№ 2- 2151/2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 июля 2011 года Первомайский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего - судьи Ихсанова И.В., при секретаре - Рекк И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования «Увинский район» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по УР об освобождении от взыскания исполнительского сбора, у с т а н о в и л: Администрация Муниципального образования «Увинский район» обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по УР об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В иске указала, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом- исполнителем Увинского МРО СП УФССП по УР Вавиловым В.И. на основании исполнительного листа №, выданного Увинским судом, возбуждено исполнительное производство №. Сущность: обязать Администрацию Муниципального образования «Увинский район» предоставить вне очереди Карпову Р.Ф., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма по месту жительства, площадью не ниже установленных норм. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей за неисполнение исполнительного документа в срок, установленных для добровольного исполнения, без уважительных причин. В соответствии со ст. 112 п.7 ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Согласно ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательство или исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность только при наличии вины. В соответствии со ст. 72 ч.1 п. «ж» Конституции РФ в совместном ведении Российской федерации и субъектов РФ находится социальная защита, включая социальное обеспечение, защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии со ст.26.3 ч.1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляются органами за счет средств бюджета субъекта РФ. Согласно ст. 8 ФЗ №159 от 21.12.1996г., дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливается законодательством субъектов РФ и относится к их расходным обязательствам. Согласно ст.15 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по предоставлению мер социальной поддержки по предоставлению жилых помещений, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов и других учреждениях. Согласно ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В ДД.ММ.ГГГГ году жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не приобретались, конкурсы не производились, так как лимиты на приобретение жилья не открыты. Администрация Муниципального образования «Увинский район» в Министерство образования и науки УР отправила отчеты о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилой площадью. Из указанного следует, что обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления за счет субвенций из бюджета Удмуртской республики, которые в бюджет Администрации Муниципального образования «Увинский район» не поступали, а в соответствии с Бюджетным кодексом, Администрация Муниципального образования вправе заключать гражданско-правовые договоры только после того, как будут доведены лимиты. Таким образом, причины пропуска срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа в установленный 5-ти дневный срок, являются уважительными и в действиях Администрации Муниципального образования «Увинский район»- вина отсутствует. Просят освободить Администрацию Муниципального образования «Увинский район» от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. В судебное заседание представитель истца Поздеева В.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя истца, на заявленных требованиях настаивает. Представитель ответчика УФССП РФ по УР Александрова Н.А., действующая на основании доверенности против удовлетворения иска возражала, представила в суд возражения на исковое заявление, согласно которым, ответчики считают, что заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Увинского РОСП, на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ об обязании Администрации МО «Увинский район» вне очереди предоставить Карпову Р.Ф. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение из муниципального жилищного фонда вне очереди по месту жительства по норме предоставления площади жилого помещения, возбуждено исполнительное производство №. Должнику предоставлен максимальный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе- 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником. Требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не исполнены. В соответствии со ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве», при неисполнении должником требований исполнительного документа, судебный пристав в течение суток выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В связи с неисполнением должником в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. Копия постановления в тот же день получена должником. Должником не представлено доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие непреодолимой силы. Заявителем не представлено доказательств отсутствия вины в несвоевременном неисполнении требований исполнительного документа. До настоящего времени решение суда и исполнительного документа должником не исполнено. Решение суда, обязывающее Администрацию МО «Увинский район» предоставить Карпову Р.Ф. жилое помещение, вынесено судом ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившее в законную силу решение суда является обязательным для всех без исключения органов и организаций. До настоящего времени решение суда не исполнено ответчиком Кроме того, отсутствие лимитов средств на приобретение жилья, само по себе не может служить доказательством отсутствия вины должника в неисполнении судебного решения и являться основанием для нарушения принципа неукоснительного и своевременного исполнения судебных актов. Должник не предоставил приставу-исполнителю сведений о принимаемых им мерах по получению финансовых средств на осуществление исполнения решения. Европейским судом по правам человека в Постановлении по делу «Малиновский против РФ» от 07.07.2005г. однозначно указано, что отсутствие финансовых средств или иных ресурсов не может служить основанием для не исполнения судебного решения. Столь длительное неисполнение должником решения суда, может привести к негативным последствиям не только для взыскателя, но и для должностного лица, на исполнении которого находится исполнительный документ. Считают, что основания для освобождения заявителя от исполнительского сбора отсутствуют, в удовлетворении заявления Администрации МО «Увинский район» об освобождении от взыскания исполнительского сбора просит отказать в полном объеме. Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства пришел к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на исполнение к судебному приставу-исполнителю Увинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по УР поступил исполнительный документ- исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Увинским районным судом, на основании решения по делу №, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией исполнительного листа ВС № об обязании Администрации МО «Увинский район» вне очереди предоставить Карпову Р.Ф. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди по месту жительства по нормам предоставления площади жилого помещения. На основании исполнительного документа, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №, что подтверждается постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ. По указанному постановлению от ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем должнику предложено в 5-дневный срок добровольно исполнить требования по исполнительному документу со дня получения постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с них будет взыскан исполнительских сбор в размере №% от подлежащей взысканию сумы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее <данные изъяты> рублей. Администрация Увинского района получила указанное постановление ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом приема, находящимся на копии постановления о возбуждении исполнительного производства. После того, как ответчик добровольно не исполнил требования по исполнительному документу, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника Администрация МО «Увинский район» в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается копией постановления судебного пристава-исполнителя Вавилова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с не предоставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа. Данные обстоятельства следуют из текста жалобы, подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, не оспариваются участниками процесса. В соответствии со ст.4 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. В силу ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В силу частей 11, 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. Согласно частям 1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Согласно статье 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, предусмотренный для добровольного исполнения исполнительного документа, на должника налагается денежное взыскание - исполнительский сбор. Размер данного сбора устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации в размере пяти тысяч рублей. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательств суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 указанной статьи. В соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены статьей 401 ГК РФ, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1); отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2). Так представитель истца в обоснование доводов об отсутствии вины по неисполнению Администрацией МО «Увинский район» исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа представил суду следующие документы: - письмо Администрации Увинского района в Министерство образования и науки УР, Отдел реабилитационной работы, специальных учреждений и социальной защиты детей от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении отчетов на ДД.ММ.ГГГГ квартал ДД.ММ.ГГГГ года о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилой площадью по муниципальному образованию «Увинский район» и об использовании денежных средств по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; -письмо Администрации МО «Увинский район» УР в Увинский районный суд № от ДД.ММ.ГГГГ, что лимиты на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на ДД.ММ.ГГГГ не открыты; Давая оценку выше указанным документам, суд пришел к следующим выводам. Как установлено судом решение Увинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ об обязании Администрации МО «Увинский район» предоставить Карпову Р.Ф. жилое помещение, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Исполнительное производство было возбуждено ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, судом установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства должником получено ДД.ММ.ГГГГ, однако в течение 5 дней никаких мер для добровольного исполнения не принято, документов о невозможности исполнения решения суда судебному приставу не представлено. Из представленного суду письма Администрации МО «Увинский район» направленного ДД.ММ.ГГГГ в Министерство образования и науки УР, Отдел реабилитационной работы, специальных учреждений и социальной защиты детей с отчетом о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилой площадью по муниципальному образованию «Увинский район» и об использовании денежных средств по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по муниципальному образованию «Увинский район» за <данные изъяты> квартал ДД.ММ.ГГГГ года, видно, что Администрацией «Увинский район» в № квартале ДД.ММ.ГГГГ года было приобретено <данные изъяты> квартир. При этом Карпову Р.Ф., имеющему право на внеочередное получения жилого помещения, в соответствии с решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение небыло предоставлено. Доказательств подтверждающих, что Администрация муниципального образования «Увинский район» в период с января по апрель ДД.ММ.ГГГГ года предпринимала меры по исполнению решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению жилым помещением Карпову Р.Ф, суду не представлено. Письмо Администрации МО «Увинский район» УР в Увинский районный суд № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что лимиты на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на ДД.ММ.ГГГГ не открыты, суд не принимает во внимание, так как данное обстоятельство ничем не подтверждается. Таким образом суд считает, что должник - Администрация МО «Увинский район», не приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств, в связи с чем приходит к выводу, что истцом не доказано отсутствие вины по неисполнению требований изложенных в исполнительном листе. На основании изложенного, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Муниципального образования «Увинский район» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по УР об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Руководствуясь ст.ст.194 -199, 254, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые заявление Муниципального образования «Увинский район» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по УР об освобождении от взыскания исполнительского сбора - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья - И.В. Ихсанов : в