Дело № 2-917/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Омск 01 апреля 2011 года Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Волковой О.В., с участием помощника прокурора города Омска Васильевой С.А., при секретаре Москвитиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Омска в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Омский государственный аграрный университет» о признании незаконным бездействий, обязании выполнить работы, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Омска обратился в суд иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Омский государственный аграрный университет» (далее - ФГОУ ВПО «ОмГАУ») о признании незаконным бездействий, обязании выполнить работы. Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой города Омска проведена проверка соблюдения законодательства об объектах культурного наследия народов Российской Федерации, в ходе которой установлено, что здание, расположенное по <адрес>, находится в федеральной собственности, является памятником истории и культуры регионального значения на основании решения Малого совета облсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, и закреплено на праве оперативного управления за ответчиком. В соответствии со ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Согласно действующего законодательства использование памятника возможно только в порядке, определенном охранным обязательством. Согласно условиям охранного обязательства № от ДД.ММ.ГГГГ на недвижимый памятник истории и культуры - дом ..., 1914-1916 г.г., расположенный по <адрес>, выданного Министерством культуры Омской области, ФГОУ ВПО «ОмГАУ» обязан обеспечить режим содержания памятника, а также ремонтно-реставрационные, консервационные работы, предусмотренные актом технического состояния. Планом ремонтно-реставрационных работ и работ по благоустройству территории памятника истории и культуры акта технического состояния памятника предусмотрено проведение в 2007-2008 г.г. ремонтно-реставрационных работ интерьера и экстерьера дома. Однако, до настоящего времени, в нарушение указанных норм законодательства, ФГОУ ВПО ОмГАУ не выполнены указанные работы. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие ФГОУ ВПО «ОмГАУ» по невыполнению ремонтно-реставрационных работ интерьера и экстерьера здания, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по <адрес> Обязать ответчика выполнить ремонтно-реставрационные работы интерьера и экстерьера здания, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по <адрес> В последствии прокурором города Омска были уточнены исковые требования. Министерством культуры Омской области представлен конкретизированный перечень работ, подлежащих выполнению в соответствии с условиями охранного обязательства: реставрация штукатурного слоя цоколя здания, ремонтные работы по восстановлению отмостки, восстановление штукатурного слоя на кирпичных стенах, ремонт кровли с восстановлением водосточных труб, ремонт внутренних помещений. Во исполнение условий данного охранного обязательства, ФГОУ ВПО «ОмГАУ» в 2007 году выполнило следующие ремонтные работы внутренних помещений: согласно условиям государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ - помещения планово-экономического отдела, расположенные на 2 этаже и состоящие из помещений №№ 6,7,8 (в соответствии с техническим паспортом) и кабинет № 17, расположенный на 2 этаже; согласно условиям государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ - помещения приемной, расположенные на 2 этаже и состоящие из 5 помещений №№ 9-13 (в соответствии с техническим паспортом) и кабинеты № 15, 16, расположенные на 2 этаже - согласно техническом паспорту, помещения №№ 14, 15; согласно условиям государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ - помещения отдела кадров, расположенные на 2 этаже и состоящие из 3 помещений №№ 18-20 (в соответствии с техническим паспортом) и кабинет № 8, состоящий их 2 помещений № 3, 4 (в соответствии с техническим паспортом), расположенный на 1 этаже. Разрешения Министерства культуры Омской области на производство данных работ получены - № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, однако, акты приемки работ, в нарушение условий разрешения, не представлены в Министерство культуры Омской области для принятия работ и его подписания. В соответствии с условиями разрешения Министерства культуры Омской области на производство работ № от ДД.ММ.ГГГГ, акт приемки работ необходимо предоставить в Министерство культуры Омской области до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ - в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, после заключения охранного обязательства не произведены следующие ремонтные работы: реставрация штукатурного слоя цоколя здания, ремонтные работы по восстановлению отмостки, восстановление штукатурного слоя на кирпичных стенах, ремонт кровли с восстановлением водосточных труб, а также ремонт следующих внутренних помещений: на первом этаже, литера «А» - №№ 1, 2, 5-13, 16, 17, 20, 21, 24- 33; на втором этаже: помещения № 1 площадью 18,4 кв.м., № 2 площадью 13,9 кв.м., № 3 площадью 3,4 кв.м., № 4 площадью 2,4 кв.м., № 5 площадью 25,3 кв.м., № 16 площадью 7,9 кв.м. Кроме того, акты приемки работ, в нарушение условий разрешения, не представлены в Министерство культуры Омской области для принятия работ и его подписания. На основании изложенного прокурор города Омска просил признать незаконным бездействие ФГОУ ВПО «ОмГАУ» по невыполнению ремонтно-реставрационных работ интерьера и экстерьера, а именно - реставрации штукатурного слоя цоколя здания, ремонтных работы по восстановлению отмостки, восстановлению штукатурного слоя на кирпичных стенах, ремонта кровли с восстановлением водосточных труб, а также ремонта следующих внутренних помещений: на первом этаже, литера «А» - №№ 1, 2, 5-13, 16, 17, 20, 21, 24- 33; на втором этаже: помещения № 1 площадью 18,4 кв.м., № 2 площадью 13,9 кв.м., № 3 площадью 3,4 кв.м., № 4 площадью 2,4 кв.м., № 5 площадью 25,3 кв.м., № 16 площадью 7,9 кв.м., здания, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по <адрес>; признать незаконным бездействие ответчика по непредоставлению в Министерство культуры Омской области акта приемки ремонтных работ, выполненных в соответствии с государственными контрактами № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в здании, являющемся объектом культурного наследия, расположенного по <адрес>. Обязать ответчика выполнить ремонтно-реставрационные работы интерьера и экстерьера, а именно - реставрацию штукатурного слоя цоколя здания, ремонтные работы по восстановлению отмостки, восстановление штукатурного слоя на кирпичных стенах, ремонт кровли с восстановлением водосточных труб, а также ремонт следующих внутренних помещений: на первом этаже, литера «А» - №№ 1,2, 5-13, 16, 17, 20, 21, 24- 33; на втором этаже: помещения № 1 площадью 18,4 кв.м., № 2 площадью 13,9 кв.м., № 3 площадью 3,4 кв.м., № 4 площадью 2,4 кв.м., № 5 площадью 25,3 кв.м., № 16 площадью 7,9 кв.м., здания, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по <адрес> В судебном заседании помощник прокурора города Омска - Васильева С.А. требования, изложенные в п. 1 и п. 3 уточненного искового заявления поддержала в полном объеме. Требование, изложенное в п. 2 уточнила, просила признать незаконным бездействие ответчика по согласованию выполненных ремонтно-реставрационных работ в соответствии с охранным обязательством с Министерством культуры Омской области. Представитель ответчика - Гостева М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что в период с 2007 г. по 2008 г. в рамках исполнении охранного обязательства № от ДД.ММ.ГГГГ ФГОУ ВПО «ОмГАУ» проводились ремонтно-реставрационные работы (интерьера и экстерьера) здания, являющегося объектом культурного наследия регионального значении, расположенного по <адрес>, в соответствии со следующими документами: государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ и государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ администрация ФГОУ ВПО «ОмГАУ» обратилось в Министерство культуры Омской области для финансирования охранных мероприятий. Денежных средств Омской областью для ремонтно-реставрационных работ выделено не были и университет за счет собственных средств проводил ремонтные работы через заключение государственных контрактов с подрядными организациями. Кроме того, ФГОУ ВПО «ОмГАУ» не является единственным правообладателем данного объекта, в связи с тем, что данное здание по своему целевому назначению является жилым домом, часть помещений в доме в установленном законом порядке была приватизирована гражданами РФ. В соответствии с выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в собственности физических лиц находятся следующие квартиры: 10, 12, 18, 19, 20, 21, университет в свою очередь является лишь балансодержателем данного объекта и фактически использует только его часть. При этом также указала, что в перечне работ указаны как работы по капитальному ремонту, так и по текущему ремонту. ФГОУ ВПО «ОмГАУ» обязано выполнять работы только по текущему ремонту за счет собственных средств. Таким образом, ремонт кровли, монтаж водосточных труб относятся к капитальному ремонту, который ФГОУ ВПО «ОмГАУ выполнять не обязан. Также пояснила, что выполненные работы по государственным контрактам в настоящее время не приняты и не согласованы Министерством культуры Омской области. Представитель Министерства культуры Омской области - Соглаева Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала отзыв на исковое заявление согласно которому, дом ..., 1914-1916г., расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, решением Малого совета Омского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № "О поставке на государственный учет и охрану памятников истории и культуры Омской области" объявлен памятником истории и культуры, принят на государственный учет и охрану. На объект культурного наследия - Дом ..., 1914-1916г., ДД.ММ.ГГГГ выдан паспорт. ДД.ММ.ГГГГ с ФГОУ ВПО "ОмГАУ» Министерством заключено охранное обязательство №. Согласно п.2 охранного обязательства от ДД.ММ.ГГГГ № ФГОУ ВПО "ОмГАУ" обязалось обеспечить режим содержания памятника, а также ремонтно-реставрационные, консервационные работы, предусмотренные актом технического состояния, а также предписаниями госоргана. Акт технического состояния памятника фиксирует состояние памятника в момент принятия охранного обязательства и является неотъемлемой частью охранного обязательства. Как следует из акта технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории № от ДД.ММ.ГГГГ № в целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования пользователь обязан провести следующие работы: проведение ремонтно-реставрационных работ интерьера и экстерьера дома: реставрация штукатурного слоя цоколя здания, ремонтные работы по восстановлению отмостки, восстановление штукатурного слоя на кирпичных стенах, ремонт кровли с восстановлением водосточных труб, ремонт внутренних помещений. Срок исполнения 2007- 2008 г.г.; благоустройство прилегающей территории: устранение захламления прилегающей территории. Срок исполнения - 2009 г. В указанные в охранном обязательстве сроки, работы по сохранению объекта культурного наследия ответчиком не выполнены. Таким образом, считает, что требования прокурора города Омска о признании незаконным бездействий ответчика по невыполнению ремонтно-реставрационных работ интерьера и экстерьера, а именно - реставрации штукатурного слоя цоколя здания, ремонтные работы по восстановлению отмостки, восстановления штукатурного слоя на кирпичных стенах, ремонта кровли с восстановлением водосточных труб, ремонта внутренних помещений: на первом этаже, литер "А" - № 1,2,5-13,16,17,20,21,24-33; на втором этаже: помещений №1 площадью 18,4 кв.м., № 2 площадью 13,9 кв.м., № 3 площадью 3,4 кв.м., № 4 площадью 2,4 кв.м., № 5 площадью 25,3 кв.м., № 16 площадью 7,9 кв.м., здания, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по <адрес>, считает обоснованными. Поскольку в указанные в охранном обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ № сроки указанные виды работ ответчиком не выполнены. Требования о признании незаконным бездействий ответчика по непредставлению в Министерство акта приемки ремонтных работ, выполненных в соответствии с государственными контрактами № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в здании, являющемся объектом культурного наследия, расположенного по <адрес>, считает необоснованными, в связи с тем, что истец исключил из искового заявления требования о признании незаконным бездействия по невыполнению ремонтно-реставрационных работ и об обязании выполнить ремонтно-реставрационные работы внутренних помещений здания, расположенных на 2 этаже кабинеты № 6,7,8, состоящий из 2 помещений № 3,4, и 9-13, 14,15,17,18-20. На сегодняшний день ФГОУ ВПО "ОмГАУ» обратился в Министерство с просьбой принять выполненные работы на указанных помещениях. Требования об обязании ФГОУ ВПО "ОмГАУ» выполнить ремонтно-реставрационные работы интерьера и экстерьера, а именно - реставрации штукатурного слоя цоколя здания, ремонтные работы по восстановлению отмостки, восстановления штукатурного слоя на кирпичных стенах, ремонта кровли с восстановлением водосточных труб, ремонта внутренних помещений: на первом этаже, литер "А" - № 1,2,5-13,16,17,20,21,24-33; на втором этаже: помещений №1 площадью 18,4 кв.м., № 2 площадью 13,9 кв.м., № 3 площадью 3,4 кв.м., № 4 площадью 2,4 кв.м., № 5 площадью 25,3 кв.м., № 16 площадью 7,9 кв.м., здания, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по <адрес>, считаем обоснованными, просит их удовлетворить. Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области - Новоселов Д.В., действующий на основании доверенности в деле, в судебном заседании пояснил, что в случае установления судом нарушений обязательств ответчиком по охранному обязательству, просит удовлетворить исковые требования. Заслушав истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ст. 44 Конституции каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом ( ч. 3 ст. 2 ФЗ). Согласно ст. 6 ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом. Судом установлено, что многоквартирный жилой дом, литера А, расположенное по <адрес>, находится в федеральной собственности, является памятником истории и культуры регионального значения на основании решения Малого совета Омского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. Балансодержателем данного дома является ФГОУ ВПО «ОмГАУ», что подтверждается техническим паспортом и не оспаривалось сторонами. Согласно ст. 21 ФЗ на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Дом ... 1914 - 1916 г.г., расположенного по <адрес> является памятником истории и культуры, что подтверждается паспортом памятника от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 48 ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. Статьей 63 ФЗ предусмотрено, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону. Впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865. Пунктом 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением СМ СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 предусмотрено, что порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия. Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники. Согласно охранному обязательству № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на недвижимый памятник истории и культуры - Дом ... 1914 - 1916 г.г., расположенного по <адрес>, ФГОУ ВПО «ОмГАУ» являющегося пользователем памятника обязалось использовать данное здание под жилой дом, часть дома используется под административные помещения. Также ответчик обязался: обеспечить режим содержания памятника, а также ремонтно - реставрационные, консервационные работы, предусмотренные актом технического состояния, а также предписаниями Госоргана. Акт технического состояния памятника фиксирует состояние памятника в момент принятия охранного обязательства и является неотъемлемой частью настоящего охранного обязательства. Не производить без письменного разрешения Госоргана никаких работ по ремонту, побелке и покраске интерьеров, покрытых живописью и лепкой, а также предметов внутреннего оборудования, являющихся произведениями искусства. Производить за свой счет текущий ремонт памятника. Реставрационные работы проводить в сроки, указанные в прилагаемом акте, по проекту предварительно согласованному с Госорганом. При осуществлении реставрации, реконструкции, капитального ремонта здания - памятника до начала проектно - изыскательских работ получить у Госоргана по охране памятников архитектурно - реставрационное задание. Согласно акту технического состояния памятника, являющегося приложением к охранному обязательству № от ДД.ММ.ГГГГ, в целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования пользователь обязан в 2007 - 2008 г.г. провести ремонтно - реставрационные работы интерьера и экстерьера дома, в 2009 году благоустройство прилегающей территории. Министерством культуры по Омской области представлен перечень работ, необходимых выполнить в соответствии с данным актом технического состояния, а именно: реставрация штукатурного слоя цоколя здания, восстановление отмостки, восстановление штукатурного слоя на кирпичных стенах, ремонт кровли с восстановлением водосточных труб, ремонт внутренних помещений и благоустройство территории. Статьей 45 ФЗ предусмотрен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия физические и юридические лица, осуществлявшие научное руководство проведением указанных работ, сдают в трехмесячный срок со дня выполнения указанных работ в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, одновременно со сдачей руководителем работ отчетной документации в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Согласно разрешениям № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на производство ремонтно - реставрационных работ по памятнику истории и культуры, выданных Министерством культуры по Омской области, ФГОУ ВПО «ОмГАУ» было разрешено провести ремонтные работы помещений с заменой оконных переплетов с сохранением исторического рисунка оконного переплета в здании памятника истории и культуры «Дом ...» 1914 - 1916 г.г. При этом указано, что акт приемки работ необходимо предоставить до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно условиям государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ ФГОУ ВПО «ОмГАУ» в 2007 году выполнило следующие ремонтные работы - помещения планово-экономического отдела, расположенные на 2 этаже и состоящие из помещений №№ 6,7,8 (в соответствии с техническим паспортом) и кабинет № 17, расположенный на 2 этаже. Согласно условиям государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ ФГОУ ВПО «ОмГАУ» в 2007 году выполнило следующие ремонтные работы - помещения приемной, расположенные на 2 этаже и состоящие из 5 помещений №№ 9-13 (в соответствии с техническим паспортом) и кабинеты № 15, 16, расположенные на 2 этаже - согласно техническом паспорту, помещения №№ 14, 15. Согласно условиям государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ ФГОУ ВПО «ОмГАУ» в 2007 году выполнило следующие ремонтные работы - помещения отдела кадров, расположенные на 2 этаже и состоящие из 3 помещений №№ 18-20 (в соответствии с техническим паспортом) и кабинет № 8, состоящий их 2 помещений № 3, 4 (в соответствии с техническим паспортом), расположенный на 1 этаже. По настоящее время акты приемки работ, ответчиком не представлены, следовательно работы нельзя признать выполненными в соответствии с требованиями законодательства и условиями охранного обязательства. На основании чего, требования о признании незаконным бездействие ответчика по невыполнению ремонтно - реставрационных работ здания, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по <адрес> являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В связи с тем, что ответчик добровольно не устраняет нарушения противопожарного законодательства, прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском. Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. Здание, расположенное по <адрес> является памятником истории и культуры; балансодержателем данного здания является ответчик; охранным обязательством данного памятника предусмотрено выполнение ремонтных работ; работы, установленные охранным обязательством не выполнены, в связи с чем, создается опасность утраты объекта культурного наследия. Ввиду того, что в настоящее время работы, произведенные ответчиком не приняты Министерством культуры Омской области, выполнение этих работ нельзя признать выполненными в соответствии с требованиями законодательства и охранного обязательства, поэтому суд считает требования истца об обязании ответчика провести ремонтно - реставрационные работы здания, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по <адрес> согласно требованиям охранного обязательства № от ДД.ММ.ГГГГ законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь 194-199, 167 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие ФГОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет» по невыполнению ремонтно-реставрационных работ здания, являющего объектом культурного наследия, расположенного по <адрес>. Обязать ФГОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет» произвести ремонтно-реставрационные работы здания, являющего объектом культурного наследия, расположенного по <адрес> согласно требованиям охранного обязательства № от ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Омский областной суд через Первомайский районный суд города Омска. Решение вступило в законную силу 11.05.2011