о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда



№ 2-1989/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2010 года г. Ижевск

Первомайский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Чернова А.В., при секретаре Остальцевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вахрушева В.А. к Управлению социальной защиты населения в Первомайском районе г. Ижевска о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаченных сумм и убытков,

установил:

В суд обратился Вахрушев В.А. с иском к Управлению социальной защиты населения в Первомайском районе г. Ижевска (далее по тексту – УСЗН в Первомайском районе г. Ижевска) о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаченных сумм и убытков, указывая, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена вторая группа инвалидности в связи с увечьем, полученным в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, с утратой трудоспособности 80%. ДД.ММ.ГГГГ Первомайский районный суд г. Ижевска удовлетворил его исковые требования о взыскании задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с данным решением размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда (далее по тексту - СВВ) составил <данные изъяты>. В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 12.02.01. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры денежных компенсаций в возмещение вреда должны ежегодно повышаться пропорционально росту величины прожиточного минимума. Согласно ч. 3 ст. 5 базового закона (в редакции ФЗ РФ от 26.04.04. № 31-ФЗ) размеры выплат, в том числе и СВВ, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции. В п. 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 04 октября 2005 года № 364-О указано, что общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Данная правовая позиция применима и к отношениям, складывающимся в сфере возмещения вреда… Кроме того,. .. не допускается во всяком случае снижение установленного объема и размера возмещаемого вреда в гражданско-правовом порядке. В аб. 2 п. 1 резолютивной части данного Определения указано, что в случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте РФ), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации. В соответствии с п. 6 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года... Суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Таким образом, для определения темпа роста величины прожиточного минимума в ДД.ММ.ГГГГ году необходимо определить соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за ДД.ММ.ГГГГ года, который является для ДД.ММ.ГГГГ года истекшим, к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за ДД.ММ.ГГГГ год, который является для ДД.ММ.ГГГГ года предыдущим. В ДД.ММ.ГГГГ году расчет величины прожиточного минимума в УР производился ежемесячно в соответствии с распоряжениями Правительства УР, принятыми на основании Федерального Закона РФ «О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997г. № 134-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ расчет величины прожиточного минимума в УР производится в соответствии с Законом УР «О прожиточном минимуме в УР» от 24.04.01. № 18-РЗ. В силу ст. 3 данного закона величина прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения устанавливается ежеквартально Правительством УР. Соотношение сумм величин прожиточного минимума за ДД.ММ.ГГГГ год и ДД.ММ.ГГГГ год составляет 1,3469 - (8902,22 / 12 = 741,85 руб.) и (3997 / 4 = 999,25 руб.). Таким образом, темп роста величины прожиточного минимума в УР за ДД.ММ.ГГГГ год составил 1,3469, то есть увеличился на 34,69%, за ДД.ММ.ГГГГ год – 1,2139, за ДД.ММ.ГГГГ год – 1,2275. С ДД.ММ.ГГГГ. выплаты должны быть также проиндексированы на уровень инфляции – в 1,11 раза (согласно ФЗ от 23.12.04. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» в ред. ФЗ от 04.11.05. № 141-ФЗ), с ДД.ММ.ГГГГ. – в 1,09 раза (согласно ФЗ от 26.12.05. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» в ред. ФЗ от 01.12.06. № 197-ФЗ), с ДД.ММ.ГГГГ. – в 1,08 раза (согласно ФЗ от 19.12.06. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»), с ДД.ММ.ГГГГ. – в 1,105 раза (согласно ФЗ от 24.07.07. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год...» в ред. ФЗ от 22.07.08. № 122-ФЗ), с ДД.ММ.ГГГГ. – в 1,13 раза (согласно ФЗ от 24.11.08. № 204 -ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год. .. » в ред. ФЗ от 22.07.08. № 122-ФЗ в ред. ФЗ от 28.04.09. № 76-ФЗ), с ДД.ММ.ГГГГ. – в 1,1 раза. Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему не доплачено <данные изъяты>. В связи с ростом стоимости жизни ему причинен имущественный вред, который должен оцениваться по коэффициенту инфляции за данный период. В соответствии с п. 16 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ суды вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ. Всего сумма убытков составляет <данные изъяты>. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ. управление социальной зашиты населения обязано производить ему начисление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере <данные изъяты>. (<данные изъяты> х 1,3469 х 1,2139 х 1,2275 х 1,11 х 1,09 х 1,08 х 1,105 х 1,13 х 1,1), а в дальнейшем производить ее индексацию в соответствии с действующим законодательством. Просит обязать управление социальной зашиты населения в Первомайском районе г. Ижевска производить ему начисление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>., в дальнейшем производить индексацию данной компенсации в указанном размере в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Взыскать с Управления социальной зашиты населения в Первомайском районе г. Ижевска в его пользу недополученные суммы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. за счет средств федерального бюджета. Взыскать с Управления социальной зашиты населения в Первомайском районе г. Ижевска в его пользу убытки за причиненный имущественный вред за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. за счет средств федерального бюджета.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Вахрушева В.А., извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Россихин А.В., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика УСЗН в Первомайском районе г. Ижевска Горбова Н.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду представила возражения на исковое заявление, согласно которым исходя из правил ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации о самостоятельности лиц в осуществлении своих прав и общедоступности получения информации по действующему законодательству, Вахрушев В.А. и ранее не был лишен возможности требовать индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и установления ее в ином размере. До обращения в суд истец был согласен с твердым размером, установленным с ДД.ММ.ГГГГ по 2 группе инвалидности (имеется заявление от ДД.ММ.ГГГГ) и проиндексированным по решению Первомайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. В личном деле имеются копии решений Первомайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаченных сумм и убытков. Вступившие в законную силу решения суда Вахрушевым В.А. оспорены не были, в том числе не был оспорен принцип назначения СВВ. Таким образом, истец неоднократно обращался в судебные инстанции за судебной защитой своих прав. Данные решения суда свидетельствуют о том, что Вахрушев В.А. реализовал свое право на увеличение СВВ и взыскание сумм задолженности и убытков и, подавая новый иск, злоупотребляет правом на судебную защиту. Удовлетворение исковых требований приведет к нарушению принципа правовой определенности, который подразумевает недопустимость повторного рассмотрения однажды решенного дела. На основании изложенных выше доводов считают, что исковые требования Вахрушева В.А. неправомерны, не основаны на законе или иных нормативных правовых актах и потому не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения УР Скобкарева Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала позицию ответчика. Полагает, что соответчиком по делу должна выступать Федеральная служба по труду и занятости, поскольку финансовое обеспечение расходных обязательств РФ, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели Федеральной службы по труду и занятости.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Вахрушев В.А. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Ему присвоена вторая группа инвалидности бессрочно в связи с увечьем, полученным в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с утратой трудоспособности 80%.

Данные обстоятельства следуют из текста искового заявления, объяснений участников процесса, подтверждаются решением Первомайского районного суда г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ.

Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

В соответствии со ст.2 указанного закона отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Статьей 3 указанного закона гарантируется право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 Вахрушев В.А. имеет право на льготы и компенсации, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14, ст.39 Закона РФ от 15.05.91 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Порядок определения размера заработка, из которого исчислена сумма возмещение вреда, истцом не оспаривается.

Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ и кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск Вахрушева В.А. к УСЗН в Первомайском районе г. Ижевска, Министерству социальной защиты населения УР о взыскании недополученных сумм и убытков, установлении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.

С УСЗН в Первомайском районе г. Ижевска в пользу Вахрушева В.А. взысканы недополученные суммы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета.

С УСЗН в Первомайском районе г. Ижевска в пользу Вахрушева В.А. взысканы убытки за причиненный имущественный вред за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета.

На Министерство социальной защиты населения УР возложена обязанность внести в реестр, представляемый в Федеральную службу по труду и занятости, сведения о сумме задолженности перед Вахрушевым В.А. в размере <данные изъяты> рублей и сумме убытков за причиненный имущественный вред в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с вышеуказанными судебными актами размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> рублей.

Истцом заявлены требования к ответчику об индексации указанных сумм возмещения вреда с ДД.ММ.ГГГГ – на индекс 1,3469; с ДД.ММ.ГГГГ – на индекс 1,2139; с ДД.ММ.ГГГГ – на индекс 1,2275; с ДД.ММ.ГГГГ – на индекс 1,11; с ДД.ММ.ГГГГ – на индекс 1,09; с ДД.ММ.ГГГГ – на индекс 1,08; с ДД.ММ.ГГГГ – на индекс 1,105; с ДД.ММ.ГГГГ – на индекс 1,13; с ДД.ММ.ГГГГ – на индекс 1,1.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 3 ст. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривалось, что размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленной настоящей статьей, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П положения части третьей данной статьи признаны не соответствующими Конституции РФ постольку, поскольку устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Согласно указанному Постановлению Конституционного суда впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Конституционный суд РФ в определении от 4 октября 2005 г. по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений ФЗ "О внесении изменений в ст.5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в ст.2 Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указал, что в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Из данной правовой позиции со всей определенностью вытекает, что федеральный законодатель располагает достаточной свободой усмотрения при избрании того или иного критерия индексации компенсационных выплат, которыми могут выступать как прямо поименованные Конституционным Судом Российской Федерации, так и иные способы поддержания покупательной способности денежных средств, выделяемых в качестве компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Содержащееся же в пункте 2 резолютивной части названного Постановления положение, согласно которому суды могут принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, как адресованное исключительно судебным органам, представляет собой конституционно-правовую меру временного характера - впредь до внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование; само по себе оно не означает признание Конституционным Судом Российской Федерации указанного критерия индексации в качестве единственно возможного конституционного способа антиинфляционной защиты компенсационных выплат.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подтверждал право федерального законодателя осуществлять переход от одного критерия индексации к другому. В частности, в Определении от 18 ноября 2004 года N 462-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав положениями статьи 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", статьи 1, части четвертой статьи 2, статей 3 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что осуществленный Федеральным законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" переход к индексации с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год, от индексации с учетом минимального размера оплаты труда сам по себе не может рассматриваться как противоречащий Конституции Российской Федерации.

Механизм обеспечения антиинфляционной защиты компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предполагает регулярность и стабильность индексации этих выплат, а также обеспечение соответствующего финансирования.

Так, уровень инфляции (темп роста цен), являющийся согласно пункту 2 статьи 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из исходных макроэкономических показателей для составления проекта бюджета, на очередной финансовый год устанавливается федеральным законодателем в федеральных законах о федеральном бюджете (абзац первый статьи 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", абзац первый статьи 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", абзац первый статьи 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", пункт 1 статьи 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год").

Исходя из определенного на финансовый год уровня инфляции во исполнение оспариваемых заявителем нормативных положений Правительством Российской Федерации ежегодно принимаются нормативные правовые акты об индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 октября 1996 года № 17-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах", общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Данная правовая позиция применима и к отношениям, складывающимся в сфере возмещения вреда, причиненного в результате воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Кроме того, при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба государство обязано гарантировать стабильность, которая в сфере конституционно-правовых отношений между государством и гражданами не должна быть меньшей по своему уровню, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, как не допускается во всяком случае снижение установленного объема и размера возмещаемого вреда в гражданско-правовом порядке (Постановление от 1 декабря 1997 года N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") (п.3).

Статья 3 Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает ретроспективную индексацию - с 19 июня 2002 года - размеров отдельных компенсационных выплат, входящих в состав возмещения вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а именно установленных в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 18 июня 1992 года) и частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 22 августа 2004 года).

Между тем ни сама статья 3, ни принятые на ее основе нормативные правовые акты не предполагают проведение какого-либо перерасчета установленных в соответствии с судебными решениями размеров компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Напротив, Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 326, устанавливают, в частности, что выплата недополученных сумм ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной денежной суммы производится с учетом сумм, выплаченных ранее на основании судебных решений и по другим основаниям (пункт 13).

Более того, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (п.3.1).

Исчисление размеров соответствующих компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации (п.3.2).

В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС " (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7) соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.

До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после ДД.ММ.ГГГГ ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.

Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти (п.6).

В соответствии с ч.1 ст.4 Федеральным законом РФ «О прожиточном минимуме в РФ» от 10 октября 1997 года (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 N 75-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.4 указанного закона).

В соответствии с ч.1 ст.3 Закона Удмуртской республики от 24 апреля 2001 года «О прожиточном минимуме в УР» величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально - демографическим группам населения Удмуртской Республики определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и статистических данных территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Удмуртской Республики устанавливается Правительством Удмуртской Республики (ч.2 ст.3 указанного закона).

В соответствии с частью третьей статьи 2 ФЗ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, вступившего в действие с 15.02.2001 г., был установлен новый порядок индексации сумм ежемесячных выплат, пропорционально росту величины прожиточного минимума и, принимая во внимание постановление Конституционного суда Российской федерации от 19.06.2002 года № 11-П, суд должен был произвести индексацию этих выплат с ДД.ММ.ГГГГ с учетом роста величины прожиточного минимума в Удмуртской Республике.

Так, индекс роста величины прожиточного минимума за ДД.ММ.ГГГГ года составляет 1,3469 и индексация должна быть произведена с ДД.ММ.ГГГГ.

Абсолютные величины изменения прожиточного минимума по пенсионерам в Удмуртской Республике за 2000 год составляют за месяц 741,85 руб., в 2001 году составляют за месяц 999,25руб. Соотношение средней величины прожиточного минимума за 2001 год к средней величине прожиточного минимума за 2000 год составит: 999,25:741,85 =1,3469.

Сведения о среднедушевом бюджете прожиточного минимума в Удмуртской Республике в 2000 году за месяц установлены на основании Распоряжений Правительства Удмуртской Республики (№51-р от. 09.02.00г, № 107-р от 09.03.00, № 1999-р от 24.04.00г., № 241-р от 15.05.00г., №296-р от 13.06.00г., № 342-р от 06.07.00г., № 407-р от 16.08.00г, № 452-р от 19.09.00г., № 517-р от 24.10.00г, № 523-р от 01.11.00г., № 571-р от 19.12.00г., № 8-р от 12.01.2001г.), расчет величины прожиточного минимума для пенсионеров в Удмуртской Республике в 2000 году произведен Госкомитетом по труду УР.

В соответствии с Законом в Удмуртской Республике от 24.04.2001г. № 18-РЗ «О прожиточном минимуме в Удмуртской Республике» прожиточный минимум с 2001 года устанавливается на основании постановлении Правительства УР ежеквартально.

Индекс роста величины прожиточного минимума за 2002 год в УР составляет 1,2139 (соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2002 год к среднегодовой величине прожиточного минимума за предыдущий 2001 год- 1213:999,25), индексация должна быть произведена с ДД.ММ.ГГГГ.

Индекс роста величины прожиточного минимума за 2003 год в УР составляет 1,2275 (соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2003 год к среднегодовой величине прожиточного минимума за предыдущий 2002 год - 1489:1213), индексация должна быть произведена с ДД.ММ.ГГГГ.

Следует применить с ДД.ММ.ГГГГ индекс 1,11 (с учетом решения Верховного Суда РФ от 14.06.2006г. ГКПИ 06-445).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2005 года №292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2006 N 163) в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ индексацию размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсаций и иных выплат, установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с применением коэффициента 1,11 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год".

С ДД.ММ.ГГГГ следует применить коэффициент 1,09 (согласно ФЗ № 189-ФЗ от 26.12.05г. « О федеральном бюджете на 2006 год»), с ДД.ММ.ГГГГ - 1,08 (согласно ФЗ № 238 от 19.12.06г. «О федеральном бюджете на 2007 год»), с ДД.ММ.ГГГГ – 1,105 (согласно ФЗ от 24.07.07г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» в ред. ФЗ от 22.07.08г. № 122-ФЗ), с ДД.ММ.ГГГГ – 1,13 (согласно ФЗ от 24.11.08г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в ред. ФЗ от 22.07.08г. № 122-ФЗ в ред. ФЗ от 28.04.09 № 76-ФЗ), с ДД.ММ.ГГГГ – 1,1 (согласно ФЗ № 308-ФЗ от 02.12.2009г. «О федеральной бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»).

Расчет сумм задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с индексацией

период

подлежит выплате

Начислено

Задолженность (гр. 3 - гр. 4)

индекс потребительских цен

сумма задолженности с индексацией (гр.5 * гр.6/100)

сумма убытков (гр. 7 - гр.5)

1

2

3

4

5

6

7

8

2002 год

рост ВПМ УР 1,3469

январь

4440,88

3367,25

1073,63

250

2684,08

1610,45

февраль

4440,88

3367,25

1073,63

250

2684,08

1610,45

март

4440,88

3367,25

1073,63

240

2576,71

1503,08

апрель

4440,88

3367,25

1073,63

240

2576,71

1503,08

май

4440,88

3367,25

1073,63

240

2576,71

1503,08

июнь

4440,88

3367,25

1073,63

230

2469,35

1395,72

июль

4440,88

3367,25

1073,63

230

2469,35

1395,72

август

4440,88

3367,25

1073,63

230

2469,35

1395,72

сентябрь

4440,88

3367,25

1073,63

230

2469,35

1395,72

октябрь

4440,88

3367,25

1073,63

230

2469,35

1395,72

ноябрь

4440,88

3367,25

1073,63

220

2361,99

1288,36

декабрь

4440,88

3367,25

1073,63

220

2361,99

1288,36

ИТОГО

53290,56

40407,00

12883,56

30169,00

17285,44

2003 год

рост ВПМ УР 1,2139

январь

5390,78

4087,50

1303,28

220

2867,22

1563,94

февраль

5390,78

4087,50

1303,28

210

2736,89

1433,61

март

5390,78

4087,50

1303,28

210

2736,89

1433,61

апрель

5390,78

4087,50

1303,28

210

2736,89

1433,61

май

5390,78

4087,50

1303,28

210

2736,89

1433,61

июнь

5390,78

4087,50

1303,28

200

2606,56

1303,28

июль

5390,78

4087,50

1303,28

200

2606,56

1303,28

август

5390,78

4087,50

1303,28

200

2606,56

1303,28

сентябрь

5390,78

4087,50

1303,28

200

2606,56

1303,28

октябрь

5390,78

4087,50

1303,28

200

2606,56

1303,28

ноябрь

5390,78

4087,50

1303,28

200

2606,56

1303,28

декабрь

5390,78

4087,50

1303,28

200

2606,56

1303,28

ИТОГО

64689,36

49050,00

15639,36

32060,69

16421,33

2004 год

рост ВПМ УР 1,2275

январь

6617,18

5519,15

1098,03

193,3

2122,49

1024,46

февраль

6617,18

5519,15

1098,03

191,7

2104,92

1006,89

март

6617,18

5519,15

1098,03

190,5

2091,75

993,72

апрель

6617,18

5519,15

1098,03

188,7

2071,98

973,95

май

6617,18

5519,15

1098,03

187,6

2059,90

961,87

июнь

6617,18

5519,15

1098,03

185,5

2036,85

938,82

июль

6617,18

5519,15

1098,03

184,3

2023,67

925,64

август

6617,18

5519,15

1098,03

182,5

2003,90

905,87

сентябрь

6617,18

5519,15

1098,03

181,9

1997,32

899,29

октябрь

6617,18

5519,15

1098,03

179,3

1968,77

870,74

ноябрь

6617,18

5519,15

1098,03

177,8

1952,30

854,27

декабрь

6617,18

5519,15

1098,03

175,9

1931,43

833,40

ИТОГО

79406,16

66229,80

13176,36

24365,29

11188,93

2005 год

рост уровня инфляции 1,11

январь

7345,07

6126,26

1218,81

170,5

2078,07

859,26

февраль

7345,07

6126,26

1218,81

168,9

2058,57

839,76

март

7345,07

6126,26

1218,81

167,4

2040,29

821,48

апрель

7345,07

6126,26

1218,81

166,3

2026,88

808,07

май

7345,07

6126,26

1218,81

165,5

2017,13

798,32

июнь

7345,07

6126,26

1218,81

165,5

2017,13

798,32

июль

7345,07

6126,26

1218,81

163,4

1991,54

772,73

август

7345,07

6126,26

1218,81

163,8

1996,41

777,60

сентябрь

7345,07

6126,26

1218,81

163,8

1996,41

777,60

октябрь

7345,07

6126,26

1218,81

162,8

1984,22

765,41

ноябрь

7345,07

6126,26

1218,81

161,9

1973,25

754,44

декабрь

7345,07

6126,26

1218,81

161

1962,28

743,47

ИТОГО

88140,84

73515,12

14625,72

24142,19

9516,47

2006 год

рост уровня инфляции 1,09

январь

8006,13

6646,99

1359,14

156,5

2127,05

767,91

февраль

8006,13

6646,99

1359,14

153,4

2084,92

725,78

март

8006,13

6646,99

1359,14

151,8

2063,17

704,03

апрель

8006,13

6646,99

1359,14

150,9

2050,94

691,80

май

8006,13

6646,99

1359,14

150,5

2045,51

686,37

июнь

8006,13

6646,99

1359,14

150,2

2041,43

682,29

июль

8006,13

6646,99

1359,14

149,2

2027,84

668,70

август

8006,13

6646,99

1359,14

148,7

2021,04

661,90

сентябрь

8006,13

6646,99

1359,14

149,1

2026,48

667,34

октябрь

8006,13

6646,99

1359,14

149,2

2027,84

668,70

ноябрь

8006,13

6646,99

1359,14

148,7

2021,04

661,90

декабрь

8006,13

6646,99

1359,14

147,3

2002,01

642,87

ИТОГО

96073,56

79763,88

16309,68

24539,27

8229,59

2007 год

рост уровня инфляции 1,08

январь

8646,62

7178,75

1467,87

143,7

2109,33

641,46

февраль

8646,62

7178,75

1467,87

142,0

2084,38

616,51

март

8646,62

7178,75

1467,87

140,9

2068,23

600,36

апрель

8646,62

7178,75

1467,87

140,3

2059,42

591,55

май

8646,62

7178,75

1467,87

139,5

2047,68

579,81

июнь

8646,62

7178,75

1467,87

138,2

2028,60

560,73

июль

8646,62

7178,75

1467,87

137,3

2015,39

547,52

август

8646,62

7178,75

1467,87

136,5

2003,64

535,77

сентябрь

8646,62

7178,75

1467,87

135,3

1986,03

518,16

октябрь

8646,62

7178,75

1467,87

132,8

1949,33

481,46

ноябрь

8646,62

7178,75

1467,87

130,9

1921,44

453,57

декабрь

8646,62

7178,75

1467,87

129,3

1897,96

430,09

ИТОГО

103759,44

86145,00

17614,44

24171,42

6556,98

2008 год

рост уровня инфляции 1,105

январь

9554,52

7932,52

1622,00

126,1

2045,34

423,34

февраль

9554,52

7932,52

1622,00

124,6

2021,01

399,01

март

9554,52

7932,52

1622,00

123,3

1999,93

377,93

апрель

9554,52

7932,52

1622,00

121,4

1969,11

347,11

май

9554,52

7932,52

1622,00

119,4

1936,67

314,67

июнь

9554,52

7932,52

1622,00

118,4

1920,45

298,45

июль

9554,52

7932,52

1622,00

117,4

1904,23

282,23

август

9554,52

7932,52

1622,00

117,1

1899,36

277,36

сентябрь

9554,52

7932,52

1622,00

116,7

1892,87

270,87

октябрь

9554,52

7932,52

1622,00

115,6

1875,03

253,03

ноябрь

9554,52

7932,52

1622,00

114,4

1855,57

233,57

декабрь

9554,52

7932,52

1622,00

113,7

1844,21

222,21

ИТОГО

114654,24

95190,24

19464,00

23163,78

3699,78

2009 год

рост уровня инфляции 1,13

январь

10796,60

8963,75

1832,85

111,4

2041,79

208,94

февраль

10796,60

8963,75

1832,85

109,1

1999,64

166,79

март

10796,60

8963,75

1832,85

107,6

1972,15

139,30

апрель

10796,60

8963,75

1832,85

106,7

1955,65

122,80

май

10796,60

8963,75

1832,85

106,0

1942,82

109,97

июнь

10796,60

8963,75

1832,85

105,4

1931,82

98,97

июль

10796,60

8963,75

1832,85

104,7

1918,99

86,14

август

10796,60

8963,75

1832,85

104,2

1909,83

76,98

сентябрь

10796,60

8963,75

1832,85

104,2

1909,83

76,98

октябрь

10796,60

8963,75

1832,85

104,4

1913,50

80,65

ноябрь

10796,60

8963,75

1832,85

104,1

1908,00

75,15

декабрь

10796,60

8963,75

1832,85

103,8

1902,50

69,65

ИТОГО

129559,20

107565,00

21994,20

23306,52

1312,32

2010 год

рост уровня инфляции 1,1

январь

11876,26

9860,12

2016,14

102,1

2058,48

42,34

февраль

11876,26

9860,12

2016,14

100,5

2026,22

10,08

март

11876,26

9860,12

2016,14

100,0

2016,14

0,00

апрель

11876,26

9860,12

2016,14

100,0

2016,14

0,00

май

11876,26

9860,12

2016,14

100,0

2016,14

0,00

июнь

11876,26

9860,12

2016,14

100,0

2016,14

0,00

ИТОГО

71257,56

59160,72

12096,84

12149,26

52,42

ИТОГО

800830,92

657026,76

143804,16

218067,42

74263,26

Данные расчеты произведены исходя из представленных суду справок Удмуртстата от ДД.ММ.ГГГГ № о величине прожиточного минимума по УР, от ДД.ММ.ГГГГ № о сводном индексе потребительских цен, расчета истца.

При удовлетворении заявленных истцом требований судом учитывалось и решение Первомайского районного суда г. Ижевска УР от ДД.ММ.ГГГГ и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с учетом применения указанных коэффициентов следует производить истцу начисление ежемесячной денежной компенсацию в возмещение вреда с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

Обязанность по начислению указанных сумм и индексации данной компенсации следует возложить на Управление социальной защиты населения в Первомайском районе г. Ижевска.

Так, согласно Постановлению Правительства УР от 10 октября 2006 г. N 108 "О территориальных органах Министерства социальной защиты населения
Удмуртской Республики" образованы с ДД.ММ.ГГГГ в Удмуртской Республике территориальные органы Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики согласно приложению к настоящему постановлению.

Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики и его территориальные органы образуют единую систему органов социальной защиты населения Удмуртской Республики.

Утверждены Типовые положения о территориальном органе Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики в районе г. Ижевска, ином городе республиканского значения (районе) Удмуртской Республики.

Согласно Типовому положению о территориальном органе Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики в районе города Ижевска, ином городе республиканского значения (районе) Удмуртской Республики (утв. постановлением Правительства УР от 10 октября 2006 г. N 108) является территориальным органом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики и входит в единую систему органов социальной защиты населения Удмуртской Республики.

Территориальный орган в своей деятельности подчиняется Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики.

Территориальный орган является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, лицевые счета в Управлении казначейского исполнения бюджета Министерства финансов Удмуртской Республики, отделении Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике, может от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основными задачами территориального органа являются:

1) реализация мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики;

2) решение вопросов социального обслуживания;

3) предоставление государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам;

4) пенсионное обеспечение, предоставляемое за счет средств бюджета Удмуртской Республики, гражданам.

Суммы, недополученные истцом в результате выплаты сумм в размере, меньшем, чем предусмотрено законодательством, составляет:

- по невыплате сумм в возмещение вреда – <данные изъяты> рублей;

- убытки составляют <данные изъяты> рублей.

В соответствии с ч.1, 3 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В силу части 3 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 данной статьи производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, определяемыми в порядке, определенном Правительством РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г. № 868 «О финансовом обеспечении в 2010 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» в 2010 году финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в соответствии с Правилами финансового обеспечения в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 872.

В соответствии с пунктами 3-6 указанных Правил решение о выплате денежной компенсации в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. №607, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации принимает орган социальной защиты населения.

Органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации ежемесячно составляют реестры. В реестрах указываются потребность субъекта Российской Федерации в средствах федерального бюджета, подлежащих перечислению каждому плательщику в соответствующем месяце, и следующие сведения о каждом получателе денежной компенсации, в том числе и сумму задолженности по выплате денежной компенсации (при ее наличии).

Реестры граждан, составленные органом в сфере социальной защиты населения субъектов РФ, уполномоченных органами государственной власти субъектов РФ, на основании вышеуказанной информации, представляются не позднее 10-го числа каждого месяца в Федеральную службу по труду и занятости, которая на основании представленных реестров граждан представляет не позднее 25-го числа каждого месяца в Управление федерального казначейства по г. Москве платежные поручения на перечисление средств с лицевого счета Федеральной службы по труду и занятости.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Вахрушева В.А. о взыскании недовыплаченных сумм возмещения вреда с учетом индексации, а также с учетом уровня инфляции, подлежащими удовлетворению путем взыскания с Управления социальной защиты населения в Первомайском районе г. Ижевска за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для финансового обеспечения расходных обязательств РФ, связанных с выплатой компенсации в возмещение вреда чернобыльцам. Следовательно, оснований для возложения ответственности на Федеральную службу по труду и занятости, как об этом указывает Министерство социальной защиты населения УР, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Вахрушева В.А. к Управлению социальной защиты населения в Первомайском районе г. Ижевска о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаченных сумм и убытков удовлетворить.

Обязать Управление социальной защиты населения в Первомайском районе г. Ижевска производить Вахрушеву В.А. начисление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, в дальнейшем производить индексацию данной компенсации в указанном размере в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Взыскать с Управления социальной защиты населения в Первомайском районе г. Ижевска в пользу Вахрушева В.А. недополученные суммы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с Управления социальной защиты населения в Первомайском районе г. Ижевска в пользу Вахрушева В.А. убытки за причиненный имущественных вред за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись. А.В.Чернов

Копия верна.

Судья: