об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности (в порядке ст.45 ГПК РФ)



Гражданское дело № 2-301/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ижевск 14 марта 2012 года

Первомайский районный суд г. Ижевска УР в составе:

председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,

при секретаре Нуруллиной Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Первомайского района г.Ижевска к Муниципальному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II, VI вида №15 города Ижевска Удмуртской Республики», Администрации города Ижевска в лице Управления образования Администрации города Ижевска об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился прокурор Первомайского района г. Ижевска, в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II, VI вида №15 города Ижевска Удмуртской Республики», Администрации города Ижевска в лице Управления образования Администрации города Ижевска об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности. В обоснование исковых требований указали, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II, VI вида №15 города Ижевска УР» (Школа-интернат №15). Школа-интернат №15 является муниципальным специальным (коррекционным) общеобразовательным учреждением, действующим на основании Устава школа-интернат I, II, VI вида №15 города Ижевска Удмуртской Республики, является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки в Школа-интернат №15, в здании, расположенном по адресу <адрес>, специалистами ОГПН Первомайского района г. Ижевска выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

не выполнен тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре на лестницу, ведущей в подвал с первого этажа столовой;

Отсутствует второй эвакуационный выход из помещений столовой;

Угол уклона наружной открытой эвакуационной лестницы западного эвакуационного выхода более 1:1;

Спальные помещения не отделены от других помещений противопожарными стенами или перегородками. Выходы из данных помещений не самостоятельные, не обособленные от лестничных клеток и от выходов из здания.

Нарушения требований пожарной безопасности в Школе-интернат выявлялись также в ходе проверок в марте 2009г., марте 2010г., а также при проведении проверок ранее. Администрации Школы-интернат по проведенным проверкам вручались предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. За нарушение правил и требований пожарной безопасности Школа-интернат неоднократно привлекалось к административной ответственности. Таким образом Администрация Школы-интернат бездействует при устранении нарушений требований пожарной безопасности, что ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, постоянно или временно находящихся в учреждении.

Имущество Школы-интернат находится в муниципальной собственности, закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Текущий и капитальный ремонт имущества осуществляет Учреждение. Денежные средства на проведение противопожарных мероприятий Школе-интернат выделяются.

Просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности:

Выполнить тамбур - шлюз с подпором воздуха при пожаре на лестницу, ведущей в подвал с первого этажа столовой;

Оборудовать второй эвакуационный выход из помещений столовой;

Выполнить уклон наружной открытой эвакуационной лестницы западного эвакуационного выхода не менее 1:1;

Отделить спальные помещения от других помещений противопожарными стенами или перегородками, оборудовать из данных помещений выходы самостоятельные, обособленные от лестничных клеток и от выходов из здания.

Определением суда от 22.12.2011г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация г. Ижевска в лице Управления образования Администрации г. Ижевска.

Определением суда от 13.03.2012г. принято изменение предмета иска, согласно которому истец просит обязать ответчика Муниципальное казенное специальное коррекционное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями, «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II, VI вида №15 города Ижевска Удмуртской Республики», в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности: выполнить тамбур - шлюз с подпором воздуха при пожаре на лестницу, ведущей в подвал с первого этажа столовой; Оборудовать второй эвакуационный выход из помещений столовой; Выполнить уклон наружной открытой эвакуационной лестницы западного эвакуационного выхода не менее 1:1; Отделить спальные помещения от других помещений противопожарными стенами или перегородками, оборудовать из данных помещений выходы самостоятельные, обособленные от лестничных клеток и от выходов из здания.

Обязать администрацию г. Ижевска в лице Управления образования Администрации г. Ижевска устранить нарушение требований пожарной безопасности МКСКОУ «Школа-интернат №15» путем финансирования указанных выше противопожарных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ

Определением суда от 13.02.2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство образования УР.

Помощник прокурора Первомайского района г. Ижевска Нестеренко Е.Н. на удовлетворении исковых требований настояла, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и уточнении исковых требований. Просит обязать ответчиков устранить указанные нарушения норм пожарной безопасности.

Представитель ответчика Школы-интернат №15 Шишкина М.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования истца признала. Пояснила, что в школе имеются нарушения требований пожарной безопасности, администрация учреждения старается устранить нарушения по мере поступления денежных средств, но выполнение предписаний по устранению нарушений требовании пожарной безопасности требует значительных финансовых вложений. Устранить все нарушения пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.

Представитель ответчика- Администрации г. Ижевска Иванов И.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал. Пояснил, что образовательные учреждения Администрацией г. Ижевска финансируются только в пределах субвенций, выделяемых из бюджета УР, Министерство образования и науки УР утверждает смету финансирования. Считает, что сроки для устранения недостатков минимальны и не достаточны, при удовлетворении судом требований, просят предоставить дополнительные сроки.

Представитель третьего лица ОГПН Первомайского района г. Ижевска Комаров А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Пояснил, что образовательные учреждения проходят проверку 15 августа. Реальное устранение нарушение требований пожарной безопасности, зависит от финансирования учреждений, при наличии финансирования реально устранить нарушения в указанный прокурором срок.

Представитель третьего лица – Министерства образования УР в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В суд поступило объяснение на исковое заявление, которое сводится к следующему.

    Согласно п.3 ст.12 ФЗ «Об образовании», образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (далее - федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации (далее - государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации). Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, созданного РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. МКСКОУ «Школа-интернат №15» является муниципальным образовательным учреждением, созданным муниципальным образованием «г. Ижевск», выполняющим в отношении этого учреждения функции и полномочия учредителя, а также полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Из искового заявления следует, что нарушение требований пожарной безопасности в помещении школы-интернат были выявлены при проведении проверок в 2009,2010 годах, при этом администрации учреждения вручались предписания о необходимости устранить выявленные нарушения. Таким образом, Администрация г. Ижевска, являющаяся учредителем Школы-интернат №15 и собственником его имущества, должна была принять своевременные меры по устранению нарушений, обеспечив непрерывность образовательного процесса и устранив угрозу жизни и здоровью обучающихся.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, установил следующие имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, которые не оспариваются сторонами.

        Отделом Государственного пожарного надзора Первомайского района г. Ижевска ГУ МЧС России по УР и помощником Прокурора Первомайского района г. Ижевска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилась внеплановая проверка в отношении МСКОУ «Школа-интернат №15» о соблюдении требований пожарной безопасности.

        В ходе проведения проверки были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

        1. не выполнен тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре на лестницу, ведущей в подвал с первого этажа столовой;

        2. Отсутствует второй эвакуационный выход из помещений столовой;

        3. Угол уклона наружной открытой эвакуационной лестницы западного эвакуационного выхода более 1:1;

        4. спальные помещения не отделены от других помещений противопожарными стенами или перегородками. Выходы из данных помещений не самостоятельные, не обособленные от лестничных клеток и от выходов из здания.

        Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, письмом инспектора ОНД Первомайского района г. Ижевска ГУ МЧС от ДД.ММ.ГГГГ

По итогам проверки Отделом Государственного пожарного надзора Первомайского района г. Ижевска ГУ МЧС России по УР, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ

На момент рассмотрения дела, нарушения требований пожарной безопасности не устранены. Доказательств устранения выявленных проверкой нарушений требований пожарной безопасности, ответчиком не представлено.

Согласно Уставу, ответчик является муниципальным казенным специальным коррекционным образовательным учреждением (п.1.1. Устава в редакции 2011 года, утвержденного Приказом Администрации г. Ижевска от 15.12.2011г. №892п).

Согласно п.1.1 Устава, учреждение является правопреемником МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II, VI вида №15 города Ижевска УР»

Учредителем учреждения «Школа-интернат №15» является муниципальное образование «город Ижевск» в лице Администрации г. Ижевска. (п.1.3 Устава Учреждения)

В соответствии с п.1.5 Устава, Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством средствами через лицевые счета, открываемые в Управлении финансов Администрации г.Ижевска.

Согласно п. 1.16 Устава, имущество Учреждения находится в собственности муниципального образования «г. Ижевск».

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность (в том числе субсидиарную) по обязательствам Учреждения, подлежащим оплате за счет средств бюджета Удмуртской Республики, несет Учредитель Учреждения ( п.1.13 Устава).

    Установив указанные обстоятельства, которые сторонами не оспариваются, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В соответствии с Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), требования пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

    Согласно ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Поскольку судом установлено, что требования обеспечения пожарной безопасности учреждением «Школа-интернат №15» не выполняются, учреждением не обеспечена в полном объеме пожарная безопасность находящихся там людей и имущества, учреждение является образовательным, в связи с чем, по роду деятельности в здании учреждения постоянно находятся дети, в том числе, с ограниченными возможностями предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности не выполняются, суд приходит к выводу, что Прокурор обоснованно обратился в суд с рассматриваемым иском, в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. 27,35 ФЗ «О прокуратуре РФ», согласно которым прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Так как на момент рассмотрения дела нарушения требований пожарной безопасности ответчиком не устранены (доказательств иного суду не представлено), суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Прокурора Первомайского района г.Ижевска к МКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II, VI вида №15 города Ижевска Удмуртской Республики об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.

Представитель истца Шишкина М.В. пояснила, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения пожарной безопасности не представляется возможным. Однако, с учетом пояснений представителя ОГПН Первомайского района г. Ижевска Комарова А.В., суд приходит к выводу, что срок устранения выявленных нарушений пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ, является разумным. Судом при этом принимается во внимание особая ценность нарушенного права: в случае пожара в здании при наличии установленных судом нарушений под угрозу будут поставлены жизнь и здоровье детей. Судом принимается также во внимание, что часть подготовительных работ для устранения нарушений требований пожарной безопасности уже проведена, что подтверждается: сметой от ДД.ММ.ГГГГ на проектные работы, заключенный между МКСКОУ «Школа-интернат » и ООО «Теплостррой-ремонт»; локальными сметными расчетами на работе в МКСКОУ «Школа-интернат №15» в отношении запасного выхода из здания учебного корпуса, на устройство несгораемых перегородок на 1-3 этажах, на эвакуационный выход из спального корпуса, на эвакуационный выход из столовой, на тамбур-шлюз в столовой; планами подготовки к учебному году, передаваемых в отдел образования с указанием сумм, необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности. Кроме того, судом принимается во внимание, что учебный год заканчивается, учащиеся будут направлены в детские оздоровительные учреждения, согласно показаниям представителя учреждения, в связи с чем, действия по капитальной перестройке части здания могут быть произведены в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Рассматривая требования прокурора о возложении обязанности на Администрацию города Ижевска в лице Управления образования Администрации г. Ижевска по финансированию выполнения противопожарных мероприятий, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено выше, ответчик – «Школа-Интернат №15» является муниципальным казенным специальным коррекционным образовательным учреждением.

В соответствии со ст.120 ГК РФ, частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

    Так как в соответствии п. 1.16 Устава, собственником имущества Учреждения является Муниципальное образование «г. Ижевск», исковые требования в части возложения обязанности финансирования мероприятий по устранению требований пожарной безопасности, в случае недостаточности денежных средств в «Школы-Интернат №15», на Администрацию г. Ижевска, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд признает несостоятельной ссылку представителя Администрации г. Ижевска на то, что обязательства по финансированию противопожарных мероприятий в Учреждении осуществляется исключительно в пределах субвенций, выделенных из бюджета Удмуртской Республики, поскольку учредителем и собственником имущества учреждения является Муниципальное образование «г. Ижевск».

Механизм финансирования коррекционных образовательных муниципальных учреждений, путем предоставления субвенций из бюджета УР на обеспечение организации предоставления образовательных услуг в учреждениях указанного типа и вида, закрепленный Федеральным законом «Об образовании», Законом Удмуртской Республики от 21.11.2006 №51-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Законом УР от 28.12.2011 № 80-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», не освобождает собственника имущества учреждения (в том числе здания), от несения расходов по содержанию этого имущества, в том числе, по обеспечению в здании «Школы-Интернат №15» выполнения требований пожарной безопасности.

При изложенных обстоятельствах исковые требования Прокурора Первомайского района г. Ижевска, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Ижевска в лице Управления образования Администрации г.Ижевска о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности в школе-интернате №15 путем финансирования противопожарных мероприятий в случае недостаточности у учреждения собственных денежных средств, следует также удовлетворить.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с МКСКОУ «Школа-интернат №15» и Администрации г. Ижевска в лице Управления образования Администрации города Ижевска в равных долях в доход бюджета муниципального образования «город Ижевск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Первомайского района г.Ижевска к Муниципальному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II, VI вида №15 города Ижевска Удмуртской Республики», Администрации города Ижевска в лице Управления образования Администрации города Ижевска об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности – удовлетворить.

        Обязать Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II, VI вида №15 города Ижевска Удмуртской Республики» в срок до 01 сентября 2012 года устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности:

Выполнить тамбур - шлюз с подпором воздуха при пожаре на лестницу, ведущей в подвал с первого этажа столовой;

Оборудовать второй эвакуационный выход из помещений столовой;

Выполнить уклон наружной открытой эвакуационной лестницы западного эвакуационного выхода не менее 1:1;

Отделить спальные помещения от других помещений противопожарными стенами или перегородками, оборудовать из данных помещений выходы самостоятельные, обособленные от лестничных клеток и от выходов из здания.

Обязать Администрацию города Ижевска в лице Управления образования Администрации г.Ижевска в случае недостаточности у Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II, VI вида №15 города Ижевска Удмуртской Республики» денежных средств на устранение вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01 сентября 2012 года обеспечить финансирование выполнения вышеуказанных противопожарных мероприятий.

Взыскать с Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II, VI вида №15 города Ижевска Удмуртской Республики», Администрации города Ижевска в лице Управления образования Администрации города Ижевска в равных долях в доход бюджета муниципального образования «город Ижевск» государственную пошлину в размере 4000 рублей.

     Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                                 Н.В.Дергачева