Дело № 12-282/2012
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
20 июля 2012 года г. Ижевск
Первомайский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Созонова А.А., при секретаре Чебукове Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Поликлиника «Колибри» Прокопенко М.П. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее УФАС по УР) Юшкина С.В. № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ООО «Поликлиника «Колибри» - директор ООО «Поликлиника «Колибри» Прокопенко М.П. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14. 3 КоАП РФ, на него наложен административный штраф в размере 4000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, Прокопенко М.П. обратился в порядке статьи 30.1 КоАП РФ с жалобой на указанное постановление, где указывает, что Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене по следующим основаниям. Административным органом необоснованно проигнорированы обстоятельства о малозначительности вмененного административного правонарушения. Регулируя отношения в области рекламы, ФЗ "О рекламе" одной из целей этого регулирования называет реализацию потребителями права на получение добросовестной и достоверной рекламы (ст. 1) и в конечном итоге право потребителей на получение качественного и безопасного товара (работы, услуги). Таким образом, отсутствие причинения ущерба этим основным правам потребителя свидетельствует об отсутствии вреда охраняемым общественным отношениям. По факту размещения спорной рекламы или в связи с ним от пациентов ООО "Поликлиника "Колибри" каких-либо жалоб не поступало. Специфика оказываемых заявителем медицинских услуг в отличие, например от продажи лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта, исключает возможность пациенту самостоятельно, без участия специалиста-врача, воспользоваться, потребить эти услуги. Согласно приказу ООО "Поликлиника "Колибри" от ДД.ММ.ГГГГ при оказании услуг используется соответствующий договор оказания услуг и медицинская карта стоматологического больного №/у, утвержденная приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 № 1030. Заключая указанный договор, и заполняя медицинскую карту, определяя план лечения, заявитель уже осуществляет консультирование пациента по оказываемым услугам и выясняет вопрос о наличии или отсутствии тех или иных противопоказаний. Спорная реклама хотя и не в должном объеме, но содержала предупреждение о необходимости консультации специалиста. Данные обстоятельства свидетельствуют о малозначительности вмененного заявителю правонарушения. Как следует из содержания спорной рекламы, в рассматриваемом случае реклама стоматологических услуг носит общий характер, содержит указание на номер лицензии, что уже свидетельствует о соблюдении лицензионных правил, о чем сообщается потенциальным потребителям медицинских услуг, а также содержит указание на необходимость консультации специалиста. Такая реклама сама по себе не затрагивает и не нарушает законодательство РФ об охране здоровья, не сообщает потенциальным потребителям какой-либо недостоверной информации, а желание потребителя получить стоматологические услуги, которое может у него возникнуть в результате ознакомления с этой рекламой, не может быть реализовано самостоятельно таким потребителем, без участия специалистов-врачей, совершающих необходимые лечебные манипуляции. Именно при непосредственном обращении пациента в стоматологию осуществляется представление ему необходимой информации о конкретных медицинских манипуляциях, выясняются имеющиеся противопоказания, и определяется план лечения. Следовательно, сама по себе спорная реклама стоматологических услуг не влечет и не может влечь какой-либо вред для здоровья населения. Согласно имеющимся в материалах дела документам, ООО "Поликлиника Колибри" не осуществляло самостоятельного размещения рекламных материалов. Для данных целей на основании договора №-ОП от ДД.ММ.ГГГГ заявителем был привлечен профессиональный участник рекламного рынка федерального уровня -ООО "Гэллэри Сервис", которое обязалось организовать изготовление рекламно-информационных материалов ООО "Поликлиника "Колибри", размещать и демонстрировать указанные материалы на рекламных поверхностях, указанных в приложениях к настоящему договору (п.п. 1.1.1, 1.1.2 договора), сюжет которых предварительно согласован сторонами (п. 2.1.4 договора). Ответственность за содержание рекламы было также возложено на ООО "Гэллэри Сервис". Нарушение данным лицом своих договорных обязательств привело к административному правонарушению, однако, как раз указанные действия заявителя (заключение договора) напротив свидетельствуют о намерении добросовестно исполнять публично-правовые обязанности, предусмотренные законодательством о рекламе, что, в свою очередь, не может свидетельствовать о пренебрежительном отношении к таким обязанностям. Кроме того, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Заместитель руководителя УФАС по УР Юшкин СВ. вынес постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, признав ООО "Поликлиника "Колибри" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ и назначил наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. Таким образом, одно и то же решение УФАС по УР явилось основанием для возбуждения нескольких дел об административных правонарушениях по одному правонарушению - распространению рекламы с нарушением требований Закона о рекламе. Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А71-6806/2011, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по тому же делу), административное правонарушение, выразившееся в размещении рекламы с нарушением требований Закона о рекламе, признано малозначительным, а постановление УФАС по УР от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное в отношении ООО "Поликлиника "Колибри", признано незаконным и отменено. Согласно ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом. С учетом того, что юридическое лицо осуществляет свою деятельность, приобретает права и обязанности через свои органы, установленные Арбитражным судом обстоятельства малозначительности правонарушения должны учитываться и имеют также же значение и при рассмотрении данного дела в отношении должностного лица. Просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по УР от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № о наложении на должностное лицо ООО "Поликлиника Колибри" - директора ООО "Поликлиника "Колибри" Прокопенко М.П. административного штрафа в размере <данные изъяты> коп.
Прокопенко М.П., уведомленный должным образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не прибыл. В соответствии со ст.25.1 КоАП РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Представитель УФАС по УР Поздеева А.Г., действовавшая на основании доверенности, настаивала на законности вынесенного постановления.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее УФАС по УР) Юшкина С.В. № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ООО «Поликлиника «Колибри» - директор ООО «Поликлиника «Колибри» Прокопенко М.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На должностное лицо ООО «Поликлиника «Колибри» - директора ООО «Поликлиника «Колибри» Прокопенко М.П. наложен административный штраф в размере <данные изъяты> рублей.
Из содержания постановления по делу об административном правонарушении установлено следующее.
В ходе контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по УР было установлено, что на перекрестке <адрес> и <адрес> (около ТЦ «<данные изъяты>»), на рекламной конструкции № размещается реклама следующего содержания: СЕТЬ СТОМАТОЛОГИИ Колибри имплантация лечение протезирование Звоните сейчас! № Лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ необходима консультация специалиста», с изображением женщины, мужчины и ребенка. При этом предупреждение об имеющихся противопоказаниях в рассматриваемой рекламе отсутствует. Специалистами Удмуртского УФАС России произведена фотосъемка указанной рекламы с помощью цифровой фотокамеры Konica Minolta Dimage Z3, по результатам составлен акт б/и от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Удмуртским УФАС России было возбуждено дело № в отношении ООО «Поликлиника «Колибри» и ООО «Гэллэри Сервис» по признакам нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».
Рассмотрение дела № было назначено на ДД.ММ.ГГГГ, запрошены документы и сведения.
По результатам рассмотрения дела Комиссией Удмуртского УФАС России было установлено следующее.
В <адрес> в марте 2011 года на перекрестке <адрес> и <адрес> (около ТЦ «<данные изъяты>»), на рекламной конструкции №А1 размещалась реклама следующего содержания: СЕТЬ СТОМАТОЛОГИИ Колибри имплантация лечение протезирование Звоните сейчас! № Лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ необходима консультация специалиста», с изображением женщины, мужчины и ребенка.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемое сообщение, распространяемое на рекламной конструкции № на перекрестке <адрес> и <адрес> (около ТЦ «<данные изъяты>»), адресовано неопределенному кругу лиц – потенциальным клиентам стоматологии «Колибри», направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования (как к продавцу рекламируемых услуг – сети стоматологии «Колибри», так и к стоматологическим услугам, оказываемым данным Обществом, таким как имплантация, лечение, протезирование), формирует и поддерживает интерес к данным объектам, следовательно, является комплексной рекламой сети стоматологии «Колибри» и предоставляемым данным учреждением услугам, причем в неразрывной связи.
Указанная реклама распространялась па рекламной конструкции №, установленной на перекрестке <адрес> и <адрес> (около ТЦ «<данные изъяты>»), на оснований договора №-ОП от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Поликлиника «Колибри» (Заказчик) и ООО «Гэллэри Сервис» (Исполнитель). Согласно данному договору, Исполнитель обязуется оказать Заказчику размещение и демонстрацию рекламно-информационных материалов Заказчика на рекламных поверхностях. Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Поликлиника «Колибри», осуществляющее деятельность сети стоматологий «Колибри» по предоставлению услуг, перечисленных в рекламном сообщении: как имплантация, лечение и протезирование, а также как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы сети стоматологий «Колибри», для последующего размещения на рекламной конструкции №, на перекрестке <адрес> и <адрес> (около ТЦ «<данные изъяты>»).
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Поликлиника «Колибри», осуществляющее деятельность сети стоматологий «Колибри» по предоставлению услуг, перечисленных в рекламном сообщении: как имплантация, лечение и протезирование, а также как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы сети стоматологий «Колибри», для последующего размещения на рекламной конструкции №, на перекрестке <адрес> и <адрес> (около ТЦ «<данные изъяты>»).
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Гэллэри Сервис», как лицо, непосредственно осуществившее распространение выше указанной рекламы на рекламной конструкции №AI, на перекрестке <адрес> и <адрес> (около ТЦ «<данные изъяты>»).
Согласно общероссийскому классификатору услуг населению (Ж 002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарт РФ от 28.06.1993 г. №163, услуги, оказываемые стоматологическими подразделениями (код 081400), относятся к медицинским услугам (код 081000): консультативный прием врачами-специалистами, услуги по профилактике болезней, лечение зубов, лечение болезней полости рта, зубопротезирование, ортодонтия.
В соответствии с лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление медицинской деятельности, выданной ООО «Поликлиника «Колибри», указанное общество выполняет работы: при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе, при осуществлении специализированной медицинской помощи по стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической.
В соответствии с прейскурантом, утвержденным директором ООО «Поликлиника «Колибри», данное Общество оказывает услуги по лечению зубов (стоматология терапевтическая), протезированию (стоматология ортопедическая), хирургии (стоматология хирургическая).
Таким образом, услуги, приведенные в рекламе сети стоматологии «Колибри», относятся к медицинским стоматологическим услугам.
В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, причём такому предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В рекламе сети стоматологии «Колибри» и предоставляемых ими услуг, таких как: имплантация, лечение и протезирование, размещённой на рекламной конструкции №, установленной на юго-восточной части пересечения <адрес> и <адрес> в <адрес>, имеется надпись о необходимости консультации специалиста, причем указанной надписи отведено менее 5% рекламной площади (0,5%), что является нарушением требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».
Также в рассматриваемой рекламе отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, что также является нарушением ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».
В соответствии с ч. 6 ст.38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных ст.24 и 25 настоящего Федерального закона.
Таким образом, ООО «Поликлиника «Колибри», определив объект рекламирования и содержание рекламы медицинских стоматологических услуг. Оказываемых сетью стоматологий «Колибри», без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, а также с надписью о необходимости получения консультации специалистов менее чем 5% от рекламной площади (0,5%), для последующего размещения на рекламной конструкции (№), расположенной на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> (около ТЦ «<данные изъяты>»), нарушило ч.7 ст.24 ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Решением Комиссии Удмуртского УФАС России от 12.05.2011г. по делу №СЮ 04-03/2011-37Р реклама сети стоматологии «Колибри» следующего содержания «СЕТЬ СТОМАТОЛОГИИ Колибри имплантация лечение протезирование Звоните сейчас! № Лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ необходима консультация специалиста», распространяемая на рекламной конструкции (№), расположенной на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> (около ТЦ «<данные изъяты>»), была признана ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования ч. 7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».
ООО «Поликлиника «Колибри» было признано рекламодателем, нарушившим ч. 7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», и принято решение о передаче материалов дела № уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Поликлиника «Колибри» и виновного должностного лица Общества дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст.14.3 КоАП РФ.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п. 8.1 ч. 8 Устава ООО «Поликлиника «Колибри» единоличным исполнительным органом Общества является Директор Общества. Согласно Протоколу учредительного собрания ООО «Поликлиника «Колибри» ДД.ММ.ГГГГ №, на должность директора ООО «Поликлиника «Колибри» назначен Прокопенко М.П. сроком на пять лет.
Таким образом, должностным лицом ООО «Поликлиника «Колибри», ответственным за соблюдение законодательства о рекламе, является директор ООО «Поликлиника «Колибри» Прокопенко М.П., действующий на основании Устава ООО «Поликлиника «Колибри» и Протокола учредительного собрания ООО «Поликлиника «Колибри» от ДД.ММ.ГГГГ. № 1.
Данное должностное лицо (директор ООО «Поликлиника «Колибри» Прокопенко М.П.), осуществляя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в ООО «Поликлиника «Колибри», не предпринял достаточных мер по соблюдению законодательства РФ о рекламе и допустил распространение на рекламной конструкции (№а1), расположенной на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> (около ТЦ «<данные изъяты>»), рекламы медицинских стоматологических услуг, оказываемых стоматологией «Колибри», без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, а также с надписью о необходимости получения консультации специалистов менее чем 5% от рекламной площади.
Таким образом, ненадлежащее исполнение Прокопенко М.П. организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в ООО «Поликлиника «Колибри» (бездействие должностного лица ООО «Поликлиника «Колибри» Прокопенко М.П.) привело к нарушению законодательства РФ о рекламе.
ДД.ММ.ГГГГ по факту допущенного должностным лицом ООО «Поликлиника «Колибри» – директором ООО «Поликлиника «Колибри» Прокопенко М.П. нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, должностным лицом Удмуртского УФАС России – специалистом-экспертом отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФИО7 в отношении должностного лица ООО «Поликлиника «Колибри» – директора ООО «Поликлиника «Колибри» Прокопенко М.П. был составлен протокол об административном правонарушении №.
Событие административного правонарушения – ненадлежащее исполнение должностным лицом своих должностных обязанностей, повлекшее определение объекта рекламирования и содержание рекламы медицинских стоматологических услуг, оказываемых стоматологией «Колибри» с нарушением требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», для последующего распространения на рекламной конструкции (№а1), расположенной на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> (около ТЦ «<данные изъяты>»).
Согласно ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
Субъектом административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ может быть должностное лицо.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п.8.1 ч.8 Устава ООО «Поликлиника «Колибри» единоличным исполнительным органом Общества является Директор Общества. Согласно Протоколу учредительного собрания ООО «Поликлиника «Колибри» ДД.ММ.ГГГГ. №, на должность директора ООО «Поликлиника «Колибри» назначен Прокопенко М.П. сроком на пять лет.
Таким образом, должностным лицом ООО «Поликлиника «Колибри», ответственным за соблюдение законодательства о рекламе, является директор ООО «Поликлиника «Колибри» Прокопенко М.П., действующий на основании Устава.
Наличие события указанного правонарушения Прокопенко М.П. не оспаривается.
Суд соглашается с мнением УФАС по УР о том, что данное правонарушение было допущено по вине директора ООО «Поликилника «Колибри» Прокопенко М.П., который не предпринял достаточных мер по соблюдению законодательства РФ о рекламе и допустил распространение рекламы медицинских стоматологических услуг, оказываемых стоматологией «Колибри», без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, а также с надписью о необходимости получения консультации специалистов менее чем 5% от рекламной площади, хотя в силу должностных обязанностей имел возможность для соблюдения требований законодательства о рекламе.
УФАС УР учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность – совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, впервые; неосторожная форма вины; признание факта нарушения законодательства о рекламе и вины в совершенном правонарушении; наличие на иждивении несовершеннолетних детей, что нашло свое отражение в административном постановлении о назначении наказания.
Анализируя доводы жалобы о том, что в совершенной Прокопенко М.П. деянии наличествуют признаки малозначительности, суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда, при наличии обстоятельств, установленных ст. 2.9. КоАП РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (п. 18.1. Постановления).
Доводы жалобы о том, что совершенное правонарушение не причинило ущерба потребителям, вреда охраняемым законом отношениям, является несостоятельным, поскольку административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям с формальным составом. Указанное правонарушение считается оконченным с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством РФ о рекламе. Ответственность за указанное деяние наступает независимо возникновения или не возникновения общественно опасных последствий.
Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица ООО «Поликлиника «Колибри» - директора ООО «Поликлиника «Колибри» Прокопенко М.П. к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются медицинские услуги в области стоматологии.
В преамбуле Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 отмечается основополагающая роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества.
При этом под охраной здоровья граждан имеется в виду совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (ст.1 Основ законодательства об охране здоровья).
В связи с изложенным, особое значение приобретает достоверная информация об оказываемых медицинских услугах, в том числе о наличии соответствующих противопоказаний. В частности, на основании ст. 19 упомянутых Основ законодательства граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах.
Пунктом 10 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года № 27, установлено, что медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией об оказываемых медицинских услугах.
Одной из целей Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» является реализация Права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
В п. 7 ст.24 Федерального закона «О рекламе» установлен запрет на распространение рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, или необходимости получения консультации специалистов.
При этом следует учитывать, что установленные законом требования при распространении рекламы медицинских услуг, прежде всего, направлены на защиту населения, его здоровья, с учетом значительного воздействия рекламы на желания, потребности, поведение людей.
Таким образом, с учетом существа правонарушения и общественной значимости государственного надзора в области распространения надлежащей рекламы, совершенное должностным лицом ООО «Поликлиника «Колибри» правонарушение представляет общественную опасность.
О значимости охраняемых данной статьей общественных правоотношений свидетельствуют установленный законодателем значительный размер штрафа даже при отсутствии негативных последствий правонарушения, а также отсутствие альтернативных, более мягких видов административного наказания в санкции статьи.
Форма вины (умысел или неосторожность) в данном случае не влияет на оценку правонарушения как малозначительного.
Указанные выше обстоятельства не позволяет сделать суду вывод о малозначительности совершенного административного правонарушения и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. Учитывая характер совершенного правонарушения, связанного с нарушением должностным лицом требований закона, направленного на предотвращение злоупотреблений в области распространения надлежащей рекламы, оно не может быть признано малозначительным.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности (год со дня совершения) привлечения к административной ответственности не нарушен.
В силу изложенного, постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Юшкина С.В. № от ДД.ММ.ГГГГ, является законным и обоснованным, вынесено компетентным органом, в соответствии с административно-юрисдикционной процедурой, соответствует существу и цели закона.
Оснований для удовлетворения жалобы нет.
РЕШИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее УФАС по УР) Юшкина С.В. № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «Поликлиника «Колибри» Прокопенко М.П., оставить без изменения, жалобу Прокопенко М.П. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 суток с момента его вручения или получения.
Судья - А.А. Созонов