Дело № 12-235/2012 ( публиковать)
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Ижевск 13 августа 2012 года
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Созонова А.А., при секретаре Чебукове Р.В.,
рассмотрев жалобу Лобановой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки Удмуртской Республики, проживающей по адресу: <адрес> на постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике Сулеймановой Е.И., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14. КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР, должностное лицо - управляющий Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по УР Лобанова Н.А., признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренной ч.1 ст.15.14 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, Лобанова Н.А. обратилась в порядке статьи 30.1 КоАП РФ с жалобой на указанное постановление, где указывает, что направление ФИО4 в командировку произведено в качестве члена конкурсной комиссии, а не в соответствии с занимаемой ставкой. Создание комиссии по смещению заказов регламентировано Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Члены комиссии несут административную ответственность за принятые ими решения о допуске либо отказе в допуске конкурсных заявок участию в конкурсе. В связи с необходимостью проверки достоверности сведений, указанных в конкурсной заявке участника размещения заказа, требованиям документации об открытом конкурсе, ФИО4 направлялся в ЛПУ санаторий им. С.М.Кирова на основании приказов регионального отделения от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №-O. В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.12.2010 г. № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов» Фонд социального страхования РФ осуществлял в ДД.ММ.ГГГГ году финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, включая административные расходы в пределах внебюджетных трансфертов из федерального бюджета. Административные расходы по обеспечению указанных категорий граждан складываются в совокупности в связи с проведением закупок для государственных нужд, приемом заявлений и документов от инвалидов, реализацией государственных контрактов и контролем за их исполнением, финансовым и правовым сопровождением, осуществлением -счетов и контролем за их своевременностью, материально-техническим обеспечением, контрольными и другими мероприятиями. Таким образом, финансирование командировочных расходов ФИО4 с целью проведения контрольных мероприятий в связи с исполнением полномочий члена конкурсной комиссии осуществлено в соответствии с назначением предусмотренным п.3 ст.5 Федерального закона от 08.12.2010г. №334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов, то есть нецелевого расходования средств регионального отделения не допущено. Кроме того, решение о расходовании средств, принято по мимо заявителя, также заместителем управляющего ФИО6, и ФИО7, путем подписания документов и проставления виз. Просит отменить постановление ТУ Росфиннадзора в Удмуртской Республике о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № о наложении административного штрафа в сумме <данные изъяты>
Лобанова Н.А., уведомленная должным образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не прибыл. В соответствии со ст.25.1 КоАП РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
В судебном заседании:
- представитель заявителя Паршинцева Ж.М., действовавшая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на удовлетворения жалобы настояла. Лобановой Н.А. не допускалось нецелевое расходование средств. Эти два случая были исключением. Сумма израсходованных средств является незначительной. В действиях наличествует малозначительность. Факт расходования не оспаривается. Кроме того, данные средства были возвращены в бюджет. Эти средства возмещены сотрудниками фонда.
- представитель ТУ Росфиннадзор в УР Пушина О.Г., действовавшая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, настаивала на законности вынесенного постановления. Дополнительно указала, что сумма израсходованных средств была учтена при вынесении постановления. Вместе с тем, поскольку состав формальный, то сумма не имела значение. Наказание назначено минимальное. Лобанова Н.А., как руководитель несет ответственность.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:
специальные средства для самообслуживания;
специальные средства для ухода;
специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;
специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;
протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);
специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь;
специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.
Пункт 13 ст. 14 федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ « О ветеранах» установил, что обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если инвалид войны приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Пункт 3 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008г. № 240 установил, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:
а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);
б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);
в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил;
г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;
д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации согласно пункту 16 этого же Порядка, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
В случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов субъектам Российской Федерации финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется за счет субвенций, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий.
Источником финансирования обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации явились в ДД.ММ.ГГГГ. межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на указанные цели.
Согласно п. 9 Положения о Фонде социального страхования в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.02.1994г. № 101 средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении.
В судебном заседании установлено, что средства Фонда в соответствии с п. 8 Положения направляются на обеспечение текущей деятельности Фонда, содержание управленческого аппарата, осуществление финансирования деятельности подразделений.
Приказом Фонда от 23.12.2010 г. № 276 до ГУ - РО ФСС РФ по УР доведена смета расходов региональных отделений и центрального аппарата Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 года по коду № в том числе административный расходы на содержание аппарата КОСГУ № на сумму <данные изъяты>., из них на КОСГУ <данные изъяты> (прочие выплаты) <данные изъяты> руб., КОСГУ <данные изъяты> (прочие работы, услуги) в сумме <данные изъяты>
Во исполнение п. 3 ст. 5 Федерального закона от 8.12.2010г. № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ года и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов» ГУ - РО ФСС РФ по УР утверждены бюджетные назначения на ДД.ММ.ГГГГ год в общей сумме <данные изъяты> руб. в том числе <данные изъяты> руб. расходы по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (код № <данные изъяты> составляют административные расходы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (код №
В судебном заседании установлено, что работник ГУ - Фонд социального страхования по УР Валиахметова А.Р. - консультант планово-экономического отдела, направлен на 4 дня, согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ №-О, с целью проверки достоверности сведений, санаторий ЛПУ им.С.М. Кирова (г. Пенза), в конкурсной заявке как участника размещения государственного заказа на право заключения государственного контракта на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан-получателей набора социальных услуг. Денежные средства на командировку Валиахметовым А.Р. были получены в кассе по РКО № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., поступили в кассу по статье №, КОСГУ №- <данные изъяты> руб., КОСГУ № <данные изъяты> руб. и КОСГУ №- <данные изъяты>. Израсходованы <данные изъяты>., оставшиеся <данные изъяты>. возвращены в кассу организации.
Таким образом, из данных обстоятельств видно, что цели командировочного задания Валиахметова А.Р. напрямую не связаны с задачами и целью по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (код № что, по мнению суда, является не целевым использованием межбюджетных трансфертов федерального бюджета, направленных в ФСС.
Указанные расходы по командировке Валиахметова А.Р. не соответствуют задачам или путям, указанным в п. 3 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008г. № 240.
Доводы заявителя указанные в жалобе, судом не принимаются во внимание, так как они необоснованно расширяют понятие обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, установленные Правительством РФ.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с частью 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 года, «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдения законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
Приказом ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-кр, от ДД.ММ.ГГГГ №-кр на должность управляющего ГУ – ФСС РФ по УР, назначена Лобанова Н.А.
Таким образом, в действиях должностного лица ГУ - ФСС РФ по УР – Лобановой Н.А., подписавшей платежные документы на оплату командировочных расходов, не связанных с обеспечением предоставления инвалидам технических средств реабилитации, протезно-ортопедических изделий, наличествует состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ.
Анализируя доводы представителя заявителя о том, что в совершенной Лобановым Н.А. деянии наличествуют признаки малозначительности, суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда, при наличии обстоятельств, установленных ст. 2.9. КоАП РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (п. 18.1. Постановления).
Доводы представителя заявителя о том, что сумма нецелевого расходования денежных средств незначительная, полностью возмещена в бюджет, является несостоятельными, поскольку административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.14 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям с формальным составом. Указанное правонарушение считается оконченным с момента расходования денежных средств не по целевому назначению. При этом сумма израсходованных средств не имеет никакого значения. Кроме того, ответственность за указанное деяние наступает независимо возникновения или не возникновения общественно опасных последствий.
Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, что посягает на установленный порядок в области бюджетного финансирования социально незащищенных групп населения (инвалидов).
Таким образом, с учетом существа правонарушения и общественной значимости государственного надзора в области бюджетно-финансовой сферы, совершенное должностным лицом ГУ – ФСС РФ по УР Лобановой Н.А. правонарушение представляет общественную опасность. О значимости охраняемых данной статьей общественных правоотношений свидетельствуют установленный законодателем значительный размер штрафа даже при отсутствии негативных последствий правонарушения, а также отсутствие альтернативных, более мягких видов административного наказания в санкции статьи.
Форма вины (умысел или неосторожность) в данном случае не влияет на оценку правонарушения как малозначительного.
Указанные выше обстоятельства не позволяет сделать суду вывод о малозначительности совершенного административного правонарушения и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. Учитывая характер совершенного правонарушения, связанного с нарушением должностным лицом требований закона, направленного на предотвращение злоупотреблений в области бюджетно-финансовой сферы, оно не может быть признано малозначительным.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности (год со дня совершения) привлечения к административной ответственности не нарушен.
В силу изложенного, постановление по делу об административном правонарушении № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике Сулеймановой Е.И., является законным и обоснованным, вынесено компетентным органом, в соответствии с административно-юрисдикционной процедурой, соответствует существу и цели закона.
Оснований для удовлетворения жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.4- 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике Сулеймановой Е.И., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14. КоАП РФ, в отношении Лобановой Н.А., оставить без изменения, а жалобу Лобановой Н.А. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через районный суд.
Судья - ПОДПИСЬ
КОПИЯ ВЕРНА
Судья - А.А. Созонов