Решение № 2-48/2011 по иску Трофимовой З.С. и др. к Администрации города Омска



Дело № 2-48/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего Солодкевича И.М.

при секретаре Халецкой Л.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 02 марта 2011 года

гражданское дело по иску Трофимовой З.С., Трофимова В.И., Растягаева В.В., Растягаевой А.В., Павловой О.Н., Козьмина С.В., Козьминой Е.В., Фирсова В.А., Коломийцевой С.Ф., Фадиной Н.Ф., Шерстневой В.И., Неждановой Т.В., Ермольева Н.С., Ермольевой Н.М., Руденко В.Л., Руденко В.В., Окунева Г.П., Охотникова А.Г., Мардамшиной Ф.И. и Мардамшиной Р.И. к Администрации города Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска и Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о проведении капитального ремонта жилого дома

У С Т А Н О В И Л :

       Перечисленные истцы обратились в суд с иском к Муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, указав, что они (истцы) проживают в многоквартирном жилом доме .... Указанный дом сдан в эксплуатацию в 1982 году. С момента сдачи дома и до настоящего времени капитальный ремонт дома не проводился, хотя уже с 1991 года существовала необходимость проведения капитального ремонта.

       Канализационные стояки в доме выходят в межчердачное помещение, в результате чего в зимний период эксплуатации дома в чердачном помещении постоянно образуется наледь, что привело к разрушению кровли и, как результат, к ее протеканию.

       Ежегодное проведение текущих ремонтов положительные результаты не дает, так как необходим капитальный ремонт.

       По обращению жильцов дома в различные инстанции для решения данной проблемы факт разрушения кровли установлен, сделаны выводы о необходимости проведения капитального ремонта, что подтверждается ответами соответствующих организаций за период с ... по ... года.

       В ходе проведения комиссионного обследования жилого дома техническое состояние строительных конструкций и здания в целом оценивается как ограниченно работоспособное. С учетом всех имеющихся дефектов и повреждений составлен перечень необходимых ремонтно-восстановительных работ. При этом отмечено, что если такие работы не будут проведены, то техническое состояние дома в дальнейшем может привести к опасности проживания людей и сохранения их имущества.

       Несмотря на данное заключение и их неоднократные обращения, никакие меры по проведению капитального ремонта дома не предпринимаются.

       Обозначенный жилой дом пытаются внести в предварительный список на проведение капитального ремонта согласно Федеральному закону от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ. Однако с 2007 года по 2010 год результатов нет, в соответствующих списках дом отсутствует.

       На их обращение в Администрацию города Омска они получили ответ Департамента городского хозяйства о том, что проведение капитального ремонта дома необходимо, но ремонт должен быть произведен управляющей компанией, которая, в свою очередь, предлагает жильцам принять на себя соответствующие расходы согласно статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей выбор способа управления многоквартирным домом.

       В силу положений статьи 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

       Отсюда следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

       Такое правило предусмотрено и статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

       Просили обязать ответчика произвести капитальный ремонт ... (т. 1 л.д. 4-7).

       В отзыве на иск представители Департамента имущественных отношений Администрации города Омска указали, что данный Департамент не является надлежащим ответчиком по заявленному спору, поскольку Положением о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным постановлением Мэра города Омска от ...... указанному Департаменту функции по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности не вменены. В соответствии же с Положением о Департаменте городского хозяйства Администрации города Омска, утвержденным постановлением Мэра города Омска от ... ...-..., последнему и принадлежат функции по организации ремонта и содержанию объектов муниципальной собственности жилищно-коммунального комплекса (т. 1 л.д. 53-54, 55-58).

       В ходе судебного разбирательства, ссылаясь на аналогичные доводы, истцы предъявили свои требования к Администрации города Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска и Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска.

       В итоге просят:

       - признать Администрацию города Омска обязанной произвести капитальный ремонт общего имущества ... за счет средств соответствующего бюджета, включив указанный дом в адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов города Омска» на 2008-2011 годы без привлечения средств собственников в многоквартирном доме;

       - взыскать с Администрации города Омска в пользу истцов 200 рублей расходов по оплате государственной пошлины и 42863 рубля расходов за проведение технического обследования дома (т. 1 л.д. 217-218).

       В отзыве на иск представитель Департамента городского хозяйства Администрации города Омска указал, что согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1542-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

       Обязанность органа местного самоуправления по проведению капитального ремонта жилого дома приведенной статьей не установлена.

       По правилам статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме…

       В соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке…

       Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (статья 39 ЖК РФ).

       Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

       Статьей 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.     Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

       Таким образом, законодатель закрепил обязанность собственника жилого помещения нести расходы на текущий и капитальный ремонт как жилого помещения, так и общего имущества многоквартирного дома.

       Поэтому, они считают исковые требование незаконными и необоснованными. Просят отказать в удовлетворении иска (т. 2 л.д. 45-47).

       В судебном заседании истцы Трофимова З.С. с представляющими ее интересы адвокатом Неупокоевым В.А. и по доверенности Путуляном А.С. (т. 1 л.д. 39), Трофимов В.И., Павлова О.Н., Козьмин С.В., Фадина Н.Ф., Шерстнева В.И., Нежданова Т.В., Ермольев Н.С., Охотников А.Г., Мардамшина Ф.И. и Растягаева А.В. поддержали доводы и требования иска. За период ввода дома в эксплуатацию в 1982 году капитальный ремонт общего имущества дома ни разу не был проведен. Практически все конструкции и системы дома требуют капитального ремонта, установленные сроки их эксплуатации в неблагоприятных условиях, которые имеют место в рассматриваемом случае истекли, что также подтверждено и соответствующими отчетами специализированной организации. Необходимость капитального ремонта возникла еще в 1991 году до начала приватизации квартир в доме. Приватизация жилых помещений была начата только после вступления в законную силу закона о приватизации - в 1992 году. На это время наймодателем следует считать Администрацию города Омска, которая выступала и стороной отношений по приватизации квартир с жильцами дома. На момент передачи жилого дома в муниципальную собственность от Омского судоремонтного завода отсутствуют доказательства, подтверждающие сохранение за бывшим возможным наймодателем обязанностей по устранению возможных строительных дефектов и проведению капитального ремонта дома. Поэтому, в силу прямого указания закона такая обязанность перешла и сохраняется за Администрацией города Омска. Кроме того, до выбора управляющей организации - ООО «ЖКХ «СЕРВИС», обслуживание дома осуществляло муниципальное предприятие - МУП ...», которому жильцы оплачивали услуги по капитальному ремонту дома, но таковой никогда не проводился. Управляющая же организация сбор платы за проведение капитального ремонта дома не производит, выполняет только текущий ремонт, которого недостаточно для надлежащего содержания дома. Жильцы подавали документы на включение дома в реестр на проведение капитального ремонта согласно региональной программе, однако дом в указанный реестр так и не был включен, капитальный ремонт жильцам предложили проводить за счет собственных средств, что не является правомерным. Следовательно, именно Администрация города Омска является надлежащим ответчиком по настоящим исковым требованиям (т. 1 л.д. 189-196, 203-204, т. 2 л.д. 64-69, 77-78).

       Остальные истцы - Растягаев В.В., Козьмина Е.В., Фирсов В.А., Коломийцева С.Ф., Ермольева Н.М., Руденко В.Л., Руденко В.В., Окунев Г.П. и Мардамшина Р.И. не явились, были извещены (т. 2 л.д. 18-35, 38-44).

       Представители Администрации города Омска и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки не сообщили (т. 2 л.д. 36, 37). Ранее в судебном заседании ... представители Администрации города Омска и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (т. 1 л.д. 58, 166, 167…..) иск не признали, пояснили, что согласно представленным документам, спорный жилой дом принадлежал Омскому судоремонтному заводу, а не Администрации города Омска. Для разрешения спора необходимо выяснить, кто являлся наймодателем на момент первой приватизации квартир в доме и, значит, был обязан выполнять капитальный ремонт дома. После приватизации квартир жильцы являются сособственниками общего имущества жилого дома. Полагают, что положения статьи 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат применению к спорным отношениям. Все собственники помещений в многоквартирном жилом доме несут обязанность по содержанию общего имущества. При этом следует учитывать установленные сроки эксплуатации конструкций и систем дома. Существует возможность проведения капитального ремонта дома в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ при обязательном участии собственников помещений в размере 5% от стоимости ремонта и соблюдении определенного порядка (т. 1 л.д. 197-201).

       Представитель соответчика - Департамента городского хозяйства Администрации города Омска - по доверенности Баланов О.Ю. (т. 2 л.д. 48) иск не признал, в том числе по доводам своего отзыва. Дополнил, что на момент приватизации первой квартиры жилой дом не находился в собственности (на балансе) Администрации города Омска. Дом имеет строительные недостатки (дефекты). Более того, по ряду конструкций и систем не истекли установленные сроки их эксплуатации. Поэтому, у муниципального образования не возникла обязанность по выполнению капитального ремонта спорного дома. Данный дом не может быть включен и в адресную программу для капитального ремонта, поскольку дом не участвовал в соответствующем конкурсе либо не получил необходимое количество баллов (оценку). Полагает, что настоящие требования истцы были вправе предъявлять к застройщику и первому наймодателю дома (т. 2 л.д. 69-73).

       Представитель третьего лица - ООО «ЖКХ «СЕРВИС» по доверенности Ерошенко И.В. (т. 2 л.д. 49) согласилась с исковыми требованиями. Пояснила, что ООО «ЖКХ «СЕРВИС» приняло дом от МУП «ЖХ САО города Омска» без каких-либо актов и документов. Уже на это время в доме необходимо было проведение капитального ремонта, что подтверждается ежегодными актами обследования дома (т. 2 л.д. 52-59). Управляющая организация платежи за проведение капитального ремонта дома не получает, по условия договора управления выполняет только текущий ремонт, мероприятий по которому объективно недостаточно для поддержания дома в надлежащем техническом состоянии (т. 1 л.д. 201-202, т. 2 л.д. 73-77).

       Выслушав участвовавших в судебном заседании лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему:

       Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями), целью которого является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, установлено:

       - статья 1 - приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде…;

       - статья 2 - граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации…;

       - статья 6 - передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд;

       - статья 7 - передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством…;

       - статья 16 - приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда;

       - статья 18 - при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

       Как следует из представленных документов многоквартирный жилой дом ... был построен в 1982 году, квартир - 118.

        По справке Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» на ... в обозначенном доме нежилые помещения принадлежат: литера А (ЖКО, магазин) - Департаменту недвижимости Администрации города Омска на основании регистрационного удостоверения ... от ... (ранее - Комитету по управлению имуществом города Омска - регистрационное удостоверение ... от ...; Судоремонтно-судостроительному заводу - регистрационное удостоверение ... от ...); помещение 1П (овощной магазин 63 в литере А1) - Комитету по управлению имуществом города Омска - дубликат ... от ... на регистрационное удостоверение ... от ...; помещение 2П (прокуратура) - Департаменту недвижимости Администрации города Омска - регистрационное удостоверение ... от ....

       Первая квартира в доме была приватизирована ... (т. 1 л.д. 225-250).

       Согласно выписке из Реестра муниципального имущества города Омска по состоянию на ... в доме ... квартиры №№ ... находятся в собственности (казне) Муниципального образования городской округ город Омск Омской области на основании распоряжения Территориального агентства по Омской области Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от ... ...-... «О передаче объектов соцкультбыта, находящихся на балансе ССРЗ ОАО «Иртышское речное пароходство» в муниципальную собственность», а также распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от ... ...-р «О включении недвижимого имущества в Реестр муниципальной казны города Омска» (т. 1 л.д. 222-223, 224).

       Истцы по настоящему делу являются собственниками следующих жилых помещений в обозначенном многоквартирном жилом доме:

       - Трофимова З.С. и Трофимов В.И. - квартира ... - на основании регистрационного удостоверения ... от ... на основании постановления главы администрации г.Омска от ... за № ... (т. 1 л.д. 28);

       - Растягаев В.В. и Растягаева А.В. - квартира ... - регистрационное удостоверение ... от ... на основании постановления главы администрации ... от ... за № ... (т. 1 л.д. 29);

       - Павлова О.Н. - квартира № ... - ... доли в праве общей собственности - свидетельство о праве на наследство по закону от ... реестровый ... (т. 1 л.д. 34);

       - Козьмин С.В. и Козьмина Е.В. - квартира № ... - по ... доли в праве общей собственности - соответственно договор дарения б/н от ... и свидетельство о праве на наследство по закону от ... реестровый ... (т. 1 л.д. 20-21);

       - Фирсов В.А. - квартира № ... - ... доли в праве общей собственности - договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации б/н от ... (т. 1 л.д. 22);

        - Коломийцева С.Ф. - квартира ... - регистрационное удостоверение ... от ... на основании постановления главы администрации ... от ... за № ... (т. 1 л.д. 23);

       - Фадина Н.Ф. - квартира ... - регистрационное удостоверение ... от ... на основании постановления главы администрации ... от ... за № ... (т. 1 л.д. 24);

       - Шерстнева В.И. - квартира ... - ... доли в праве общей собственности - договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации б/н от ... (т. 1 л.д. 31);

       - Нежданова Т.В. - квартира № ... доли в праве общей собственности - регистрационное удостоверение ... от ... на основании постановления главы администрации ... от ... за № ... (т. 1 л.д. 30);

       - Ермольев Н.С. и Ермольева Н.М. - квартира № ... регистрационное удостоверение ... от ... на основании постановления главы администрации ... от ... за № ... (т. 1 л.д. 26);

       - Руденко В.Л. и Руденко В.В. - квартира № ... - регистрационное удостоверение ... от ... на основании постановления главы администрации ... от ... за № ... (т. 1 л.д. 27);

       - Окунев Г.П. - квартира № ... - договор дарения от ... реестровый ... - ранее принадлежала дарителю на основании регистрационного удостоверения ... от ... (т. 1 л.д. 32);

       - Охотников А.Г. - квартира № ... доли в праве общей собственности - договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации б/н от ... (т. 1 л.д. 19);

       - Мардамшина Ф.И. и Мардамшина Р.И. - квартира ... - регистрационное удостоверение ... от ... на основании постановления главы администрации ... от ... за № ... (т. 1 л.д. 25).

       На основании решения собственников помещений многоквартирного дома № ... ... последние выбрали способ управления жилым домом через управляющую компанию - ООО «МУП ЖКХ «Сервис» (далее - ООО «ЖКХ «СЕРВИС»), которое приняло на себя обязательства, в том числе, по проведению текущего ремонта жилого дома (т. 1 л.д. 127-136).

       В письме за ... от ... начальник домоуправления Омского судоремонтного завода на обращение Трофимова В.И. ( квартира № ...) по факту неудовлетворительного состояния кровли и канализационных стояков сообщил, что, действительно, канализационные стояки выходят в межчердачное помещение согласно проекту дома; разрушение кровли происходит по причине некачественного покрытия ЖБИ плит, кровли заводом-изготовителем; ремонт кровли запланирован на июнь 1991 года силами СМП-739 (т. 1 л.д. 8).

       Из ответа Департамента городского хозяйства Администрации города Омска от ...... следует: при комиссионном обследовании кровли жилого дома ... ... установлено, что в связи с длительным сроком эксплуатации жилого дома требуется капитальный ремонт кровли. Для вывода канализационных труб из технического чердака на кровлю требуется составление проектно-сметной документации, данные виды работ относятся к работам капитального характера. Также разъяснен порядок предоставления субсидий для проведения капитального ремонта многоквартирных домов; право выбора способа управления домом; рекомендовано обратиться в управляющую организацию и Администрацию Советского АО города Омска для принятия решения о внесении дома в реестр капитального ремонта кровли на 2008 год (т. 1 л.д. 15-16).

       Глава администрации Советского АО города Омска в письме от ... ... по информации ООО «ЖКХ «Сервис» подтвердил наличие на кровле обозначенного дома фактов разрушения защитного слоя бетона, выбоины в плитах, выкрашивание и другое; указал на необходимость проведения капитального ремонта кровли дома с выводом канализационных стояков за пределы технологического этажа. При этом сообщил, что вопрос проведения капитального ремонта данного дома будет рассмотрен в течение 2008 года по мере утверждения бюджета города Омска и выделения Советскому административному округу города Омска необходимых финансовых средств (т. 1 л.д. 9).

       О необходимости проведения капитального ремонта кровли дома, поскольку текущие ремонты не приводят к положительным результатам, сообщено и в письмах ООО «ЖКХ «Сервис» от ... ..., от ... ..., от ... .... При этом собственникам помещений данного многоквартирного дома были даны разъяснения по оформлению документов и об условиях включения в программу капитального ремонта на 2010 год в рамках региональной адресной программы согласно Федеральному закону от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ. Соответствующие документы от собственников помещений получены (т. 1 л.д. 11-13).

       Из содержания отчетов Омского проектно-изыскательского института «Омскжелдорпроект» - филиал ОАО «РОСЖЕЛДОРПРОЕКТ» о техническом обследовании жилого дома по ... АО ... на 2009 года и далее 2010 год следует:

       - пункт 5.1. - обследуемый объект - крупноблочный, пятиэтажный, восьмисекционный, многоквартирный жилой дом…;

       - в пункте 5.3. (пункты 5.3.1.-....) - приведено описание конструкций здания;

       - в пункте 6 - результаты обследования конструкций, в том числе дефекты, и их состояние, в том числе: наружные стены - ограниченно работоспособное состояние (п. 6.1.); лестницы и лестничные площадки - работоспособное состояние (п. 6.2.);      кровля - ограниченно работоспособное состояние, переходящее в недопустимое (п. 6.3.);     подъездные козырьки, крыльца - ограниченно работоспособное состояние, переходящее в недопустимое (п. 6.4.); асфальтовая отмостка - ограниченно работоспособное состояние (п. 6.5.); система центрального отопления - ограниченно работоспособное состояние, переходящее в недопустимое (п. 6.6.1); система холодного водоснабжения - ограниченно работоспособное состояние, переходящее в недопустимое (п. 6.6.2.); система горячего водоснабжения - ограниченно работоспособное состояние, переходящее в недопустимое (п. 6.6.3.); система канализации - недопустимое (п. 6.6.4.); система электрооборудования - ограниченно работоспособное состояние, переходящее в недопустимое (п. 6.6.5.).

       Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации обследованных конструктивных элементов жилых зданий до капитального ремонта при благоприятных условиях эксплуатации определена в приложении ... ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» составляет:

       - для стеновых блоков - 50 лет;

       - для кровли из рулонных материалов - 10 лет;

       - для трубопроводов холодного водоснабжения из газовых черных труб - 15 лет;

       - для трубопроводов холодного водоснабжения из оцинкованных труб - 30 лет;

       - для трубопроводов горячего водоснабжения из оцинкованных труб (газовых черных труб) при открытой схеме теплоснабжения - 30 лет;

       - для трубопроводов канализации из чугунных труб - 40 лет;

       - для трубопроводов центрального отопления из газовых черных труб при открытой схеме - 30 лет;

       - для теплоизоляции трубопроводов - 10 лет;

       - для внутридомовых магистралей системы электроснабжения с распределительными щитками - 20 лет.

       Выводы (пункт 7):

       - пункт 7.5. - на основании результатов обследования техническое состояние строительных конструкций (наружных и внутренних стен, крыши, кровли) и инженерных коммуникаций общего пользования обозначенного жилого дома оценивается как ограниченно работоспособное, переходящее в недопустимое, при котором несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, не обеспечивается, и требуют проведения капитального ремонта жилого дома в объемах, установленных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 710 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

       - пункт 7.6. - на основании изложенного жилой дом нуждается в проведении капитального ремонта, так как устранение большинства из имеющихся дефектов и повреждений путем текущего ремонта невозможно. Выполнение отдельных видов работ должно проводиться в соответствии с проектом, разработанным организацией, имеющей свидетельство СРО.

       Проектом на капитальный ремонт должно быть предусмотрено следующее:

- ремонт наружных стеновых блоков с восстановлением заделки швов;

- замена кровельного ковра;

- усиление подкровельных балок;

- усиление и восстановление подкровельных плит;

- восстановление защитного слоя бетона ж.б. козырьков;

- устройство крылец перед входом в подъезды;

- частичная замена системы отопления общего пользования с учтановкой автоматизированной системы учета тепла;

- полная замена системы холодного водоснабжения общего пользования с последующей окраской;

- полная замена системы горячего водоснабжения общего пользования с последующей окраской;

- восстановление изоляции магистральных трубопроводов цилиндрами теплоизоляционными из минеральной ваты, кэшированными армированной алюминиевой фольгой;

- полная замена канализационной системы общего пользования и стояков в квартирах;

- вывод системы канализации за пределы кровли;

- полная замена системы электрооборудования общего пользования;

       - пункт 7.7. - при условии выполнения работ, указанных в пункте 7.6. настоящего отчета, общее техническое состояние обследуемых строительных конструкций и инженерных коммуникаций общего пользования будет соответствовать работоспособному;

       - пункт 7.8. - без проведения мероприятий по капитальному ремонту безопасная эксплуатация жилого дома и сохранность имущества жильцов не может быть гарантирована. Существует наличие угрозы безопасности здоровью граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан;

       - пункт 7.9. - обозначенный многоквартирный жилой дом необходимо включить в региональную адресную программу на проведение капитального ремонта на условиях Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (т. 1 л.д. 67-100, 101-126).

       Иную оценку в данной части ответчики не представили.

       При совокупной оценке представленного и изложенного, в отсутствие до настоящего времени достоверных и объективных доказательств иного и обратного, суд полагает возможным согласиться с доводами и требованиями истцов, признав их обоснованными и правомерными.

       Так, доводы истцов о необходимости проведения капитального ремонта дома как минимум в части кровли и системы канализации уже по состоянию на 1991 год, то есть до приватизации даже первой квартиры, подтверждены приведенными документами, доказательства обратного отсутствуют.

       Стороной договоров приватизации с апреля 1992 года изначально выступало муниципальное образование в лице Администрации города Омска, доказательства обратного также не предоставлены. Приватизация квартир продолжалась вплоть до октября 2006 года. Отсюда, по отношению к истцам муниципальное образование и являлось наймодателем.

       Как на момент первой приватизации в 1992 году, так и последней в 2006 году минимальные сроки эксплуатации спорных конструкций и систем дома в благоприятных условиях истекли. Существующая необходимость именно капитального ремонта дома истцами подтверждена и ответчиками так и не оспорена.

        При принятии дома фактически в муниципальную собственность обязанность по выполнению капитального ремонта дома за возможным первым наймодателем (балансодержателем) сохранена не была, иное соглашение не представлено. Значит, такая обязанность перешла непосредственно к муниципальному образованию, за которым и сохраняется.

       Следовательно, в рассматриваемом случае у муниципального образования в лице Администрации города Омска при установленных обстоятельствах и в силу прямого указания статьи 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» возникла обязанность выполнить капитальный ремонт спорного дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

       Поскольку данную обязанность ранее ответчик не исполнил, имеются предусмотренные законом основания (ст.ст. 8-12 ГК РФ) возложить данную обязанность на Администрацию города Омска в судебном порядке по доводам истцов.

       При этом требование истцов на включение спорного дома в адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов города Омска» на 2008-2011 годы, по мнению суда, является излишним, поскольку для этого требуется соблюдение определенного порядка, предусмотренного Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», что фактически не являлось предметом судебного разбирательства.

       Доводы представителя Департамента городского хозяйства Администрации города Омска о том, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственники несут обязанности по оплате капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, для разрешения заявленного спора значения не имеют. Такие доводы были бы правильными в том случае, если бы бывший наймодатель - ответчик ранее уже исполнил свои обязанности по проведению требующегося на момент приватизации жилых помещений капитального ремонта спорного жилого дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

       Государственную пошлину в сумме 200 рублей при подаче иска в суд оплатила Трофимова З.С. (т. 1 л.д. 2-3); за проведение технического обследования жилого дома и составление отчетов 35103 руб. 79 коп. уплатил истец Козьмин С.В., а 7760 рублей - Трофимова З.С. (т. 1 л.д. 219-220, т. 2 л.д. 50-51). Данные расходы по правилам ст.ст. 88, 94, 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика - Администрации города Омска в пользу перечисленных истцов в заявленных суммах.

       Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

       Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества жилого дома № ... ... за счет средств соответствующего бюджета без привлечения средств собственников в данном многоквартирном жилом дома.

       Взыскать с Администрации города Омска:

       - в пользу Трофимовой З.С. 200 (двести) рублей расходов по оплате государственной пошлины и 7760 рублей расходов за проведение технического обследования жилого дома;

       В пользу Козьмина С.В. 35103 рубля 79 копеек расходов за проведение технического обследования жилого дома.

       На решение в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в Первомайский районный суд для рассмотрения Омским областным судом.

       Решение вступило в законную силу 13.04.2011

-32300: transport error - HTTP status code was not 200