Дело № 1-370/2010 ПРИГОВОР именем Российской Федерации город Омск 06 октября 2010 года Первомайский районный суд г.Омска в составе председательствующего судьи Е.Г. Курнышовой, с участием государственного обвинителя прокурора И.В. Ядровской, Л.В. Крутиковой, подсудимого Матущенко А.А., защитника - адвоката Ткачева А.Н., при секретаре Журавлевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Матущенко А.А., <данные изъяты> обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.171 ч.2 п.Б УК РФ, УСТАНОВИЛ: Матущенко А.А. осуществлял незаконное предпринимательство без лицензии, когда такая лицензия необходима, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере при следующих обстоятельствах: Матущенко А.А. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ был назначен директором государственного учреждения <данные изъяты> расположенного по адресу <адрес>, которое в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № передано в подведомственность Федеральной службе по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № связи с изменением подведомственности Государственного учреждения <данные изъяты> продолжены трудовые отношения с Матущенко А.А. - директором федерального государственно учреждения науки <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> В соответствии с Уставом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Уставом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Уставом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ основными задачами учреждения является научные исследования в области эпидемиологии природноочаговых инфекций и инвазий, изучение особенностей функциональной и пространственной структуры природных и антропургических очагов вирусных, бактериальных и риккетсиальных зоонозных инфекций, инвазий, тенденций динамических изменений паразитарных систем; научное обоснование мер борьбы и профилактики природноочаговых инфекций и инвазий; разработка методических материалов по вопросам эпидемиологического надзора, эпидемиологии, микробиологии, клиники, иммунологии инфекционных заболеваний человека, методов и средств лабораторной диагностики, лечения и профилактики природноочаговых инфекций и инвазий. Кроме того, Учреждение имеет право осуществлять по договорам возмездного характера с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами медицинскую деятельность, самостоятельно устанавливать цены на все виды производимых работ, оказываемых услуг. Матущенко А.А., являясь директором указанного учреждения, в соответствии с Уставом осуществлял текущее руководство Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Федеральной службы, настоящим Уставом; утверждал структуру и штатное расписание Учреждения, положения о структурных подразделениях; утверждал финансовый план Учреждения; утверждал отчеты по деятельности Учреждения и годовой бухгалтерский баланс; организовывал работу Учреждения и нес ответственность за его деятельность; в пределах своей компетенции издавал приказы, распоряжения и другие акты по вопросам деятельности Учреждения; согласовывал сметы доходов и расходов Учреждения с Федеральной службой; заключал от имени Учреждения договоры с юридическими и физическими лицами. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Матущенко А.А., являясь директором ФГУН <данные изъяты>, расположенного по адресу г<адрес> действуя умышленно, зная о необходимости получения в Управлении Росздравнадзора по Омской области, лицензии на предоставление платных медицинских услуг в виде клинических лабораторно - диагностических исследований крови человека, предоставляющей право на оказание платных медицинских услуг, а так же о том, что данная лицензия у ФГУН <данные изъяты> отсутствует, в нарушение пункта 96 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 года № 128-ФЗ, Постановления Правительства РФ № 30 от 22.01.2007 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности», Приказа министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 мая 2007 года № 323 «Об утверждении порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи», имея умысел на осуществление предпринимательской деятельности связанной с получением дохода в особо крупном размере, действуя без специальной лицензии, когда такая лицензия обязательна, не получив её в Управлении Росздравнадзора по Омской области осуществляющим лицензирование, осуществляя общее руководство ФГУН <данные изъяты> организовал предпринимательскую деятельность по оказанию платных медицинских услуг гражданам и юридическим лицами в виде клинических лабораторно - диагностических исследований крови человека. В соответствии с утвержденными Матущенко А.А., в указанный период времени, прейскурантами цен, устанавливающими стоимость оказываемых услуг, на основании приходных ордеров, без оформления договора на оказание платных медицинских услуг, граждане и юридические лица вносили денежные средства в кассу ФГУН <данные изъяты> за оказанные им услуги в виде клинических лабораторно - диагностических исследований крови человека. Таким образом, ФГУН <данные изъяты> под руководством директора Матущенко А.А. был получен доход от осуществления предпринимательской деятельности без лицензии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за оказание платных медицинских услуг (за исключением услуг по обеспечению государственной тайны, услуг по лабораторному наблюдению за мышами, услуг по автоклавированию, консультационных услуг, услуг по выполнению научно-исследовательских работ, услуг за поверку оборудования, услуг по повышению квалификации) в размере 6 646 858 рублей 86 копеек, что является особо крупным размером. Допрошенный в качестве подсудимого Матущенко А.А. виновным себя не признал и пояснил, что он работал в должности директора Федерального государственного учреждения науки <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ Умысла на получение дохода в особо крупном размере у него не было, его цель была сохранить кадровый состав института и восполнить дефицит денежных средств за счет внебюджетной деятельности. Сначала это делалось за счет бюджетных средств, а когда финансирование ухудшилось, диагностика стала оказываться в институте на платной основе. До ДД.ММ.ГГГГ внебюджетная деятельность осуществлялась на основании лицензии на право работы с возбудителями инфекционных заболеваний. В ДД.ММ.ГГГГ институт был готов для получения лицензии на оказание медицинской деятельности, подготовили лаборатории, оборудование, получили санитарное заключение, изготовили новые технические паспорта, всё практически было готово, кроме самого кабинета для забора крови. Затем он сильно заболел и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был нетрудоспособен, а когда вышел на работу, выяснил, что кабинет забора крови сделан, но стали делать ремонт в других помещениях, а потому на тот момент было бессмысленно обращаться с заявлением для получения медицинской лицензии. За время его работы неоднократно проводились проверки, но никогда не спрашивали о лицензии на оказание медицинских услуг. У них были лицензии на работу с возбудителями инфекционных заболеваний, и оказываемые институтом платные услуги по лабораторному исследованию идентичны с работой с возбудителями инфекционных заболевании, на которую у них была лицензия. С разрешения и по распоряжению Министерства здравоохранения РФ институт открыл лицевой счет в банке по учету доходов от внебюджетной деятельности. В институте было письмо из Минздравоохранения о разрешении внебюджетной деятельности - лабораторно-диагностических исследований, выполнении научно-исследовательской деятельности на основе договоров с заказчиками, а также сдача в аренду временно неиспользуемых помещений. Расчет цен на оказание платных услуг проводила бухгалтерия на основе методик расчета отдельных видов анализов. Сметы по бюджетной и внебюджетной деятельности ежегодно утверждались руководителем федеральной службы О.Г.Г. и это было отражено в Уставе. Доходы от предпринимательской деятельности расходовались по целевому назначению согласно смете, которая утверждалась на год. В условиях дефицита бюджетных средств их институт спасали доходы, полученные от оказания платных услуг и прекратить оказание платных услуг он не мог, поскольку тогда бы прекратилась деятельность института и, тем более, что прекратить оказывать платные услуги возможно было только с разрешения вышестоящего руководителя. В ДД.ММ.ГГГГ вышло постановление правительства о порядке лицензирования, и он, как директор института, всё делал для того, чтобы получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой проверки Росздравнадзор по Омской области отметил о необходимости ускорить получение лицензии, тогда, как, не смотря на отсутствие лицензии, их деятельность никто не приостанавливал. В ДД.ММ.ГГГГ его привлекали как должностное лицо к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, назначили штраф в размере 5000 рублей, который он оплатил. Кроме того, в Уставе не было разрешения на осуществление медицинской деятельности, а без внесения изменений в Устав, невозможно было получить лицензию на указанный вид деятельности, а поскольку их институт подведомствен Роспотребнадзору, от которых было письмо о том, что лицензия не обязательна для осуществления медицинской деятельности. Кроме того, не согласен с суммой полученного дохода, поскольку считает, что из сумм дохода необходимо исключить все периоды, когда обязанности директора исполняло другое лицо, и договоры на оказание услуг когда подписывал не он, исключить неоплаченную дебиторскую задолженность, исключить услуги ГУ МЧС по предоставлению мышей, исключить услуги по исследованию клещей. Виновным себя не считает, поскольку все доходы от оказания платных услуг шли на нужды института и он полагал, что достаточно имеющейся у них лицензии на работу с возбудителями инфекционных заболеваний. Вместе с тем, вина Матущенко А.А. подтверждается показаниями свидетелей, исследованными материалами уголовного дела: Свидетель П.Н.В. пояснила, что она работала в ФГУН <данные изъяты> примерно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного бухгалтера. В ее должностные обязанности входило ведение бухгалтерского учета, составление отчетов, смет, контроль и отслеживание платежей, руководство отделом. Институт оказывал платные услуги - исследование анализов. Деньги за анализы вносились в кассу, учет денежных средств вел бухгалтер, все принималось по квитанциям, исправленных бланков квитанций не было, затем полученные денежные средства оприходывались на счет в ГРКЦ по внебюджетной деятельности и эти деньги через казначейство тратили деньги по направлениям: на расходы, утвержденные сметой, на заработную плату, хозяйственные нужды, канцтовары. Смету утверждало министерство здравоохранения. Расчет цен на анализы делался по расчетным методикам, утверждались руководителем. Учетная политика по оплате у них была, но приказа об утверждении учетной политики, не помнит. В ГРКЦ были открыты внебюджетный и бюджетный счета. Все доходы и расходы от внебюджетной деятельности утверждались, от внебюджетной деятельности оплачивался налог НДС. Дебиторская задолженность была незначительная, по анализам дебиторской задолженности быть не могло. Услуги оказывались и юридическим лицам по договорам, деньги сразу перечислялись на счет. Бюджетного финансирования не хватало, поэтому был открыт внебюджетный счет, на который шли деньги, полученные от оказания платных услуг - исследования анализов. Проверки в институте проводились, замечаний по проверкам не было. Не помнит, была ли лицензии на осуществление медицинской деятельности. Свидетель Я.В.К. пояснил, что он является заместителем директора по научной работе ФГУН <данные изъяты> Он работает в институте с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по научной работе, занимался наукой, научно-исследовательской деятельностью, планированием и контролем научно-исследовательской работы. С ДД.ММ.ГГГГ руководителем института был Матущенко А.А. Во время его работы были периоды, когда он приказом Министерства здравоохранения назначался исполняющим обязанности директора. С ДД.ММ.ГГГГ институт оказывает платные медицинские услуги, куда входит проведение ряда платных диагностических исследований инфекционных, паразитарных, гормональных заболеваний. Не знает, кем утверждался прейскурант цен. О необходимости проведения платных услуг было указание сверху, поскольку были трудные времена, они не получали заработную плату, а за счет платных услуг институт смог просуществовать. Лицензии на осуществление медицинской деятельности не было, было оформлено только санэпидзаключение, а в начале ДД.ММ.ГГГГ было получено разрешение на право выполнения работ с возбудителями инфекционных заболеваний 2-4 группы патогенности, но лицензии на медицинскую деятельность не было, а для проведения лабораторной диагностики необходимо получение медицинской лицензии, поскольку этот вид деятельности не является научной деятельностью. После увольнения Матущенко А.А. новый директор попросил его заняться оформлением лицензии на оказание медицинских услуг, пришлось обращаться в вышестоящие органы, чтобы внести изменения в устав ФГУН, т.к. устав института утверждается руководителем агентства Роспотребнадзора - О.Г.Г., а поскольку в уставе не было отражено такого вида деятельности, поэтому необходимо было вносить изменения в устав и в ДД.ММ.ГГГГ оформили лицензию. В коллективном договоре института есть пункт о ежемесячном вознаграждении выплачиваемых из всех доходов: 3% выплачивается директору, 2,8 % заместителям и главному бухгалтеру. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда Матущенко А.А. был на операции, функции директора исполнял номинально он, но он только координировал, никаких изменений вносить не мог, только поддерживал основные задачи института, и от финансовой деятельности он был отстранен. Он подписывал договоры на оказания услуг, когда исполнял обязанности директора, но он доверял бухгалтерии, а потому и подписывал их. Небольшая доля доходов от платных услуг поступала и для научной деятельности. Материал в виде анализов, получаемый в результате оказания платных услуг, минимальный для научной деятельности и для написания диссертаций не мог использоваться. В ДД.ММ.ГГГГ Матущенко А.А. издал приказ о создании группы по подготовке документов для получения медицинской лицензии, в комиссию были включены Г.В.В. - заместитель директор по общим вопросам, Б.П.А. - главный бухгалтер, но для получения лицензии никто ничего не сделал в то время, поскольку необходим был большой объем документов. Свидетель С.Н.А. пояснила, что она работает с ДД.ММ.ГГГГ бухгалтером-кассиром в ФГУН <данные изъяты> который оказывает, в том числе, и платные услуги населению. Прейскурант цен утверждал директор Матущенко А.А., а если того не было, то заместитель Я.В.К. Деньги от населения принимал медицинский регистратор на основании бланков отчетности, утвержденных налоговой, она их приходовала и отвозила в банк ГРКЦ. Деньги, полученные от предпринимательской деятельности, использовались на хозяйственные нужды, заработную плату, хозяйственную деятельность. Смета внебюджетных расходов составлялась на год, из внебюджета брались деньги на оплату налогов, транспортные расходы, содержания имущества. Смета утверждалась в Москве. Проверки у них проходили часто - их проверяли КРУ, ОБЭП, Министерство, но финансовых нарушений не было никогда. Институт является плательщиком НДС по внебюджетной деятельности. Знает, что с юридическими лицами были заключены договоры, но была постоянная дебиторская задолженность. Не знает, была ли лицензия на оказание медицинских услуг. Свидетель С.О.В. пояснила, что она работает в ФГУН <данные изъяты> ведущим научным сотрудником. Институт занимается выполнением ряда научных тем, оказывает платные медицинские услуги по исследованию и обследованию населения по природно-очаговым инфекциям - это один из видов деятельности. С ДД.ММ.ГГГГ у них имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности, до этого времени не было в связи с плохим финансовым обеспечением. Материал для научных исследований они собирают в командировках, агитируют людей для обследования, а также лечебные учреждения передают им материал для исследования. В институте было разрешение для работы с очаговыми инфекциями с возбудителями 3-4 группы патогенности. Как она думает, работа с кровью охватывает всех возбудителей и работа, которая велась, подпадает под это разрешение. Но для оказания услуг населению требовалась лицензия на осуществление медицинской деятельности и в коллективе обсуждалась проблема отсутствия лицензии, но чтобы институту выжить, надо было использовать все возможности и Матущенко говорил, что институт должен сам зарабатывать. Работа по получению этой лицензии велась, для этого нужно было произвести ремонт, установить сигнализацию, обучить специалистов. Свидетель Б.П.А. пояснила, что она работает в ФГУН <данные изъяты> главным бухгалтером. Институту с ДД.ММ.ГГГГ разрешено заниматься платными услугами, на что было указание Роспотребнадзора. Когда она пришла в институт работать, институт уже занимался оказанием платных услуг. Имелось положение «О формировании цен на выполнение работы и оказываемые услуги учреждениями Роспотребнадзора», на основании которого были рассчитаны цены на платные услуги, положение утверждено еще было Госкомсанэпиднадзором. Прейскурант цен утверждался директором института. Человек, ответственный за прием, по бланкам строгой отчетности принимал деньги от граждан, затем деньги оприходывались в кассу и позже переносились на счет в банке. В банке были открыты следующие счета: на здравоохранение, научные исследования, эпидфонд, от аренды и деньги, полученные от внебюджетной деятельности. Смета расходов и доходов утверждалась директором в двух экземплярах, направлялись в Москву, в течение года расходы и доходы по смете корректировались, один экземпляр сметы предоставлялся в казначейство. С ДД.ММ.ГГГГ смета расходов и доходов утверждается непосредственно руководителем федеральной службы в г.Москве О.Г.Г. Они делали запрос по лицензированию и был ответ, что медицинская деятельность лицензированию не подлежит, что достаточно имеющейся у них лицензии на работу с возбудителями инфекционных заболеваний 2-4 группы патогенности. В ДД.ММ.ГГГГ только узнали, что необходима лицензия для осуществления медицинской деятельности, однако до этого проводились проверки КРУ, налоговой инспекцией и федеральными управлениями и никто не говорил, что нужна была лицензия. Необходимо было проводить работу по лицензированию деятельности, но для этого необходимо было привести здание в соответствие, крышу починить, проводку поменять, сделать ремонт, иначе лицензию не получить, так как здание не соответствовало санитарным нормам. Также институту нужны были деньги на закупку медикаментов. Институт являлся плательщиком налога на добавленную стоимость и они платили все налоги, предусмотренные законодательством. Также каждый год их сотрудники выезжают в командировки в полевые условия, на что также использовались внебюджетные деньги. В институте имелась дебиторская задолженность, в месяц по 50 000-60 000 рублей, иногда доходила до 100000 рублей. Внебюджетная деятельность и ее финансирование имели самое основное значение для института, поскольку из бюджета в основном деньги поступали на заработную плату, коммунальные услуги и налоги, а на оснащение денег не было, по некоторым статьям расходов финансирования не было, потому закрывали эти расходы за счет средств, полученных от внебюджетной деятельности. Если бы не было внебюджетной деятельности, то это отразилось на институте, так что пришлось бы людей отправить в административный отпуск, не на чем и с не с чем было бы работать, институт не смог бы купить материал, ту же самую пробирку, шприцы. Бюджетное финансирование было мизерным. Матущенко знал, что отсутствует лицензия, поскольку в лабораториях начались ремонтные работы, провели пожарную сигнализацию, то есть всё делалось для получения лицензии. Были письма о том, что такая лицензия необходима. Не прекращали оказывать медицинские услуги, зная, что для этого необходима лицензия, поскольку у нее не было приказа закрывать предпринимательскую деятельность и внебюджетный счет. Вместе с тем, у них имелся ответ, что организации «Роспотребнадзора» не подлежат лицензированию. Свидетель П.Л.В. пояснила, что институт под руководством Матущенко А.А. занимался научно-исследовательской деятельностью природно-очаговых инфекций. По оказанию платных медицинских услуг, ничего сказать не может, не знает. Ранее, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала руководителем испытательного лабораторного центра гигиены и эпидемиологии в Омской области, осуществляли лабораторные исследования, в том числе, бактериологические, вирусологические, исследования мочи, кала, крови, а также продуктов питания, воды. Забором крови они не занимались. Исследования проводили на основании имеющейся лицензии. Материал для исследования доставлялся из медучреждений, им же и выдавали результаты, клинической лабораторной диагностикой они не занимались, проводили исследования профилактического характера, а для этого медицинской лицензии не требовалось. Лицензировалось обязательно право на работу с микроорганизмами патогенными для человека. Физические лица в центр для сдачи анализов обратиться не могли, поскольку заборов они не производили, запрещено было распоряжением вышестоящего руководства, забор материалов производили медучреждения, лаборатория занималась только исследованием, но физические лица могли к ним привезти из медучреждения материалы. Свидетель П.Ю.А. пояснил, что он работает в Управлении <данные изъяты> - главный специалистом-экспертом отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории с ДД.ММ.ГГГГ. Как специалист знает, что для проведения платных услуг по забору крови требуется лицензия. Ими проверялась деятельность института под руководством Матущенко А.А. в ДД.ММ.ГГГГ, и Матущенко говорил, что планируется кабинет по забору крови, на что он тому сказал, что для этого требуются разрешительные документы и лицензия, которое необходимо получить. Получал ли Матущенко лицензия он не знает. Деятельность лаборатории от деятельности медицинского кабинета отличается, поскольку забор крови проводится в медицинских учреждениях. У института была лицензия - разрешение на работу с возбудителями 3-4- группы патогенности. Забор крови - это медицинское исследование и проводится он только в медицинских учреждениях, имеющих лицензию, а в лаборатории забор крови запрещен. Клинические лабораторные исследования крови человека не включают в себя забор крови, только исследование материала, а при наличии пункта забора материалов, необходима комната приема материала и лицензия. Если привезли материал с медицинского учреждения, то в этом случае будет действовать лицензия на работу с возбудителями. Из оглашенных с согласия сторон показаний свидетеля С.Я.В. (том 2 л.д.70-71) следует, что с ДД.ММ.ГГГГ она работает медицинской сестрой в ФГУН <данные изъяты> (Институт). Институт расположен по адресу: <адрес>. В ее должностные обязанности входит регистрация и шифровка оперативной информации об умерших ВИЧ/СПИД - больных. Помимо этого она осуществляет забор проб крови у пациентов. Кроме основной деятельности, институт занимается предпринимательской деятельностью, заключающейся в проведении платных лабораторно-диагностических исследований анализов крови граждан. В случае забора крови у пациента, последний предоставляет ей направление на забор анализов и оплаченную квитанцию на проведение лабораторных исследований крови. Такие исследования, в зависимости от профиля, проводятся в лабораториях института. Стоимость проведения исследований проб крови определена в прейскуранте цен на платные услуги, утвержденном директором института. Вышеуказанный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию Управлением Росздравнадзора по Омской области, так как лицензированию подлежит любой вид медицинской деятельности, каковым является лабораторная деятельность. О наличии данной лицензии в институте ей не известно. До ДД.ММ.ГГГГ она забором проб крови у пациентов не занималась и по этой причине не знает, в течение какого времени институт оказывает гражданам платные услуги по лабораторным исследованиям проб крови не знает. Из оглашенных с согласия сторон показаний свидетеля О.В.А. (том 2 л.д.149) следует, что он с ДД.ММ.ГГГГ. работает ведущим специалистом экспертом в Управлении <данные изъяты>. Примерно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в составе межведомственной комиссии, созданной для проверки учреждений, имеющих коллекции патогенных биологических агентов 3-2 группы патогенности. Одним из таких учреждений являлся ФГУН <данные изъяты> директором которого на тот момент являлся Матущенко А.А., с которым он лично не знаком, общался с ним только при проведении проверки вышеуказанного учреждения. Выдача санитарно-эпидемиологического заключения не входит в его должностные обязанности, кроме того, данной деятельностью занимается другой отдел их учреждения. Никаких консультаций по данному вопросу он Матущенко А.А. не давал, последний к нему с данной просьбой никогда не обращался. Почему Матущенко А.А. сослался на него как на специалиста данного направления, не знает. Из оглашенных с согласия сторон показаний свидетеля С.Е.В. (том 2 л.д.61) следует, что она работает главным специалистом экспертом Управления <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. В ее обязанности входит осуществление процедуры лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности, а также деятельности связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, прием заявлений на лицензирование медицинской, фармацевтической деятельности, экспертиза лицензионного дела, осуществление контрольно-надзорных функций. Вид работ (услуг) по клинической лабораторной диагностике, в частности - исследование анализов крови человека, относится к медицинской деятельности и подлежит обязательному лицензированию в соответствии с Федеральным Законом № 128 ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года №30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности». Все юридические лица с 2004 года могут получить лицензию на медицинскую деятельность только в их организации. Для получения лицензии соискатель лицензии обращается в ним в федеральную службу за получением перечня необходимых для получения лицензии документов, в который входят: заявление соискателя на предоставление лицензии, опись, уставные документы, регистрационные документы в налоговом органе, санитарно-эпидемиологическое заключение, документы, подтверждающие законное право пользования помещением, документы, подтверждающие наличие материально-технического оснащения, список медицинских работников с копиями их документов о наличии медицинского образования; документ, подтверждающий оплату госпошлины. Это основные документы, которые соискатель должен предоставить для получения лицензии. В каждом случае заявление соискателя о предоставлении лицензии подлежит обязательной регистрации в приемной Управления Росздравнадзора по Омской области. После регистрации заявления, в течение 45 дней оно рассматривается специалистами Управления Росздравнадзора по Омской области, после чего комиссия принимает решение о предоставлении соискателю лицензии, либо об отказе в ее предоставлении. По поводу ФГУН <данные изъяты> пояснила, что до настоящего времени (протокол допроса свидетеля от ДД.ММ.ГГГГ) данная организация лицензии на осуществление медицинской деятельности не имела и до ДД.ММ.ГГГГ заявление о предоставлении лицензии от руководства ФГУН <данные изъяты> к ним не поступало. В ДД.ММ.ГГГГ комиссия Управления Росздравнадзора по Омской области во главе с заместителем руководителя М.А.Ю. провела внеплановую проверку деятельности ФГУН <данные изъяты>, в ходе которой было выявлено осуществление медицинской деятельности, заключающейся в оказании платных лабораторных исследований анализов крови человека, без лицензии. После проведения проверки уполномоченным лицом Управления Росздравнадзора по Омской области по факту осуществления медицинской деятельности без лицензии был составлен протокол об административном правонарушении на директора ФГУН <данные изъяты> Матущенко А.А. В ДД.ММ.ГГГГ представители ФГУН <данные изъяты> обратились в Роспотребназдор для получения перечня необходимых для получения лицензии документов, а подали заявление с необходимым пакетом документов на получение лицензии ДД.ММ.ГГГГ. Отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности, коей является лабораторная диагностика, в частности - исследование анализов крови человека, обязует организацию прекратить медицинскую деятельность, до получения лицензии. Обращение организации в Управление Росздравнадзора по Омской области не является основанием для осуществления медицинской деятельности. Таким образом, медицинская деятельность ФГУН <данные изъяты> за все время ее осуществления без лицензии, является незаконной. Кроме того, в судебном заседании был допрошен свидетель защиты Г.В.В., который пояснил, что работает в ФГУН <данные изъяты> заместителем директора по общим вопросам, заведует хозяйственной частью. Когда он в ДД.ММ.ГГГГ пришел работать, материально-техническая база НИИ требовала усиление, финансирование было низким и средств не хватало для жизненно необходимых вещей, для охраны, для средств от пожара, с ДД.ММ.ГГГГ деньги для этих целей собирались по крохам и бюджетных средств не хватало, сверху говорили, что если нет бюджетного финансирования, зарабатывайте сами. Заработная плата была низкая, сотрудники работали неполный рабочий день. Деньги, полученные от внебюджетной деятельности, шли на заработную плату и материально-техническую базу. В ДД.ММ.ГГГГ накопили денег на ремонт центра-СПИД, в конце года собрали один миллион рублей для ремонта помещения центра. Они также платили за стандартизацию и метрологию для проверки измерительных приборов, нужны были деньги для лицензирования медицинской деятельности, но денег в бюджете не было. Смета на расходы по внебюджетной деятельности утверждалась свыше, кем не знает, он не имел право финансовой подписи в документах. В коллективном договоре прописано, сколько расходов и куда от внебюджетной деятельности уходит. Если бы институт прекратил заниматься медицинской деятельностью, это крайне негативно отразилось бы на научной деятельности, ведь это дает не только деньги, но и материал для исследования, поскольку вся кровь в дальнейшем перерабатывается в научной деятельности. Для осуществления медицинской деятельности необходима была лицензия, но на внебюджетные деньги ремонтировали центр-СПИД, готовили материальную базу оборудования по федеральной программе. Пока Матущенко А.А. по болезни в ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал, ремонтные работы в институте проводились и руководил институтом Я.В.К. в то время, знает, что существовал план по лицензированию, в ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ о подготовке к получению лицензии, но не были готовы помещения и приводить комиссию в несанитарные условия было бы глупо. Все время периодически на планерках подымался вопрос по лицензированию, задавались эти вопросы заместителю директора по науке, который обязан был заниматься лицензированием, Также вину подтверждают исследованные материалы уголовного дела: - протоколы изъятия и выемки документов (том 1 л.д.10-14, л.д.204-206) согласно которому в ФГУН <данные изъяты> изъяты документы бухгалтерского учета. - приказ № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.16) согласно которому Матущенко А.А. был назначен директором <данные изъяты> - приказ № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.22) согласно которому в связи с изменением подведомственности трудовые отношения с Матущенко А.А. - директором ФГУН <данные изъяты> были продолжены. - прейскурант цен на лабораторно-диагностические услуги с ДД.ММ.ГГГГ, оказываемых по ФГУН <данные изъяты>, который был утвержден Матущенко А.А. (том 1 л.д. 29-34). - Устав ФГУН <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.174) согласно которому (Глава 2) основными задачами учреждения является научные исследования в области эпидемиологии природноочаговых инфекций и инвазий, изучение особенностей функциональной и пространственной структуры природных и антропургических очагов вирусных, бактериальных и риккетсиальных зоонозных инфекций, инвазий, тенденций динамических изменений паразитарных систем; научное обоснование мер борьбы и профилактики природноочаговых инфекций и инвазий; разработка методических материалов по вопросам эпидемиологического надзора, эпидемиологии, микробиологии, клиники, иммунологии инфекционных заболеваний человека, методов и средств лабораторной диагностики, лечения и профилактики природноочаговых инфекций и инвазий. Кроме того, (Глава 4 пункт 10.3, 10.4) Учреждение имеет право осуществлять по договорам возмездного характера с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе, медицинскую деятельность, самостоятельно устанавливать цены на все виды производимых работ, оказываемых услуг. Руководителем учреждения является директор, который в соответствии с Главой 7 Устава осуществляет текущее руководство Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Федеральной службы, настоящим Уставом; утверждает структуру и штатное расписание Учреждения, положения о структурных подразделениях; утверждает финансовый план Учреждения; утверждает отчеты по деятельности Учреждения и годовой бухгалтерский баланс; организует работу Учреждения и несет ответственность за его деятельность; в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения и другие акты по вопросам деятельности Учреждения; согласовывает сметы доходов и расходов Учреждения с Федеральной службой; заключает от имени Учреждения договоры с юридическими и физическими лицами. - Устав ФГУН <данные изъяты> (том 1 л.д.182-191), согласно п.2.6 которого закреплено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными Федеральными законами, Учреждение может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии). - протоколы выемки (том 1 л.д.204, том 2 л.д.94-98, том 2 л.д.135, том 2 л.д.139) согласно которому в ФГУН <данные изъяты> изъяты документы бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности, регистров бухучета за ДД.ММ.ГГГГ., бухгалтерская документация, которые в дальнейшем были осмотрены (том 3 л.д.48-60). - приказ № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью директора института Матущинео А.А. « О подготовке документации для проведения лицензирования по внебюджетной деятельности», согласно которому контроль за исполнением настоящего приказа Матущенко А.А. оставил за собой (том 2 л.д.16) - постановление мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.18, том 3 л.д.178) согласно постановлению Матущенко А.А. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ по факту того, что ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что директор ФГУН <данные изъяты> осуществляет предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), за совершение данного правонарушения было назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей. - заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.157-250 том 3 л.д.1-46) согласно которому: по первому вопросу «согласно представленным на исследование документам в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кассу ФГУН <данные изъяты> поступили денежные средства за оказание платных медицинских услуг (с учетом производственных возвратов) в сумме 2 242 812,00 руб., в том числе: в сумме 181 174, 00 руб. - в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 286 283, 00 руб.- в ДД.ММ.ГГГГ.; в сумме 603 065,00 руб. - ДД.ММ.ГГГГ.; в сумме 982 150,00 руб.- ДД.ММ.ГГГГ.; в сумме 190 140,00 руб.- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по второму вопросу: Согласно представленным на исследование документам в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на лицевой счет ФГУН <данные изъяты> № поступили денежные средства за оказание платных медицинских услуг ( за исключением услуг по обеспечению гос.тайны, услуг по лабораторному наблюдению за мышами, услуг по автоклавированию, консультационных услуг, услуг по выполнению научно-исследовательских работ, услуг за поверку оборудования, услуг по повышению квалификации) в сумме 5 256 656,05 руб., в том числе: в сумме 582 144,35 руб. - в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 781 242,50 руб.- в ДД.ММ.ГГГГ.; в сумме 1 656 665,60 руб. - в ДД.ММ.ГГГГ.; в сумме 2 002 683,60 руб.- в ДД.ММ.ГГГГ.; в сумме 233 920,00 руб.- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ По третьему вопросу: Согласно представленным на исследование документам, сумма дохода, полученного ФГУН <данные изъяты> в периорд с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением услуг по обеспечению гос.тайны, услуг по лабораторному наблюдению за мышами, услуг по автоклавированию, консультационных услуг, услуг по выполнению научно-исследовательских работ, услуг за поверку оборудования, услуг по повышению квалификации) составляет 6 646 858,86 руб., в том числе: 743 436,00 руб. - в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 998 489,54 руб.- в ДД.ММ.ГГГГ 2 163 804,00 руб. - в ДД.ММ.ГГГГ.; 2 432 032,53 руб.- в ДД.ММ.ГГГГ.; 309 096,79 руб.- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно представленным на исследование документам, сумма дохода, полученного ФГУН <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( за исключением услуг по обеспечению гос.тайны, услуг по лабораторному наблюдению за мышами, услуг по автоклавированию, консультационных услуг, услуг по выполнению научно-исследовательских работ, услуг за поверку оборудования, услуг по повышению квалификации) за исключением следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 4 314 538,23 руб. По четвертому вопросу: Согласно представленным на исследование документам сумма произведенных ФГУН <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ расходов денежных средств по бюджетной деятельности составляет 55 576 113,83 руб., а именно: - по целевой статье «Поликлиники, амбулатории, диагностические центры» подраздела «Здравоохранения» Виды расхода «обеспечение деятельности подведомственных учреждений»-14 168 800,00 руб.; - по целевой статье «Мероприятия в области санитарно-эпидемиологического надзора» подраздела «Здравоохранение»: По виду расхода «борьба с эпидемиями» - 1 150 000,00 руб.; - по целевой статье «Прикладные научные исследования и разработки» подраздела « Прикладные научные исследования в области здравоохранения»: По виду расхода « уплата налога на имущество организации и земельного налога» - 1 026 000,00 руб.; По виду расхода «обеспечение деятельности подведомственных учреждений» - 22 267 968,59 руб.; По виду расхода «финансирование расходов», осуществляемое за счет средств поступающих от сдачи в аренду имущества, закрепленного за государственными организациями» 3 250 410,43 руб.; - по целевой статье «Поликлиники, амбулатории, диагностические центры» подраздела «Санитарно-эпидемиологическое благополучие»: По видам расхода «уплата налога на имущество организаций и земельного налога» - 3 004 100,00 руб.; По видам расхода «обеспечение деятельности подведомственных учреждений» - 10 288 424,40 руб.; - по целевой статье «Мероприятия в области санитарно-эпидемиологического надзора» подраздела «Санитарно-эпидемиологичесое благополучие» По виду расхода «борьба с эпидемиями» - 420 410,41 руб. Согласно представленным на исследование документам, сумма произведенных ФГУН <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ расходов по внебюджетной деятельности составляет 19 588 906,37 руб., а именно: - по статье «Оплата труда и начисления на оплату труда» 3 970 423,90 руб.; - по статье «Приобретение услуг» - 12 032 746,44 руб.; - по статье «Прочие расходы» - 416 281, 55 руб.; - по статье «Поступление нефинансовых активов» - 3 169 454,48 руб.; - протокол очной ставки от ДД.ММ.ГГГГ между свидетелем О.В.А. и подозреваемым Матущенко А.А. (том 3 л.д.97-100) в ходе которой О.В.А. подтвердил, что Матущенко А.А. к нему не обращался за консультационной или иной информацией по вопросам получения лицензии для осуществления платных медицинских услуг, кроме того, данное направление не относится к его виду деятельности. Матущенко А.А. показал, что в ДД.ММ.ГГГГ. ФГУН <данные изъяты> были выданы санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии требованиям на осуществление деятельности связанной с использованием возбудителей 2-4 групп патогенности. При посещении Роспотребнадзора в частной беседе, он задавал вопрос О.В.А. о порядке получения санитарно-эпидемиологического заключения на право осуществления медицинской деятельности. Ответ дан был о том, что специалисты отдела, где работает О.В.А., данной деятельностью не занимаются, но разъяснил, что порядок получения данного санитарно-эпидемиологического заключения тот же, что и для получения заключения на право работы с возбудителями 2-4 групп патогенности. Оценив собранные доказательства в совокупности, суд находит вину Матущенко А.А. доказанной. Действия Матущенко А.А., в том числе, с учетом положений ст.252 УПК РФ, следует квалифицировать ст.171 ч.2 п.Б УК РФ - как незаконное предпринимательство, то есть осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, в случае когда такая лицензия необходима, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере. Непризнание подсудимым Матущенко А.А. своей вины суд расценивает желанием избежать уголовной ответственности и наказания, тогда как его вина в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных доказательств. Статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ Отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности в ФГУН <данные изъяты> для директора Матущинко А.А. было очевидным, о чем свидетельствует, в том числе, и наличие приказа № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью директора института Матущенко А.А. «О подготовке документации для проведения лицензирования по внебюджетной деятельности», согласно которому контроль за исполнением настоящего приказа Матущенко А.А. оставил за собой (том 2 л.д.16) Кроме того, и свидетель П.Ю.А. подтвердил, что ими проверялась деятельность института под руководством Матущенко А.А. в ДД.ММ.ГГГГ, и Матущенко говорил, что планируется кабинет по забору крови, на что он тому сказал, что для этого необходима лицензия. Свидетели С.О.В., Б.П.А., Я.В.К. также подтвердили, что Матущенко А.А. знал об отсутствии в институте лицензии на оказание медицинской деятельности. Кроме того, совокупность исследованных доказательств позволяет суду прийти к выводу, что деятельность Матущенко А.А. как руководителя ФГУН <данные изъяты> по оказанию медицинских услуг является предпринимательской, поскольку направлена на систематическое получение прибыли от выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск, в то же время, данный вид деятельности является незаконным, поскольку отсутствовала лицензия на осуществление медицинской деятельности, при этом для состава незаконного предпринимательства не имеет значения, как именно распределяется полученный доход. Уголовный закон предусматривает ответственность за сам факт извлечения крупного дохода, в случае с Матущенко А.А. - особо крупного дохода, сопряженного с осуществлением предпринимательской деятельности без лицензии, когда последняя необходима и ответственность должен нести руководитель данной организации, поскольку действиями организации являются действия ее органов (ст.171 УК РФ, при этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности. Наличие в материалах уголовного дела договоров на оказание платных медицинских услуг (том 4 л.д.60-76) между ФГУН <данные изъяты> и другими организациями, где в графе подпись исполнителя директора института Матущенко А.А. как указывает последний стоит не его подпись, а свидетель Я.В.К. - заместитель директора по научной работе ФГУН <данные изъяты> подтвердил, что подпись в указанных договорах его и подписывал договоры он во время отсутствия директора Матущенко А.А., однако данный факт не является основанием для исключения из суммы дохода от незаконной предпринимательской деятельности, вмененного Матущенко А.А. сумм, полученных по данным договорам, поскольку фактически указанные договоры заключались в лице руководителя Матущенко А.А., а Я.В.К. подписывал данные договоры, как он сам пояснил, не вникая в их суть, поскольку обязанности директора исполнял номинально и доверял бухгалтерии. Более того, на время своего отсутствия по каким-либо причинам Матущенко А.А. о прекращении оказания институтом медицинских услуг никаких приказов, указаний не давал. Наличие постановления мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которым Матущенко А.А. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ по факту того, что ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что директор ФГУН <данные изъяты> Матущенко А.А. осуществляет предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), за совершение данного правонарушения было назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей, не свидетельствует о том, что Матущенко А.А. понес наказание за одни и те же действия, поскольку к административной ответственности Матущенко А.А. был привлечен, как следует из текста постановления и протокола об административном правонарушении (том 3 л.д.178) за осуществление предпринимательской деятельности лишь по установленному ДД.ММ.ГГГГ факту, тогда как в рамках уголовного дела Матущенко А.А. вменяется осуществление незаконного предпринимательства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть за рамками административного правонарушения, более того, Матущенко А.А. осуществлял незаконное предпринимательство и после привлечения его к административной ответственности, а потому нельзя говорить о том, что Матущенко А.А. уже понес наказание за свои действия по незаконному предпринимательству. Преступление, совершенное Матущенко А.А., осуществлявшего предпринимательскую деятельность без лицензии в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является продолжаемым преступлением, а потому никакой из периодов осуществления незаконного предпринимательства за истечением сроков давности, о чем ходатайствует адвокат, не подлежит исключению из обвинения. Довод подсудимого и его защитника о том, что без оказания платных медицинских услуг институт не смог бы нормально существовать не может служить основанием для реабилитации Матущенко А.А., поскольку финансовое состояние ФГУН <данные изъяты> не давало права Матущенко А.А. заниматься предпринимательское деятельностью без лицензии. Размер дохода, полученного в результате незаконной предпринимательской деятельности, подтвержден заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, и сомневаться в выводах эксперта, у суда оснований нет, а потому такой квалифицирующий признак незаконного предпринимательства, как «сопряженное с извлечением дохода в крупном размере» нашел свое полное подтверждение. При назначении наказания суд учитывает степень и характер общественной опасности содеянного - Матущенко А.А. совершено умышленное преступление, относящееся к категории средней тяжести, ранее он не судим, характеризуется положительно. Отягчающих наказание обстоятельств при назначении такового суд не находит. К смягчающим наказание обстоятельствам суд относит первое привлечение к уголовной ответственности, пенсионный возраст подсудимого, его состояние здоровья, наличие на иждивении жены пенсионного возраста на инвалидности, наличие государственной награды в виде почетного звания «Заслуженный врач РФ». С учетом конкретных обстоятельств совершенного преступления, данных о личности подсудимого, суд полагает необходимым назначить Матущенко А.А. наказание в виде штрафа, размер которого с учетом смягчающих наказание обстоятельств, а также с учетом его материального положения, который является работающим пенсионером, назначить минимальный, предусмотренный санкцией статьи. Оснований для применения положений ст.64 УК РФ при определении наказания суд не находит. Руководствуясь ст.ст.307-309 УПК РФ, суд ПРИГОВОРИЛ: Матущенко А.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.171 ч.2 п.Б УК РФ, за которое назначить наказание в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей. Меру пресечения Матущенко А.А. подписку о невыезде отменить. Вещественные доказательства по уголовному делу - бухгалтерскую документацию оставить в ФГУН <данные изъяты>. На приговор могут быть поданы кассационные жалобы, представление в Омский областной суд в течение 10 суток. В случае рассмотрения уголовного дела судом кассационном инстанцией осужденный имеет право ходатайствовать о рассмотрении уголовного дела с его участием и с участием адвоката. Судья:подпись.
"О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, в которым относится и медицинская деятельность (пункт 96).