Гр. дело №2-2346/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 августа 2010 года г.Ижевск
Первомайский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего – судьи Ихсанова И.В.,
при секретаре – Кассихиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Глебова С.В., Глебова Н.В. к Администрации г.Ижевска о включении <данные изъяты> доли жилого дома в состав наследственного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Глебов С.В., Глебов Н.В. обратились в суд с иском к Администрации г.Ижевска об установлении права собственности на <данные изъяты> долю жилого дома за умершим и включении указанной доли в состав наследственного имущества, в обоснование иска указав, что являются наследниками по закону после смерти отца Глебова В.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное имущество состоит из <данные изъяты> жилого дома, расположенного по адресу: УР, г. Ижевск, <адрес>. Данное наследственное имущество принадлежало отцу наследодателя - Глебову Н.В., умершему ДД.ММ.ГГГГ, после которого Глебов В.Н. наследство принял и получил свидетельство о праве на наследство по закону, удостоверенное в Первой Ижевской государственной нотариальной конторе ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное в реестре за №. Однако свидетельство о праве на наследство по закону после получения Глебовым В.Н. не было зарегистрировано ни в Бюро технической инвентаризации г. Ижевска, ни в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Другая <данные изъяты> наследственного имущества принадлежит тете истцов Поповой Н.Н. на основании свидетельства на наследство по закону. В целях реализации наследственных прав истцам необходимо определить доли совместной собственности на вышеуказанный дом и признать право собственности за отцом. Просят признать право собственности на <данные изъяты> жилого дома, расположенного по адресу: УР, г. Ижевск, <адрес> за умершим ДД.ММ.ГГГГ Глебовым В.Н.; включить указанное имущество в наследственную массу умершего ДД.ММ.ГГГГ Глебова В.Н..
В судебном заседании последующем истцы Глебов С.В., Глебов Н.В. отказались от исковых требований о признании права собственности на <данные изъяты> жилого дома, расположенного по адресу: УР, г. Ижевск, <адрес> за умершим ДД.ММ.ГГГГ Глебовым В.Н..
В судебном заседании истцы, каждый в отдельности, требования свои поддержали, ссылаясь на доводы изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г.Ижевска Жданова О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц – Поповой Н.Н., нотариуса г.Ижевска Соболевой С.М., извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истцы Глебов С.В., Глебов Н.В. являются сыновьями Глебова В.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответственно копиями Свидетельств о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданных гор. ЗАГС г.Ижевска; Свидетельства о смерти Глебова Н.В. №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Первомайским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Администрации г.Ижевска.
В соответствии с ч.1 ст.1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Таким образом, истцы Глебов С.В., Глебов Н.В. являются наследниками по закону первой очереди после смерти отца Глебова В.Н.
Нотариусом г.Ижевска Соболевой С.М. истцам было отказано в выдаче свидетельства о прав на наследство, в связи с тем, что нет документа подтверждающего право собственности Глебова В.Н. на указанную выше долю жилого дома. Указанное обстоятельство следует из текста письма нотариуса № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как указывают истцы, наследственное имущество после смерти Глебова В.Н. состоит из <данные изъяты> жилого дома, расположенного по адресу: УР, г. Ижевск, <адрес>
Из текста Свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом Первой Ижевской государственной нотариальной конторы Кубраковой Л.К., следует, что Попова Н.Н. и Глебов В.Н. являются наследниками в равных долях имущества Глебова Н.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное имущество состоит из жилого дома, находящегося в г.Ижевске по <адрес>.
В силу ст. 135 ГК РСФСР, действующего на момент рассматриваемых правоотношений, право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
При этом, в данном Свидетельстве о праве на наследство по закону указано, что оно подлежит регистрации в БТИ г.Ижевска.
Однако, Глебовым В.Н. при жизни Свидетельство о праве на наследство по закону в Бюро технической инвентаризации г.Ижевска не было зарегистрировано.
Так, из текста Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в отношении объекта недвижимости: жилого дома по адресу: г.Ижевск, <адрес> зарегистрировано лишь право общей долевой собственности Поповой Н.Н. (<данные изъяты> в праве).
В соответствии с ч.2 ст. 17 ГК РФ, правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается смертью.
В связи со смертью Глебов В.Н. утратил правоспособность, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности, вследствие чего за умершим, в рассматриваемом случае не может быть признано право собственности на имущество.
Таким образом, исковые требования Глебова С.В., Глебова Н.В. о признании права собственности на <данные изъяты> жилого дома, расположенного по адресу: УР, г. Ижевск, <адрес> за умершим ДД.ММ.ГГГГ Глебовым В.Н. – не подлежат удовлетворению.
Рассматривая исковые требования о включении в наследственную массу после смерти Глебова В.Н. <данные изъяты> жилого дома, суд пришел к следующему выводу.
Разрешая спор по поводу включения <данные изъяты> жилого дома в состав наследства после смерти Глебова В.Н., следует иметь в виду, что то обстоятельство, что наследодатель не зарегистрировал <данные изъяты> в праве собственности на жилой дом в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследников.
В законодательстве, как в ранее действующем, так и в ныне действующем, не предусмотрена обязанность правообладателя зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество в определенные сроки. Длительное необращение наследодателя в соответствующие органы с заявлением о регистрации прав не свидетельствует о его отказе от прав на спорную недвижимость.
Суд отмечает, что по смыслу ст.4 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и ст.131 Гражданского Кодекса РФ государственная регистрация прав на недвижимое имущество хотя и является обязательной, но в то же время носит производный характер от оснований приобретения прав, поскольку государственная регистрация прав осуществляется на основании правоустанавливающих документов.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также – государственная регистрация прав) является лишь юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, но не подменяет собой предусмотренные законом основания возникновения прав на недвижимость.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие государственной регистрации прав наследодателя на жилой дом на день смерти, само по себе не может являться основанием для не включения этого имущества в состав наследства.
Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Учитывая изложенное, поскольку доказательств того, что наследодатель отказался от права собственности на указанное имущество в судебном заседании не добыто, суд полагает необходимым исковые требования Глебова С.В., Глебова Н.В удовлетворить и включить <данные изъяты> жилого дома, находящегося по адресу: г.Ижевск, <адрес>, в наследственную массу после смерти Глебова В.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Глебова С.В., Глебова Н.В. к Администрации г.Ижевска о включении <данные изъяты> жилого дома в состав наследственного имущества – удовлетворить частично.
Включить <данные изъяты> жилого дома, находящегося по адресу: УР, г. Ижевск, <адрес> в наследственную массу после смерти Глебова В.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, через Первомайский районный суд г.Ижевска.
Мотивированное решение изготовлено «9» августа 2010 года.
Судья – И.В. Ихсанов
Копия верна:
Судья - И.В. Ихсанов