Определение от 09.11.2010 года №11-164/2010 по иску ИФНС по САО г. Омска к Шелестному В.В.



Мировой судья судебного участка <данные изъяты> О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

       

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего Солодкевича И.М.

при секретаре Бирковой Л.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 09 ноября 2010 года

гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу города Омска к Шелестному В.В. о взыскании налога на имущество физических лиц с апелляционными жалобами Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу города Омска и Шелестного В.В. на решение мирового судьи судебного участка <данные изъяты>, которым постановлено:

       «Взыскать с Шелестного В.В. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому АО г. Омска задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.

       Взыскать с Шелестного В.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>

       В остальной части иска отказать»

У С Т А Н О В И Л :

       Инспекция Федеральной налоговой службы России Советскому административному округу города Омска (далее - ИФНС по САО города Омска) обратилась к мировому судье с иском к Шелестному В.В., указав, что ответчик является собственником следующего имущества: <адрес> и <адрес>, и, соответственно, обязан уплачивать налог на имущество физических лиц.

       В соответствии с Законом РФ от 09 декабря 1991 года «О налоге на имущество физических лиц» исчисление налога производится налоговыми органами. Уплата налога производится владельцами в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября (п.п. 1,9 ст. 5); лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года (п. 10 ст. 5).

       Налоговым уведомлением должник был предупрежден об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты>.

       На основании статьи 69 НК РФ должнику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате указанного налога.

       В силу статьи 71 НК РФ в связи с изменением обязанности по уплате налога первоначальное требование налоговым органом было отозвано, а в адрес налогоплательщика направлено уточненное требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты>.

       Однако до настоящего времени ответчик данный налог в местный бюджет не уплатил.

       Просили взыскать с Шелестного В.В. налог на имущество физических лиц в общей сумме <данные изъяты>. (л.д. 2).

       Ответчик Шелестный В.В. в своих возражениях на исковые требования ИФНС по САО города Омска указал, что он получил налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. и доплате налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., на основании которого выставлено требование на уплату налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

       Не согласившись с суммой исчисленного ИФНС по САО города Омска налога, он направил в налоговый орган разногласия, на которые получил отрицательный ответ.

       Однако в ДД.ММ.ГГГГ требование ИФНС по САО города Омска было отменено и выставлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., при этом обоснований произведенного расчета налоговый орган не представил.

       Считает, что требование составлено с нарушением правил исчисления налога на имущество физических лиц, установленных решением Омского городского Совета от 16 ноября 2005 года № 297 «О налоге на имущество физических лиц», Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09 декабря 1991 года № 2003-1.

       В частности, пунктом 2 решения Омского городского Совета от 16 ноября 2005 года № 297 «О налоге на имущество физических лиц» установлены дифференцированные ставки налога на строения, помещения и сооружения, находящиеся в собственности физических лиц, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования, в следующих размерах:

       1. стоимость до 300 000 руб.: ставка налога на жилые помещения - 0,09 %, на нежилые - 0,09 %;

       2. стоимость от 300 000 руб. до 500 000 руб.: ставка налога на жилые помещения -0,2%, на нежилые - 0,29%;

       3. стоимость свыше 500 000 руб.: ставка налога на жилые помещения - 1,0%, на нежилые - 1,99%                        

       Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле вэтом имуществе.

       В соответствии со статьей 3 данного Закона ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

      Таким образом, исходя из представленных в налоговом уведомлении сведений суммарная инвентаризационная стоимость находящихся в его собственности объектов составит <данные изъяты> рублей <данные изъяты>

       Правильность приведенного порядка расчета суммарной инвентаризационной стоимости объектов подтверждена определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2009 года № 8-В08-9.

       Следовательно, ставка налога на имущество в соответствии с пунктом 2 решения Омского городского Совета от 16 ноября 2005 года № 297 «О налоге на имущество физических лиц» должна составлять <данные изъяты> (вместо <данные изъяты> указанного в налоговом уведомлении ), а сумма налога на имущество - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты>).

       Таким образом, за ДД.ММ.ГГГГ размер налога на имущество составит <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., а налог, подлежащий доплате за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп. (<данные изъяты>).

       Указанный расчет он произведен без учета того, что налоговый орган при выставлении налогового уведомления не обосновал размер налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, что в соответствии с требованиями НК РФ является безусловным обстоятельством для неисполнения такого документа.

       В пункте 6 статьи 3 НК РФ указано, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

       Подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ определено, что налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

       В представленном уведомлении изменена налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ по сравнению с той, которая была указана в налоговом уведомлении, полученном им в ДД.ММ.ГГГГ (сумма налога составила <данные изъяты>., вместо <данные изъяты> по требованию ).

       При этом никакие документы, подтверждающие факт увеличения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, к налоговому уведомлению приложены не были, хотя это является обязанностью налогового органа.

       Таким образом, ИФНС по САО города Омска в налоговом уведомлении расчет налога на имущество произвела с нарушениями правил, установленных действующим законодательством, без приложения расчета налога на имущество за спорный период, что является безусловным основанием для его неисполнения.

       К исковому заявлению истец приложил документ о расчете инвентаризационной стоимости квартир, расположенных по <адрес> (размер доли <данные изъяты>) и по <адрес> (размер доли <данные изъяты>). Указанный документ не отвечает установленным требованиям, никем не подписан, отсутствует расчет инвентаризационной стоимости. Кроме того, дата его создания ДД.ММ.ГГГГ, что не может служить доказательством выставления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, налоговым органом не доказана определенная им налогооблагаемая база по налогу на имущество физических лиц, что влечет недействительность заявленных исковых требований о взыскании налога на имущество физических лиц, определенного на основании необоснованной налоговой базы и, кроме того, неверной ставки налога.

       Просил в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 16-18).

       В судебном заседании представитель ИФНС по САО города Омска по доверенности Хайлов М.В. (л.д. 33) поддержал доводы и требования иска.

       Ответчик Шелестный В.В. в судебное заседание не явился, был извещен.

       Мировым судьей постановлено обозначенное заочное решение, которым установлено, что ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и обязан его уплатить. Согласно справке в ДД.ММ.ГГГГ инвентаризационная стоимость квартиры № <адрес> составляет <данные изъяты> рублей, соответственно <данные изъяты> доли, принадлежащая ответчику, составит <данные изъяты> рубля. Инвентаризационная стоимость квартиры <адрес> составляет <данные изъяты> рублей.

       Таким образом, суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения составляет <данные изъяты> рубля (<данные изъяты>), следовательно, при установленной действующим законодательством в спорный период ставке налога в <данные изъяты> сумма налога составит <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп. как в ДД.ММ.ГГГГ, так и в ДД.ММ.ГГГГ.

       Отсюда, общая сумма налога подлежащая уплате ответчиком за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп.(<данные изъяты>), которая и подлежит взысканию с ответчика, поскольку ответчик не представил доказательства оплаты налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. (л.д. 37-38).

       Обе стороны не согласились с таким решением и подали апелляционные жалобы.

       Так, представитель ИФНС по САО города Омска в апелляционной жалобе указал, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального права, а именно: ст. 2, ч. 1 ст. 3, абз. 2 ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в редакции Федерального закона РФ от 17.07.1999 года № 168-ФЗ и Федерального закона РФ от 28.11.2009 года № 283-Ф3, подлежащие применению по данному гражданскому делу, в связи с чем, выводы суда не соответствуют законодательству Российской Федерации.

       По сведениям, полученным на магнитных носителях из УФРС по Омской области в соответствии со ст.ст. 83, 85 НК РФ, ответчик является владельцем имущества: квартир, расположенных по адресам: <адрес> (<данные изъяты> доля).

       Согласно статье 1 Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц» ответчик является плательщиком данного вида налога и в соответствии со статьей 23 НК РФ, статьей 57 Конституции Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.

       В соответствии с пунктами 1, 9 статьи 5 Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц» исчисление налогов производится налоговыми органами, а уплата владельцами имущества в два срока: непозднее ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

       В силу пункта 10 статьи 5 указанного Закона лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года.

       Налоговым уведомлением ответчик предупрежден об уплате налога на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы.

       На основании статьи 69 НК РФ ответчику направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

       В силу статьи 71 НК РФ в связи с изменением обязанности по уплате налога налоговым органом данное уведомление было отозвано и в адрес налогоплательщика направлено уточненное требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

       Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе (ст. 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц в редакции Федерального закона РФ от 17.07.1999 года № 168-ФЗ»).

       Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, (статья 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» в указанной редакции).

       В связи с внесением изменений в статью 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» в редакции Федерального закона РФ от 28.11.2009 года № 283-Ф3. помимо вышеуказанных признаны следующие виды имущества, являющиеся объектами налогообложения, а именно: комната, доля в праве общей собственности на имущество, указанное в статье 2 Закона. Действие Федерального закона РФ от 28.11.2009 года N 283-ФЗ, относительно данных изменений распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

       Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения (статья 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» в редакции от 17.07.1999 года).

       За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях, (статья 5 Закона в редакции от 17.07.1999 года).

       За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли (статья 5 Закона в редакции от 28.11.2009 года). Действие Федерального закона от 28.11.2009 года относительно данных изменений распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

       Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона в редакции от 28.11.2008 года объектом налогообложения признается квартира, а, исходя из пункта 7 статьи 2 данного Закона, объектом налогообложения признается доля в праве общей собственности. То есть, раннее до внесения изменений доля как объект налогообложения не признавалась. Внесенные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

       В связи с чем, за ДД.ММ.ГГГГ расчет налога за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с учетом <данные изъяты> доли произведен следующим образом:

       - <данные изъяты> рублей - инвентаризационная стоимость квартиры по <адрес>;

       - <данные изъяты> рубль - инвентаризационная стоимость квартиры по <адрес>;

       - <данные изъяты> доля в праве собственности;

       - <данные изъяты> рубля - инвентаризационная стоимость доли квартиры (<данные изъяты>);

       - <данные изъяты> рублей - суммарная инвентаризационная стоимость имущества (<данные изъяты>);

      - так как суммарная инвентаризационная стоимость превышает <данные изъяты> рублей ставка налога на строение на основании Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» в редакции Федерального закона от 17.07.1999 года N 168-ФЗ и решения Омского городского Совета от 16.11.2005 года № 297 составит - <данные изъяты>

       Таким образом, налог за ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты>).

       За ДД.ММ.ГГГГ расчет налога за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. с учетом <данные изъяты> доли произведен следующим образом:

       - <данные изъяты> рублей - инвентаризационная стоимость квартиры по <адрес>;

       - <данные изъяты> рубль - инвентаризационная стоимость квартиры по <адрес>;

       - <данные изъяты> доля в праве собственности;

       - <данные изъяты> рубля - инвентаризационная стоимость доли квартиры (<данные изъяты>);

       - <данные изъяты> рубля суммарная инвентаризационная стоимость имущества (<данные изъяты>);

       - так как суммарная инвентаризационная стоимость превышает <данные изъяты> рублей ставка налога на строение на основании Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» в редакции Федерального закона от 28.11.209 года N 283-ФЗ и решения Омского городского Совета от 16.11.2005 года № 297 составит - <данные изъяты>.

       Таким образом, налог за ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты>).

       За ДД.ММ.ГГГГ годрасчет налога за квартиру, расположенную по адресу: <адрес> произведен следующим образом:

       - <данные изъяты> рубль - инвентаризационная стоимость квартиры по <адрес>;

       - <данные изъяты> рублей - инвентаризационная стоимость квартиры по <адрес>;

       - <данные изъяты> рублей - суммарная инвентаризационная стоимость имущества (<данные изъяты>);

       - так как суммарная инвентаризационная стоимость превышает <данные изъяты> рублей, ставка налога на строение на основании Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» в редакции Федерального закона от 17.07.1999 года N 168-ФЗ и решения Омского городского Совета от 16.11.2005 года № 297 составит - <данные изъяты>.

       Таким образом, налог за ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты>).

       За ДД.ММ.ГГГГ годрасчет налога за квартиру, расположенную по адресу: <адрес> с учетом <данные изъяты> доли в квартире по <адрес> произведен следующим образом:

       - <данные изъяты> рубль - инвентаризационная стоимость квартиры по <адрес>;

       - <данные изъяты> рублей - инвентаризационная стоимость квартиры по <адрес>;

       - <данные изъяты> доля в праве собственности квартиры по <адрес>;

       - <данные изъяты> рубля - инвентаризационная стоимость доли квартиры (<данные изъяты>);

       - <данные изъяты> рубля - суммарная инвентаризационная стоимость имущества (<данные изъяты>);

       - так как суммарная инвентаризационная стоимость превышает <данные изъяты> рублей ставка налога на строение на основании Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» в редакции Федерального закона от 28.11.209 года N 283-ФЗ и решения Омского городского Совета от 16.11.2005 года № 297 составит - <данные изъяты>

       Таким образом, налог за ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>).

       Общая сумма задолженности составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты>).

       С учетом оплаты ответчиком ДД.ММ.ГГГГ налога в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., задолженность составит <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты>).

       Мировой судья применила Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» в редакции от 28.11.2009 года № 283-ФЗ, как к отношениям ДД.ММ.ГГГГ, так и к отношениям ДД.ММ.ГГГГ, не учитывая, что действие Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ относительно названных изменений распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ. До этого времени применялся иной расчет налога, с учетом действовавшего на тот момент Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

       Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (статья 5 НК РФ).

       Кроме того, мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено аналогичное дело , исковые требования ИФНС России по САО города Омска по которому были удовлетворены в полном объеме. Апелляционная инстанция Первомайского районного суда города Омска оставила решение без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения (дело ).

       Просит отменить решение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с Шелестного В.В. задолженности в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., и принять новое решение об удовлетворении исковых требований полностью (л.д. 41-42).

       Ответчик Шелестный В.В. в своей апелляционной жалобе отметил, что согласно решению мирового судьи в возражениях, представленных в ходе судебного разбирательства, ответчик указал, что в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства об инвентаризационной стоимости объектов обложения налогом на имущество физических лиц, что полностью соответствует действительности, так как налоговым органом в материалы дела вместе с исковым заявлением представлено некое доказательство расчета инвентаризационной стоимости по квартирам, расположенным по <адрес> (размер доли <данные изъяты>).

       Указанный документ не отвечает установленным требованиям, не подписан, отсутствует расчет инвентаризационной стоимости.

       Кроме того, он создан ДД.ММ.ГГГГ и не может служить доказательством выставления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.Следовательно, налоговым органом не доказана определенная им налогооблагаемая база по налогу на имущество физических лиц, что влечет недействительность заявленных исковых требований.

       Вместо этого в своем решении мировой судья указал, что на основании справки ОО ЦТИЗ от ДД.ММ.ГГГГ действительная инвентаризационная стоимость квартиры <адрес> в ценах ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.

       Между тем, в пункте 6 статьи 3 НК РФ указано, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

       Подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ определено, что налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

       Пунктом 1 статьи 4 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

       Исходя из смысла Закона РФ от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и принятого ранее Налогового кодекса РФ налоговый период по указанному налогу - календарный год.

        Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда <адрес> о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации» указал следующее:

       Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

       Применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Этим обусловливается необходимость определения законодателем разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить соответствующие налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2001 года № 2-П).

       Из статьи 57 Конституции Российской Федерации и приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющей свою силу и носящей общий характер, следует, что конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.

        Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации в состав законодательства о налогах и сборах входят законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (пункт 1), законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с данным Кодексом (пункт 4), а также нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с данным Кодексом (пункт 5).

       Вместе с тем федеральный законодатель, обладая в сфере налогообложения достаточно широкой свободой усмотрения, вправе - с соблюдением конституционных принципов законного установления налогов и сборов (статья 57 Конституции Российской Федерации) и разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную при обеспечении их взаимодействия (статья 10 Конституции Российской Федерации) - предусмотреть в целях обеспечения организации исполнения актов законодательства о налогах и сборах нормативное правовое регулирование по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, подзаконными актами, которые при этом не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Возможность принятия именно такого рода актов предусмотрена в пункте 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, которым к числу субъектов подзаконного нормативного правового регулирования вопросов, связанных с налогообложением и сборами, отнесены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Соответствующие нормативные правовые акты в силу прямого указания пункта 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации действуют во времени по правилам, предусмотренным данной статьей для актов законодательства о налогах и сборах, и, следовательно, предполагают соблюдение общего режима гарантий прав налогоплательщиков, связанных со сроками вступления актов о налогах и сборах в силу.

       В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

       Согласно пункту 4 Закона органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до ДД.ММ.ГГГГ представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ текущего года.

       Таким образом, в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации все сведения, представленные в ходе судебного доказательства о размере действительной инвентаризационной стоимости квартиры <адрес> (<данные изъяты> рублей) могут быть применены (при условии их допустимости) только при исчислении налога на имущество физических лиц, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, так как они датированы ДД.ММ.ГГГГ, и по общему правилу, в связи с тем, что они изменяют сумму исчисленного налога, они вступают в силу не ранее очередного налогового периода, то есть не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

       Следовательно, за период ДД.ММ.ГГГГ годов налог на имущество физических лиц он должен был уплачивать в той же сумме, в которой налог был изначально предъявлен ИФНС по САО города Омска, то есть <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

       Также в решении указано, что ответчик не представил доказательств, подтверждающих оплату налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., при этом не принято во внимание, что указанный факт истец не оспаривал, в частности, изложенное подтверждается указанием в налоговом уведомлении об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и доплате налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

       Таким образом, его задолженность по уплате налога на имущество физических лиц составит <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты>.), а не <данные изъяты> <данные изъяты>., как указано в решении.

       Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований,а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

       Однако мировой судья, частично удовлетворяя исковые требования ИФНС по САО города Омска, не произвел распределение судебных расходов (к которым относится и государственная пошлина), полностью взыскав их с ответчика в размере <данные изъяты> рублей, что не отвечает требованиям приведенной статьи.

       Просит решение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ изменить, изложив его в следующей редакции: «Взыскать с Шелестного В.В. в пользу ИФНС САО г.Омска задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Взыскать с Шелестного В.В. в доход местного бюджета государственную пошлину пропорционально удовлетворенных требований (л.д. 48-51).

       Кроме того, ответчик Шелестный В.В. в своих возражениях на апелляционную жалобу ИФНС по САО города Омска указал, что выводы истца, содержащиеся в жалобе противоречивы и не последовательны. Также, они не соответствуют ни Закону, ни сложившейся судебной практике. Мировым судьей судебного участка <данные изъяты> сделан правильный и обоснованный вывод о том, что при определении ставки по налогу на имущество для исчисления налога должна исчисляться суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения с учетом доли собственности.

       В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона №2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

       Инспекция, указывая на данный факт, тем не менее, считает, что при расчете суммарной инвентаризационной стоимости имущества, которым плательщик владеет на праве собственности, в нее должно также включаться имущество, которое ему не принадлежит, что со всей очевидностью противоречит требованиям как Закона, так и Налогового кодекса РФ.

       Исходя из изложенного, указанный доводы, приведенный инспекцией в жалобе, несостоятелен и не соответствует действующему законодательству.

       В ДД.ММ.ГГГГ применялся иной расчет налога на имущество с учетом действовавшего на тот момент Закона.

       В соответствии со статьей 1 Закона в действовавшей в ДД.ММ.ГГГГ редакции, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

       Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

       Согласно статье 3 Закона в указанной редакции ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

       В соответствии со статьей 5 Закона налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимостипо состоянию на ДД.ММ.ГГГГ каждого года.

       За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.

      Таким образом, порядок исчисления налога на имущество в ДД.ММ.ГГГГ был следующим: суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности с учетом долей в них умноженная на ставку налога (определяется исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов с учетом долей в них (пункт 2 решения Омского городского Совета от 16 ноября 2005 года № 297 «О налоге на имущество физических лиц»).

       Никаких иных расчетов, на которые ссылается инспекция, действовавший в ДД.ММ.ГГГГ Закон № 2003-1 не содержал. Следовательно, указанный довод инспекции не соответствует действующему законодательству.

       Просил оставить решение от ДД.ММ.ГГГГ в обжалуемой истцом части без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 65-66).

       При рассмотрении дела с апелляционными жалобами представитель ИФНС по Советскому административному округу города Омска по доверенности Хайлов М.В. поддержал доводы и требования иска и своей апелляционной жалобы, апелляционную жалобу ответчика не признал. Пояснил, что при вынесении решения мировой судья не принял во внимание изменения, внесенные в Закон Российской Федерации «О налоге на имущество физических лиц». До ДД.ММ.ГГГГ при исчислении налогооблагаемой базы размер доли в праве собственности на имущество не учитывался. Доводы ответчика о взыскании с обеих сторон расходов по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требования, не основаны на нормах ГПК РФ, поскольку инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины, последняя взыскивается с ответчика в местный бюджет в установленном размере.

       Ответчик Шелестный В.В. в судебное заседание не явился, был извещен (л.д. 69-71).

       Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд апелляционной инстанции приходит к мнению, что мировой судья в обжалуемом решении привел подробную и верную оценку сложившейся спорной ситуации с учетом как действовавшего, так и действующего законодательства и его изменений, а также представленных доказательств об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения для ответчика в спорные периоды и доли последнего в праве собственности на одну из квартир, произвел в связи с этим обоснованный расчет налога на имущество, подлежащий уплате ответчиком за ДД.ММ.ГГГГ, отклонив расчеты истца, доводы которого о том, что до изменений в налоговом законодательстве доля в праве собственности не подлежала учету, действительно, в данной части не соответствуют принципам налогообложения.

      Оснований не согласиться с выводами мирового судьи не усматривает и суд апелляционной инстанции.

      Отсюда, оснований для отмены либо изменения по существу правильного решения мирового судьи нет.

       Вместе с тем, при определении общей суммы задолженности по налогу, подлежащей взысканию с ответчика в <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., мировой судья не принял во внимание, что истец не оспаривает факт оплаты ответчиком частично налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

       Следовательно, общая задолженность ответчика составит <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты>).

       Поэтому, решение мирового судьи в данной части подлежит уточнению.

      Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

       Заочное решение мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу города Омска к Шелестному В.В. о взыскании налога на имущество физических лиц оставить без изменения в следующей редакции:

       «Взыскать с Шелестного В.В. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому АО г. Омска задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

       Взыскать с Шелестного В.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек

       В остальной части иска отказать»

       Апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу города Омска и Шелестного В.В. отставить без удовлетворения.

       Судья                                                                                        Солодкевич И. М.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200