Дело № 2 - 3307/2010 РЕШЕНИЕ Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Т.В. Лосевой при секретаре Е.В. Судоргиной рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске «12» августа 2010 года гражданское дело по иску Шевченко В.Ф. к Министерству труда и социального развития Омской области, Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску о признании права на звание «Ветеран труда», у с т а н о в и л: Шевченко В.Ф. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области, Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску в лице Департамента социальной поддержки Министерства труда и социального развития Омской области и его руководителя Д.Е.В., Отдела Ленинского административного округа Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску и его специалиста Б.Т.В. о признании за ним права на звание «Ветеран труда». В обоснование заявленного требования указал, что до ДД.ММ.ГГГГ он проживал в г. Костроме, где с ДД.ММ.ГГГГ года ему было присвоено звание «Ветеран труда Костромской области». В ДД.ММ.ГГГГ года после перемены места жительства он обратился к специалисту отдела ЛАО Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску Б.Т.В.. с заявлением о внесении его в список получателей льгот как «Ветеран труда». Однако данным специалистом ему было отказано в устной форме во внесение в список, а ДД.ММ.ГГГГ он получил письменное уведомление об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», подписанное руководителем департамента социальной поддержки Министерства труда и социального развития Омской области Д.Е.В. Данный отказ считает необоснованным и незаконным по следующим основаниям. В ДД.ММ.ГГГГ году органом государственной власти субъекта Российской Федерации - администрацией Костромской области он был награжден почетной грамотой за трудовой успех - победу в областном конкурсе «За профессиональное мастерство». Пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости. На этом основании в Костромской области ему было присвоено звание «Ветеран труда Костромской области», присвоение данного звания никем не оспаривалось. На основании изложенного Шевченко В.Ф. просил признать его право на название «Ветеран труда». Признать уведомление Д.Е.В. № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязать ответчиков включить его в список «Ветеранов труда» с момента проживания в г. Омске, с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании Шевченко В.Ф. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, при этом пояснил, что в период проживания в г. Костроме ему было присвоено звание «Ветеран труда». Основанием присвоения ему данного звания послужило награждение его ведомственным знаком отличия, а именно, почетной грамотой Управления по делам печати и массовой информации администрации Костромской области. Данная грамота является ведомственным знаком отличия, дающим ему право на звание «Ветеран труда». Управление по делам печати и массовой информации администрации Костромской области является ведомством. Понятие «ведомственный знак отличия» действующим законодательством не определено. Считает, что почетная грамота за победу в конкурсе профессионального мастерства может считаться ведомственным знаком отличия. Предоставлять сведения о своем трудовом стаже не будет, так как полагает достаточным для присвоения ему звания «Ветеран труда» факта награждения его ведомственным знаком отличия. При этом уточнил, что он претендует именно на звание «Ветеран труда», а не «Ветеран Омской области». Просил удовлетворить заявленный иск. Представитель Правительства Омской области и Министерства труда и социального развития Омской области Машкова А.Д., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования не признала. Пояснила, что согласно ст. 2 Закона Омской области «О присвоении звания «Ветеран труда» на территории Омской области» звание «Ветеран труда» присваивается на основании распоряжения Правительства Омской области. Порядок присвоения звания «Ветеран труда» на территории Омской области утвержден постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 100-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Омской области. На основании п.п. 3, 8 данного Положения лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», должно обратиться с письменным заявлением в территориальный орган Министерства труда и социального развития Омской области, который осуществляет прием документов и в 10-дневный срок со дня поступления заявления с необходимыми документами проверяет их на соответствии требованиям, установленным Положением. При установлении соответствия указанным в Положении требованиям территориальный орган включает заявителя в список лиц, имеющих право на присвоения звания «Ветеран труда» и направляет его в Министерство труда и социального развития Омской области. При несоблюдении требований, установленных Положением, Министерство в 3-дневный срок со дня принятия решения об отказе направляет уведомление с указанием причин отказа в территориальный орган по месту жительства заявителя, территориальный орган в свою очередь, уведомляет заявителя в 2-дневный срок. Правительство Омской области только утверждает распоряжение о присвоении звания «Ветеран труда», проект которого готовит Министерство труда и социального развития Омской области. При этом Министерство труда и социального развития Омской области полагает, что основания для присвоения Шевченко В.Ф. звания «Ветеран труда» отсутствуют, поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на звание «Ветеран труда», установленных действующим федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации Омская область. Шевченко В.Ф. имеет статус «Ветеран труда Костромской области», присвоенного ему в соответствии Порядком и условиями присвоения звания «Ветеран Костромской области», утвержденным постановлением Губернатора Костромской области от 13 августа 2008 года № 289 «О присвоении званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Костромской области». Из указанного положения следует, что звание «Ветеран труда» присваивается при наличии оснований, предусмотренных ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», а звание «Ветеран труда Костромской области» при наличии оснований, предусмотренных ст. 3 Закона Костромской области «О звании «Ветеран труда Костромской области. Таким образом, нет правовых оснований считать наличие звания «Ветеран труда Костромской области» основанием для признания у Шевченко В.Ф. права на звание «Ветеран труда». Также нет и правовых оснований считать почетную грамоту Управления по делам печати и массовой информации администрации Костромской области ведомственным знаком отличия. Просила отказать в удовлетворении заявленного иска. Представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску - Решетникова Н.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования также не признала, поддержала позицию представителя Министерства труда и социального развития Омской области, при этом пояснила, что представленная истцом почетная грамота не отвечает требованиям, предъявляемым к ведомственным знакам отличия в труде, приравненных Федеральным законом «О ветеранах» к государственным наградам и почетным званиям. Также указала, что помимо награждения ведомственным знаком отличия в труде, гражданин, претендующий на звание «Ветеран труда», должен иметь соответствующий трудовой стаж, предоставить информацию о котором истец не пожелал. Просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требования. Выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, изучив материалы дела, суд пришел к следующему. В силу ст. 1 Федерального закона «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. В соответствии со ст. 7 данного Закона ветеранами труда являются лица: - имеющие удостоверение «Ветеран труда»; - награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, также определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 ФЗ «О ветеранах». Согласно положений ст.ст. 1, 2 Закона Омской области от 24 июля 2006 г. № 781-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» на территории Омской области» звание «Ветеран труда» присваивается следующим лицам, проживающим на территории Омской области: - награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; - начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Звание «Ветеран труда» присваивается на основании распоряжения Правительства Омской области. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Правительством Омской области. Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм для присвоения звания «Ветеран труда» в связи с награждением требуется совокупность двух юридических фактов: 1) наличие у гражданина орденов или медалей, либо почетных званий СССР или Российской Федерации, либо ведомственных знаков отличия в труде, 2) наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Как было установлено в процессе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ Шевченко В.Ф. обратился в отдел Ленинского административного округа Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», к которому приложил копию почетной грамоты Управления по делам печати и массовой информации администрации Костромской области. ДД.ММ.ГГГГ руководителем департамента социальной поддержки Министерства труда и социального развития Омской области Д.Е.В. было подписано уведомление № об отказе в присвоения звания «Ветеран труда», из текста которого усматривается, что Министерство труда и социального развития Омской области, рассмотрев заявление Шевченко Владимира Федоровича, приняло решение о том, что документы представленные им для присвоения звания «Ветеран труда», не являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку не соответствуют требованиям, установленным Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области № 100-п от 26.07.2006 г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Омской области», в связи с тем, что Почетная грамота Управления по делам печати и массовой информации администрации Костромской области не может быть учтена при присвоении звания «Ветеран труда», поскольку отсутствуют правовые основания для отнесения ее к ведомственному знаку отличия в труде. Отделом Ленинского административного округа Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску данное уведомление было доведено до сведения Шевченко В.Ф. Оценивая правомерность отказа Шевченко В.Ф. в присвоении звания «Ветеран труда», суд отмечает, что основанием для присвоения ему соответствующего звания истец считает награждение его ведомственным знаком отличия в труде, которым, по его мнению, является Почетная грамота Управления по делам печати и массовой информации администрации Костромской области. Из текста данной грамоты усматривается, что Управление по делам печати и массовой информации администрации Костромской области награждает Шевченко В.Ф., корреспондента районной газеты «Волжская новь», занявшего первое место в областном конкурсе «За профессиональное мастерство», посвященном памяти журналиста В. Рахманова за 1998 год среди районных газет и в честь Дня Российской печати. Таким образом, из данной Почетной грамоты не следует, что она является ведомственным знаком отличия в труде. Иных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что Почетная грамота Управления по делам печати и массовой информации администрации Костромской области за победу в конкурсе профессионального мастерства является ведомственным знаком отличия в труде, суду не представлено. Доводы стороны истца о том, что Почетная грамота является ведомственным знаком отличия основаны на внутреннем убеждении Шевченко В.Ф.. Оснований, по которым Управление по делам печати и массовой информации администрации Костромской области может быть признано ведомством, судом не установлено, как и оснований считать выданную данным органом Почетную грамоту ведомственным знаком отличия в труде. Действующим законодательством не определено понятие «ведомственный знак отличия», между тем, исходя из положений действующих нормативных актов, регулирующих вопросы награждения орденами, медалями, почетными званиями, знаками отличия, а также ранее действующих нормативных актов, суд пришел к выводу, что к ведомственным знакам отличия можно отнести исключительно знаки отличия, учрежденные органами государственного управления СССР и союзных республик СССР, а в настоящее время, утвержденные федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. Почетная грамота Управления по делам печати и массовой информации администрации Костромской области является поощрением за победу в профессиональном конкурсе, что, безусловно, является положительной оценкой трудовой деятельности истца. Однако данная Почетная грамота не может быть признана равнозначной награждению гражданина орденом или медалью, присвоению ему почетного звания СССР или Российской Федерации, либо награждения его ведомственным знаком отличия в труде. Награждение истца Почетной грамотой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не может являться основанием для присвоения ему звания «Ветеран труда». Награждение истца Почетной грамотой повлекло для него иные правовые последствия, а именно, присвоение ему звания «Ветеран труда Костромской области» с выдачей соответствующего удостоверения на право получения мер социальной поддержки. В соответствии с положениями ст. 3 Закона Костромской области «О звании «Ветеран труда Костромской области» звание «Ветеран труда Костромской области» присваивается лицам, награжденным Почетной грамотой Костромского областного исполнительного Совета народных депутатов или Почетной грамотой Администрации Костромской области, что в рассматриваемом случае имело место. Наличие у истца звания «Ветеран труда Костромской области» не является тождественным званию «Ветеран труда», право на которое оспаривает истец, соответственно, отказ в присвоении истцу звания «Ветеран труда» не умаляет его прав как лица, имеющего звание «Ветеран труда Костромской области». С учетом изложенного, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных Шевченко В.Ф. требований о признании за ним права на название «Ветеран труда», признания уведомление Д,Е.В. № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и включения его в список «Ветеранов труда» с момента проживания в г. Омске, с ДД.ММ.ГГГГ. При этом суд отмечает, что отказ в удовлетворении данных требований не лишает истца, проживающего в настоящее время на территории Омской области, права претендовать на звание «Ветерана Омской области» при наличии к тому соответствующих оснований. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Шевченко В.Ф. к Министерству труда и социального развития Омской области, Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску о признании права на звание «Ветеран труда», признании уведомления об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности включения в список «Ветеранов труда» отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. решение вступило в законную силу 15.09.2010 года
Именем Российской Федерации