Гражданское дело № 2-1466/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 24 июля 2012 года
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Созонова А.А., при секретаре Глуховой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зотова Н.А. к Федеральному Государственному Бюджетному Медицинскому учреждения «Медицинский центр при Федеральном агентстве специального строительства» о признании незаконными действий, взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Ижевскому филиалу ФГБМУ «Медицинский центр при Федеральном агентстве специального строительства» о признании незаконными действий, взыскании убытков. Из текста заявления установлено, что истец является офицером, уволенный с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в кабинет зубного протезирования № Ижевского филиала ФГБМУ «Медицинский центр при Спецстрое России», за получением бесплатной помощи по изготовлению зубных протезов. Однако истцу было, отказано ссылаясь на то, что бесплатно изготавливают зубные протезы только офицерам Спецстроя. Отказ подтвердил и начальник Ижевского филиала ФГБМУ «Медицинский центр при Спецстрое России» письмом от ДД.ММ.ГГГГ Считает, отказ ответчика в бесплатном протезировании зубов незаконным, как нарушающим Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В связи с отказом ответчика ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в стоматологическую поликлинику «Казмаска», где им оплачена работа на сумму <данные изъяты> руб. Просит:
- признать действия (бездействие) Ижевского филиала ФГБМУ «Медицинский центр при Спецстрое России», связанные с отказом бесплатного протезирования зубов, предусмотренных п.п. 2, 5 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» незаконными.
- обязать ответчика возместить убытки, связанные с изготовлением зубных протезов, на сумму <данные изъяты> руб.
Определением суда от 23.04.2012г. произведена замена ненадлежащего ответчика (Ижевский филиал ФГБМУ «Медицинский центр при Федеральном агентстве специального строительства»), на надлежащего – ФГБМУ «Медицинский центр при Федеральном агентстве специального строительства»).
Определением суда от 22.06.2012г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
В судебном заседании:
- истец Зотов Н.А. на удовлетворении искового заявления настоял, ссылаясь на доводы, изложенные в нем.
- представитель ответчика Комышев А.А., действовавший на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения исковых требований, возражал. Указал, что ответчик оказывает специализированную медицинскую помощь военнослужащим и служащим Спецстроя России, лицам прикрепленным на медицинское обеспечение приказами и распоряжениями директора Спецстроя России. ДД.ММ.ГГГГ Командующий войсками Центрального военного округа своим приказом № - определил: в целях совершенствования территориальной системы медицинского обеспечения Центрального военного округа, а также создания условий для гарантированного медицинского обеспечения военнослужащих, пенсионеров Минобороны России, членов их семей законодательно установленными объемами медицинской помощи - организовать стоматологическую медицинскую помощь по территориальному принципу (пункты 1,10 Приказа).
На основании данного приказа истец для получения медицинской услуги по зубопротезированию (при его согласии) направлялся бы в базовое военно-лечебное учреждение зоны медицинской ответственности - госпиталь (<адрес>) ФГУ «<данные изъяты> ОВКГ» МОРФ. К тому же, в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 27.05.98 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Таким образом, считает, что права истца на получение медицинской помощи не нарушаются и не ограничиваются. Вопросы компенсации понесённых расходов истец Зотов Н.А. может решить в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 911 - обратившись с соответствующим заявлением в компетентные органы Министерства обороны (Военный комиссариат Удмуртской Республики). Просит отказать в иске в полном объеме.
Третье лицо (Министерство обороны РФ), уведомленное должным образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не прибыло. Ранее от представителя третьего лица Ярославцевой Л.Л., действовавшей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица. Против удовлетворения исковых требований возражает, считает, что истцом не соблюден порядок для обращения за бесплатной медицинской помощью.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что Зотов Н.А. (далее по тексту - истец), является ветераном военной службы, уволенным в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (27 лет).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Ижевский филиал ФГМУ «Медицинский центр при Спецстрое России» (далее ответчик) за получением бесплатной медицинской помощи (изготовление зубных протезов).
Письмом Ижевского филиала ФГМУ «Медицинский центр при Спецстрое России» от ДД.ММ.ГГГГ №, на обращения истца ответчиком дан ответ, согласно которого протезирование зубов согласно приказу командующего войсками ПУрВО № от ДД.ММ.ГГГГ определено проводить на базе стоматологической поликлиники Самарского военного госпиталя. В связи с этим при возникновении необходимости в протезировании зубов посылается запрос в стоматологическую поликлинику Самарского военного госпиталя с просьбой согласовать дату госпитализации. После получения ответа пациент направляется на госпитализацию в Самарский военный госпиталь.
Посчитав свои права нарушенными истец обратился в суд с настоящим иском.
Указанные обстоятельства установлены из пояснений истца, материалов дела и сторонами не оспаривается.
Право военнослужащих и других приравненных к ним лиц на бесплатную медицинскую помощь обеспечивается в соответствии с п. 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим возмещаются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Пунктом 5 статьи 16 указанного Федерального закона предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пункте 2 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состояния здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения.
В развитие положений п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Правительством Российской Федерации 26 сентября 1994 года принято Постановление N 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.06.1995 N 649, от 21.12.2000 N 999, от 31.12.2004 N 911, от 20.05.2009 N 437, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 11.10.2000 N ВКПИ 00-33) в соответствии с которым военнослужащим, в том числе и офицерам, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, все виды медицинской помощи, включая изготовление и ремонт зубных протезов, оказываются в военно-медицинских учреждениях бесплатно.
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (п. 1).
Расходы на цели, предусмотренные настоящим Постановлением, производить за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета по сметам Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (п. 9).
Согласно ст. 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.1993 г. № 5487-1 (действовавших на момент обращения за получением медицинской помощи), порядок организации медицинской помощи военнослужащим устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение названных положений Закона и Постановления Правительства Российской Федерации Приказом командующего войсками центрального военного округа издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что медицинская помощь стоматологическим больным осуществляется в специализированных отделениях челюстно-лицевой хирургии и стоматологии ФГУ «<данные изъяты> ОВКГ» МО РФ (<адрес>), стоматологических отделениях филиалов ФГУ «354 ОВКГ» МО, стоматологических поликлиниках ФГУ «<данные изъяты> ОВКГ» МО РФ (<адрес>), стоматологических кабинетах военно-лечебных учреждений, медицинских рот соединений и воинских частей дислоцированных на территории военного округа. При отсутствии в штате воинских частей врача-стоматолога, начальниками военных гарнизонов (городков), приказом по гарнизону (городку) и в соответствии с планом санации личный состав для организации стоматологической помощи закрепляется за стоматологическими кабинетами ближайших военных госпиталей, стоматологических поликлиник, медицинской службой воинских частей, имеющих в штате врача-стоматолога. Стоматологическая ортопедическая помощь оказывается в стоматологических поликлиниках, стоматологических кабинетах (с зубопротезной лабораторией) военных госпиталей, при необходимости военнослужащие из отдаленных военных гарнизонов направляются на период зубопротезирования в специализированные челюстно-лицевые и стоматологические отделения военно-лечебных учреждений военного округа. Стоматологическая ортопедическая помощь в военное медицинских учреждениях Министерства обороны РФ оказывается: в первую очередь - военнослужащим после ранений…, во вторую очередь – всем остальным военнослужащим и офицерам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе… (Приложение № «Организация оказания стоматологической медицинской помощи» к приказу №).
Таким образом, в силу указанных положений истец вправе был получить бесплатную медицинскую помощь, как военнослужащий, уволенный с военной службы по достижению предельного возраста, в военно-лечебном учреждении по месту жительства, а при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Вместе с тем, по мнению суда, имея в соответствии с положениями действующего законодательства право на предоставление медицинской помощи, том числе право на изготовление и ремонт зубных протезов на безвозмездной основе, истец данным правом не воспользовался.
В обосновании требования о признании незаконным действий ответчика, истец, указывает, что ответчик незаконно отказал ему в медицинской услуге - протезировании зубов.
Вместе с тем, по мнению суда, из содержания заявленного истцом письма № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Ижевского филиала ФГМУ «Медицинский центр при Спецстрое России» не следует, что истцу отказано в предоставлении бесплатной медицинской помощи. По мнению суда, указанным письмом истцу разъяснялся порядок предоставления указанной помощи.
В судебном заседании установлено, что согласно выписки из штата № ответчика в составе поликлиники Ижевского филиала ФГМУ «Медицинский центр» имеется стоматологический кабинет без зубопротезной лаборатории.
Согласно положения о стоматологическом кабинете поликлиники Ижевского филиала ФГМУ «Медицинский центр при Спецстрое России», утвержденного начальником Ижевского филиала ФГМУ «Медицинский центр при Спецстрое России». На стоматологический кабинет поликлиники возлагаются следующие задачи: своевременная диагностика и лечение стоматологических заболеваний; внедрение в практику работы современных методов диагностики и лечения стоматологических больных (Раздел 2).
Таким образом, судом установил, что стоматологический кабинет поликлиники Ижевского филиала ФГМУ «Медицинский центр при Спецстрое России», не оказывает стоматологическую ортопедическую помощь.
В судебном заседании из пояснений сторон установлено, что в Ижевском филиале ФГМУ «Медицинский центр при Спецстрое России» имеется зубопротезная лаборатория, согласно положения о которой, утвержденной начальником Ижевского филиала ФГМУ «Медицинский центр при Спецстрое России» ДД.ММ.ГГГГ, зубопротезная лаборатория является структурным подразделением Ижевского филиала и содержится за счет средств, полученных от оказания зубопротезной и лечебной помощи населении (раздел 1). Зубопротезная лаборатория является внебюджетным структурным подразделением и подчиняется непосредственно начальнику Ижевского филиала. Зубопротезная лаборатория действует на принципах самоокупаемости (раздел 5).
С учетом изложенного, исходя из того, что:
- предусмотренные Законом Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", права истца на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов являются расходами федерального бюджета (Министерства обороны РФ);
- во исполнение названных положений Закона и Постановления Правительства РФ Приказом командующего войсками центрального военного округа издан приказ № 28 от 01.11.2010 года, которым утвержден порядок оказания стоматологической ортопедической помощи;
- в штате ответчика по Ижевскому филиалу ФГМУ «Медицинский центр при Спецстрое России» отсутствует стоматологический кабинет с зубопротезной лабораторией;
- финансирование имеющейся в Ижевском филиале ФГМУ «Медицинский центр при Спецстрое России» зубопротезной лаборатории Министерством обороны РФ не осуществляется (расходы по содержанию лаборатории не являются расходами федерального бюджета);
- заявителю не отказано в предоставлении медицинских услуг, а лишь даны разъяснения по порядку её предоставления,
- права истца на бесплатное предоставление медицинской помощи ответчиком не нарушались,
суд приходит к выводу о том, что, во-первых, истцу не было отказано в предоставлении бесплатной стоматологической ортопедической помощи, а во вторых ответчиком правомерно был дан ответ истцу о невозможности оказание медицинской помощи по протезированию зубов на базе Ижевского филиала ФГМУ «Медицинский центр при Спецстрое России», в виду чего в требование истца о признании незаконными действий (бездействий) ответчика, связанные с отказом бесплатного протезирования зубов, не основано на законе, а потому не подлежит удовлетворению.
Не подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании с ответчика убытков.
Согласно Приложения № 3 (Организация направления, приёма на стационарное лечение и обследование в военно-лечебные учреждения, перевод в другие лечебные учреждения лиц имеющих законодательное право на медицинское обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации) к приказу командующего войсками центрального военного округа № 28 от 01.11.2010 года, направление военнослужащих на обследование и лечение в лечебные учреждения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации во всех случаях осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей», по согласованию с медицинской службой военного округа, через лечебно-профилактическое учреждение зоны (районов) медицинской ответственности (п. 2).
Согласно п. 2. Правил оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) членам семей отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных указанным выше постановлением: расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Из смысла приведенных положений, следует, что военнослужащий, при наличии у него какого-либо заболевания, должен обратиться в военно-лечебное учреждение, и лишь в случае отсутствие в указанном учреждении специалистов, оборудования, необходимого для лечения, по направлению указанного учреждения обратится в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. Направление военнослужащих на обследование и лечение в учреждения здравоохранения производится в соответствии с договорами, заключенными медицинской службой соответствующего округа (флота) с территориальными органами здравоохранения, и во всех случаях согласовывается с начальником военно-медицинского управления (медицинской службы) этого округа (флота).
В судебном заседании установлено, что за получением медицинской помощи истец по собственной инициативе обратился в ООО «Ортопедическое отделение поликлиники «Казмаска», где ему были оказаны медицинские услуги на общую сумму <данные изъяты> рублей.
Доказательств того, что указанное медицинское учреждение входит в систему государственных и муниципальных учреждений, а также что в указанное учреждение он был направлен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации, истцом суду предоставлено не было.
В судебном заседании установлено, что медицинская служба округа договора с ООО "Ортопедическое отделение поликлиники Казмаска" не заключала (доказательств обратного истцом суду предоставлено не было), и направление истцу на лечение в данное учреждение согласовано не было. В связи с этим, а также принимая во внимание, что истцом нарушен порядок обращения за бесплатной медицинской помощью, требование истца о взыскании с ответчика убытков не основано на законе, а потому удовлетворению не подлежит.
Кроме того, суд отмечает, что порядок возмещения расходов на оказание медицинских услуг лично военнослужащим законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
С учетом изложенного, не имеют значения иные доводы сторон и представленные ими доказательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Зотова Н.А. к Федеральному Государственному Бюджетному Медицинскому учреждения «Медицинский центр при Федеральном агентстве специального строительства» о признании незаконными действий, взыскании убытков, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.
Мотивированная часть решения изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.
Судья - А.А. Созонов