жалоба на отказ в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма



Гражданское дело №2-1634/2011

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2011 года

Первомайский районный суд г. Ижевска в составе:

Председательствующего судьи Ихсанова И.В.,

при секретаре Рекк И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Набиева М.С. об оспаривании действий Администрации Первомайского района г. Ижевска, связанных с отказом в постановке на учет для внеочередного предоставления жилья,

УСТАНОВИЛ:

Набиев М.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Администрации Первомайского района г. Ижевска, связанных с отказом в постановке на учет для внеочередного предоставления жилья. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации Первомайского района г. Ижевска были совершены в отношении него неправомерные действия (бездействие), связанных с отказом в предоставлении жилой площади в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, нарушающие его права и свободы. Данное обстоятельство подтверждается решением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельного участка под сгоревшим домом. Считает действия главы Администрации Первомайского района г. Ижевска незаконными. Просит суд признать действия главы Администрации Первомайского района г. Ижевска об отказе в постановке на учет для внеочередного предоставления жилья, незаконным и признать Набиева Магасума Сагитовича имеющим право на внеочередное получение жилья в соответствии со ст. 57 ч.2 ЖК РФ.

Заявитель Набиев М.С. заявленные требования поддержал в полном объеме, в судебном заседании пояснил, что в доме по адресу <адрес>, он проживал с отцом – Набиевым Н.С.. В <данные изъяты> дом сгорел, заявитель до настоящего времени зарегистрирован по указанному адресу. В связи с пожаром отцу, как собственнику дома, была предоставлена жилая площадь на основании договора социального найма жилого помещения. Он обратился в администрацию Первомайского района г. Ижевска с заявлением о постановке на учет на внеочередное предоставление жилья. Ему было отказано, с указанием, что он не относится к категории граждан, которым вне очереди предоставляется жилое помещение. Согласно постановлению Администрации Первомайского района, его Набиеву С.Н. была выделена квартира, а земельный участок изъят. Решение о выдаче отцу жилого помещения Набиев М.С. не оспаривал. В одном из писем ему предлагалось восстановить дом, но земельный участок был изъят, считает, что Администрация Первомайского района г. Ижевска ввела его в заблуждение. Он более <данные изъяты> не может получить жилое помещение. Просит признать неправомерными действия Администрации Первомайского района г. Ижевска об отказе в постановке на учет на внеочередное предоставление жилья в соответствии со ст. 57 ч.2 ЖК РФ, обязать главу Администрации Первомайского района г. Ижевска поставить его на учет на внеочередное предоставление жилья.

Представитель заинтересованного лица Администрации Первомайского района г. Ижевска Якупов М.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не признал требования заявителя. Представил в суд письменные возражения на заявление Набиева М.С., согласно которым, ДД.ММ.ГГГГ Набиев М.С. на имя главы Администрации Первомайского района подано заявление о постановке в очередь в соответствии со ст. 57 ч.2 ЖК РФ на внеочередное предоставление жилья. ДД.ММ.ГГГГ Набиеву М.с. был дан ответ, что согласно ст. 57 ч.2 ЖК РФ, он не относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья. Ст. 57 ЖК РФ предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Набиев М.С. в качестве нуждающегося в жилых помещениях на учете не состоит. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилого фонда малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке, нуждающимися в жилье. Таким образом, отказом Администрации Первомайского района г. Ижевска в постановке на внеочередное получение жилья, в соответствии со ст. 57 ч.2 ЖК РФ, права заявителя не нарушены, не создано органом самоуправления препятствий к осуществлению его прав и свобод.

В судебном заседании пояснил, что пожаром был уничтожен дом по адресу <адрес>. Данное обстоятельство не является основанием для постановки на учет на внеочередное получения жилья. В случае признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий, тогда ему будет предоставлено жилье, однако он в очереди на улучшение жилищных условий не состоит.

В судебном заседании установлены следующие юридически значимые обстоятельства, которые не оспариваются сторонами и не вызывают сомнений у суда.

Набиев М.С. c ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается копией из домовой книги на указанное жилое помещение.

ДД.ММ.ГГГГ в доме по адресу: <адрес> произошел пожар <данные изъяты>. В результате пожара поврежден дом. Данное обстоятельство подтверждается справкой, выданной начальником СВПЧ-I ПАСС МВД от ДД.ММ.ГГГГ на имя Набиева С.Н.

Согласно решению Исполнительного комитета Ижевского городского совета народных депутатов УАССР от ДД.ММ.ГГГГ, так как в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ сгорел дом по <адрес>, принадлежащий на праве личной собственности пенсионеру Набиеву С.Н., ему выделена жилая площадь. Набиеву С.Н., после предоставления жилой площади, предписывалось земельный участок сдать исполкому Первомайского райсовета.

Набиеву С.Н. предоставлена <данные изъяты> квартира по адресу <адрес>, что подтверждается копией ордера от ДД.ММ.ГГГГ выданной Ленинским райисполкомом на основании решения Первомайского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство подтверждается также копией поквартирной карточки на квартиру по адресу <адрес> согласно которой квартиросъемщиком с ДД.ММ.ГГГГ является Набиев С.Н.

Согласно письмам Администрации г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ и -пр от ДД.ММ.ГГГГ, письма Администрации Первомайского района от ДД.ММ.ГГГГ, Набиеву С.Н. предоставлено жилое помещение как пенсионеру, после пожара. Набиеву М.С. предлагалось восстановить дом после пожара или обратиться по месту работы с просьбой для предоставления субсидии. Предоставить жилье Администрация г. Ижевска возможности не имеет.

Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Набиева М.С. к Администрации г. Ижевска о предоставлении права восстановления жилого помещения по месту прописки, оставлено без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГ Набиев М.С. обратился в Администрацию Первомайского района г. Ижевска с заявлением о постановке его на учет на внеочередное получение жилья в соответствии со ст. 57 ч.2 ЖК РФ, что подтверждается копией заявления.

Согласно ответу Администрации Первомайского района г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ Набиеву М.С., ему отказано в удовлетворении заявленного требования, так как он не относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья.

Суд, выслушав объяснения представителя заявительницы, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании пункта 1.1 Положения о территориальном органе Администрации г. Ижевска Администрации Первомайского района г. Ижевска, последняя является территориальным органом – структурным подразделением Администрации г. Ижевска, осуществляющим управленческие функции в соответствии с полномочиями, закрепленными Положением.

Раздел 3 указанного Положения предоставляет Администрации Первомайского района г. Ижевска ряд полномочий по решению вопросов местного значения, в частности, в области жилищных отношений Администрация района наделена правом принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также правом ведения такого учета (пункты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009№2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в абзаце 3 пункта 2 предусматривает, что по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций (абзац 2 пункта 1 указанного Постановления).

В соответствии со статьями 249, 255 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий (решений), а также наличия или отсутствия обстоятельств, которые согласно действующему законодательству являются основанием для принятия того или иного акта или для совершения правоприменительных действий возлагается на орган, который принял оспариваемое решение или совершил оспариваемое действие, то есть на Администрацию Первомайского района г. Ижевска. Заявитель доказывает суду нарушение прав и свобод или создание препятствий к осуществлению прав и свобод со стороны органа, чьи действия оспариваются. Бремя доказывания судом распределено между сторонами в ходе подготовки дела к судебному разбирательству.

Определяя закон, подлежащий применению, суд приходит к выводу, что пункт 14 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Удмуртской АССР, утвержденных постановлением Совета Министров Удмуртской АССР, Удмуртского облсовпрофа от 30.08.1984 №231, согласно которому: учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений не подлежит применению.

Так, в силу статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

При этом Жилищный кодекс РФ не предусматривает такого понятия, как «льготная очередь для получения жилых помещений» и, соответственно, не определяет условия ведения списков лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Часть 2 статьи 57 ЖК РФ устанавливает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

-гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

-детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

-гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Норма части 2 статьи 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников) и, тем более – от времени включения в список внеочередников. Это означает, что по смыслу действующего законодательства, все граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения обладают равным правом на получение жилья. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь (список внеочередников).

Суд отмечает, что Законом УР №58-РЗ от 19.10.2005 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в части 8 статьи 2, действительно, предусмотрено включение граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в отдельные списки в случае возникновения у них права на предоставление жилых помещений по договору социального найма вне очереди.

Из содержания изложенного видно, что жилые помещения в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, предоставляются исключительно гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в установленном порядке.

Однако судом не добыто доказательств, что Набиев М.С. признан состоящим на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. В суд не представлено документов, что он обращался в Администрацию Первомайского района г. Ижевска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В судебном заседании Набиев М.С. пояснил, что с таким заявлением в Администрацию г. Ижевска он не обращался, представитель Администрации Первомайского района г.Ижевска Якупов М.А., также подтвердил, что заявителем не были представлены документы для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Жилое помещение по договору социального найма может быть представлено гражданину, нуждающемуся в жилье, также в соответствии со ст. 49 ЖК РФ, при признании его в установленном порядке малоимущим.

В суд также не представлено доказательств, что Набиев М.С. признан малоимущим, согласно Закона УР №57 -РЗ от 13.10.2005г. «О порядке признания граждан малоимущими в целях применения ЖК РФ», хотя письмом Администрации Первомайского района г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ ему разъяснялся порядок признания гражданина малоимущим и нуждающемся в жилом помещении. Участники процесса подтвердили, что с заявлением о признании малоимущим и нуждающимся в жилье Набиев М.С. не обращался.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что отказ Администрации Первомайского района г. Ижевска в постановке на внеочередное получение жилья, в соответствии со ст. 57 ч.2 ЖК РФ, не нарушил права заявителя, так как не создается препятствий к осуществлению и защите прав на получение жилого помещения

Проверяя законность оспариваемого действия (бездействия), суд приходит к следующим выводам.

Исходя из пунктов 4.1, 5.1 Положения о территориальном органе Администрации г. Ижевска Администрации Первомайского района г. Ижевска, Администрацией района руководит на принципах единоначалия Глава Администрации района, который действует без доверенности от имени Администрации района; по вопросам местного значения, отнесенным к полномочиям Администрации района, Глава Администрации района принимает распоряжения. Распоряжением Главы Администрации г. Ижевска Ушакова А.А. №202-к от 30.09.2008 на должность Главы Администрации Первомайского района г. Ижевска с 01.10.2008 назначен Новиков И.Г.

Таким образом, оспариваемое действие (бездействие) произведено надлежащим субъектом. При его осуществлении не был нарушен установленный законом порядок, соблюден срок.

На основании изложенного суд находит действие (бездействие) главы Администрации Первомайского района г. Ижевска Новикова И.Г., согласно которым Набиеву М.С. было отказано в постановке на учет на внеочередное получение жилого помещения, законным и обоснованным, не нарушающим права заявителя, не ограничивающим его свободы.

Вследствие чего, суд приходит к выводу, что заявление Набиева М. Н. об оспаривании действий Администрации Первомайского района г. Ижевска связанных с отказом в постановке на учет для внеочередного предоставления жилья не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Набиева М.С. об оспаривании действий Администрации Первомайского района г. Ижевска связанных с отказом в постановке на учет для внеочередного предоставления жилья - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд УР (через Первомайский районный суд) в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения суда.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: И.В. Ихсанов

Копия верна.

Судья: И.В. Ихсанов