Дело № 2 - 4110/2010 Р Е Ш Е Н И Е Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Валитовой М.С. с участием прокурора Асламазова А.А. при секретаре Темиркалиной А.Т. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 25 ноября 2010 года дело по иску прокурора Центрального административного округа г. Омска к Муниципальному предприятию г. Омска «Тепловая компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить требования закона об установлении квоты для трудоустройства инвалидов, создании специальных аттестованных рабочих мест для инвалидов в соответствии с указанной квотой, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального административного округа г. Омска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию г. Омска «Тепловая компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить требования закона об установлении квоты для трудоустройства инвалидов, создании специальных аттестованных рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой. В обоснование заявленных требований указал, что по материалам Главного управления государственной службы занятости населения Омской области прокуратурой Центрального административного округа г. Омска была проведена проверка исполнения МП г. Омска «Тепловая компания» трудового законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов, при этом выявлены следующие нарушения: В соответствии со ст. 212 ТК РФ наряду с иными обязанностями по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда в обязанность работодателя входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией. Согласно ст. 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, проводить другие мероприятия. Пунктом 1 статьи 25 Закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения» установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 25 указанного Закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно ст. 22 указанного ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Статья 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 года № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» устанавливает следующие обязанности организаций в области квотирования рабочих мест: 1. Организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе: проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. 2. Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать учреждения медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством. Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27 января 2010 года № 16 - П «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно - правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена: 1) квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников; 2) минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. В марте 2010 года специалистами Главного управления государственной службы занятости населения Омской области в деятельности МП г. Омска «Тепловая компания» проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения. По результатам проведенной проверки установлено, что МП г. Омска «Тепловая компания» не соблюдена обязанность по обеспечении установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с предъявляемыми требованиями вышеуказанного законодательства. Прокуратурой Центрального административного округа г. Омска в августе 2010 года проведена дополнительная проверка исполнения МП г. Омска «Тепловая компания» требований законодательства о занятости населения. Проверкой установлено, что квота для трудоустройства инвалидов в полном объеме не исполнена, специальное рабочее место в установленном порядке не аттестовано. Квота для трудоустройства инвалидов в МП г. Омска «Тепловая компания» составляет 50, в настоящее время трудоустроено 14. Бездействием МП г. Омска «Тепловая компания» нарушается и может быть нарушено право на труд любого гражданина Российской Федерации, являющегося инвалидом и имеющего право на трудоустройство в рамках квот, установленных законодательством Российской Федерации. На основании изложенного просил признать бездействие МП г. Омска «Тепловая компания», выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов и противоречащим статье 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», статьям 3, 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области № 16-и от 27 января 2010 года «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области». Обязать МП г. Омска «Тепловая компания», выполнить требования закона, исполнить установленную квоту для трудоустройства инвалидов и создать специальные, аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что в соответствии со ст. 224 ТК РФ работодатель обязан создавать рабочие места в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. В ходе проведения проверки исполнения МП г. Омска «Тепловая компания» трудового законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов выявлена среднесписочная численность работников - 1677. Квота для инвалидов - 50, а трудоустроено всего 17 инвалидов. В центр занятости ответчиком вакансии не подавались. Представитель ответчика Тихомиров А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что выполнение квоты, установленной Законом Омской области от 21 июля 2009 года № 1174 - ФЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», Постановлением правительства Омской области от 21 июля 2010 года № 16 - п «О мерах реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» без необусловленного производственной необходимостью введения новых должностей и увеличения штатной численности работников, для большинства занятых в реальном секторе экономики организаций, в том числе и для МП г. Омска «Тепловая компания», является невозможным по следующим причинам. Среднесписочная численность МП г. Омска «Тепловая компания» по состоянию на 01 ноября 2010 года составляет 1 671 человек. Размер установленной квоты для приема на работу инвалидов - 50 человек, трудоустроены 17 человек, имеющих статус инвалида. В целях соблюдения закона в части квотирования рабочих мест на предприятии завершается начатая в 2003 году работа по аттестации рабочих мест силами собственной аттестованной и аккредитованной лаборатории. Работа по аттестации рабочих мест в полном объеме будет завершена в декабре 2010 года и с января 2011 года начнутся работы по переаттестации рабочих мест, пятилетний срок аттестации которых истекает в 2011 году и в последующие годы. На балансе предприятия находится порядка 1 000 кв. тепловых сетей в двухтрубном исчислении, 24 котельных с общей установленной мощностью 498,0 Гкал/час, 59 ЦТП и ТПНС с установленной мощностью 826,9 ккал/час. В соответствии с ФЗ от 21июля 1997 года № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» тепловые сети, котельные, ЦТП и ТПНС, находящиеся в хозяйственном ведении предприятия, относятся к опасным производственным объектам. На основании перечня профессий с вредно действующими производственными факторами, утвержденному директором МП г. Омска «Тепловая компания», составленному в соответствии с Приказом МЗ РФ № 83 от 16 августа 2004 года, все профессии (должности) опасных производственных объектов имеют ряд требований (ограничений) к персоналу, допускаемому к работе. На основании ст. 9 указанного закона запрещается допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, не удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и имеющих медицинские противопоказания к указанной работе. Кроме того, в соответствии с перечнем вредно действующих производственных факторов, персонал предприятия проходит периодические профессиональные медицинские осмотры, в результате которых только в 2010 году получили ограничения в работе 95 человек, оформлено профессиональное заболевание 3 работникам, 37 человек не годны к работе по своей профессии и были трудоустроены на предприятии на имеющиеся вакансии с другими вредными производственными факторами, что не исключает их отстранения на следующий год после соответствующего профессионального медицинского осмотра, 544 человека подлежат дообследованию в медицинских учреждениях по месту жительства и санаторно - курортному лечению. Трудоустройство инвалидов согласно действующей квоте на сегодняшний день затруднено в соответствии с рядом производственных и медицинских ограничений. Анализ численности показывает, что численность руководителей, специалистов и служащих, должности которых не ограничены вредно действующими производственными факторами составляет 430,1 человек, а численность рабочих, допуск к работе которых ограничен производственными факторами, составляет 1241,1 человек. Следовательно, если предположить возможность расчета квоты только по численности должностей, не имеющих медицинских ограничений, то квотирование для МП г. Омска «Тепловая компания» составило бы 13 человек, что является выполнимым для предприятия. Основными видами деятельности МП г. Омска «Тепловая компания» является производство и распределение тепловой энергии. Вопросы хозяйственной деятельности предприятия, в том числе: соответствие численности работников установленным нормативам, контролируются регулирующим органом - РЭК Омской области, в соответствии с действующим законодательством о тарифообразовании. Затраты на оплату труда работников сверх установленных нормативов не подлежат включению в состав затрат при установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по ее передаче. Реальное исполнение установленных квот для трудоустройства инвалидов сверх уже трудоустроенных является невозможным, поскольку действующее законодательство не предусматривает обязанности работодателя по созданию новых рабочих мест специально для исполнения установленной квоты. Исполнение квоты возможно по мере появления соответствующих вакантных рабочих мест, соответствующих установленным законодательством критериям. За допущенное нарушение трудового законодательства и предприятие, и его руководитель были привлечены к административной ответственности, до этого выдавалось предписание. В настоящее время на предприятии трудоустроено 20 инвалидов. Представитель третьего лица - Главного управления Государственной службы занятости населения Омской области Чередова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора и пояснила, что для устранения выявленных при проведении проверки нарушений МП г. Омска «тепловая компания» предоставлялся срок в 2 месяца. Но в указанный срок данные нарушения не были устранены. Постановлением правительства Омской области № 16 - П от 27.01.2010 года установлена квота для инвалидов - 3 % к среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность МП г. Омска «тепловая компания» составляет 1671 человек. Установленная квота для приема на работу инвалидов - 50 человек. Фактически работает на предприятии 17 инвалидов. Специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на предприятии не создано, хотя он обязан должен их создать с учетом тяжелых условий труда, сверх штата работников за счет изменения штатного расписания. Предприятие не предоставляет ежемесячные сведения о наличии вакансий. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 24 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда, в том числе, проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст. 212 ТК РФ). Согласно ст. 224 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия. Пунктом 1 статьи 25 Закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Согласно пункту 3 статьи 25 указанного Закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно статье 22 указанного Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Согласно ч. 1 и 2 ст. 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 года № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать учреждения медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством. Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27 января 2010 года № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена: квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников; минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. В судебном заседании установлено, что 10 марта 2010 года в ходе проведения проверки Главным управлением Государственной службы занятости населения Омской области в отношении МП г. Омска «Тепловая компания» в части исполнения законодательства о занятости населения установлено несоблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с пунктом 1 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», ст. ст. 21, 22 ФЗ от 24.11.1995 года № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлений Правительства Омской области от 27 января 2010 года № 16 - п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», пункта 1 статьи 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области». По результатам проведения проверки составлено предписание № 8 об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области, в котором определен срок устранения указанных нарушения - до 11 мая 2010 года. В связи с неисполнением предписания № 8 от 10 марта 2010 года Главное управление Государственной службы занятости населения Омской области обратилось в прокуратуру Центрального административного округа г. Омска с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». По материалам проверки ГУ Государственной службы занятости Омской области в июне 2010 года прокуратурой Центрального административного округа г. Омска была проведена дополнительная проверка исполнения МП г. Омска «Тепловая компания» требований законодательства о занятости населения на территории Омской области, в ходе которой также установлено, что квота для трудоустройства инвалидов в полном объеме не исполнена, специальное рабочее место в установленном порядке не создано и не аттестовано. Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что до настоящего времени МП г. Омска «Тепловая компания» нарушения требований законодательства о занятости населения на территории Омской области о соблюдении квоты по трудоустройству инвалидов не устранены. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиком не представлены доказательства в подтверждение своих возражений. Как пояснил представитель ответчика, постановления о привлечении к административной ответственности юридического лица - МП г. Омска «Тепловая компания», а также в отношении его руководителя не были обжалованы в установленном законом порядке. Факт неисполнения требований законодательства в части квотирования рабочих мест свидетельствует о бездействии ответчика в нарушение требований ФЗ «О социальной защите инвалидов», Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановления Правительства Омской области № 16-п от 27 января 2010 года «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области». В связи с неисполнением МП г. Омска «Тепловая компания» требований трудового законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов, суд находит требования прокурора ЦАО г. Омска о признании незаконным бездействия МП г. Омска «Тепловая компания» противоречащим ст. 24 ФЗ № 181 - ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. ст. 3, 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 года № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области № 16-п от 27 января 2010 года «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с п.п. 2 п. 1 Постановления Правительства Омской области № 16-п от 27 января 2010 года «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось ответчиком, что до настоящего времени на МП г. Омска «Тепловая компания» не создано ни одно специальное аттестованное рабочее место для трудоустройства инвалидов. В соответствии со ст. 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 года N 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать учреждения медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательством. Квотирование рабочих мест осуществляется организацией за счет собственных средств. Перечисленные выше нормы права обязывают организацию - работодателя создать (оборудовать) за свой счет одно обязательное аттестованное специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов в срок два месяца, независимо от наличия заключения СМЭ о нуждаемости конкретного работника предприятия в организации специального рабочего места, данная обязанность является дополнительной, предусмотрена иным нормами права. Учитывая, что ответчик до настоящего времени указанное требование закона не выполнил, суд находит исковые требования о возложении на него данной обязанности подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере, установленном ст. ст. 333.19, 333.20 Налогового кодекса РФ. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Центрального административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального предприятия г. Омска «Тепловая компания» Обязать Муниципальное предприятие г. Омска «Тепловая компания» исполнить установленные законом квоту для трудоустройства инвалидов - в размере 3 % среднесписочной численности работников и создать специальные аттестованные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. Взыскать с Муниципального предприятия г. Омска «Тепловая компания» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (четыреста) руб. 00 коп. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме. Судья Валитова М.С Решение вступило в законную силу 14.12.2010 г.
Именем Российской Федерации