. 9 Устава муниципального образования «город Ижевск» (далее-Устав), к вопросам местного значения относятся, в том числе организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения.

Ст. 38 Устава устанавливает, что Администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Ижевск") наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.

В соответствии со ст. 40 Устава в полномочия главы Администрации г. Ижевска входит: в том числе, управление муниципальной собственностью, распоряжение в установленном порядке имуществом и средствами Администрации города. Согласно ч. 4 ст. 46 Устава глава Администрации города от имени Администрации города приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает в суде без доверенности, а также уполномочивает других должностных лиц Администрации города для представительства перед третьими лицами.

Ст. 44 Устава устанавливает полномочия администрации г. Ижевска: в том числе, решение вопросов от имени муниципального образования "Город Ижевск" по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, содержание объектов социального, бытового, коммунального хозяйства, нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, организацию работы по оказанию жилищно-коммунальных услуг.

На основании Решения Администрации г. Ижевска № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное имущество передано в хозяйственное ведение муниципальному предприятию г. Ижевска « <данные изъяты>». В соответствии со ст. 295 ГК РФ, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Таким образом, Администрация г. Ижевска обязана организовать и контролировать в г.Ижевске водоснабжение населения питьевой водой, качество которой должно соответствовать СанПин 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные материалы, установил следующее:

Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике на основании Решений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.9.1 Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Удмуртской Республике проведены отбор проб холодной воды и ее исследование на органолептические и микробиологические показатели из контрольных точек СГМ.

По результатам лабораторных испытаний (протоколы исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) качество исследованных проб воды не соответствует требованиям НД: СанПин 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.», ГН 2.1.5.1315-03 « Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.» по запаху.

Предписанием Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № Главе Администрации «МО город Ижевск» ФИО3 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести качество воды в разводящей водопроводной сети г.Ижевска Удмуртской Республики в соответствие с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.», а именно - устранить запах питьевой воды в разводящей водопроводной сети г. Ижевска.

Данные обстоятельства следуют из объяснений участников процесса, подтверждаются представленными доказательствами.

Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к следующему.

Статьей 6 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии со статьей 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.1993 N 5487-1 санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вышеуказанная статья изложена в новой редакции, согласно которой субъектный состав по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения из числа государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан расширен органами местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 данного Федерального закона (то есть при получении предписаний о проведении соответствующих дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий).

В части 2 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливаются источники финансирования мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года, часть 2 статьи 2 названного Закона распределяет расходы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения по трем видам источников.

В соответствии с указанной нормой расходным обязательством Российской Федерации является осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, перечисленных в части 1 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Расходным обязательством субъектов Российской Федерации является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды. За счет собственных средств граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций всех форм собственности, органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно ст. 9 Устава муниципального образования «город Ижевск», к вопросам местного значения относятся в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Ст. 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Из содержания оспариваемого предписания следует, что предписание вынесено в адрес Главы Администрации «МО город Ижевск» ФИО3, которым на Главу Администрации «МО город Ижевск» ФИО3 возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести качество питьевой воды в разводящей водопроводной сети г. Ижевска Удмуртской Республики в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», а именно – устранить посторонний запах питьевой воды в разводящей водопроводной сети г. Ижевска.

Согласно Распоряжению Администрации г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ № «О распределении обязанностей и наделении полномочиями руководителей Администрации города в должностные обязанности Главы Администрации г. Ижевска не входит обязанность, вмененная данному лицу в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, Администрация г. Ижевска обязана организовать и контролировать в г.Ижевске водоснабжение населения питьевой водой, качество которой должно соответствовать СанПин, но на Администрацию г. Ижевска, и в частности на Главу Администрации г. Ижевска, ни действующим законодательством, ни Уставом не возложена обязанность по устранению постороннего запаха питьевой воды в разводящей водопроводной сети г. Ижевска.

Таким образом, суд находит заявление Администрации г. Ижевска о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по УР обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 245, 246, 254-258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Администрации города Ижевска о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по УР - удовлетворить.

Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по УР № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме (через Первомайский районный суд г. Ижевска).

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья