Решение № 2-1496/2011 от 26.05.2011 по иску ИФНС по КАО г. Омска к Кулакову А.А. о взыскании земельного налога и пени



Гражданское дело № 2-1496/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Омск                                                                                                             26 мая 2011 года                                                         

Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи         Сактагановой Г.Н.

при секретаре     Евтушенко Н.А.,

с участием представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска - Некеришвили Н.А., действующей на основании доверенности от <данные изъяты>

ответчика Кулакова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска к Кулакову А.А. о взыскании земельного налога и пени,

установил:

           Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС по КАО г. Омска) обратилась в суд с иском к Кулакову А.А. взыскании земельного налога и пени.

В обоснование иска указано, что Кулаков А.А. в соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога с земельного участка с кадастровым номером . В соответствии со ст. 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Согласно ст. 3.2. Решения № 298 от 16.11.2005 «О земельном налоге на территории города Омска» на основании налоговых уведомлений, полученных не позднее 15 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом, физические лица, не имеющие статуса предпринимателей, вносят соответствующий платеж не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В установленные законодательством о налогах и сборах сроки уплату земельного налога не произвел. Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ плательщику выставлено требование об уплате налога от <данные изъяты>, которым было предложено уплатить земельный налог за 2009 год в размере 127 944 руб. 55 коп. и пени в размере 2 074 руб. 96 коп. в срок до <данные изъяты>. Со ссылкой на положения ст.ст.с 45, 48 Налогового кодекса РФ, руководствуясь ст.ст. 31, 48 Налогового кодекса РФ просят суд взыскать с Кулакова А.А. земельный налог за 2009 года в размере 127 944 руб. 55 коп. и пени в размере 2 074 руб. 96 коп.

В судебном заседании представитель истца Некеришвили Н.А. полностью поддержала исковые требования, а также доводы, изложенные в пояснениях к иску, в которых указала, что по данным Управления Росреестра по Омской области ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадюь <данные изъяты> кв.м., номер регистрации права собственности от 28.01.2008, размер доли в праве 33,91160000. На основании ст. 391 Налогового кодекса РФ, Федерального закона № 141-ФЗ, Управление Росреестра по Омской области предоставило в ИФНС по КАО г. Омска сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию с 01.01.2008 по 31.12.2009 в размере 25 153 751 руб., что явилось налогооблагаемой базой для исчисления земельного налога. В соответствии с представленными сведениями наименование категории земли - прочие земельные участки, соответственно и ставка налога применена равной 1,5%. Действующее законодательства не дает право налоговому органу проводить правовую экспертизу поступивших сведений из Управления Росреестра по Омской области. Исходя из вышеизложенного, инспекцией начислен земельный налог на 2009 год в соответствии со ст. 393 Налогового кодекса РФ. Просит иск полностью удовлетворить.

Ответчик Кулаков А.А. исковые требования не признал, указав, что действительно не оплатил земельный налог за 2009 года, который подлежит оплате, он получал уведомления и требование налогового органа, но он не согласен с размером налога за 2009 год. Изначально он указал, что кадастровая стоимость земельного участка, сособственником которого он является, должна осуществляться на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района <данные изъяты>», согласно которому кадастровая стоимость его участка составляет 5 065 руб. 42 коп. Позже ответчик поддержал ходатайство о приостановлении производства по делу, в котором указал, что земельный налог за 2009 год рассчитан неверно, поскольку кадастровая стоимость, исходя из которой определяется размер налоговых обязательств, является ошибочной. Расчет кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к виду разрешенного использования № 9 (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, к коим относится земельный участок Ответчика), был осуществлен в процессе проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района <данные изъяты> на основании статистически значимой экспоненциальной модели по соответствующей формуле. Для проверки правильности расчета, внесенного в государственный кадастр недвижимости, он обратился к услугам специалиста в области оценочной деятельности и из представленного ему заключения специалиста от 24.05.2011 № 234/11 сделал вывод, что земельный налог за 2009 год должен составлять 5 460 руб. 14 коп. Просит в иске отказать.

Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Согласно ч. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Из п. 1 ч. 1 ст. 394 НК РФ (в редакции действовавшей по 31.12.2009) следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, - 1,5% - в отношении прочих земельных участков.

Согласно ст. 3.2. Решения Омского городского Совета № 298 от 16.11.2005 «О земельном налоге на территории города Омска» (действовавшей в данной редакции до 01.01.2011) на основании налоговых уведомлений, полученных не позднее 15 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом, физические лица, не имеющие статуса предпринимателей, вносят соответствующие платежи не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

       В силу ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Аналогичные положения содержатся и в ст. 69 НК РФ.

           Из материалов дела следует, что Кулаков А.А. являлся в 2009 году сособственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного на землях поселений по адресу: <адрес> (л.д. 16).

      ИФНС по КАО г. Омска 23.04.2010 направлено налоговое уведомление № на уплату физическим лицом Кулаковым А.А. земельного налога за 2009 год в сумме 27 944 руб. 55 коп. (л.д. 8).

За неуплату налога в установленный законодательством срок ответчику начислены пени в размере 2 074 руб. 96 коп.

На основании ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ ИФНС по КАО г. Омска Кулакову А.А. направила требование № 233536 об уплате земельного налога и пени по состоянию на 10.08.2010. Для исполнения требований установлен срок 19.09.2010 (л.д. 49-52).

           В соответствии с п.п. 1, 7 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

           В силу ч.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.       

Пунктом 4 ст. 397 НК РФ (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 28.11.2009 № 283) предусмотрено, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Статья 392 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности. В п. 2 ст. 244 ГК РФ закреплено два вида общей собственности: долевая и совместная. Общая собственность является долевой, кроме тех случаев, когда законом предусмотрено образование на это имущество совместной собственности (ст. 256 ГК РФ - общая собственность супругов; ст. 257 ГК РФ - собственность крестьянского (фермерского) хозяйства). При долевой собственности каждому из участников принадлежит определенная доля. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

ФНС РФ подчеркивает, что при исчислении земельного налога доля налогоплательщика в праве на земельный участок должна применяться к кадастровой стоимости земельного участка, а не к не облагаемой налогом сумме.

НК РФ не дает нам понятия кадастровой стоимости и в вопросах ее определения отсылает нас к земельному законодательству. Ст. 66 Земельного кодекса РФ определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такой оценки установлен Правительством в правилах проведения государственной кадастровой оценки земель. А в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Информация о кадастровой стоимости содержится в государственном кадастре недвижимости, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Согласно ч. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи (касающимся организаций и индивидуальных предпринимателей), налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Управлением Росреестра по Омской области представлена в налоговый орган информация о кадастровой стоимости земельного участка равной сумме 25 153 751 руб., что явилось налогооблагаемой базой (л.д. 9). При этом представлены сведения о размере доли принадлежащей Кулакову А.А. - 33,91160000.

С учетом изложенного, суд считает, что размер земельного налога ИФНС по КАО г. Омска в отношении доли в праве общей долевой собственности, принадлежавшей Кулакову А.А., на земельный участок с кадастровым номером , рассчитан верно и ввиду неоплаты его ответчиком подлежит взысканию с последнего в полном объеме.

Статьей 75 НК РФ установлено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

         Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

        Суд считает, что требования о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 127 944 руб. (сто двадцать семь тысяч девятьсот сорок четыре) руб. 55 коп. и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 2 074 руб. 96 коп. подлежат удовлетворению, поскольку ответчиком не представлены доказательства исполнения обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством, а также уплаты пени.

        В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 3 800 руб. 39 копеек.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому АО г. Омска удовлетворить.

Взыскать с Кулакова А.А. земельный налог за 2009 год в размере 127 944 руб. (сто двадцать семь тысяч девятьсот сорок четыре) руб. 55 коп.., пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 2 074 (две тысячи семьдесят четыре) руб. 96 коп.

Взыскать с Кулакова А.А. государственную пошлину в местный бюджет в размере 3 800 (три тысячи восемьсот) руб. 39 коп.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Омска.

Судья                       Г.Н. Сактаганова

Решение вступило в законную силу 29.06.2011

.

.

.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200