о выдаче удостоверения



Дело № 2-2429/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего Солодкевича И.М.

при секретаре Бирковой Л.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 29 июля 2010 года

гражданское дело по иску Сорокиной О.П. к Министерству труда и социального развития Омской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главному управлению МЧС России по Омской области о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения единого образца и взыскании убытков

У С Т А Н О В И Л :

       ДД.ММ.ГГГГ Сорокина О.П. обратилась в суд с настоящим иском, указав, что с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года она проживала в городе Семипалатинске Республики Казахстан (бывшая Казахская ССР).

       Она имеет удостоверение серии и справку к нему от ДД.ММ.ГГГГ, которая указывает степень радиационного воздействия.

       В соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» она признана пострадавшей, выданное ей удостоверение предоставляло право на социальную защиту.

       По данным Минатомэнерго Минобороны РФ с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год на Семипалатинском полигоне было произведено 509 ядерных взрывов, из них 138 воздушных, 28 наземных и 343 подземных взрывов), о чем жители населенных пунктов в зоне радиационного излучения не были информированы, что в свою очередь повлекло получение вследствие этого различных заболеваний.

       В <данные изъяты> году она переехала в город Омск.        

       Полагая, что она на основании имеющегося удостоверения может воспользоваться льготами как пострадавшая вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в <данные изъяты> году она обратилась в Министерство труда и социальной защиты. Однако ей в этом было отказано, поскольку, якобы, город Семипалатинск не входит в зону риска.

       В <данные изъяты> году она прошла цитогенетическое исследование в ФГУП «<данные изъяты> научный центр», хромосомный анализ которого показал расчет эквивалентной дозы радиационного воздействия на нее в <данные изъяты> сЗв (бэр), а химического - в <данные изъяты> сЗв. Такое заключение она считает достоверным подтверждением своих доводов.

       С действиями же ответчиков она не согласна, считает их несоответствующими действующему законодательству, разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации и нормам международного права.        

       Просила признать ее лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с получением дозы радиационного воздействия <данные изъяты> сЗв (бэр), химического воздействия <данные изъяты> сЗв (бэр), выдать удостоверения единого образца и взыскать убытки в сумме <данные изъяты> руб<данные изъяты> коп., связанные с проведением обозначенного цитогенетического исследования (л.д. 2-5).

       В подтверждение своих доводов истица представила следующие документы:

       - справки об обучении истицы с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года в школе <данные изъяты> <адрес> и далее проживании в городе Семипалатинске до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14);

       - удостоверение серии , подтверждающее право на льготы пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, выданное ДД.ММ.ГГГГ Городской администрацией <адрес> Казахстан, согласно которому, Сорокина О.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года в городе Семипалатинске, расположенном в зоне повышенного радиационного риска (л.д. 7);

       - справка Семипалатинской городской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к обозначенному удостоверению о том, что в соответствии с Законом <адрес> «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» граждане, выехавшие из зон радиационного риска, подпадающие под действие этого закона и ныне проживающие за пределами <адрес>, пользуются льготами, согласно Указа Президента Российской Федерации.

       Зона чрезвычайного радиационного риска с дозой радиационного воздействия на население в период испытаний <данные изъяты> г.г. - свыше <данные изъяты> бэр; максимального радиационного риска - от <данные изъяты> до <данные изъяты> бэр; зона повышенного радиационного риска - от <данные изъяты> до <данные изъяты> бэр; зона минимального радиационного риска - до 7 бэр (л.д. 8);

       - заключение хромосомного анализа, выполненное ФГУП «<данные изъяты> научный центр» ДД.ММ.ГГГГ по клеткам периферической крови Сорокиной О.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно которому расчет эквивалентной дозы показал, что значение цитогенетической индикации облучения соответствует дозе <данные изъяты> сЗв (л.д. 11);

       - справка консула <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в соответствии со статьями 6, 7 Закона <адрес> «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» к зоне повышенного радиационного риска, подвергшейся радиационному загрязнению с дозой воздействия на население от <данные изъяты> до <данные изъяты> бэр за весь период испытаний, относятся населенные пункты, в том числе <адрес> (л.д. 63).

      В отзыве на иск представитель МЧС России указал, что представленные истицей документы подтверждают ее проживание с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год в городе Семипалатинске бывшей Казахской ССР и право на получение льгот только в <адрес> в соответствии с законодательством данного государства.

       Документы, выданные в <адрес>, в отношении реализации национального законодательства по данному вопросу, согласно разъяснениям МИД России и Минюста России, обязательной силы применения на территории Российской Федерации не имеют, то есть то или иное лицо может быть признано пострадавшим от радиационного воздействия на Семипалатинском полигоне только в соответствии с нормами права государства своего гражданства.

       Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», установлено, что данный Федеральный закон распространяется на граждан, которые проживали в 1949-1963 года в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и которые получили дозу облучения более 5 сЗв (бэр) в соответствии с критериями, установленными национальной Научной комиссией по радиационной защите.

       Таким образом, законодательство определены три обязательных условия предоставления гражданам перечисленных мер социальной поддержки: населенный пункт и время проживания в нем, а также получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше <данные изъяты> сЗв (бэр).

       Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года № 356-р (в редакции от 08 февраля 2002 года), разработан на основе архивных, научных данных и исследований, проведенных во взаимодействии наиболее компетентных в решаемой проблеме и располагающих необходимыми данными профильных научных учреждений Российской Федерации.

       Перечень отражает физические особенности конкретных радиационных следов на территориях, примыкающих к Семипалатинскому полигону и оказавшихся на трассах атмосферного переноса радиоактивных продуктов ядерных взрывов. В нем достаточно точно оценены последствия испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, а также уровень загрязнения населенных пунктов бывшей Казахской ССР.

       Город Семипалатинск бывшей Казахской ССР отсутствует в Перечне, так как по подсчетам специалистов соответствующих учреждений жителями этого населенного пункта от всех произведенных на полигоне взрывов могло быть получено облучение ниже предела дозы, установленного данным Федеральным законом (5 сЗв), то есть не подтверждены данные, указанные в справке, выданной в бывшей Казахской ССР.        

       Определением Конституционного Суда от 04 декабря 2007 года № 960-О-П установленное Федеральным законом основополагающее условие для предоставления мер социальной поддержки - получение гражданами дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, оставлено в силе.

       Справки, выданные истице в <адрес>, не являются достоверными доказательствами получения последней дозы облучения более 5 сЗв (бэр), так как содержащаяся в них информация основана не на специальных исследованиях, а с «учетом радиологического маршрута проживания в зонах повышенного радиационного риска», установленных Законом <адрес>, не имеющим юридической силы в Российской Федерации. Этот факт подтверждается письмом НИИ радиационной медицины и экологии от ДД.ММ.ГГГГ об основаниях выдачи подобных справок.

       Поскольку международных договоров между Российской Федерации и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, нет законных оснований для применения при рассмотрении настоящего дела норм права иностранного государства - <адрес> - на территории Российской Федерации.

       Также, в качестве доказательства получения истицей дозы более 5 сЗв (бэр), последняя представила медицинские документы о проведении хромосомного анализа в ФМБА «Северский биофизический научный центр», свидетельствующего о наличии в организме Сорокиной О.П. накопленной дозы облучения <данные изъяты> сЗв (бэр).

       Однако согласно ответу Федерального медико-биологического агентства России на запрос МЧС России такие методы оценки полученного облучения, как измерение частоты хромосомных аббераций, не являются универсальными и не обладают достаточными параметрами для достоверной оценки дозы облучения, а использование данного метода в отдаленные сроки после облучения вообще невозможно, так как количество клеток с подобными абберациями после облучения уменьшается со временем; само заключение не содержит подробного описания проведенного исследования.

       Кроме того, в утвержденных главным санитарным врачом Российской Федерации Методических указаниях по определению суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне закреплено, что вынесение официальных заключений данного содержания в другом порядке (не основанном на применении данных методических указаний) не допускается.

       Далее, согласно данным Перечня населенных пунктов <адрес> с указанием доз внешнего, внутреннего облучения и их суммы, полученных населением за период времени с <данные изъяты> г. по <данные изъяты> г. в результате деятельности Семипалатинского ядерного полигона, подписанного главным радиологом Минздрава <адрес>, направленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Комитета по ликвидации последствий многолетнего воздействия ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне (<адрес>), значение суммарной накопленной дозы облучения, полученной жителями <адрес> за весь указанный период составило <данные изъяты> сЗв (бэр). Следовательно, факт получения Сорокиной О.П. дозы облучения свыше <данные изъяты> сЗв (бэр) юридически недостоверен.

       Просили отказать в удовлетворении иска (л.д. 28-31, 32-52).

       В отзывах на иск представитель Министерства труда и социального развития Омской области привела, по сути, аналогичные возражения, дополнив, что в обязанности данных учреждений входит прием документов граждан, имеющих право на получение соответствующих льгот, а выдача удостоверений - компетенция МЧС РФ (л.д. 17-21).

       Представитель заявленного в качестве соответчика - Главного управления МЧС России по Омской области - указала, что Главное управление не является надлежащим ответчиком по обозначенным требованиям (л.д. 22-23).

       В судебном заседании истица Сорокина О.П. поддержала свои доводы и требования. Полагает, что получение ею дозы облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне подтверждены соответствующими удостоверением и справкой компетентных органов <адрес>, которые должны безусловно быть приняты во внимание в силу норм международного права, резолюций ООН и действующего законодательства Российской Федерации. Также, <адрес>, в которых она проживала на территории <адрес> (бывшей Казахской ССР), по своему расположению находился в зоне радиационного воздействия при неоднократных ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне в течение около 40 лет. Доза полученного ею облучения подтверждена хромосомным анализом, результаты которого не могут быть оспорены, поскольку данный метод является самым достоверным. Кроме как на территории <адрес> (Казахской ССР), более нигде она не могла быть подвержена радиационному облучению. Ядерные испытания на Семипалатинском полигоне проводили вплоть до 1992 года, последствия взрывов были явными и ощутимыми для населения. Все имеющиеся у нее заболевания являются следствие радиационного воздействия.

       Представители по доверенностям Министерства труда и социального развития Омской области в судебное заседание не явились, были извещены (л.д. 27).

       Представители МЧС России в судебное заседание не явились, были извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 31, 54).

       Представляющая интересы Главного управления МЧС России по Омской области по доверенности Марий А.А. (л.д. 55) иск не признала, поддержала возражения, изложенные в отзыве.

       Выслушав стороны, свидетелей истицы, подтвердивших факты неоднократные ядерных испытаний, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему:

       Федеральным законом от 09 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» предусмотрено, что граждане имеют право на радиационную безопасность; в случае нарушения указанного права им гарантируется предоставление мер социальной поддержки (статьи 22, 25-26).

       В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом, гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.

       Согласно статье 5 данного Федерального закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

        Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года № 634 установлено, что отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке (пункт 2);       определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке (пункт 3);                     для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам (пункт 4);             подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 5).

        До 04 декабря 2009 года действовали Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 849.        

       В соответствии с пунктом 2 данных Правил удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв.

       Согласно пункту 3 Правил для получения удостоверения гражданину необходимо представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства, в том числе, документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Правительством Российской Федерации, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания.

       Пунктом 4 Правил предусмотрено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

       а) осуществляют прием документов, указанный в пункте 3 Правил выдачи удостоверений;

       б) снимают копии с представленных документов и заверяют их (оригиналы документов возвращаются заявителю);

       в) проводят проверку представленных документов;

       г) вносят сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, форма и правила ведения которого утверждаются МЧС России;

       д) направляют в МЧС России в месячный срок со дня подачи документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, представления о выдаче удостоверений, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписики из реестра, а также копии представленных документов.

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 946 постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 849 «Об утверждении Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», признано утратившим силу.

       Вступившим в силу со дня вступления приведенного постановления Правительства РФ от 23 ноября 2009 года № 946 приказом МЧС РФ от 18 сентября 2009 года № 540 утвержден Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверений единого образца гражданам, указанным в части первой статьи 5 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам. Подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»… (пункт 1);

       - удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) (пункт 2);

       - для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), с соответствующим письменным заявлением, к которому прилагаются, в том числе: документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни)…

       При обращении граждан за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия, от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке… (пункт 3);

       - уполномоченными органами осуществляется: прием документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; снятие копий с представленных документов и заверение их в установленном порядке (оригиналы документов возвращаются заявителям); в месячный срок со дня приема от граждан заявлений (при соблюдении заявителями условий, указанных в пунктах 2 и 3настоящего Порядка) принятие решения о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - реестр), по форме согласно приложению к настоящему Порядку; создание комиссии для проверки документов, представленных гражданами в соответствии с настоящим Порядком, и подготовки решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в месячный срок со дня приема от граждан заявлений и документов, представлений об оформлении и выдаче удостоверений по форме согласно приложению к настоящему Порядку, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписки из реестров, копии протоколов решений комиссий, а также копии представленных гражданами документов; после получения от Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оформленных (заполненных, подписанных уполномоченным должностным лицом и заверенных в установленном порядке печатью) удостоверений проставление в них и в графе "Личная подпись гражданина и дата получения удостоверения" реестра дату выдачи удостоверения и вручение удостоверения под роспись заявителям; представление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца со дня поступления в уполномоченные органы оформленных удостоверений копий реестров с заполненными графами, заверенных в установленном порядке (пункт 4);

       - удостоверения оформляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов (пункт 5);

       - споры по вопросам оформления и выдачи гражданам удостоверений, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 9).

       Таким образом, в силу как действующего, так и действующего законодательства, в том числе Порядка выдачи удостоверений единого образца, для возникновения права у граждан на льготы и гарантии, установленные приведенными Федеральными законами, необходимо наличие одновременно следующих условий: проживание в 1949-1963 года в определенных населенных пунктах и получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

       Распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года № 356-р утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

       Определение указанных населенных пунктов осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.

       Согласно обозначенному Постановлению город Семипалатинск, в котором истица проживала в заявленный период, не входит в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

       Также, ссылки истицы на проживание ее в городе Семипалатинске до <данные изъяты> года, продолжении ядерных испытаний до указанного периода, не могут быть приняты во внимание, поскольку обозначенный Федеральный закон право на социальную защиту связывает с ядерными испытаниями, проведенными только ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и периодом проживания в определенных населенных пунктах с <данные изъяты> год по <данные изъяты> год.

       Не могут быть приняты во внимание и доводы истицы о наличии каких-либо резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и предложений по изменению в законодательстве Российской Федерации (л.д. 60-62), поскольку в итоге перечисленное не привело к каким-либо изменениям в законодательстве Российской Федерации, не влияет на объем прав и обязанностей заинтересованных лиц.

       В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 04 декабря 2007 года № 960-О-П, предоставление мер социальной поддержки зависит не от включения или не включения населенного пункта в соответствующие перечни населенных пунктов, а от факта и объема причинения вреда ядерными испытаниями, которые должны быть подтверждены документально.

       Подтверждающее право истицы на льготы как пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне удостоверение выдано в Республике Казахстан с указанием, что истица проживала в городе Семипалатинске, расположенном в зоне повышенного радиационного риска, отнесенной к таковым также Законом Республики Казахстан (л.д. 8).

       Справка о полученной истицей суммарной (накопительной) эффективной дозы облучение от 7 до 35 бэр также выдана в Республике Казахстан и, как следует из ее содержания, на основании указанного удостоверения и приведенного Закона Республики Казахстан (л.д. 8) без каких-либо иных обоснований.

       Данные документы истицы не могут быть приняты во внимание и по смыслу Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным дела, заключенной в Минске 22.01.1993 года, в части признания действительными документов, выданных на территории Республики Казахстан, поскольку по данному положению граждане, проживающие на территории Договаривающейся Стороны, пользуются равной правовой защитой, как и собственные граждане Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Однако условия приобретения соответствующих прав, способы защиты прав, в том числе в сфере социального обеспечения, критерии признания соответствующих прав устанавливаются каждым государством в национальном законодательстве.

       Закрепленное в статье 13 Минской Конвенции правило о признании аутентичности (подлинности) документов, исходящих от специально уполномоченных органов, не свидетельствует о безоговорочном (безусловном) установлении того или иного юридического факта без учета иных особенностей национального законодательства.

       Поэтому, представленные истицей справка и удостоверение, выданные уполномоченными органами Республики Казахстан, подтверждают только факт ее проживания в спорный период в зоне возможного по Закону Республики Казахстан радиационного риска, но не получение ею суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), тем более в дозах, указанных в справке.

       Более того, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отсутствуют иные межгосударственные соглашения, подтверждающие взаимное признание социальных гарантий лиц, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

       Не является подтверждением получения истицей суммарной (накопленной) дозы и заключение хромосомного анализа, поскольку последний не содержит какого-либо обоснования выводов, отсутствует и подтверждение возможного получения истицей дозы облучения именно, как уже было отмечено, в установленный Федеральным законом период - <данные изъяты> г.г. Представленные истицей документы (л.д. 56-59) являются только отзывами на такой метод исследованиями.

       От проведения экспертизы в ином возможном экспертном учреждении истица отказалась (л.д. 69).

       Таким образом, обстоятельства, необходимые для признания права истицы на предоставление перечисленных мер социальной поддержки на территории Российской Федерации, не имеют достоверного и безусловного подтверждения.

       Отсюда, в рассматриваемом случае и в настоящее время основания для удовлетворения заявленных исковых требований у суда отсутствуют.

       Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

       В удовлетворении требований Сорокиной О.П. к Министерству труда и социального развития Омской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главному управлению МЧС России по Омской области о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с получением дозы радиационного воздействия <данные изъяты> сЗв (бэр), химического воздействия <данные изъяты> сЗв (бэр), выдаче удостоверения единого образца и взыскании убытков - отказать.

       На решение в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в Первомайский районный суд для рассмотрения Омским областным судом.

       Решение вступило в законную силу 15 сентября 2010 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200