Дело № 2-4175/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Рубе Т.А., при секретаре Жеребиловой Е.Д., с участием помощника прокурора ЦАО г. Омска Бегляровой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 29 октября 2010 года гражданское дело по иску Прокурора ЦАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц и РФ к ФГУЗ «...» о признании бездействий незаконными и обязывании выполнить требование закона, у с т а н о в и л: Прокурор ЦАО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с требованием о признании незаконными бездействия ФГУЗ «...» и обязании ответчика выполнить требование закона. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой ЦАО г. Омска по материалам Главного управления государственной службы занятости населения Омской области проведена проверка исполнения трудового законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов в деятельности ФГУЗ ...». В ходе проведения проверки было выявлено нарушение законов. В соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации наряду с иными обязанностями по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда в обязанность работодателя входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией. Согласно статье 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, проводить другие мероприятия. Пунктом 1 статьи 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения» установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 25 указанного Закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно статье 22 указанного Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Статья 6 Закона Омской области от 21.07.2009 № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» устанавливает следующие обязанности организаций в области квотирования рабочих мест: Организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда; Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать учреждения медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством. Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена: квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников; минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. В ... года специалистами Главного управления государственной службы занятости населения Омской области в деятельности ФГУЗ «...» проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения. По результатам проведенной проверки установлено, что ФГУЗ «... ...» не соблюдена обязанность по обеспечении установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с предъявляемыми требованиями вышеуказанного законодательства. Прокуратурой округа в ... года проведена дополнительная проверка исполнения ФГУЗ «... требований законодательства о занятости населения. Проверкой установлено, что квота для трудоустройства инвалидов в полном объеме не исполнена, специальное рабочее место в установленном порядке не аттестовано. Квота для трудоустройства инвалидов в ФГУЗ «... ...» составляет 10, в настоящее время трудоустроено 5. Считает, что бездействием ФГУЗ «...» нарушается и может быть нарушено право на труд любого гражданина Российской Федерации, являющегося инвалидом и имеющего право на трудоустройство в рамках квот, установленных законодательством Российской Федерации. Просит признать бездействие ФГУЗ «...», выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов противоречащим статье 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», статье 3,6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области № 16-и ст. 27.01.2010 «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» незаконным, обязать ФГУЗ «... ...», выполнить требования закона, исполнить установленную квоту для трудоустройства инвалидов и создать специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с остановленной квотой. В судебном заседании помощник прокурора ЦАО г. Омска Беглярова Е.Г. заявленные исковые требования поддержала частично в части признания незаконным бездействия ответчика по соблюдению квоты по приему на работу инвалидов и в части возложения на ответчика обязанности по созданию специального, аттестованного рабочего места для инвалидов. От поддержания требований в части возложения на ответчика обязанности по соблюдению требования закона об исполнении установленной квоты по трудоустройству инвалидов отказалась, так как в настоящее время ответчик данную обязанность исполнили, квота по трудоустройству инвалидов соблюдена. В обоснование исковых требований полностью поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Суду пояснила, что в соответствии с законом ответчик, как работодатель обязан создать одно специально оборудованное, аттестованное место для работы инвалидов, не зависимо от того, работает ли в организации инвалид, нуждающийся в оборудовании специального рабочего места. Данная обязанность ответчиком до настоящего времени не исполнена. Так же считает, что ответчик не предпринимал необходимых мер для обеспечения квоты по трудоустройству инвалидов, требование Главного управления государственной службы занятости населения Омской по выполнению квоты в установленный срок не выполнил. Данное бездействие ответчика противоречит требованиям закона. Представитель ответчика ФГУЗ «...» Молявко О.Б. (доверенность от ... (л.д. 58) и Михайлова Е.С. (доверенность от ... (л.д. 57) уточненные исковые требования не признали, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 45). Суду пояснили, что до октября 2010 года при квоте 10 человек в ФГУЗ было трудоустроено 5 инвалидов. Требование службы занятости о соблюдении квоты исполнено не было, так как из службы инвалиды для трудоустройства к ним не направлялись, самостоятельно так же никто не обращался. Они предпринимали меры для соблюдения квоты по трудоустройству инвалидов, ежемесячно направляя в службу занятости заявки, которые исполнены не были. Самостоятельно каких-либо мер для заполнения квоты ФГУЗ «... ...» не предпринимало. В настоящее время квота соблюдена, в учреждении работает десять инвалидов. В учреждении действительно отсутствует специально оборудованное рабочее место для инвалидов, так как в соответствии с действующим законодательством данное место должно быть оборудовано на основании специальной индивидуальной программы реабилитации инвалида на основании рекомендации медико-социальной экспертизы. Однако никто из работающих в учреждении инвалидов не нуждается в специальном оборудовании рабочего места, в связи с чем данное место не оборудовано. Считают, что ФГУЗ ... ...» не может выполнить требования закона по независящим от него причинам, в связи с чем требования прокурора являются необоснованными, просят в иске отказать. Представитель третьего лица Главного управления государственной службы занятости населения Омской области Чередова Е.А. (доверенность от ...) исковые требования прокурора поддержала, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве. Суду пояснила, что соблюдение квоты по трудоустройству инвалидов является обязанностью ответчика, установленной законом, который последний не соблюдает. По итогам проверки в марте 2010 года ответчику было выдано предписание об устранении нарушений закона в срок до ..., которое в установленный срок исполнено не было. Ответчик ежемесячно представляет в службу занятости список имеющихся вакансий, однако в заявок на данные вакансии в службе нет, что было известно ответчику. Считает, что учреждение должно самостоятельно представлять информацию в кадровые агентства, в печатные издания для заполнения существующих вакансий. Ссылка ответчика на то, что он не может организовать обязательное специальное рабочее место для инвалида, так как в учреждении не работают инвалиды, нуждающиеся в данном рабочем месте, является несостоятельной, так как заключение медико-социальной экспертизы для организации такого места для конкретного работника-инвалида требуется для возмещения работодателю расходов на организацию данного места. А одно специальное место должно быть организовано работодателем за его счет, данное требование является обязательным. Ответчик может организовать данное место под конкретную должность, предназначенную для инвалида, либо под конкретного работника-инвалида. Считает, что своим бездействием ответчик нарушает права инвалидов на трудоустройство. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 24 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда, в том числе, проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст. 212 ТК РФ). Согласно ст. 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия. Пунктом 1 статьи 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Согласно пункту 3 статьи 25 указанного Закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно статье 22 указанного Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Согласно ч. 1 и 2 ст. 6 Закона Омской области от 21.07.2009 № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать учреждения медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством. Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена: квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников; минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. Судом установлено, что в ... года специалистами Главного управления государственной службы занятости населения Омской области в деятельности ФГУЗ «...» проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения. Проведенной проверкой установлено, что ФГУЗ ... ...» не соблюдена обязанность по обеспечении установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с предъявляемыми требованиями вышеуказанного законодательства, при установленной квоте 10 рабочих мест фактически трудоустроено только пять инвалидов. Так же не создано специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. По итогам проверки ФГУЗ «... ... ...» было выдано предписание ...с установлением срока устранения допущенных нарушений законодательства до ..., которой ответчиком исполнено не было (л.д. 5-7). В ... года прокуратурой ЦАО г. Омска проведена дополнительная проверка исполнения ФГУЗ «... ...» требований законодательства о занятости населения. Проверкой установлено, что квота для трудоустройства инвалидов в полном объеме не исполнена, специальное рабочее место в установленном порядке не создано и не аттестовано, в связи с чем прокурор обратился в суд с рассматриваемым иском. Из представленных суду документов усматривается, что после обращения прокурора в суд в период с ... по ... ответчик выполнил требования закона о соблюдении квоты по трудоустройству инвалидов, в настоящее время в ФГУЗ «... ...» работает 10 инвалидов (л.д. 46-55). В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 35, 39, 55-57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В судебном заседании установлено, что ответчик ФГУЗ «... ...» не выполнял требование закона о соблюдении установленной квоты по трудоустройству инвалидов. При этом ответчик не представил суду доказательств того, что администрацией учреждения предпринимались необходимые меры для трудоустройства инвалидов, а так же того, что данная обязанность не была исполнена им по независящим от учреждения обстоятельствам. Суд считает необходимым отметить, что в период с ... года по ... года ответчик не предпринимал каких-либо действий для заполнения квоты, кроме направления информации об имеющихся вакансиях в службу занятости, при этом в сентябре 2010 года в течении двух недель, в период с ... по ..., ответчик без помощи службы занятости трудоустроил пять инвалидов, полностью заполнив имеющиеся вакансии. Данные обстоятельства свидетельствуют о бездействии ответчика до ... года в нарушение требований ФЗ «О социальной защите инвалидов», Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановления Правительства Омской области № 16-и ст. 27.01.2010 «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области». Доказательств обратного суду не представлено. Учитывая изложенное суд считает, что требования прокурора ЦАО г. Омска о признании незаконным бездействия ФГУЗ "... ...", выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов, противоречащим ст. 24 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. ст. 3, 6 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области № 16-п от 27.01.2010 года «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», обоснованы и подлежат удовлетворению. Суд так же считает обоснованными требования прокурора обязать ФГУЗ «... ...» создать одно специальное аттестованное рабочее для трудоустройства инвалидов в соответствии с п.п. 2 п. 1 постановления Правительства Омской области № 16-п от 27.01.2010 года «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», согласно которому для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой форсы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. Судом установлено и признано в судебном заседании представителями ответчика, что до настоящего времени данное требование ФГУЗ «... ...» не исполнено, специальное рабочее место не организовано. При этом суд не принимает доводы ответчика о том, что данное место не может быть организовано, так как на предприятии нет работников-инвалидов, которые в соответствии с медико-социальной экспертизой нуждаются в организации специального рабочего места. В соответствии со ст. 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 г. N 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать учреждения медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством. Квотирование рабочих мест осуществляется организацией за счет собственных средств. Перечисленные выше нормы права обязывают организацию - работодателя создать (оборудовать) за свой счет одно обязательное аттестованное специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов в срок два месяца, независимо от наличия заключения СМЭ о нуждаемости конкретного работника предприятия в организации специального рабочего места, данная обязанность является дополнительной, предусмотрена иным нормами права. Учитывая, что ответчик до настоящего времени указанное требование закона не выполнил, суд находит исковые требования о возложении на него данной обязанности подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере, установленном ст. ст. 333.19, 333.20 Налогового кодекса РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, р е ш и л: Иск Прокурора ЦАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц и РФ к ФГУЗ «... ...» о признании бездействий незаконными и обязывании выполнить требование закона удовлетворить. Признать бездействие ФГУЗ «...», выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов, противоречащим ст. 24 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. ст. 3, 6 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области № 16-п от 27.01.2010 года «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», Обязать ФГУЗ «... ...» в соответствии с п.п. 2 п. 1 постановления Правительства Омской области № 16-п от 27.01.2010 года «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» создать одно специальное аттестованное рабочее для трудоустройства инвалидов. Взыскать с ФГУЗ «...» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 8000 рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение вступило в законную силу 20.11.2010