о признании действий и решений незаконными, взыскании компенсации стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда



                Гражданское дело № 2-2418/12

публиковать

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск 02 октября 2012 года

Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,

при секретаре Гусельниковой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зверева А.Ф. к ГУ «Региональной отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по УР» о признании действий и решений незаконными, взыскании компенсации стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконными действий по непредставлению путевки на санаторно-курортное лечение, взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда. Исковые требования мотивированы тем, что истец является <данные изъяты>, имеет право на набор социальных услуг, в том числе на обеспечение ежегодной путевкой на санаторно-курортное лечение. В установленном порядке обращался за путевкой, ДД.ММ.ГГГГ сдал все документы, но в ДД.ММ.ГГГГ путевку не предоставили. ДД.ММ.ГГГГ написал заявление о выплате компенсации за непредоставленную путевку, в выплате компенсации также было отказано. По мнению истца, неправомерными действиями ответчика ему причинены нравственные страдания, нарушено его право не обеспечение путевкой, ухудшилось состояние здоровья. Считает, что он вправе требовать единовременной денежной компенсации за не предоставленную путевку с учетом имеющегося у него заболевания в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) х 42 дня (длительность санаторно-курортного лечения в соответствии с Федеральным законом №178-ФЗ от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи»). Просит признать незаконными действия ГУ «Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по УР» по непредставлению путевки на санаторно-курортное лечение, взыскать за счет средств федерального бюджета стоимость путевки в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, возложить на ответчика расходы по оплате услуг представителя.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен Фонд социального страхования РФ.

В судебном заседании Зверев А.Ф. на исковых требованиях настаивал. Указал, что поскольку он <данные изъяты>, имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение длительностью от 24 до 40 дней, либо на денежную компенсацию такой путевки. Вследствие непредставления путевки у него ухудшилось самочувствие, причинен моральный вред.

Представитель ответчика ГУ «Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по УР» Соломин Д.Г. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенном в письменном отзыве на исковое заявление, приобщенное к материалам дела. В соответствии с указанным отзывом, истец был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ для получения санаторно-курортной путевки согласно профилю заболевания. При этом Федеральный закон «О государственной социальной помощи» не содержит гарантий ежегодного обеспечения путевками граждан, имеющих право на социальную помощь, а также гарантий выплаты компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение. Истцом не представлены доказательства приобретения путевки за свой счет, в то время как компенсация предполагает возмещение фактически понесенных расходов. Требования о выплате компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат. С ДД.ММ.ГГГГ полномочия РФ по предоставлению мер социальной защиты <данные изъяты>, оказанию социальных услуг по предоставлению путевок переданы Министерству социальной защиты населения УР, Фонд является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения УР ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которым Зверев А.Ф. стоит в очереди на получение санаторно-курортной путевки за номером <данные изъяты> В настоящее время Министерство готово выдать истцу соответствующую путевку длительностью лечения 18 дней. ДД.ММ.ГГГГ Зверев А.Ф. вызывался в Управление социальной защиты населения в <адрес> УР для получения путевки, однако устно отказался от предложенной путевки. Законодательством не предусмотрено возможность выплаты денежной компенсации взамен непредставленной путевки.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, письменные отзывы, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Зверев А.Ф. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с выпиской из акта освидетельствования во ВТЭК Звереву А.Ф. установлена <данные изъяты>, в связи с увечьем вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

На основании удостоверения Б от ДД.ММ.ГГГГ Зверев А.Ф. <данные изъяты>, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, <данные изъяты> вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Как следует из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, Зверев А.Ф. поставлен на учет для получения санаторно-курортной путевки согласно профилю заболевания, указанному в справке формы данная справка действительна до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ «Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по УР» с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.

Как усматривается из письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, копия обращения Зверева А.Ф. по вопросу обеспечения санаторно-курортным лечением направлена для рассмотрения в Фонд социального страхования РФ и Министерство здравоохранения УР.

На основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ полномочия РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно переданы Министерству социальной защиты населения УР от ГУ «Региональной отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по УР».

Согласно письму ГУ «Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по УР» от 17.05.2012 года, заявление Зверева А.Ф., справки для получения путевки переданы в Министерство социальной защиты населения УР. Одновременно Звереву А.Ф. разъяснено, что выплата денежной компенсации в случае непредставления путевки либо невозможности льготником воспользоваться предоставленной путевкой законодательством об оказании социальной помощи населению не предусмотрена.

Данные обстоятельства следуют из текста искового заявления, подтверждаются копией удостоверения серии Б , выпиской из акта освидетельствовании во ВТЭК , заявления Зверева А.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ, справками для получения путевки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, письма ГУ «Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по УР» №01-26/07-672л от 17.05.2012 года, выданного ДД.ММ.ГГГГ, справкой , выданной ДД.ММ.ГГГГ.

Правовое регулирование в сфере защиты прав и интересов граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, государственная политика в области социальной поддержки вышеуказанной категории граждан осуществляется на основании Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон №1244-1).

В соответствии со ст.2 Закона №1244-1 отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

До ДД.ММ.ГГГГ инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст.14 Закона №1244-1 гарантировалось ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки.

Федеральный закон от 29.12.2004 года №199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», внес изменения, вступившие в силу с 01.01.2005 года, в ряд нормативно-правовых актов. В результате вступления в силу данного закона, с 01.01.2005 года претерпел изменения порядок реализации социальных льгот и получения выплат, предоставляемых лицами подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе инвалидам.

Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в ст.125 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон №178-ФЗ), в частности, введена глава 2 «Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг».

Согласно ст.1 Закона №178-ФЗ под набором социальных услуг понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 6.2 Закона №178-ФЗ в набор социальных услуг включено, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

В соответствии со ст.6.7 Закона №178-ФЗ лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с настоящей главой. Порядок обращения лиц за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации. Плата за предоставление гражданам, указанным в настоящей статье, набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.2 настоящего Федерального закона не может превышать размера осуществляемой им ежемесячной денежной выплаты.

Согласно ч.3 ст.6.3 указанного закона гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с указанными нормами, истец Зверев А.Ф. имеет право на получение набора социальных услуг, предусмотренного действующим законодательством.

В судебном заседании установлено, что Зверев А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ «Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по УР» с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, предоставив необходимый пакет документов, в том числе, справки формы

Заявление и представленные истцом документы на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение были приняты ответчиком, о чем заявителю было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

Путевка на санаторно-курортное лечение Звереву А.Ф. за ДД.ММ.ГГГГ предоставлена не была.

Суд полагает, что позиция стороны истца основана на неверном толковании норм действующего законодательства, противоречит его буквальному толкованию в действующей редакции.

Так, ст.14 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991г. в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, не предусматривает выплату компенсации за непредоставленную путевку на санаторно-курортное лечение, начиная с 01.01.2005 года, т.е. с даты вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года №328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе, в части обеспечения санаторно-курортным лечением (далее – Порядок).

Пункты 3.5-3.7 указанного Порядка предусматривают, что санаторно-курортная путевка оформляется по форме, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 1999 года №90н (по заключению Минюста России от 28 января 2000 г. N 559-ЭР в государственной регистрации не нуждается), и является документом строгой отчетности. Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14 января 2004 г., регистрационный N 6189). При наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Кроме того, в целях комплексного толкования норм права, регулирующих момент возникновения индивидуальных правоотношений в области обеспечения набором социальных услуг указанной категории граждан, суд отмечает, что порядок их обращения за предоставлением социальных услуг определен и Правилами обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 года №862) (далее – Правила).

Указанные Правила также предусматривают заявительный характер обращения за получением социальной услуги. Так, согласно п.3-6 Правил заявление о предоставлении на следующий год государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (социальной услуги) подается по установленной форме (далее - заявление) гражданином (его представителем) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату (далее - территориальный орган), ежегодно, до 1 октября текущего года. В случае если гражданин до 1 октября не подал заявление, в следующем году социальные услуги (социальная услуга) ему не предоставляются, а ежемесячная денежная выплата начисляется в установленном порядке. Гражданин может подать заявление лично или иным способом. Датой обращения за предоставлением социальных услуг (социальной услуги) считается дата подачи заявления либо дата его отправления через организацию федеральной почтовой связи.

Таким образом, правоотношения по предоставлению гражданину набора социальных услуг (социальной услуги) поставлено в зависимость от его волеизъявления и возникает с момента обращения такого гражданина с заявлением о предоставлении подлежащей предоставлению на соответствующий год социальной услуги. Такое заявление подается ежегодно в установленный законом срок.    

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. №334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» функции по предоставлению гражданам льготных категорий санаторно-курортных путевок до ДД.ММ.ГГГГ были возложены на Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).

Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам набора социальных услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 (далее - Правила).

Согласно указанным Правилам, для осуществления этих целей Фонду ежегодно из федерального бюджета выделялись средства в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий календарный год.

С 01.01.2012 полномочия по осуществлению расходных обязательств РФ по предоставлению отдельным категория граждан социальных услуг, в том числе, обеспечение льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением на территории субъектов РФ переданы органам исполнительной власти субъектов РФ. Таким образом, затраты, связанные с предоставлением гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, передаваемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ (ст.4.1,ст.6.1 ФЗ №178-ФЗ).

В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством УР о передаче Правительству УР части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 05.12.2011 №2174-р и распоряжением Правительства УР от 17.10.2011 №889-р, было принято постановление Правительства УР от 12.03.2012 №81 «Об организации осуществления полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинский показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству УР» (далее – Постановление №81). Согласно указанному постановлению №81, уполномоченными органами государственной власти на территории УР по осуществлению переданных полномочий являются Министерство социальной защиты населения УР и его территориальные органы.

Таким образом, непосредственное расходование денежных средств федерального бюджета в пределах доведенных лимитов на приобретение льготных путевок на основе государственных контрактов, а также непосредственную выдачу путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан осуществляют с 01.01.2012 Минсоцзащиты УР и его территориальные органы. Указанным Постановлением №81 утвержден также Порядок организации предоставления путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан.

При этом ни Закон №178-ФЗ, ни указанный Порядок не содержат гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, а устанавливает лишь период предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг - календарный год, т.е. период с 1 января по 31 декабря (п. 2 ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ). Формирование списка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг на будущий год, происходит до 1 октября текущего года, т.е. гражданам предоставлена возможность выбора — получать набор социальных услуг или ежемесячную денежную выплату, для этого они должны обратиться с заявлением в отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации (с 01.01.2012 – в территориальный орган Минсоцзащиты УР) по месту жительства до 1 октября текущего года. Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления. Данная норма устанавливает правовой механизм реализации права граждан на выбор мер социальной поддержки, направлена на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи, эффективного расходования средств, выделяемых на эти цели, и обусловлена необходимостью планирования мероприятий, связанных с предоставлением государственной социальной помощи.

При наличии справки для получения санаторно-курортной путевки гражданин — получатель набора социальных услуг обращается в исполнительный орган Фонда с заявлением о выделении ему путевки на санаторно-курортное лечение (п. 3.7 Порядка предоставление набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. №328).

Зверев А.Ф. обратился в ГУ РО Фонда социального страхования РФ по УР в феврале 2011 года, в 2011 году путевкой обеспечен не был, при этом от набора социальных услуг не отказался.

Ни Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 г., ни принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты не содержат гарантий выплаты компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение.

В связи с чем, такое обязательство не возложено на Фонд и его исполнительные органы, денежные средства на эти цели из федерального бюджета ни Фонду, ни бюджетам субъектов РФ не выделяются. При этом, согласно федеральному закону о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год, плановые периоды 2012 и 2013 годов, средства из федерального бюджета предусматриваются Фонду только на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и на оплату проезда к месту лечения и обратно граждан-получателей набора социальных услуг. Таким образом, требование истца о выплате компенсации за путевки на санаторно-курортное лечение не основано на нормах действующего законодательства.

Гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (в том числе инвалидам), устанавливается право на получение при наличии медицинских показаний в путевок в натуральной форме. Выплата денежных средств взамен путевки на санаторно-курортное лечение не является восстановлением права на получение натуральной услуги (санаторно-курортного лечения). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. № 323-0, гражданин самостоятельно определяет для себя наиболее приемлемую форму получения государственной социальной помощи - натуральную (получение набора социальных услуг) или денежную (получение ежемесячной денежной выплаты с учетом стоимости социальных услуг).

Также Конституционным Судом Российской Федерации в вышеназванном определении было установлено, что ежемесячная денежная выплата не подлежит конвертации в натуральную форму и по своей правовой природе является элементом механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий.

Исходя из вышесказанного, натуральная форма также не подлежит конвертации в денежную форму.

Таким образом, учитывая, что действующим законодательством не предусмотрена возможность получения денежной компенсации в размере средней стоимости путевки инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Зверева А.Ф.

То обстоятельство, что в ДД.ММ.ГГГГ путевка Звереву А.Ф. не была предоставлена, не свидетельствует о возникновении у истца права на денежную компенсацию стоимости этой социальной услуги, поскольку государство, приняв на себя обязанность обеспечить предоставление социальной помощи отдельным категориям граждан в виде санаторно-курортного лечения за счет средств федерального бюджета, выделяемых на соответствующий финансовый год Фонду социального страхования в пределах установленных на эти цели квот, гарантировало бесплатное ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением, но не получение денежной компенсации.

Относительно требований истца о взыскании компенсации морального вреда суд отмечает следующее.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в пункте 3 Постановления от 20.12.1994 года №10 (в редакции от 06.02.2007 года) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Обосновывая причинение ему морального вреда, истец ссылается на то, что вследствие неправомерных действий ответчика, выразившихся в непредставлении путевки на санаторно-курортное лечение, он испытал физические и нравственные страдания, страдал ухудшение здоровья.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ на истца возложена обязанность по предоставлению доказательств в обоснование заявленных исковых требований, в том числе причинения морального вреда.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, судом не установлено нарушение прав истца действиями ответчика ГУ «Региональной отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по УР».

Как установлено судом, заявленные истцом действия со стороны ответчика, нарушающие его права, в частности, о незаконном непредставлении путевки на санаторно-курортное лечение, объективно не подтверждаются.

Суд, оценив представленные доказательства, исходит из того, что законных оснований для взыскания в пользу истца денежной компенсации морального вреда с ответчика не имеется, поскольку приведенные истцом в обоснование иска обстоятельства, свидетельствующие о незаконных действиях ответчика, в судебном заседании не установлены, вина ответчика в причинении истцу морального вреда, а также наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими физическими и нравственными страданиями отсутствует, соответствующих доказательств со стороны истца суду не представлено, также не представлено доказательств в обоснование размера причиненного морального вреда.

При таких обстоятельствах, исходя из заявленных предмета и оснований исковых требований, суд не находит основания для удовлетворения исковых требований.

В силу п.1 ст.100 ГПК РФ, поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, требования истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя также следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Зверева А.Ф. к ГУ «Региональной отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по УР» о признании действий и решений незаконными, взыскании компенсации стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

        Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.

Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2012 года.

Судья:                                 Н.В.Дергачева