Решение от 21.03.2011 по делу № 2-807/2011 по иску Прокурора КАО г. Омска в интересах неоределенного круга лиц, Российской федерации к ООО `Луна`



                                                                                                                  Дело № 2-807/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Валитовой М.С.

с участием прокурора Севастьяновой Н.С.,

при секретаре Киргинцевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в городе Омске                                                                                21 марта 2011 года

дело по иску Прокурора Кировского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Луна» о признании деятельности по организации и проведению азартных игр незаконной и запрете деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к ООО «Луна» о признании деятельности по организации и проведению азартных игр незаконной и запрете деятельности.

Свои требования мотивировал тем, что проведенной прокуратурой Кировского административного округа г. Омска проверки исполнения федерального законодательства об организации и проведении азартных игр в клубе интерактивных игр ООО «Луна» по <адрес> под прикрытием деятельности по организации доступа в Интернет установлено осуществление деятельности по проведению азартных игр с использованием компьютеров.

ООО «Луна» осуществляет игорную деятельность по <адрес> с использованием компьютерной техники, подключенной к сети Интернет, с денежным выигрышем. Администратором принимаются денежные средства, вводится равное внесенной сумме количество баллов в выбранном клиентом компьютере, на мониторе компьютера высвечивается сумма бонусных баллов, предоставляющих игроку право сыграть в игру на компьютере путем неоднократного нажатия клавиши управления компьютером с целью увеличения количества бонусных баллов. При выпадении выигрышной комбинации клиент вправе обменять бонусные баллы на денежный эквивалент.

Статьей 4 Федерального закона № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определено, что:

азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;

зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов;

игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр;

игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

В Письме Минфина РФ от 07 апреля 2008 года N 05-03-08/19 указано, что попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного, с целью ухода от государственного контроля деятельности по организации азартных игр путем модификации игровых автоматов, в результате которой демонтируются отдельные части игрового автомата (например, устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей), неправомерны по следующим причинам: понятие игрового автомата, содержащееся в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ не содержит требования о наличии в игровом автомате устройств для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей; правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, утвержденные Приказом Госстандарта России от 24 января 2000 года № 22, также не предусматривают обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств; основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем.

Следовательно, компьютер без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.

Вышеприведенные обстоятельства проведения ООО «Луна» интерактивных игр свидетельствуют о том, что участникам данных игр предоставлена возможность игры на игровом оборудовании с определенной степенью риска. При этом возможным последствием игры является выигрыш участником кредитов, за которые ООО «Луна» обязуется выплачивать участнику игры сумму выигрыша в денежном эквиваленте.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности», под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Согласно п. 76 ч. 1 ст. 17 указанного закона деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари подлежит лицензированию.

В соответствии с ч. 9 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 года деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 01 июля 2009 года.

Согласно п. 4 ст. 8 указанного закона разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим законом документ, предоставляющий организатору азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений.

Разрешение на проведение азартных игр у ООО «Луна» отсутствует, следовательно, осуществление деятельности указанного общества по организации и проведению азартных игр должна быть прекращена, так как она является незаконной.

Кроме того, с 01 июля 2009 года деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно на территории игорных зон, установленных ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 года, а именно, на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область.

Омская область игорной зоной не является.

Согласно ч.1 ст.1, ч.1 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установление ограничений осуществления данной деятельности направлено на выявление, запрещение и пресечение деятельности лиц по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства, ограничения осуществления данной деятельности обусловлены целями нравственности, прав и законных интересов граждан.

Осуществление ООО «Луна» деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Кировского округа г. Омска влечет нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, поскольку посетителями игорного заведения не могут быть лица, не достигшие 18 лет, однако в связи с осуществлением деятельности ООО «Луна» с нарушением закона указанные лица вводятся в заблуждение.

Деятельность ООО «Луна» также нарушает интересы Российской Федерации, поскольку осуществляется вопреки установленным государством в Федеральном законе № 244-ФЗ императивным требованиям к организации и проведению азартных игр.

Кроме того, осуществление незаконной предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр с извлечением дохода влечет нарушение интересов Российской Федерации, поскольку получаемый ООО «Луна» доход не облагается налогом на игорный бизнес.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Веселовацкий В.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора не признал и пояснил, что ООО «Луна» не осуществляет деятельности по организации и (или) проведению азартных игр. Деятельность общества связана с работой в платежной системе.

ООО «Луна» осуществляет деятельность в рамках субагентского договора от ДД.ММ.ГГГГ по безвозмездному предоставлению третьим лицам доступа к системе расчетов Di-Pay. За предоставление данной услуги ООО «Луна» получает денежное вознаграждение - ... руб. по субагентскому договору.

Согласно данному договору ООО «Луна» осуществляет следующие действия: безвозмездно предоставляет клиентам доступ в платежную систему Di-Pay путем пользования клиентами компьютерами ООО «Луна», имеющими выход в всемирную сеть Интернет. Кассир принимает денежные средства (депозит) от клиентов с выдачей квитанции о приеме денежных средств в систему Di-Pay. После чего, принятые от клиентов депозиты заносит в систему, указывает необходимые сведения, открывает счет вносителя денежных средств, далее производит перечисление денежных средств клиентов, внесенных на их счета в платежной системе.

В случае отказа клиента, производится вывод денежных средств, имеющихся на балансе клиента в Системе Di-Pay, выдача денежных средств осуществляется в кассе ООО «Луна». Порядок возврата денежных средств клиентам из платежной системы Di-Pay установлен договором поручения от ДД.ММ.ГГГГ, каким именно пунктом договора указать не может.

Деятельность ООО «Луна» носит посреднический характер, связанный с зачислением (выдачей) денежных средств третьих лиц в рамках платежной системы Di-Pay. Право распоряжения денежными средствами в рамках платежной системы принадлежит исключительно лицу, на имя которого заведен соответствующий счет.

Более того, в Интернет клубе установлены обычные компьютеры с подключением к сети Интернет. У клиента имеется доступ к 1800 провайдерам. С внесенных денежных средств, клиент может осуществить любые платежные операции. Не отрицал, что в числе имеющихся провайдеров имеются сайты с играми. ООО «Луна» не занимается азартными играми, прибыль от данной деятельности не получает.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определено, что азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов; игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр; игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

В Письме Минфина РФ от 07 апреля 2008 года N 05-03-08/19 указано, что попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного, с целью ухода от государственного контроля деятельности по организации азартных игр путем модификации игровых автоматов, в результате которой демонтируются отдельные части игрового автомата (например, устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей), неправомерны по следующим причинам: понятие игрового автомата, содержащееся в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ не содержит требования о наличии в игровом автомате устройств для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей; правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, утвержденные Приказом Госстандарта России от 24 января 2000 года № 22, также не предусматривают обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств; основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем.

Следовательно, компьютер без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Согласно п. 76 ч. 1 ст. 17 указанного закона деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари подлежит лицензированию.

В соответствии с ч. 9 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 года деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года.

Согласно п. 4 ст. 8 указанного закона разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим законом документ, предоставляющий организатору азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений.

Судом установлено, что согласно субагентскому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Обществом с ограниченной ответственностью «...» (агент) и Обществом с ограниченной ответственностью «Луна» (субагент), последний обязуется по поручению агента совершать действия по обслуживанию системы электронных расчетов Di-Pay на условиях агента/принципала в части поддержания от имени принципала сервиса Di-Pay, в соответствии с правилами пользования системы для всех зарегистрированных в надлежащем порядке клиентов системы. Настоящие полномочия осуществляются субагентом, в том числе в виде процессинга программно-аппаратного комплекса системы в качестве ID пользователя. Принципал обязуется уплачивать субагенту вознаграждение за оказываемые им услуги в указанном настоящим договором порядке.

Согласно п. 3.2. договора Субагент осуществляет действия по приему денежных средств на депозит (-ы) от Клиентов, а так же действия по конвертации в RUB денежных средств, принятых от Клиента и присвоения ему персонифицированной учетной записи в электронном виде в Системе. Данные перечень услуг сервиса Di-Pay является исчерпывающим и подлежит расширению только в случае прямого письменного указания Агента. Трансферт учетных единиц Системы осуществляется Принципалом по прямому указанию зарегистрированного в Системе Клиента от своего имени.

Кроме того, договором предусмотрено обязанность субагента:

п. 4.1.1. - предоставлять Клиентам доступ в Систему расчетов Di-Pay, принадлежащей принципалу на безвозмездной для них основе, с помощью принадлежащего Субагенту стандартного компьютерного оборудования, присоединенного к сети Интернет. Агент может консультировать Субагента относительно выбора компьютерного оборудования и оказывать необходимое содействие.

п. 4.1.2. - выполнять действия по приему денежных средств на депозит от Клиентов Системы, их конвертации в RUB. Допускается внесение депозитов любыми законными способами платежа. Прием денежных средств на депозит должен быть оформлен Субагентом в соответствии с требованиями законодательства, применимого по месту нахождения Субагента.

п. 4.1.3. - точно и достоверно отражать в электронном виде количество денежных средств, принятых и зачисленных в RUB на персонифицированный электронный депозитарный номер Клиента.

п. 4.1.5 - производить действия по зачислению денежных средств Клиента на его электронный депозитарный номер, в соответствии с установленным курсом конвертации единицы денежных средств, имеющих хождение по месту регистрации Субагента, к RUB.

п. 4.1.6. - производить перечисление полученных от Клиентов денежных средств, эквивалентных внесенным на их счета в платежной системе по их номиналу Агенту, для дальнейшего перечисления им указанных денежных средств Принципалу на условиях агентского договора (л.д. 32-39).

ДД.ММ.ГГГГ между ...» (доверитель) и ООО «Луна» (поверенный) был заключен договор поручения, по условиям которого поверенный обязуется совершать от имени и за счет доверителя следующие юридические действия: по передаче денежных средств доверителя указанному в заявке лицу на основании заключенного доверителем договора купли-продажи их средств доверителя.

п. 1.1.1 - Заявкой доверителя на исполнение поручения сторонами признается учетная координирующая запись в электронном формате, формируемая и направляемая в адрес доверенного автоматическим программно-аппаратным комплексом (АПАК) в момент заключения между доверителем и третьими лицами договоров купли-продажи в рамках сервиса платежной системы Di-Pay.

п. 1.2. - Поверенный обязан исполнить данное поручение лично. Передоверие исполнения поручения другому лицу (заместителю) не допускается.

Согласно п. 2.1.4 - доверитель поручает поверенному оформить передачу денежных средств в соответствии с действующим законодательством по установленной форме.

Пункт 3.2. договора поручения устанавливает, что вознаграждение поверенного за исполнение поручения по настоящему договору составляет 5 000 руб. ежемесячно (л.д. 45-47).

24 ноября 2010 года от граждан поступило сообщение в ОМ-1 УВД по г. Омску, о том, что на территории «...» по <адрес> павильоне работают игровые автоматы (л.д. 7).

24 ноября 2010 года в указанном помещении в павильоне - центр обслуживания клиентов Di-Pay сотрудниками ОБЭП ОМ-1 УВД по г. Омска произведена контрольная закупка у администратора с участием покупателя Б., предоставлен доступ на игровой сайт платежной системы Di-Pay, в игру «...» на сумму 100 руб., которые были переданы администратору. По окончании мероприятия возвращены покупателю (л.д. 8).

В ходе проведенного сотрудником ОБЭП КМ ОМ-1 УВД по г. Омска осмотра установлено, что помещение представляет собой одноэтажное строение, расположенное по <адрес> общей площадью 36 кв.м., в котором расположены 9 терминалов. Терминал представляет собой - стол, который оснащен монитором, клавиатурой и «мышью», в стол вмонтирован системный блок.

В ходе осмотра были изъяты жесткие диски в количестве 5 штук и карты оперативной памяти (л.д. 9-11).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля В. пояснил, что является ... г. Омска. Оператору дежурного пункта УВД г. Омска поступило сообщение от гражданина, что по <адрес> проводятся азартные игры.

По данному факту проведена проверка. Б. вместе с понятыми проследовал в здание, где осуществляет свою деятельность ООО «Луна», подошел к окошку кассы, попросил поиграть, за что оплатил администратору 100 руб., выбрал компьютер, на который администратором были зачислены уплаченные им денежные средства в качестве предоплаты.

Б. сделав ставки, начал игру «...», в этот момент зашли сотрудники ОБЭП и объявили, что осуществлена контрольная закупка. В клубе также находились и иные лица, играющие на компьютерах. Администратор вернула Б. 100 руб. На место был вызван ... ООО «Луна» - Веселовацкий В.Ю.

На момент проверки руководителем клуба субагентский договор представлен не был.

По данному факту был составлен протокол, изъяты жесткие диски, направлены на экспертизу. Вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Допрошенный в судебном заседании свидетель С. пояснил, что представитель ответчика - Веселовацкий В.Ю. является ... платежной системы, которая расположена в павильоне «Пункт приема платежей» на территории «...».

Он периодически пользуется услугами указанной платежной системы. В помещении установлено 7 компьютеров. Он передает деньги администратору, которая находится в отдельном помещении. Администратор выдает чек, после чего он садиться за компьютер, вводит в систему пароль, указанный на чеке, выбирает оператора и оплачивает необходимые услуги.

За оплату через платежную систему взимается меньший процент, нежели если он оплачивал бы услуги через мультикассы.

Если на счете остались денежные средства, он может их использовать в следующий раз, а может обратиться к администратору с чеком и паспортом, она вернет остаток денежных средств со счета.

При этом факт возврата клиентам денежных средств представителем ответчика в судебном заседании также не оспаривался.

Однако, как следует из условий агентского договора, его условия предусматривают только возможность принятия от клиентов денежных средств и их конвертацию. Как указано в договоре, этот перечень видов деятельности является исчерпывающим и подлежит расширению только в случае прямого письменного указания агента. Трансферт учетных единиц Системы осуществляется Принципалом по прямому указанию зарегистрированного в Системе Клиента от своего имени (л.д. 33).

Кроме того, как следует из раздела субагентского договора «Термины и определения», Сервис Di-Pay - это ввод денежных средств клиентов в Систему с зачислением клиентом титульных знаков системы на электронные депозитраные номера Партнеров Системы. Зачисление денежных средств клиента на электронные депозитарные номера производится по требованию клиента посредством трансферта денежных средств в титульные знаки системы Di-Pay. В данном разделе отсутствуют понятия, позволяющие сделать вывод о возможности вывода денежных средств из платежной системы (л.д.32).

Вышеприведенные обстоятельства проведения ООО «Луна» интерактивных игр свидетельствуют о том, что участникам данных игр предоставлена возможность игры на игровом оборудовании с определенной степенью риска. При этом возможным последствием игры является выигрыш участником кредитов, за которые ООО «Луна» обязуется выплачивать участнику игры сумму выигрыша в денежном эквиваленте.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

В нарушение указанных требований ответчиком не представлены доказательства в обоснование своих возражений.

Суд считает возможным принять во внимание показания свидетелей, которые указали, что в павильоне по адресу: <адрес> возможно осуществлять как платежи, так и играть в он-лайн игры, при этом получая обратно денежные средства, что не предусмотрено представленным ответчиком субагентским договором.

Таким образом, суд считает установленным факт осуществления ООО «Луна» деятельности по организации и проведению азартных игр.

Осуществление ответчиком деятельности по организации и проведению азартных игр под прикрытием интерактивных он-лайн игр в целях уклонения от контроля государства влечет нарушение интересов РФ, поскольку препятствует реализации закрепленного в ст. 45 Конституции РФ принципа гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, который также нашел отражение в ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ.

Кроме того, осуществление незаконной предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр с извлечением дохода влечет нарушение интересов РФ, поскольку получаемый ООО «Луна» доход не облагается налогом на игорный бизнес.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд считает, что деятельность ООО «Луна» по организации и проведению азартных игр должна быть прекращена, так как является незаконной.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 200 руб., от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Кировского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить.

Признать деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Луна» в помещении по <адрес> по организации и проведению азартных игр незаконной.

Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Луна» деятельность по организации и проведению азартных игр.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Луна» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) руб. 00 коп.

Решение может обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Валитова М.С. Решение вступило в законную силу 06.04.2011 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200