об оспаривании решения Управления ЗАГС



                        

Гражданское дело № 2-1241/12


РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск 05 апреля 2012 года

Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,

при секретаре Нуруллиной Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Семина А.В. о признании незаконным отказа Управления ЗАГС Администрации <адрес> в предоставлении сведений о регистрации брака,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился заявитель с требованием о признании незаконным отказа Управления ЗАГС Администрации <адрес> в предоставлении сведений о регистрации брака, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ во исполнение профессиональных обязанностей обратился в Управление ЗАГС Администрации <адрес> с адвокатским запросом о предоставлении сведений о том, состоит ли в зарегистрированном браке гражданин ФИО2. Решением начальника отдела учета, обработки, хранения и выдачи повторных документов Управления ЗАГС Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении вышеуказанных сведений. Данное решение заявитель считает необоснованным, просит его отменить.

Заявитель Семин А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. Ранее в судебном заседании на требованиях настаивал. Пояснял, что в связи с данным отказом о предоставлении сведений в отношении ФИО2 его права были нарушены, поскольку он не смог надлежащим образом исполнять свои профессиональные обязанности при оказании юридической помощи гражданину ФИО6, с которым был заключен договор об оказании юридических услуг.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Суду представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управление ЗАГС Администрации <адрес> с доводами о том, что сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния являются персональными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат согласно ст. 12 ФЗ от 15.11.1997 года № 143 – ФЗ « Об актах гражданского состояния». В соответствие с п.1 ст. 6 ФЗ от 31.05.2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», адвокат представляет интересы доверителя на основании ордера, либо доверенности. Порядок выдачи документов органами ЗАГС на основании нотариально удостоверенной доверенности регламентируется ст.9 ФЗ « Об актах гражданского состояния», которая гласит, что документ может выдаваться только в отношении лица, на которое была составлена запись акта гражданского состояния и которое доверяет иному лицу получить истребуемый документ. В данном случае заявитель обратился с запросом о получении сведений в отношении не доверителя, а постороннего лица.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, установил следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ Семин А.В., являющийся адвокатом, обратился в Управление ЗАГС Администрации <адрес> с адвокатским запросом (без номера и без даты) о предоставлении сведений о том, состоит ли в зарегистрированном браке гражданин ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением начальника отдела учета, обработки, хранения и выдачи повторных документов Управления ЗАГС Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в предоставлении вышеуказанных сведений на основании ст. 12 ФЗ «Об актах гражданского состояния» № 143-ФЗ от 15.11.1997 года.

Семин А.В. с заявленными требованиями обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Данные обстоятельства установлены судом из заявления, объяснений участников процесса, подтверждаются документально материалами гражданского дела.    

Установив данные обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В соответствии с п.2 ст.246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, суд проверяет законность и обоснованность, соблюдение порядка вынесения отказа начальником отдела учета, обработки, хранения и выдачи повторных документов Управления ЗАГС Администрации <адрес> в предоставлении сведений, запрашиваемых заявителем.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ на заявителя распределено бремя доказывания, а именно - представить доказательства, подтверждающие обстоятельства, изложенные в заявлении, в том числе, подтверждающие незаконность отказа Управления ЗАГС Администрации <адрес> в предоставлении сведений, в чем выразилось нарушение права заявителя, соблюдение срока, предусмотренного законом для обращения в суд, в случае пропуска срока – доказательства уважительности причины пропуска. Управлению Загс Администрации <адрес> необходимо доказать законность данного отказа, соблюдение требований законодательства.

Срок обращения в суд за защитой своих прав, установленный законом (три месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав), заявителем не пропущен.

Доказательств, подтверждающих незаконность отказа Управления ЗАГС Администрации <адрес> в предоставлении сведений, а также обстоятельств, в чем выразилось нарушение права заявителя Семиным А.В. суду не представлено.

В соответствие со ст. 24 Конституции Российской Федерации - сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Из положения ст. 7, Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "О персональных данных" – операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об актах гражданского состояния" - сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.

Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об актах гражданского состояния"- руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка либо уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами.

На основании п.4.1. Положения об Управлении ЗАГС Администрации <адрес>, утвержденного Распоряжением Главы Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за -к - Управление ЗАГС обязано обеспечивать защиту конфиденциальной информации, полученной в связи с государственной регистрацией актов гражданского состояния.

В соответствие с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"- адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

Доказательств в подтверждение полномочий представлять интересы ФИО2 и запрашивать в отношении него конфиденциальную информацию, полученную в связи с государственной регистрацией актов гражданского состояния при предъявлении запроса в Управление ЗАГС Администрации <адрес> - заявителем суду не представлено.

Таким образом, орган ЗАГС при отказе заявителю в предоставлении персональных данных на третье лицо, действовали в соответствии с законом, в пределах своих полномочий, судом факт нарушения прав и свобод заявителя Семина А.В. в ходе рассмотрения дела не установлен.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований Семина А.В.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Семина А.В. о признании незаконным отказа Управления ЗАГС Администрации <адрес> в предоставлении сведений о регистрации брака – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.

        Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2012 года.

Судья:                                 Н.В.Дергачева