Дело № 2-4152/2010 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Омск 13 октября 2010 года Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Волковой О.В., при секретаре Москвитиной В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в интересах неопределенного круга потребителей к индивидуальному предпринимателю Веселовой Г.А. о признании действий противоправными, УСТАНОВИЛ: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора) в интересах неопределенного круга потребителей обратилось в суд с иском о признании действий ИП Веселовой Г.А. в части оказания населению услуг общественного питания при отсутствии в меню на все виды реализуемой продукции информации о составе, их пищевой и энергетической ценности; не предоставлении возможности для потребителей проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания противоправными и обязать прекратить указанные действия. Свои требования обосновывает тем, что на основании Распоряжения (приказа) заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области Р. № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Веселовой Г.А. была проведена плановая выездная проверка. По результатам проведённой проверки ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в столовой ИП Веселовой Г.А., расположенной по адресу: <адрес> отсутствовала вывеска предприятия с информацией для потребителей о принадлежности предприятия, государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименование зарегистрировавшего его органа, режиме работы. В меню на все виды реализуемой продукции отсутствовала информация о составе, их пищевой и энергетической ценности (содержании белков, жиров, углеводов, калорийности). Потребителю не предоставлена возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания. Таким образом, потребитель лишён возможности правильного выбора товара из-за отсутствия полной информации о нём. На основании изложенного просит признать действия ответчика в части оказания населению услуг общественного питания при отсутствии в меню на все виды реализуемой продукции информации о составе, их пищевой и энергетической ценности; не предоставлении возможности для потребителей проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания противоправными и обязать прекратить указанные действия. Также просят обязать ответчика довести в установленный судом срок до сведения потребителей через средства массовой информации решение суда. В судебном заседании представитель истца - Степанян М.Э., действующая на основании доверенности в деле, исковые требования поддержала в полном объеме. Просила удовлетворить. Ответчик - ИП Веселова Г.А. в ходе судебного заседания не участвовала, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. О причинах неявки в судебное заседание не сообщила. Суд, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, против чего не возражал представитель истца. Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п. 1 Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Пунктом 5.1.2. Положения предусмотрено, что Роспотребнадзор осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Статьей 40 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" предусмотрено, что государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает в том числе и обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей. В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей была внесена запись о регистрации Веселовой Г.А. в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 18). Распоряжением (приказом) Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ за № было решено в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам) провести плановую выездную проверку индивидуального предпринимателя Веселовой Г.А. (л.д. 6-9). Из протокола № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11) следует, что в столовой ИП Веселовой Г.А. расположенной по адресу: <адрес> при проведении плановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ в 16:00 часов установлено: отсутствовала вывеска предприятия с информацией для потребителей о принадлежности предприятия, государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименование зарегистрировавшего его органа, режиме работы. В меню на все виды реализуемой продукции отсутствовала информация о составе, их пищевой и энергетической ценности (содержании белков, жиров, углеводов, калорийности). Потребителю не предоставлена возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания. Указанный протокол составлен в присутствии ИП Веселовой Г.А. Замечаний на протокол не отмечено. Постановлением № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ответчик была привлечена за выявленные нарушения к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. В соответствии со ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Иных доказательств, помимо исследованных в судебном заседании, сторонами не представлено. Согласно ст. 10. Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать в том числе сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 предусмотрено, что исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске. Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителям информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления потребителя местах. Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация должна содержать в том числе сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об объеме его порций; сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов); В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Ответчиком в обоснование возражений по заявленным истцом требованиям суду доказательств не представлено, письменных доказательств того, что нарушения законодательства устранены, либо постановление по делу об административном правонарушении отменено в установленный срок суду ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в интересах неопределенного круга потребителей к индивидуальному предпринимателю Веселовой Г.А. о признании действий противоправными. Согласно ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» истец был освобожден от уплаты государственной пошлины. Статьей 103 ГПК РФ предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. На основании чего суд считает возможным взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 200 рублей. Руководствуясь ст.ст.194-199, 167 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области удовлетворить. Признать действия индивидуального предпринимателя Веселовой Г.А. в части оказания населению услуг общественного питания при отсутствии в меню на все виды реализуемой продукции информации о составе, их пищевой и энергетической ценности; не предоставлении возможности для потребителей проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и обязать прекратить указанные действия. Обязать индивидуального предпринимателя Веселову Г.А. довести до сведения потребителей через средства массовой информации о данном судебном решении. Взыскать с индивидуального предпринимателя Веселовой Г.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (Двести) рублей. Ответчик вправе подать в Первомайский районный суд г. Омска заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения судом определения об отказе в удовлетворении этого заявления. Решение вступило в законную силу 12.11.2010