Решение от 16.02.2011 года по делу № 2-882/2011 об обжаловании решения Главного управления лесного хозяйства Омской облатси



                         Дело № 2 - 882/2011

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Макарочкиной О.Н.

при секретаре Мальцевой Е.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 16 февраля 2011 года

гражданское дело по заявлению Бюджетного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области об обжаловании решения Главного управления лесного хозяйства Омской области,

У С Т А Н О В И Л:

Бюджетное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» обратилось в суд с заявлением об обжаловании решения органа государственной власти, указав следующее.

Главным управлением лесного хозяйства Омской области было вынесено предписание об устранении нарушений лесного законодательства от ... Данным предписанием Бюджетному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» предписано: представить на утверждение в Главное управление лесного хозяйства Омской области оперативные планы тушения лесных пожаров на лесных участках, предоставленных в постоянное бессрочное пользование; провести установку предупредительных аншлагов в количествах, указанных в проектах освоения лесов; провести работы по устройству минерализованных полос и уходу за минерализованными полосами в объемах, указанных в проектах освоения лесов; организовать подготовку руководителей тушения лесных пожаров; осуществить доукомплектование пунктов противопожарного инвентаря в соответствии с проектами освоения лесов; предоставить разработанные и прошедшие государственную экспертизу проекты освоения лесов на лесные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование.

Считают данное предписание противоречащим законодательству по следующим основаниям.

Приказ Министерства природных ресурсов России от 13.07.2005 г. № 193, утвердивший Перечень противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями, утратил силу в связи с принятием ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 г. № 549, устанавливают нормы в расчете на один пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря. Такой пункт организуется на 100 километров линейного объекта. Соответственно, если пункт линейного объекта составляет менее 100 километров - организация пункта сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря действующим законодательством РФ не предусматривается.

Мероприятия, указанные в предписании -п не соответствуют мероприятиям, регламентированным в ч.2,3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ. Вместе с тем, в соответствии с п.9 ч.2 ст.53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя и иные определенные Правительством РФ меры.

Согласно ч.2 ст. 53.4 ЛК РФ на лиц, использующих леса не возлагается обязанность по тушению лесных пожаров, им лишь необходимо принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. Соответственно требования о разработке планов тушения лесных пожаров, подготовки руководителей тушения лесных пожаров, указанные в предписании, противоречат действующему законодательству и не могут быть возложены на БУ «УДХ».

Указом Губернатора Омской области от 26.01.2009 № 10 «Об утверждении лесного плана омской области» тушение лесных пожаров на территории Омской области осуществляют лесхозы бюджетного учреждения «Омсклес» силами и средствами, имеющимися в лесхозах и привлекаемыми для тушения лесных пожаров предприятиями и организациями населенных пунктов согласно договорам, заключенным лесхозами и предприятиями и организациями района. Требования об установке предупредительных аншлагов, о доукомплектовании пунктов противопожарного инвентаря противоречат действующему законодательству и не могут быть возложены на БУ «УДХ».

Противопожарные требования, указанные в предписании, также не соответствуют Правилам пожарной безопасности в лесах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 416, при размещении и эксплуатации автомобильных дорог.

На основании изложенного, просит признать недействительным решение Главного управления лесного хозяйства Омской области выразившееся в форме предписания от ... обязать Главное управление лесного хозяйства Омской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав бюджетного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», отменив предписание об устранении нарушений лесного законодательства от ... .

В судебном заседании представитель бюджетного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» Сахаров А.С., действующий на основании доверенности, требования, указанные в заявлении поддержал в полном объеме, по основаниям в нем изложенном. Пояснил, что учреждение оспаривает не все пкункты предписания, а только 1, 2, 4 и 5 пункты. Просил признать недействительным решение Главного управления лесного хозяйства Омской области выразившееся в форме предписания от ... , обязать Главное управление лесного хозяйства Омской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав бюджетного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», отменив предписание об устранении нарушений лесного законодательства от ... .

Представитель главного управления лесного хозяйства Омской области Леонтьев М.П. с заявлением не согласился и указал, что Бюджетное учреждение Омской области «Управлением дорожного хозяйства Омской области» несет обязанность по осуществлению противопожарных мероприятий в силу закона, а именно статьи 53.1 лесного кодекса РФ. Поскольку учреждение является пользователем лесов, то обязано осуществлять меры противопожарного обустройства. Кроме того, в 2009 году совместно с участием филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» был согласован проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование бюджетному учреждению Омской области «Управлением дорожного хозяйства Омской области» которым утверждены ряд мероприятий, который учреждение обязано выполнять. Просил в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы делаю, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что по результатам проверки Бюджетного учреждения Омской области «Управлением дорожного хозяйства Омской области» Главным управлением лесного хозяйства Омской области вынесено предписание об устранении нарушений лесного законодательства, выявленного в результате проверки от ..., согласно которому были указаны ряд недостатков, в частности предписано: представить на утверждение в Главное управление лесного хозяйства Омской области оперативные планы тушения лесных пожаров на лесных участках, предоставленных в постоянное бессрочное пользование (пункт 1 предписания); провести установку предупредительных аншлагов в количествах, указанных в проектах освоения лесов (пункт 2 предписания); организовать подготовку руководителей тушения лесных пожаров (пункт 4 предписания); осуществить доукомплектование пунктов противопожарного инвентаря в соответствии с проектами освоения лесов (пункт 5 предписания).

С указанными пунктами предписания представитель бюджетного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» не согласился, указав на их противоречие действующему законодательству.

С данными доводами суд согласиться не может в силу следующего.

Статья 3 Лесного кодекса РФ (далее по тексту ЛК РФ) предусматривает, что лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для целей ЗК РФ используются следующие понятия и определения: собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды (статья 3).

В силу статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

1) предупреждение лесных пожаров;

2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417
"Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, согласно которым установлены единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В силу статьи 53.1. ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:

1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;

2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;

4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;

6) проведение работ по гидромелиорации;

7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;

9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры (часть 2).

Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:

1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;

2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;

3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов (часть 5).

Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).

Таким образом, из смысла указанной нормы юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в том числе и тушить лесные пожары, возникшие по их вине.

Статья 88 ЛК РФ регламентирует, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3 приказа Минсельхоза РФ от 8 февраля 2010 г. N 32
"Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" установлено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Таким образом, обязанность бюджетного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» по выполнению мер пожарной безопасности возникает в силу закона (ЛК РФ, ЗК РФ), которым регламентировано, что данные меры им осуществляются на основании проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном ему в постоянное (бессрочное) пользование, который был утвержден в 2009 году и подлежит обязательному исполнению заявителем.

Поскольку в предписании Главного управления лесного хозяйства Омской области от ... указаны требования об устранении нарушений, выполнение которых предусмотрено, не только ст. 53.1 ЛК РФ, но и 5 разделом Проекта освоения лесов от 2009 года, то они должны быть исполнены бюджетным учреждением Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области».

При таких обстоятельствах требования бюджетного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении заявления Бюджетного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области об обжаловании решения Главного управления лесного хозяйства Омской области отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение вступило в законную силу 04.03.2011 года

...

...

...

...а

-32300: transport error - HTTP status code was not 200