решение от 21.09.2010 г. по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Омской области к ООО «Техснаб»



Дело № 2-3637/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Рубе Т.А.,

при секретаре Жеребиловой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске

21 сентября 2010 года

гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Омской области к ООО «Техснаб» о признании деятельности незаконной и приостановлении деятельности,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании деятельности незаконной и приостановлении деятельности. Свои требования мотивирует тем, что Управлением Росприроднадзора но Омской области в апреле 2010 года проведена внеплановая проверка соблюдения, природоохранного законодательства ООО «Техснаб», в ходе которой были выявлены факты нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а именно: в ходе производственной деятельности ООО «Техснаб» оказывает негативное воздействие па атмосферный воздух посредством его загрязнения выбросами через имеющиеся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ. Источниками загрязнения атмосферного воздуха согласно оценке воздействия на окружающую среду цеха по выпуску металлоизделий являются металлообрабатывающие станки, окрасочные камеры, сварочный пост и другое. Согласно оценке воздействия на окружающую среду цеха по выпуску металлоизделий от источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выбрасывается в атмосферу: железа оксид, марганец, эмульсол, пыль неорганическая с содержанием SiО2 70-20 %, пыль абразивная. При этом в нарушение требований действующего законодательства у ответчика отсутствует инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, разрешение па выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Тем самым предприятие нарушает ст. 12, ст. 14, ст. 22, ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране атмосферного воздуха». Отчет статистического наблюдения за 2009 г. по форме 2-TII (воздух) в Территориальный орган государственной статистики но Омской области, Западно-Сибирское Управление Ростехнадзора по Омской области не представлялся. По информации Территориального органа государственной статистики по Омской области ООО «Техснаб» не внесено в реестр юридических лип, предоставляющих статистическую отчетность по форме 2-ТП воздух. Газопылеулавливающие установки (ГПУ) отсутствуют, а также отсутствует проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ). Просит признать деятельность ООО «Техснаб» при отсутствии разрешения, нормативной и разрешительной документации в области обращения с отходами производства и потребления на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не законной, приостановить деятельность цеха по выпуску металлоизделий ООО «Техснаб» до получения разрешения, нормативной и разрешительной документации в области обращения с отходами производства и потребления на выброс вредных (загрязняющих) веществ.

В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просит признать деятельность ООО «Техснаб» по осуществлению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух посредством эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенных в цехе по выпуску металлоизделий без специального разрешения незаконной, приостановить деятельность данного цеха до получения разрешения на выброс (л.д. 20).

В судебном заседании представитель истца Савинова О.В. (доверенность от12.05.2010г.) уточненные исковые требования поддержала полностью, полностью поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении. суду пояснила, что ответчик осуществляет свою деятельность с использованием источников выброса загрязняющих веществ в окружающую среду. При этом ответчик не оформил разрешение на осуществление выброса. Такое разрешение является обязательным при использовании источников выброса, независимо от того, превышают выбросы загрязняющих веществ установленные ограничения либо нет. В соответствии с законом использование источников выбросов без получения разрешения не допускается.

Представитель ответчика директор ООО «Техснаб» Мордовин Е.А. исковые требования не признал, предоставив суду письменный отзыв на заявленные требования. Суду пояснил, что ООО «Техснаб» при эксплуатации цеха по изготовлению металлоизделий действительно использует источники выбросов загрязняющих веществ, однако вредного воздействия на окружающую среду они не оказывают, согласно ОВОС выбрасываемые в атмосферный воздух вещества вредными не являются. Разрешение на выброс он не получал, так как выброс идет минимальный. Считает, что на ООО «Техснаб» не распространяется требование ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», так как, по его мнению, данная статья должна применяться только при использовании источников, выброс от которых превышает установленные нормы. Просит в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 160, Федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха является Министерство природных ресурсов и экологии РФ, в ведении которого находится Федеральная служба по контролю и надзору в сфере природопользования, осуществляющая свою деятельность совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействующая с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями.

Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха утверждено постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г. № 31.

Согласно п. 4.1.6 Положения «Об Управлении Роснриродпадзора по Омской области», утвержденного приказом Роснриродпадзора от 25.1 1.2008г. № 484, Управление осуществляет федеральный государственный контроль и надзор за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов, территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти (п. 4 ст. 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденный постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183, установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ, в атмосферный воздух и юридические лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его производственных территории, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно-допустимых выбросов санитарным правилам.

Согласно ч. 5 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2. ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Омской области, следует, что при проверке деятельнсоти ООО «Техснаб», расположенного по адресу: <адрес>, были выявлены факты нарушения Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а именно предприятие при осуществлении деятельности использует источники выбросов вредных веществ без получения соответствующего разрешения.

Из справки о деятельности ООО «Техснаб» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11) усматривается, что источниками загрязнения атмосферного воздуха согласно оценке воздействия па окружающую среду цеха по выпуск) металлоизделий являются: металлообрабатывающие станки, окрасочные камеры, сварочный пост и др. Согласно оценке воздействия на окружающую среду цеха по выпуску металлоизделий от источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выбрасывается в атмосферу: железа оксид, марганец, эмульсол, пыль неорганическая с содержанием SiО2 70-20 %, пыль абразивная и др. Расход материалов для сварки изделий и покраски от ДД.ММ.ГГГГ: для сварочных работ используется проволока сварочная СВ 08Г2Сd0,8 мед. Сварка производится полуавтоматом СпаКС в среде защитных газов. Расход составляет 100 кг. в квартал или 400 кг. в год. Расход порошковой краски PULVER RAL 5010 17Р (санитарно-эпидемиологическое заключение . НС. 08.231.П.001428.02.07 от ДД.ММ.ГГГГ) составил 150 кг. в квартал, расход эмали Неомет ТУ 2312-005-541585594-2008 (санитарно-эпидемиологическое заключение .04.23111002035.08.08 от ДД.ММ.ГГГГ) составил 600 кг. в квартал. Инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - отсутствует. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух - отсутствует. Разрешение па выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует. Тем самым предприятие нарушает ст. 12, ст. 14, ст. 22, ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране атмосферного воздуха». Отчет статистического наблюдения за 2009 г. по форме 2-TII (воздух) в Территориальный орган государственной статистики но Омской области, Западно-Сибирское Управление Ростехнадзора по Омской области не представлялся. По информации Территориального органа государственной статистики по Омской области ООО «Техснаб» не внесено в реестр юридических лип, предоставляющих статистическую отчетность по форме 2-ТП воздух. Газопылеулавливающие установки (ГПУ) отсутствуют, а также отсутствует проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Омской области, за нарушение требований природоохранного законодательства директор ООО «Техснаб» Мордовин Е.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 4000 рублей (л.д. 14-15).

В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 35, 39, 55-57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В судебном заседании представитель ответчика признал факт эксплуатации источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без получения предусмотренного законом разрешения.

Свои возражения ответчик мотивирует тем, что при осуществлении деятельности ООО «Техснаб» не требуется получение разрешение на выброс, так как согласно Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) выбрасываемые в атмосферный воздух при использовании источников выброса вещества вредными не являются, не превышают установленные нормы, а следовательно, не загрязняют атмосферный воздух.

Суд не может принять во внимание вышеуказанные возражения ответчика, поскольку материалами дела установлено, что в результате своей деятельности ООО «Техснаб» оказывает негативное воздействие па атмосферный воздух, посредством его загрязнения выбросами через имеющиеся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ. Выброс вредных (загрязняющих) веществ происходит без разрешения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Омской области.

Статья 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает обязательное получение разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ при использовании источников такого выброса. При этом именно в указанном разрешении устанавливается предельно допустимый выброс, обеспечивающий охрану атмосферного воздуха.

С учетом изложенного, суд считает, что заявленные требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Омской области к ООО «Техснаб» о признании деятельности незаконной и приостановлении деятельности обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере, установленном ст. 33.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

         Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по Омской области удовлетворить.

         Признать деятельность ООО «Техснаб» по осуществлению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух посредством эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенных в цехе по выпуску металлоизделий по адресу: <адрес>, без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконной.

Приостановить выбросы ООО «Техснаб» вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух посредством эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенных в цехе по выпуску металлоизделий по адресу: <адрес>, до получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Взыскать с ООО «Техснаб» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья           решение вступило в законную силу 09.10.2010 г.е

-32300: transport error - HTTP status code was not 200