Решение от 07.02.2011 года по делу 2-176/2011 по иску Баликоевой Е.Н. к Министерству промышленной политики, транспорта и связи Омской области об изменении формулировки распоряжения о прекращении действия трудового договора



Дело № 2-176/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд города Омска

В составе председательствующего судьи Е.А. Чеботаревой

При секретаре С.В. Хаджиевой

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске

                                                                   07 февраля 2011 года

Гражданское дело по иску Баликоевой Е.Н. к Министерству промышленной политики, транспорта и связи Омской области о признании незаконным и отмене распоряжения об увольнении, изменении формулировки распоряжения о прекращении действия трудового договора, взыскании компенсации при увольнении и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Баликоева Е.Н. обратилась в суд с выше указанным иском к Министерству промышленной политики, транспорта и связи Омской области, полагает нарушенными свои трудовые права.

В обоснование исковых требований указала, что со <дата> по <дата> работала, временно, в должности <данные изъяты> Министерства промышленной политики транспорта и связи Омской области.

Далее, <дата> была принята на должность <данные изъяты> Министерства промышленной политики транспорта и связи.

<дата> была переведена на должность государственной гражданской службы Омской области и назначена <данные изъяты>.

<дата> служебный контракт с ней прекращен, она уволена с государственной гражданской службы Омской области в связи с отказом государственного служащего от предложенной для замещения иной гражданской службы по п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Считает увольнение по указанному основанию, незаконным. Так, уведомление об изменении существенных условий служебного контракта с предложением для замещения иной должности вручено ей с нарушением положений ч. 2 ст. 29 Закона, за 4 рабочих дня, а не за 2 месяца до введения существенных изменений условий служебного контракта.

Полагает, что формулировка основания для расторжения контракта, освобождения от должности и увольнения подлежит изменению, так как фактически имело место сокращение численности штатов управления бюджетного планирования и учета Министерства, и её должны были уволить в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы по п. 6 ч.1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Факт сокращения численности штатов управления подтверждается уведомлением и увольнением по сокращению численности штатов многих работников управления, в том числе К.Ю.Н., Г.Е.В., Ш.Т.Б.

<дата> она была ознакомлена с уведомлением Министра о сокращении занимаемой должности.

<дата> она в письменном заявлении на имя министра, выразила согласие на увольнение, в связи с сокращением должности, согласно уведомлению от <дата>. Ее заявление оставлено без рассмотрения, без объяснения причин.

<дата> за 4 рабочих дня до введения в действие нового штатного расписания и изменения условий труда, её ознакомили с новым уведомлением от <дата> об изменении существенных условий трудового контракта. Из уведомления следовало, что наименование её должности изменено, соответственно ей была предложена иная должность - <данные изъяты> без изменения должностных обязанностей и с иными последствиями отказа от предложенной должности, с основанием увольнения по п. 7 ч.1 ст. 33 Закона (без выплаты компенсаций).

По ее мнению уведомление не конкретизировано, не указана дата начала работы в новой должности, новые должностные обязанности (должностной регламент) ей не предъявили, в уведомлении не указали, в подразделении какого государственного органа предложена должность, не указали размер оклада и других выплат.

Считает, что новое уведомление содержит предложение о внесении изменений в служебный контракт, которые в силу ст. 5 Закона могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

С <дата> аппарат управления Министерства был реорганизован и её должность сокращена. Согласно последнему уведомлению от <дата> она должна была исполнять обязанности в соответствии с должностным регламентом. Однако с должностным регламентом ее не ознакомили. Должностной регламент от <дата>, которым она руководствовалась ранее, утратил силу с <дата>, в связи с сокращением численности штатов.

Она не согласна с изменением существенных условий служебного контракта и с увольнением, в связи с отказом от перевода на другую должность в связи с существенным изменением условий труда, и просила уволить ее по сокращению численности штатов.

Из ответа первого заместителя Министра В.И. Белова от <дата>, следует, что ей отказано в увольнении в связи с сокращением должности, поскольку ее должность не сокращалась.

Размер компенсации, который ей должны были выплатить, при увольнении по сокращению штатов составляет 84866,32 рублей, то есть четырехмесячное денежное содержание государственного служащего по занимаемой должности.

На основании изложенного просит признать незаконным, подлежащим отмене, распоряжение <№> от <дата> об её увольнении по пункту 7 части 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и изменить формулировку распоряжения о прекращении действия трудового договора от <дата> на п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Также просит взыскать с ответчика в её пользу компенсацию при увольнении по п. 6 ч.1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с п. 9 ст. 31, указанного Закона РФ, в размере 86639,68 рублей, а также в счет компенсации морального вреда 5000 рублей.

В судебном заседании Баликоева Е.Н. требования иска поддержала в полном объеме. Пояснила, что отказалась от продолжения работы в Министерстве промышленной политики, транспорта и связи Омской области в связи с изменением структуры, предполагала, что измениться объем ее должностных полномочий и на нее будут возложены дополнительные функции.

Представитель Баликоевой Е.Н. - Иванова Н.Л. требования истица поддержала. Пояснила, что права истицы были нарушены, так как фактически происходило сокращение штата и при этом, не была соблюдена процедура увольнения. Ей предложили должность в другой структуре органа, с другими обязанностями, с должностным регламентом не ознакомили. В связи с этим истица имеет право на выплату четырехмесячной компенсации.

Ответчик - Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области требования иска Баликоевой Е.Н. не признал.

Представитель Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области Бесштанько А.В., действующая по доверенности, просит в удовлетворении иска отказать. В обоснование пояснила, что п. 3 Распоряжения Министерства от 04.08.2010 года № 174-р «Об утверждении штатного расписания Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области» утверждено штатное расписание Министерства в количестве 126 штатных единиц со сроком вступления в силу <дата>.

Процедура реорганизации Министерством не проводилась, поскольку решение о создании, реорганизации, либо ликвидации органов исполнительной власти Омской области принимает Губернатор Омской области. Указ Губернатора Омской области о реорганизации Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области не издавался.

Организационные изменения в штатном расписании обусловлены реструктуризацией подразделений Министерства, при этом изменились их наименования, но ликвидации структурных подразделений, сокращения численности и изменения их должностных обязанностей не произошло.

Штатная должность, занимаемая истицей - <данные изъяты> в соответствии с распоряжением Министерства № 174-р передана в Отдел бюджетного планирования и отчетности Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области. Изменилось наименования должности - <данные изъяты> (п. 1.7.2. распоряжения Министерства № 174-р).

Таким образом, в соответствии со штатным расписанием предусматривалось изменение существенных условий служебного контракта, без изменения должностных обязанностей в связи с изменением организационных условий службы. В результате изменения существенных условий служебного контракта, положение истицы не изменилось и не ухудшилось.

<дата> истица была ознакомлена с уведомлением от <дата> о сокращении замещаемой должности, одновременно в заявлении от <дата> Баликоева выразила свое согласие с изменением существенных условий служебного контракта.

По заявлению от <дата> истица просит расторгнуть служебный контракт с <дата>, в связи с отказом от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы.

Распоряжением Министерства от <дата> <№> «Об отдельных вопросах реализации штатного расписания Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области от 04 августа 2010 года № 174-р» в связи с выявленным несоответствием уведомлений о сокращении замещаемой должности, уведомления от <дата> были отменены.

Срок вступления в силу штатного расписания в части должностей, которые замещались работниками, чьи уведомления были отменены, продлен до <дата>.

<дата> после ознакомления с уведомлением от <дата> «Об изменении существенных условий служебного контракта профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей», истица вновь обратилась с заявлением об отказе от предложенной для замещения должности и просила об увольнении «по сокращению должностей».

На основании полученного отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, распоряжением Министерства о прекращении действия трудового договора с работником и освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы Омской области от <дата> <№>, служебный контракт с истицей расторгнут <дата>.

Представители Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области Борзов С.В., Трунова А.А., Пермякова Н.В., Волкова Т.В., действующие на основании доверенностей, требования иска Баликоевой Е.Н. также не признали. Поддержали доводы, изложенные Бесштанько А.В..

Кроме того, пояснили, что в первоначальном уведомлении об увольнении, основанием увольнения - сокращение было указано ошибочно. Должность истицы сохранили, она квалифицированный специалист, хорошо знающий свою работу. В связи с этим, были предприняты все возможные меры, для сохранения с ней трудовых правоотношений.

Представитель Управления Федерального казначейства по Омской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть гражданское дело по иску без его участия.

Выслушав Баликоеву Е.Н., её представителя, представителей Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта (п.1).

Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения (п.2).

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы (п.3).

В соответствии с ч. 3, ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» являются в том числе:

- отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона) (п.6);

- отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона) (п.7).

При заявленных Баликоевой Е.Н. исковых требованиях, на Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области возложена обязанность по доказыванию обоснованности увольнения истицы по основаниям, предусмотренным п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», соблюдении порядка увольнения.

В ходе судебного разбирательства из пояснений сторон и материалов дела установлено, что Баликоева Е.Н. с <дата> принята на должность <данные изъяты> Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области (запись <№> в трудовой книжке);

<дата> Баликоева Е.Н. назначена на должность <данные изъяты> Министерства (запись <№>);

<дата> служебный контракт с ней прекращен, истица освобождена от исполнения обязанностей по п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ-79 (запись <№>);

<дата> в трудовую книжку внесена запись: считать запись <№> недействительной (запись <№>);

<дата> служебный контракт прекращен по другому основанию, истица освобождена от исполнения замещаемой должности в связи с отказом от предложения заместить иную должность гражданской службы - по п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе» (запись <№>).

Из материалов дела также установлено, что в соответствии со служебным контрактом <№> от <дата> Баликоева Е.Н. принята на должность <данные изъяты> Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области, на основании распоряжения Министерства от <дата> <№>.

Далее, <дата> Баликоева ознакомлена с распоряжением Министерства                <№> от <дата>, об увольнении с <дата> из отдела <данные изъяты> с должности <данные изъяты> по п. 7 ч. 1 чт. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Также, <дата> Баликоева Е.Н. была ознакомлена и выразила несогласие с уведомлением Министерства от <дата>, из которого следует, что в соответствии с распоряжением Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области от <дата> <№>, произошли изменения существенных условий служебного контракта профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей.

Наименование замещаемой должности Баликоевой Е.Н. - <данные изъяты> изменено. Истице предложена должность <данные изъяты>. Разъяснены последствия отказа.

<дата> Баликоева Е.Н. подала заявление, выразив согласие на увольнение по сокращению штатов.

<дата> аналогичное заявление Баликоева Е.Н. подала заявление на имя Министра Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области с просьбой уволить её по сокращению штата. Указала, что уведомлением от <дата> её поставили в известность о сокращении замещаемой ей должности, а <дата> отказалась от замещения иной предложенной должности, так как была согласна уволиться с <дата> по сокращению.

Из письменного ответа заместителя министра Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области от <дата>, следует, что должность государственной гражданской службы, замещаемая Баликоевой Е.Н., не сокращается. Об этом истицу и уведомили <дата>.

То обстоятельство, что Баликоева Е.Н. была поставлена в известность, о сохранении в штате Отдела замещаемой ею должности государственной гражданской службы, подтверждается, в том числе, предоставленной в суд аудиозаписью заседания комиссии, а также ответом от <дата> заместителя министра Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области на обращение истицы.

Из материалов дела также следует, что ранее, распоряжением министра Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области <№> от <дата> утверждено новое штатное расписание Министерства, в связи с реструктуризацией отдела <данные изъяты>. На его основе создан Отдел <данные изъяты> (п.1.7.).

По действующему законодательству, в связи с изменением наименования структурного подразделения, считаются измененными существенные условия служебных контрактов для лиц, замещающих должности, по которым штатные единицы переведены в соответствующие реорганизованные или вновь созданные структурные подразделения (п.2.); соответственно, с <дата> утверждено новое штатное расписание (п.3.).

Баликоева Е.Н. была уведомлена об изменениях в штатном расписании с <дата> и ей предложена должность <данные изъяты>, в связи с сокращением должности <данные изъяты>. При этом, ей было разъяснено, что в случае не согласия, истица будет уволена в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Согласно заявлению Баликоевой Е.Н. от <дата>, она была согласна с изменениями существенных условий служебного контракта, а также согласилась исполнять с <дата> обязанности по предложенной должности <данные изъяты>.

Вместе с тем, распоряжением министра Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области <№> от <дата>, отменено в части уведомление о сокращении занимаемых должностей, в том числе, указанное уведомление отменено в части сокращения должности, занимаемой Баликоевой.

Это обстоятельство подтверждается, материалами дела.

То что Баликоевой Е.Н. было предложено продолжить трудовые правоотношения по ранее занимаемой должности с прежним объемом полномочий в отделе Министретсва, подтверждается свидетельскими показаниями.

Свидетель Гончаренко А.В. - являющийся <данные изъяты> Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области пояснил, что Баликоева Е.Н. являлась квалифицированным работником, В связи с этим, ей под протокол была разъяснена возможность продолжить работу после организационных мероприятий, однако она отказалась. Тем не менее, занимаемая ею должность не сокращалась, функции оставались прежними, должностной регламент не измененился.

Свидетель Старчикова И.А. - <данные изъяты> Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области, пояснила, что должность истицы сохранена в составе Отдела, Баликоевой Е.Н. предложили ее занять и продолжать работу после реструктуризации, однако она отказалась. Функции и должностной регламент не изменились.

Аналогичные пояснения дала свидетель Платонова Л.А.

Необходимо отметить, что Закон РФ о гражданской службе не содержит понятие и не регламентирует порядок реорганизации и ликвидации государственных органов.

При решении вопросов сокращения должностей гражданской службы, в связи с реорганизацией государственного органа или урегулирования отношений с гражданскими служащими при ликвидации государственного органа, следует руководствоваться понятиями реорганизации и ликвидации.

Как следует из служебной записки заместителя министра от <дата>, причинами изменений организационной структуры Управления явились цели сокращения управленческих функций и эффективное использование бюджетных средств в условиях увеличивающегося объема работ при неизменной численности госслужащих.

Распоряжением министра Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области <№> от <дата> «Об изменении структуры Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области» в отделе <данные изъяты> - 6 единиц, из которых <данные изъяты> - 5 штатных единиц.

Работу отдела бюджетного планирования и отчетности Управления бюджетного планирования и учета Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области регламентировало Положение, утвержденное первым заместителем министра <дата>, а работа Отдела бюджетного планирования и отчетности Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области регламентируется положением, утвержденным министром <дата>.

Таким образом, судом установлено, что, при изменении структуры Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области, должность <данные изъяты>, не сокращалась. Должность сохранена в Отделе <данные изъяты>, с прежним объемом должностных обязанностей,

На указанную должность, Баликоева Е.Н. не была переведена, так как отказалась от занятия этой должности, в связи с этим у работодателя не было обязанности по ознакомлению ее с должностным регламентом по предложенной должности в тот период времени.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что увольнение Баликоевой Е.Н. по п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе» обосновано, порядок увольнения по данному основанию работодателем соблюден, сокращения занимаемой истицей должности государственной гражданской службы в Омской области не осуществлялось, произошло изменение существенных условий служебного контракта.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Баликоевой Е.Н. о признании незаконным распоряжения об увольнении и изменении основания увольнения.

Также не имеется оснований для удовлетворения требований Баликоевой о взыскании в ее пользу денежной компенсации, применительно к положениям п. 9 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе», в соответствии с которым, при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Суд считает, что в данном случае, законодатель предусмотрел дополнительные социальные гарантии государственным служащим, уволенным по указанным основаниям, в связи с тем, что не выплачивается выходное пособие.

Основание увольнения Баликоевой Е.Н., не предполагает указанную компенсационную выплату.

Поскольку судом не установлено нарушение работодателем трудовых прав Баликоевой Е.Н., оснований для компенсации морального вреда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Баликоевой Е.Н. в удовлетворении иска о признании незаконным и отмене распоряжения об увольнении, изменении формулировки распоряжения о прекращении действия трудового договора, взыскании компенсации при увольнении и компенсации морального вреда отказать, за необоснованностью требований.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение вступило в законную силу 26.02.2011 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200