о признании заключения МСЭ незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений



                         №2-1667/12 г. ( публиковать ).

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    24 августа 2012 года.

    Первомайский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе : судьи Обуховой М.А.,

при секретаре Максимовой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоногова В.В. к Министерству здравоохранения УР о признании заключения МСЭ незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений,

у с т а н о в и л :

Белоногов В.В. обратился в суд с указанным иском. В обоснование иска указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ году перенес инфаркт в тяжелой форме. ДД.ММ.ГГГГ году ему была установлена <данные изъяты> группа инвалидности. Санитарно-медицинским экспертно-комиссионным заключением от ДД.ММ.ГГГГ снята <данные изъяты> группа инвалидности, установлена <данные изъяты> группа инвалидности, с чем истец не согласен. Ранее, находясь в Центральной больнице ФКУ ИК-8 на плановом лечении и обследовании, показания анализов и прибора «Холтер» показали плохое состояние здоровья. Лечение положительного результата не принесло, состояние здоровья не улучшилось. Не смотря на неоднократные обращения в медсанчасть ФКУ ИК-8 надлежащего медицинского обеспечения не было. Причиной для выводов санитарно-медицинской экспертной комиссии о снятии <данные изъяты> группы инвалидности послужила несвоевременность его госпитализации в ЦБ ФКУ-8 на лечение. По вине медицинских работников ЦБ ИК-8 ему не была предоставлена возможность своевременного медицинского обследования, получения данных для предоставления экспертной комиссии. Просит:

- признать заключение комиссии СМЭК от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,

- обязать надлежащих должностных лиц устранить допущенное нарушение.

В ходе рассмотрения, к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены ФКУ Главное Бюро МСЭ по УР, ФКУ ИК-8 УФСИН России по УР.

Дело рассмотрено в отсутствие истца, отбывающего наказание, в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Пензенской области и надлежащим образом извещенного о рассмотрении дела, в деле расписка от ДД.ММ.ГГГГ года, а также телефонограмма со спец. частью по месту отбывания Белоногова В.В. об отсутствии от Белоногова В.В. направленных в суд документов, на день рассмотрения дела в суде.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения УР Петрова Е.В., действующая на основании доверенности, возражает против удовлетворения иска, представила письменные возражения.

А также указывая, что не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица ФКУ ИК-8 УФСИН России по УР ФИО9, действующая в суде по доверенности, надлежащим образом извещенная, в деле имеется расписка от ДД.ММ.ГГГГ, в суд не явилась.

Представитель третьего лица - ФКУ ГБ МСЭ по УР –ФИО10, действующая в суде по доверенности, извещенная о дате рассмотрения дела под личную подпись, в суд не явилась.

                        

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части четвертой статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями) признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее – Правила), согласно пункта 1 которых, признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, используемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 46 Правил).

В соответствии с п.5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б). ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью; в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

6. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

7. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

9. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

Критерием для определения третьей группы инвалидности, согласно Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.2005 г. N 535, а с 06.04.2010 г. - Приказом того же Министерства от 23.12.2009 г. N 1013н, является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Степень ограничения категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Белоногов В.В. был очно, с выездом экспертов Бюро ФГУ "Главное бюро МСЭ по УР" к месту отбытия им наказания, освидетельствован на предмет установления группы инвалидности.

Акт освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ содержит данные о профессии, диагнозе истца, медицинские рекомендации, обоснование установления <данные изъяты> группы инвалидности.

Суд не находит нарушений в порядке проведения освидетельствования истца экспертами Бюро ФГУ "Главное бюро МСЭ по УР". Действия экспертов соответствуют требованиям к порядку и условиям проведения медико-социальной экспертизы, установленных Правилами признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. N95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" в редакции последующих Постановлений Правительства РФ.

При этом, истец не указывает на конкретные нарушения порядка и условий проведения экспертизы, допущенные при его освидетельствовании.

По результатам освидетельствования истцу установлена 3 группа инвалидности, причина инвалидности – общее заболевание.

В кратком обосновании экспертного решения указано, что «патология ….со стойкими умеренными нарушениями функции кровообращения с учетом стабильного состояния в течение года …требует мер социальной защиты и является основанием для определения 3 группы инвалидности».

Как следует из материалов дела, по результатам освидетельствования у истца выявлена «патология ….со стойкими умеренными нарушениями функции кровообращения».

В соответствии с КЛАССИФИКАЦИЕЙ И КРИТЕРИЯМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, утв. Приказом МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ от 23 декабря 2009 г. N 1013н:

9. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию второй степени;

способности к передвижению второй степени;

способности к ориентации второй степени;

способности к общению второй степени;

способности контролировать свое поведение второй степени;

способности к обучению второй степени;

способности к трудовой деятельности второй степени.

10. Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию первой степени;

способности к передвижению первой степени;

способности к ориентации первой степени;

способности к общению первой степени;

способности контролировать свое поведение первой степени;

способности к обучению первой степени.

3. К основным видам нарушений функций организма человека относятся, в том числе, нарушения функций кровообращения.

4. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

1 степень - незначительные нарушения,

2 степень - умеренные нарушения,

3 степень - выраженные нарушения,

4 степень - значительно выраженные нарушения.

Для разрешения вопроса о степени выраженности стойких нарушений функций организма необходимы специальные познания в области медицины, что и нашло свое отражение в акте освидетельствования истца с от ДД.ММ.ГГГГ, оснований не доверять которым у суда не имеется. Истец же возражая и оспаривая данное медицинское решение, вправе его обжаловать в установленном законом порядке, в том числе и в суд, представляя при этом доказательства незаконности действий медицинских работников, в том числе и путем проведения экспертизы, как одного из способов доказывания неправомерности действий ответчика.

Между тем, в ходе рассмотрения дела истцом ходатайство о проведении судебной экспертизы не заявлено, несмотря на разъяснение ему в данной части необходимости заявления ходатайства о назначении экспертизы с целью определения имелись ли основания для установления на момент освидетельствования группы инвалидности.

Довод истца о проведении освидетельствования на 2 месяца раньше установленного срока, суд находит не состоятельными, в силу следующего.

Согласно Правилам:

39. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".

Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

40. Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

41. Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Таким образом, переосвидетельствование истца проведено в соответствии с указанными выше нормами.

Кроме того, суд обращает внимание на следующее.

Пункты 42, 43, 45 указанных Правил устанавливают порядок обжалования гражданами решений федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы в порядке подчиненности.

Так, в соответствии с пунктом 42 гражданин может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Согласно пункту 43 главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Пункт 45 устанавливает, что решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Положения пунктов 42, 43, 45 Правил являются правовыми мерами, обеспечивающими защиту интересов инвалидов во внесудебном порядке при несогласии с принятыми решениями федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Указанные нормы регулируют процедуру и условия проверки состоявшихся решений бюро МСЭ, а также проведение повторного освидетельствования гражданина, осуществляемого исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица, обратившегося с жалобой.

Они являются дополнительной гарантией для лица, не согласного с принятым решением, обжаловать его в системе федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

Истец в обоснование доводов о незаконности заключения МСЭ указывает на ненадлежащее медицинское обеспечение в учреждении, указывает на его несвоевременную госпитализацию в ЦБ ФКУ ИК-8, что привело к установлению ему 3 группы инвалидности.

В судебном заседании установлено, что осужденный Белоногов В.В. состоит на <данные изъяты>. За 2012 год обращался:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

При обращении с жалобами на состояние здоровья в медицинскую часть учреждения истец был направлен на стационарное лечение в Центральную больницу ИК-8 УФСИН России по УР.

Данные обстоятельства следуют из текста искового заявления, подтверждаются материалами дела.

По ходатайству истца, суду представлены копии его медицинских карт.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И ЗАКЛЮЧЕННЫМ ПОД СТРАЖУ, утв.Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17 октября 2005 г. N 640/190, регулирует вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы (п.1 Порядка).

Фактов неоказания медицинской помощи истцу, судом не установлено.

Говорить о том, что при проведении освидетельствования от 01.03.2012 года в отношении Белоногова В.В. не были учтены какие – либо необходимые для дачи соответствующего заключения медицинские документы, не приходится, данный довод истица является голословным ничем не подтвержденным обстоятельством.

Кроме того, суд обращает внимание на следующее.

Ответчиком по заявленному спору истец указывает Министерство здравоохранения УР.

Возражая против заявленных требований, представитель ответчика указывает, что Министерство здравоохранения УР является ненадлежащим ответчиком по делу. Указанные возражения ответчика вручены истцу.

Судом, истцу неоднократно разъяснялась необходимость замены ответчика, а также необходимость заявления ходатайства о назначении экспертизы с целью определения имелись ли основания для установления на момент освидетельствования группы инвалидности. Однако истец, указанных ходатайств не заявил.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения УР, утв.Постановлением Правительства УР от 03 марта 2003 года №150, в функции Министерства не входит медико-социальная экспертиза, в том числе установление группы инвалидности.

В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством РФ.

Таким образом, исковые требования Белоноговым В.В. заявлены к ненадлежащему ответчику, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Исходя из выше изложенного, в исковых требованиях истцу следует отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Белоногова В.В. к Министерству здравоохранения УР о признании заключения Бюро МСЭ ФКУ « ГБ МСЭ по УР» с от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений – отказать.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в апелляционном порядке (через Первомайский районный суд г.Ижевска) в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

    Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: М.А. Обухова