Приговор от 28.10.2011г. по делу №1-483/2011 в отношении Самойловой С.В., Ненилина И.А. и Черненко И.И.



                                                ПРИГОВОР                                      № 1-483/2011

Именем Российской Федерации

28 октября 2011 года Первомайский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Ушакова В.Н.

с участием государственного обвинителя пом. прокурора САО г. Омска Сухомлиновой О.К.

защитников-адвокатов Притуляк М.Ю., Шебалиной Л.В., Даниловой Ж.В.

при секретаре Барановской Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению:

Самойловой С.В., ...

в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.159; ч.2 ст.159; ч.3 ст.30, ч.2 ст.167 УК РФ;

Ненилина И.А., ...

...

...

в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.2 ст.167 УК РФ;

Черненко И.И., ...

...

в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.2 ст.167 УК РФ;

УСТАНОВИЛ:

В период времени с апреля 2009 года по январь 2011 года Самойлова С.В. с целью хищения денежных средств у М.Н.В., путем ложного утверждения, что она сможет оказать содействие по оформлению в собственность земельного участка на ..., не имея при этом намерения и возможности выполнить свои обязательства, под предлогом подготовки различных документов, похитила у М.Н.В. денежные средства в сумме 200 000 рублей. Чтобы создать видимость своей деятельности Самойлова С.В. изготавливала поддельные документы, якобы связанные с оформлением земельного участка, и предоставляла их потерпевшей для обозрения.

Кроме того, в октябре 2010 года Самойлова С.В. с целью хищения денежных средств у М.Н.В. путем обмана, а именно ложного утверждения, что она сможет оказать содействие в трудоустройстве её на должность секретаря судебного заседания в ... суд ..., не имея при этом намерения и возможности выполнить свои обязательства. В связи с этим в указанный период времени Самойлова С.В. под предлогом подготовки различных документов, необходимых для трудоустройства, путем обмана получила от М.Н.В. денежные средства в сумме 7500 рублей. Своими действия Самойлова С.В. причинила потерпевшей значительный ущерб на 207 500 рублей. В ходе предварительного следствия причиненный ущерб Самойлова С.В. возместила.

После требования М.Н.В. вернуть похищенные денежные средства, Самойлова С.В., чтобы запугать потерпевшую, договорилась с Ненилиным И.А. и Черненко И.И. за денежное вознаграждение поджечь частный дом, где проживала М.Н.В.

06 июня 2011 года около 02 часов ночи Ненилин И.А. и Черненко И.И., действуя согласованно и в соответствии с условиями предварительного сговора, налили в пустые стеклянные бутылки бензин, после чего Самойлова С.В. передала им куски ткани, которые они вставили в горловины бутылок в качестве фитилей.

Затем втроем они приехали к дому М.Н.В. по адресу: ...., Ненилин И.А. и Черненко И.И. по указанию Самойловой С.В. подожгли ткань в горловинах бутылок с бензином и стали перекидывать их за ограду к стенам указанного дома. Самойлова С.В. в это время следила за окружающей обстановкой. Увидев, что во дворе дома произошло возгорание, Ненилин И.А., Черненко И.И. и Самойлова С.В. с места преступления скрылись.

Однако довести до конца свой преступный умысел они не смогли, по не зависящим от них обстоятельствам, т.к. возгорание было замечено соседями, и огонь ими был своевременно потушен. В случае доведения преступных действий до логического завершения, потерпевшей М.Н.В. мог быть причинен значительный ущерб не менее чем на 1 200 000 рублей.

В предъявленном обвинении Самойлова С.В. по факту мошеннических действий в отношении М.Н.В. виновной себя признала полностью и показала, что в 2009 году М.Н.В. обратилась к ней с просьбой за денежное вознаграждение помочь в оформлении в собственность земельного участка под торговый киоск, на что она согласилась. Впоследствии, узнав о невозможности оформления участка в собственность, она продолжала брать деньги у М.Н.В., не имея при этом возможности выполнить свои обязательства, однако она собираясь в дальнейшем вернуть ей эти деньги. Чтобы усыпить бдительность М.Н.В., она предоставляла ей фиктивные документы. Всего от М.Н.В. она получила 200 000 рублей.

Когда М.Н.В. стала требовать вернуть деньги, с целью отсрочить момент возврата денег, она пообещала М.Н.В. устроить ее на работу секретарем судебного заседания в ... суд .... Создавая видимость, что занимается её трудоустройством, она составила фиктивный трудовой договор, и якобы для оформления документов, взяла у М.Н.В. 7500 рублей.

По факту покушения на умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога Самойлова С.В. виновной себя признала частично и пояснила, что действительно, когда М.Н.В. вновь стала требовать вернуть деньги и пригрозила обратиться в полицию, она решила припугнуть М.Н.В. С этой целью за денежное вознаграждение попросила это сделать Ненилина И.А. и Черненко И.А., которых попросила за денежное вознаграждение поджечь дом М.Н.В.

06 июня 2011 года около 2 часов у дома М.Н.В. на ул. ... в её присутствии Ненилин И.А. и Черненко И.И. разлили бензин в стеклянные бутылки, после чего она передала им тряпки, которые они засунули в горловины бутылок в качестве фитилей. После этого они подожгли фитили, и перебросили бутылки через забор в ограду дома М.Н.В. Умысла на поджог дома у нее не было, хотела только припугнуть М.Н.В. Она видела, что в окнах горел свет, поэтому полагала, что огонь будет своевременно замечен и потушен. Кроме того, дом облицован огнеупорным строительным материалом. Самойлова С.В. считает, что Ненилин И.А. и Черненко И.И. кидали бутылки не в стену дома, а рядом с ним на землю, что исключало возгорание дома.

В предъявленном обвинении Ненилин И.И. и Черненко И.И. виновными себя признали частично, дали аналогичные показания, согласно которым Самойлова С.В. предложила им за 1500 рублей поджечь дом М.Н.В., чтобы припугнуть последнюю. С этой целью ночью 06 июня 2011 года на деньги Самойловой С.В. они купили канистру бензина, у дома М.Н.В. по указанию Самойловой С.В. разлили бензин по бутылкам. Самойлова С.В. передала им тряпки, которые они вставили в горловины бутылок в качестве фитилей, подожгли их и перебросили бутылки через забор в сторону дома. Однако поджигать дом они не собирались, в связи, с чем бросали бутылки не в стену дома, а рядом с ним на землю. Чуть позже Черненко И.И. и Самойлова С.В. возвращались к дому М.Н.В., чтобы удостовериться, что пожара не случилось.

Кроме признания вина Самойловой С.В. по факту мошеннических действий в отношении М.Н.В. подтверждается показаниями потерпевшей, свидетелей и материалами уголовного дела.

Потерпевшая М.Н.В. показала, что ранее у нее с Самойловой С.В. были доверительные, дружеские отношения и в разговоре Самойлова С.В. убедила её, что сможет помочь оформить в собственность земельный участок под торговый киоск. За помощь и проведение необходимых процедур по оформлению документов она периодически передавала Самойловой С.В. деньги. В течение 2 лет Самойлова С.В. создавала видимость своей деятельности, предоставляла ей документы, касающиеся оформления прав на земельный участок, которые оказались фиктивными. Всего за указанный период она передала Самойловой Н.В. 200 000 рублей. Кроме того, в октябре 2010 года Самойлова С.В. пообещала устроить ее на работу в ... суд ... секретарем судебного заседания, за оформление документов она взяла с неё 7500 рублей. Впоследствии оказалось, что Самойлова С.В. не имела ни возможности, ни желания выполнить свои обещания, в связи, с совершенным преступлением ей был причинен значительный ущерб на общую сумму 207 500 рублей. В ходе следствия причиненный ущерб ей был полностью возмещен Самойловой С.В.

Из показаний свидетеля В.И.Ю., которые в соответствии с требованиями ст. 181 ч. 1 УПК РФ были оглашены в судебном заседании, следует, что она работает в должности ... в ... суде .... Ей были представлены на обозрение документы по оформлению М.Н.В. на работу в ... суд в качестве секретаря судебного заседания. Эти документы - фиктивные и М.Н.В. никогда не оформлялась в их суд на должность секретаря судебного заседания (т.2 л.д.97-100).

Вина Самойловой С.В. в совершенном преступлении подтверждается также:

Протоколом выемки у потерпевшей М.Н.В. поддельных документов, которые предоставила ей Самойлова С.В. с тем, чтобы ввести её в заблуждение по поводу оформления в собственность земельного участка (т.2 л.д.12-13).

Ответом из Министерства имущественных отношений ..., согласно которому между Минимуществом и ООО «...» договор купли-продажи земельного участка с М.Н.В. не заключался, справка о предоставлении льготного выкупа земельного участка не выдавалась (т.1 л.д.237).

Протоколом выемки у потерпевшей М.Н.В. поддельного трудового договора от ... между М.Н.В. и несуществующим заместителем председателя ... суда ... А.А.А. (т.1 л.д. 60-62).

Вина Самойловой С.В., Ненилина И.А. и Черненко И.И. по факту покушения на умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога, кроме частичного признания подсудимых, также подтверждается показаниями потерпевшей, свидетелей и материалами уголовного дела.

Потерпевшая М.Н.В. показала, что 05 июня 2011 года она потребовала от Самойловой С.В. либо передать ей документы на земельный участка, либо вернуть полученные от неё деньги, в противном случае она пригрозила, что обратится в милицию. В ночь с 5 на 6 июня 2011 года ночью они с мужем и детьми спали в своем доме по адресу: .... Около 2 часов ее разбудила дочь и сообщила, что их дом подожгли. Выбежав во двор, она увидела, что сосед пытается потушить огонь, так как угол дома уже горел, рядом лежали горящие разбитые стеклянные бутылки. Сосед пояснил, что видел, как двое мужчин кидали в ограду их дома бутылки. После чего было воспламенение.

Вина Самойловой С.В., Ненилина И.А. и Черненко И.И. в совершенном преступлении подтверждается также:

Показаниями свидетеля Е.В.В., которые в соответствии со ст. 181 ч.1 УПК РФ были оглашены в судебном заседании. Он показал, что 05 июня 2011 года по просьбе Черненко И.И. отвез его, Ненилина И.А. и Самойлову С.В. на ул. ..., где последние разлили в бутылки привезенный с собой бензин, вставили в горловины тряпки, после чего подошли к забору и стали бросать горящие бутылки в сторону дома. Затем вернулись, попросили отвезти, а на его вопрос, что они сделали, пояснили, что подожгли дом (т.1 л.д.88-89).

Протоколом осмотра места происшествия от ..., в ходе которого у дома были обнаружены и изъяты 5 стеклянных бутылок с запахом ГСМ (т.1 л.д. 4-11).

Протоколом осмотра места происшествия от ..., в ходе которого у дома были обнаружены и изъяты: 2 стеклянные бутылки, канистра, тряпка-ветошь желтого цвета (т.1 л.д. 12-17).

Протоколом явки с повинной Самойловой С.В., согласно которому Самойлова С.В. призналась в том, что обратилась к Черненко И.И. и Ненилину И.А. с просьбой поджечь дом М.Н.В. с целью припугнуть последнюю (т.1 л.д.43).

Протоколами явки с повинной Черненко И.И.и Ненилина И.А., согласно которым они в ночь с 5 на 6 июня 2011г. по указанию Самойловой С.В. подожгли бутылки и кинули их через ограду в сторону дома с целью его поджога (т.1 л.д. 42).

Протоколом очной ставки между Черненко И.И. и Самойловой С.В., согласно которой Черненко И.И. пояснил, что 06.06.2011г. около 2 часов он совместно с Ненилиным И.А. по указанию Самойловой С.В. пытался совершить поджог дома (т.1 л.д.101-103).

Приведенные доказательства, которые были получены при соблюдении требований уголовно-процессуального закона и являются допустимыми, позволяют суду сделать вывод о том, что Самойлова С.В., Ненилин И.А. и Черненко И.И. виновны в совершенных преступлениях.

По факту мошеннических действий Самойловой С.В. в отношении М.Н.В. суд считает, что её действия следует квалифицировать, как одно продолжаемое преступление, поскольку она совершила тождественные, юридически однородные действия, приведшие к наступлению таких же однородных последствий. Мошеннические действия были совершены в отношении одного и того же лица, в один и тот же период времени, одним и тем же способом. Поэтому суд приходит к выводу, что они охватывались единым умыслом, направленным на хищение денежных средств потерпевшей.

Учитывая позицию государственного обвинителя в части квалификации действий подсудимых и давая юридическую оценку собранным доказательствам, суд считает, что действия Самойловой С.В. по данному преступлению правильно квалифицированы органами предварительного расследования по ч.2 ст.159 УК РФ как мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное с причинением значительного ущерба гражданину. Обман в мошеннических действиях Самойловой С.В. выразился в ложном утверждении о том, что заведомо не соответствует действительности.

Вместе с тем суд считает необходимым исключить из её обвинения излишне вмененный квалифицирующий признак - хищение путем злоупотребления доверием.

Согласно ч.2 ст.159 УК РФ в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ.

По факту покушения на поджог дома потерпевшей действия Самойловой С.В., Ненилина И.А. и Черненко И.И. также правильно квалифицированы органами предварительного расследования по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 167 УК РФ, как покушение на умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенные путем поджога, если эти деяния могли повлечь причинение значительного ущерба.

Изложенные доказательства свидетельствуют о том, что подсудимые, совершая это преступление, действовали совместно и согласно по предварительной договоренности, и все трое выполняли объективную сторону преступления.

Доводы подсудимых о том, что они не имели умысла на поджог дома, поэтому бросали бутылки на землю далеко от дома, суд признает необоснованными. Так как эти доводы опровергаются показаниями самих подсудимых на предварительном следствии, где они утверждали, что Самойлова С.В. вначале просила их убить мужа М.Н.В., а когда они отказались это сделать, то она попросила именно поджечь её дом. Кроме того, фактические обстоятельства совершенного преступления (тщательное приготовление, распределение ролей, руководство действиями со стороны Самойловой С.В.) и протокол осмотра места преступления также свидетельствуют о том, что умыслом подсудимых охватывалось совершение поджога дома. Бросая горящие бутылки с бензином за ограду дома, подсудимые осознавали общественную опасность своих действий, предвидели возможность наступления общественно опасных последствий и желали их наступления.

Решая вопрос о виде наказания и его размере, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, личности подсудимых, которые положительно характеризуются, степень их участия в совершенных преступлениях, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за содеянное. Отягчающих обстоятельств судом не установлено. В качестве смягчающих обстоятельств суд учитывает признание вины и явки с повинной всех троих подсудимых, то, что Самойлова С.В. возместила причиненный ущерб потерпевшей, а также состояние здоровья Ненилина И.А.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что Ненилин И.А. и Черненко И.И. совершили преступление в период испытательного срока, являясь условно осужденными, суд считает необходимым назначить всем троим наказание в виде лишения свободы. Оснований для применения ст. 69 ч.5 УК РФ.

Подсудимой Самойловой по ч.2 ст.159 УК РФ с учетом смягчающих обстоятельств, суд считает возможным не применять дополнительное наказание в виде ограничения свободы.

На основании п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывание наказания всем подсудимым следует определить в исправительной колонии общего режима.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 303-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Самойлову С.В. признать виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 167 УК РФ, и назначить ей наказание:

по ч.2 ст.159 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ) - 2 года лишения свободы без ограничения свободы;

по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 167 УК РФ - 2 года лишения свободы.

На основании ч.2 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения Самойловой С.В. окончательно назначить наказание 2 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Меру пресечения Самойловой С.В. оставить прежнюю - заключение под стражу.

Срок наказания Самойловой С.В. исчислять с 08.06.2011г.

Ненилина И.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 167 УК РФ, и назначить ему наказание 2 года лишения свободы.

На основании ч.5 ст.69 УК РФ определить наказание по совокупности с преступлением по приговору Советского районного суда г. Омска от 19.08.2011г. путем частичного сложения назначенного наказания, определив к отбытию 3 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Меру пресечения Ненилину И.А. подписку о невыезде и надлежащем поведении отменить.

Срок наказания Ненилину И.А. исчислять с ...

Черненко И.И. на основании ч.5 ст.74 УК РФ отменить условное осуждение по приговору Советского районного суда г.Омска от 20.10.2010г.

Черненко И.И. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 167 УК РФ, и назначить ему наказание 2 года лишения свободы.

На основании ст.70 УК РФ к назначенному наказанию присоединить частично неотбытое наказание по приговору Советского районного суда г.Омска от 20.10.2010г., определив к отбытию 2 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Меру пресечения Черненко И.И. подписку о невыезде изменить на заключение под стражу, взяв его под стражу в зале суда.

Срок наказания Черненко И.И. исчислять с 28.10.2011г.

Вещественные доказательства: стеклянные бутылки, тряпку, канистру, хранящиеся в камере вещественных доказательств ОП УМВД России по ..., уничтожить; принтер, сканер, системный блок оставить у Самойловой Л.А.; документы, касающиеся оформления земельного участка и трудоустройства хранить в материалах дела.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным со дня вручения копии приговора, при этом осужденные вправе в тот же срок ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья В.Н. Ушаков

Судебная коллегия Омского областного суда от 01.12.2011 года определила: Приговор Первомайского районного суда г. Омска от 28.10.2011 в отношении Самойловой С.В., Ненилина И.А., Черненко И.И. изменить, исключить из квалификации осужденных повреждение чужого имущества. В остальной части приговор оставить без изменения, а кассационные жалобы и кассационное представление без удовлетворения.

Приговор вступил в законную силу 01.12.2011г.

...

...

...

...о