Именем Российской Федерации Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Рубе Т.А., при секретаре Жеребиловой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 18 августа 2010 года гражданское дело по иску Федорченко М.А. к УФСИН России по Омской области о взыскании недополученной пенсии и денежной компенсации к отдыху, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика недополученной части пенсии с учетом фактической стоимости продовольственного пайка и денежной компенсации к отдыху. Свои требования мотивирует тем, что он является пенсионером органов УИС с Дата обезличена г. Ему начислена и по настоящее время выплачивается пенсия с учетом оклада по должности, воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и денежной компенсации взамен продовольственного пайка, а также ежегодно производится выплата компенсации к отдыху. В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. А согласно ст. 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», пенсии при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии. С момента назначения ему пенсии в связи с процессом инфляции в стране стоимость продовольственного пайка выросла, однако размер пенсии не пересматривался в связи с ростом этой составляющей денежного довольствия. Общепринятая ссылка на то, что размер денежной компенсации установлен в размере 20 рублей в сутки Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2000 год» и в этом размере выплачивается компенсация стоимости продовольственного пайка военнослужащим, является несостоятельной. В п. 18 положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время, утвержденного приказом министра обороны РФ № 400 от 22.07.2000 г. указано, что компенсация взамен пайков производится в размере их стоимости. В силу п. 2 ст. 4 ФЗ «О статусе военнослужащих», права и социальные гарантии военнослужащих, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий федеральный закон. Поскольку п. 18 Положения в изложенной редакции не соответствует Федеральному Закону в части, касающейся выплаты денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством РФ, он не может применяться. Информация о реальной стоимости продовольственного пайка за период с 2005 г. по настоящее время органами государственной власти официально не опубликовывалась, в связи с чем он произвел расчет, исходя из стоимости минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину по Омской области, из открытых интернет-источников Росстата. Из того же источника им получены сведения об индексах потребительских цен. При определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. За период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. задолженность с учетом индексации на Дата обезличена г. составила 14 459,99 рублей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 911 с 0I января 2005 года компенсация к отдыху пенсионерам, а также членам их семей установлена в размере 600 рублей на пенсионера, и 300 рублей на каждого члена семьи один раз в год. Ранее расчет производился, исходя из минимального размера оплаты труда - в размере 6 МРОТ на военнослужащего (или пенсионера, имеющего выслугу 20 лет) и 3 МРОТ на члена семьи. С 2001г. компенсация выплачивается в размере 600 и 300 рублей, и ни разу не повышалась. Статьей 54 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации № 4202-1 предусматривалась обязанность работодателя ежегодно выплачивать сотрудникам органов внутренних дел денежную компенсацию на санаторно-курортное лечение и организационный отдых в размере средней стоимости путевки, а членам их семей - в размере 50 % средней стоимости путевки. В настоящее время выплата в размере 600 рублей едва соизмерима с одним днем пребывания в санаторно-курортном учреждении. Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ежегодно устанавливается стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Так, в 2005 году она составила 500 рублей, в 2006 году - 575 рублей, в 2007 году - 607 рублей, в 2008 году - 649 рублей, в 2009 году - 704 рублей, а по данным Росстата стоимость одного дня пребывания в санатории составила в 2005 году - 822 рублей. 07 копеек, в 2006 году - 940 рублей 57 копеек, в 2007 году - I 100 рублей 52 копеек, в 2008 году - 1328 рублей 61 копеек, в 2009 году - 1490 рублей 27 копеек. Считает, что аналогично выплатам стоимости продовольственного пайка, сумма компенсации к отдыху пенсионерам должна пересматриваться в соответствии с повышением минимального размера оплаты труда, для того, чтобы она реально могла компенсировать затраты на оздоровительный отдых. За период с 2006 по 2009 год задолженность по компенсации к отдыху на меня и члена моей семьи с учетом индексации составила 100 581 рублей 18 копеек. Общая сумма задолженности составила 115 041,17 рублей. Просит взыскать с ответчика задолженность по пенсии в части денежной компенсации взамен продовольственного пайка за период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. с учетом индексации на Дата обезличена г. в размере 14 459,99 рублей, взыскать с ответчика задолженность по пенсии в части денежной компенсации к отдыху за период с 2006 г. по 2009 г. с учетом индексации на Дата обезличена г. в размере 100 581 рублей 18 копеек. Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, просил рассмотреть дело по существу без его участия. Представитель истца Максимова И.Л. (доверенность от Дата обезличена г. л.д. Номер обезличен) заявленные исковые требования поддержала полностью, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении. Суду пояснила, что размер денежной компенсации за продовольственный паек и на санаторно-курортное лечение устанавливается Правительством РФ. Признает, что ответчик выплачивал истцу пенсию и компенсацию на санаторно-курортное лечение в размерах, установленных Правительством РФ, данных об увеличении размера указанных выплат в установленном законом порядке у нее нет. Однако считает, что данные суммы не соответствуют фактическому росту цен, в связи с чем должны быть увеличены, исходя из реального роста цен как на продовольственные товары, так и санаторно-курортное лечение. Расчет невыплаченной части пенсии был произведен истцом произвольно, исходя из стоимости продовольственной корзины. С доводами ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о перерасчете пенсии не согласна, так как на данные правоотношения сторон в силу закона срок исковой давности не распространяется. Считает, что срок исковой давности по требованиям о взыскании компенсации к отдыху пропущен истцом по уважительной причине, так как исте юридически неосведомлен, не знал о нарушении своего права, просит данный срок восстановить. Представитель ответчика УФСИН России по Омской области Шульпин С.В. (доверенность от Дата обезличена г. л.д. Номер обезличен) исковые требования не признал. Считает, что истец без уважительной причины пропустил срок обращения в суд, в связи с чем просит в иске отказать. По существу иска суду пояснил, что размер суммы компенсации продовольственного пайка установлен правительством РФ и составляет 20 рублей в сутки. Пенсия была начислена истцу именно из расчета данной суммы. Так как в установленном законом порядке размер указанной компенсации Правительством РФ не изменялся, оснований для перерасчета пенсии истца нет. Компенсация к отпуску так же установлена Правительством, данная сумма не увеличивалась и составляет 600 рублей в год для пенсионера и 300 рублей для члена его семьи. Так как в установленном законом порядке размера данной выплаты не увеличивался, оснований для увеличения данной выплаты истцу нет. Представитель третьего лица УФК по Омской области Таранников А.В. (доверенность от Дата обезличена г.) полностью поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Статьей 49 данного закона установлено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии. Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно. Судом установлено, что Федорченко М.А. проходил службу в УФСИН России по Омской области. Приказом УФСИН России по Омской области Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличена года ... службы Федорченко М.А. был уволен по ст. 58 п. «В» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Положения о прохождении службы в ОВД с Дата обезличена года. Из материалов дела следует, что на основании ст. 13, 14, 43 Закона РФ от 12.02.93 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», п. 8, 9, 11 Постановления Правительства РФ от 22.09.93 № 941 Федорченко М.А. после увольнения со службы была назначена пенсия за выслугу лет, исходя из общей выслуги - 20 лет в размере 50 % денежного довольствия, которая складывается из оклада по последней штатной должности - 1814,85 рублей, оклада по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения - 999 рублей, процентной надбавке за выслугу лет - 45 %, стоимости продовольственного пайка - 608,33 рубля, то есть всего в сумме 2695,84 рублей (с учётом районного коэффициента - 15%). Согласно ст. 43 Закона РФ от 12.02.93 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» в денежное довольствие для исчисления пенсии включается стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в ст. 14 Федерального закона от 27.05.98 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 1 Федерального закона от 30.06.02 № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых органов исполнительной власти» были внесены изменения, предусматривающие, что с 01.01.2005 г. размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства от 31.12.2004 г. № 906 денежная компенсация взамен продовольственного пайка на 2005 г. установлена в размере 20 рублей в сутки. В последующие годы указанный размер компенсации не изменялся. Постановлением Правительства РФ от 22.02.06 № 101 денежная компенсация взамен продовольственного пайка на 2006 г. установлена в размере 20 рублей в сутки. Постановлением Правительства РФ от 23.02.07 № 126 денежная компенсация взамен продовольственного пайка на 2007 г. установлена в размере 20 рублей в сутки. Следовательно, доводы Федорченко М.А. о том, что месячная стоимость продовольственного пайка со времени его увольнения по настоящее время увеличилась, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела, в связи с чем оснований для увеличения размера пенсии истца нет. Пунктом 64 постановления ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" установлено, что сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы с правом на пенсию, производятся единовременные выплаты, а при увольнении без права на пенсию - выплаты в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. За сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), за женой (мужем) и за проживающими совместно с ними несовершеннолетними детьми сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также за плату на санаторно-курортное лечение в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указанным лицам и членам их семей один раз в год выплачивается денежная компенсация к отдыху в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 31.12.04 № 911 утверждены правила В соответствии с п. 4 указанных правил денежная компенсация к отдыху, предусмотренная в абзаце втором статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I, выплачивается один раз в год сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, федеральной фельдъегерской связи с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), в размере 600 рублей на самого сотрудника и 300 рублей на супругу (а) и на каждого проживающего совместно с ним его несовершеннолетнего ребенка. Из представленных суду документов усматривается, что выплата указанной компенсации осуществлялась истцу в установленном законом порядке на основании его заявлений от Дата обезличена г. за 2005 год, от Дата обезличена г. за 2006 год, от Дата обезличена г. за 2007 год, от Дата обезличена г. за 2008 год, от Дата обезличена г. за 2009 год с указанием размера выплат. Доводы истца о том, что указанные выплаты должны выплачиваться, исходя из стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях, установленной приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, являются не состоятельными, так как взаимоотношения сторон регулируются специальными нормами права, которыми определен иной размер данных выплат. С учетом исследованных доказательств суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Федорченко М.А. к УФСИН России по Омской области о взыскании недополученной пенсии и денежной компенсации к отдыху. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: В иске Федорченко М.А. к УФСИН России по Омской области о взыскании недополученной пенсии с учетом фактической стоимости продовольственного пайка в сумме 14459 рублей 99 копеек и денежной компенсации к отдыху в сумме 100581 рубль 18 копеек отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Омска. Судья решение не вступило в законную силу ... ... ... ... ...
осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции.