решение от 22.11 .2010 по иску Межрайонного прокурора к ОАО `Сибтранснефтепродукт`



Дело № 2-4311/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего Солодкевича И.М.

с участием прокурора Липинской Е.Г.

при секретаре Бирковой Л.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 22 ноября 2010 года

гражданское дело по иску Татарского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Сибирскому открытому акционерному обществу трубопроводного транспорта нефтепродуктов (ОАО «Сибтранснефтепродукт») о присуждении к исполнению обязанностей

У С Т А Н О В И Л:

        Татарский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Татарский районный суд Новосибирской области с иском к ОАО «Сибтранснефтепродукт» (Сибирское открытое акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов) о присуждении к исполнению обязанности в натуре, указав, что межрайонная прокуратура провела проверку исполнения законодательства в сфере охраны и использования водных объектов, в ходе которой установила нарушения, допущенные ответчиком.

       Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ) установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе, посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

       Согласно частям 1 и 3 статьи 18 данного Федерального закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

       Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

       Частями 1 и 2 статьи 19 указанного Федерального закона установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

       Исходя из требований пунктов 1.4, 1.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников; организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

       При разработке проекта зоны санитарной охраны для крупных водопроводов предварительно создается положение о зоне санитарной охраны, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

       Согласно пункту 4.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 24 (в редакции от 07 апреля 2009 года № 20), производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

       Пунктами 3.4 и 3.6 данных Санитарных правил предусмотрен порядок определения безопасности питьевой воды по химическому составу и концентрации радионуклидов.

       В нарушение перечисленных требований, ответчик не обеспечил следующие условия: не разработал проект обоснования границ зоны санитарной охраны; программой производственного контроля предусмотрел анализ проб воды только по обобщенным показателям; исследования проб питьевой воды по показателям радиационной безопасности не проводит; разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду не имеет.

       Таким образом, ответчик не принимает должные меры к соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и норм, чем нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

       В соответствии со статьями 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

       Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

       Просил обязать ОАО «Сибтранснефтепродукт» разработать проект обоснования границ зоны санитарной охраны, провести анализ проб питьевой воды по всем показателям химической и радиационной безопасности, получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (л.д. 4-6).

       Определением Татарского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ настоящее гражданское дело было передано для рассмотрения по подсудности в Первомайский районный суд города Омска по месту регистрации ответчика (л.д. 76).

       Татарский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, был извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 87-88, 90).

       В судебном заседании помощник прокурора Советского АО города Омска Липинская Е.Г. поддержала доводы и требования иска по изложенным в нем основаниям.

       Представители ответчика - ОАО «Сибтранснефтепродукт» по доверенностям Сокерин П.В. и Русин Д.В. (л.д. 82, 83) частично согласились с исковые требованиями. Пояснили, что в городе Татарске Новосибирской области находится линейная производственно-диспетчерская станция «Татарская» ОАО «Сибтранснефтепродукт». Не отрицали, что проект обоснования границ зоны санитарной охраны ответчик до настоящего времени не оформил. Работы по разработке проекта проведены, проект находится на согласовании, срок получения проекта ориентировочно март 2011 года. При проведении проверки у ОАО «Сибтранснефтепродукт» отсутствовал договор на проведение анализа проб воды. В настоящее время данный договор заключен. Требования прокурора в остальной части полагают обоснованным, для устранения выявленных в результате проверки недостатков, получения необходимых согласований и разрешений, необходимо определенное время.

       Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему:

       В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

       Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

       - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

       - разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия;

       - осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг;

       - проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

       Согласно статье 18 обозначенного Федерального закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть 1); критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (часть 2); использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (часть 3).

       По статье 19 Федерального Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (часть 1); индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам (часть 2).

      СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» установлено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий всех поясов зоны санитарной охраны.

       В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

       Линейная производственно-диспетчерская станция (ЛПДС) «Татарская» расположена по адресу: <адрес> является филиалом ОАО «Сибтранснефтепродукт» (л.д. 9, 10-40, 41).

       ДД.ММ.ГГГГ по требованию прокурора в целях оценки соответствия источника водоснабжения положениям СанПиН 2.1.4.111-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды» проведена проверка Линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) «Татарская» ОАО «Сибтранснефтепродукт», в результате которой установлено, что скважины не соответствуют СанПиН, очистные сооружения не имеют разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Разработан проект нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в озеро Новотроицкое, санитарно-эпидемиологическое заключение отсутствует (л.д. 7-8).

       ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Сибтранснефтепродукт» заключило с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» договор на оказание услуг по радиологическому исследованию воды, ДД.ММ.ГГГГ - с ГУ «Новосибирский Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра Всемирной службы погоды» для проведения химического анализа воды, в соответствии с которыми проведены анализы проб питьевой воды по всем показателям химической и радиационной безопасности (л.д. 48-49, 64-67, 68, 95-96, 97-101, 106-127).

       Таким образом, требования законодательства и соответственно прокурора в данной части на момент разрешения иска ответчик выполнил.

       С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ОАО «Сибтранснефтепродукт» производит действия по разработке проекта обоснования границ зоны санитарной охраны и для получения разрешения на сброс загрязняющих веществе в окружающую среду, что подтверждается представленной в материалы дела перепиской с ЗАО «Тарпан», ООО «Экосервис» и договорами с ЗАО «Тарпан» и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области в городе Татарске» (л.д. 46, 47, 50-54, 55-57, 58, 59, 60, 61-62, 63, 69-70, 91-92, 93, 94, 102, 103, 104, 105).

       Из материалов дела, пояснений представителей ответчика следует, что в настоящее время проект зоны санитарной охраны скважины и разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в отношении соответственно скважины и очистных сооружений ОАО «Сибтранснефтепродукт», расположенных на территории Линейной производственно-диспетчерской станции «Татарская» фактически отсутствует, ориентировочный срок получения - ДД.ММ.ГГГГ.

       Отсюда, в силу действующего законодательства в данной части исковые требования подлежат удовлетворению.

       Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

       Обязать Сибирское открытое акционерное обществу трубопроводного транспорта нефтепродуктов (ОАО «Сибтранснефтепродукт») разработать проект обоснования границ зоны санитарной охраны и получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в отношении соответственно скважины и очистных сооружений ОАО «Сибтранснефтепродукт», расположенных на территории Линейной производственно-диспетчерской станции «Татарская» (город Татарск Новосибирской области).

       Взыскать с Сибирского открытого акционерного общества трубопроводного транспорта нефтепродуктов (ОАО «Сибтранснефтепродукт») в местный бюджет государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

       На решение в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в Первомайский районный суд для рассмотрения Омским областным судом.

       Решение вступило в законную силу 21.12.2010 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200